Дом в облаках

Архитектурная мастерская Сергея Эстрина разработала дизайн-проект пентхауса, расположенного в небоскребе «Город столиц», на территории ММДЦ «Москва-Сити». Работая с этим пространством авторы черпали вдохновение в архитектуре высотного здания и в захватывающих дух панорамах, которые открываются с его верхних этажей.

Автор текста:
Татьяна Шовская

03 Сентября 2012
mainImg
Архитектор:
Сергей Эстрин
Мастерская:
Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
Проект:
Пентхаус в «Москва-Сити»
Россия, Москва, Пресненская наб., д. 8, cтр. 1

Авторский коллектив:
Архитекторы: Сергей Эстрин, Владимир Пасынков

2011
Пентхаус, над образом которого работал Сергей Эстрин, расположен на 76-м этаже жилого комплекса «Город столиц». Архитектор получил заказ на разработку дизайн-проекта только гостевой зоны этой квартиры – помещения общей площадью 450 квадратных метров, в котором три стены из четырех имеют панорамное остекление. Открывающийся отсюда вид на Москву особенно эффектен по вечерам, когда огни машин прочерчивают структуру мегаполиса со всеми его средневековыми кольцами и лучами. Так что совсем не удивительно, что заказчик попросил сделать интерьер сдержанным – гостей, по его замыслу, ничто не должно было отвлекать от созерцания вечно бурлящего города.

«Отведя виду из окна главную роль в этом интерьере, мы стремились увязать раскрытое вовне пространство с архитектурой самого здания, подчеркнуть, что речь идет именно о небоскребе», – рассказывает Сергей Эстрин. Массивные несущие колонны квадратного сечения идеально подошли для решения этой задачи: они облицованы плитами травертина, которые сдвинуты друг относительно друга таким образом, что опоры кажутся сложенными из отдельных сегментов-кубов. В такой композиции легко узнается силуэт самого «Города столиц» – небоскреба, который как будто составлен из отдельных стеклянных блоков, смещенных относительно центральной оси.

Нарочито неровная, «циклопическая» кладка, игра асимметричных углублений и выступов, недвусмысленно апеллирующая к архаике и древней руине, стала одной из главных тем этого интерьера. Уступами углубляется дно бассейна – сверху ему отвечают деревянные пластины потолка. Но главным акцентом темы стала несущая стена. Архитектор вспоминает, что ее оформление было едва ли не самым сложным в проекте. Первоначальный замысел состоял в том, чтобы отделать стену ржавым железом, причем не искусственно подржавленным, а настоящим, слоящимся, однако найти такой материал в достаточном количестве оказалось почти невозможно, поэтому вместо металла архитекторы использовали опалубочную фанеру с пластичной массой (на основе штукатурки), покрытой сусальной медью. Медь была выдержана на воздухе для ее окисления и затем покрыта матовым лаком. Причем каждый фрагмент получил собственную текстуру. Богатый рельеф и сложная фактура теплого оттенка делают стену похожей на остаток древнего дворца, где множество декоративных наслоений слилось в единую массу, оживающую по утрам, когда блики восходящего солнца (пентхаус ориентирован на восток) усиливают ее золотистое свечение.

Пентхаус в «Москва-Сити». Реализация, 2011 © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
Пентхаус в «Москва-Сити». Реализация, 2011 © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
Вторая тема, не менее важная для архитектурного решения – плоскость: тонкая, гладкая и блестящая граница, похожая на силовое поле, полная противоположность брутальному рельефу впадин и выступов. Ее сила – покой. Ее представители: стекло внешнего контура; прозрачная водная гладь бассейна, расположенная на одном уровне с паркетом. И плоскость пола, не нарушаемая ничем, даже биокамином, оформленным заподлицо как эффектный fireplace: языки пламени будут появляться прямо над поверхностью, образуя изысканный и дорогой вариант костра.



Пентхаус в «Москва-Сити». Реализация, 2011 © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
Плоскость, в противовес архаике рельефного камня, отвечает за современность с ее взлетом до небес и качеством поверхностей. А напряжение, неизбежно возникающее между золотистой брутальностью «древности» и прозрачным блеском «современности», становится главным сюжетом пространства. Надо сказать, что этот сюжет почти неизбежен для пентхаусов, которые на протяжении более чем столетней истории жанра совмещали извечное человеческое желание роскоши и с демонстрацией современных технических возможностей. Ответ Сергея Эстрина предельно артикулирован, он акцентировал контраст между дворцом и небоскребом, построив на нем свою архитектурную мизансцену. Получился своего рода «дворец в небоскребе».



Пентхаус в «Москва-Сити». Реализация, 2011 © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
Сложное и множественное освещение пентхауса задумано так, чтобы вторить по вечерам бесчисленным огням за его окнами. Подсвечен рельеф стены, пластины потолка, но особенно интересны металлические колоны, поставленные в импостах остекления. Они собраны из цилиндров перфорированного металла, а внутри них установлены LED-лампы, позволяющие менять цвет оконных «переплетов». Эти колонны – тоже частички «дворца», но за счет орнамента не брутальные, а скорее кружевные вставки в стекло.



Блики света подчеркивают игру масс и плоскостей, вторя огням большого города, суетящегося где-то далеко внизу. И становится понятно, что самый важный акцент в архитектурном спектакле этого интерьера – гигантская, немыслимая, захватывающая дух высота.
Пентхаус в «Москва-Сити». Реализация, 2011 © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
Пентхаус в «Москва-Сити». Реализация, 2011 © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина


Архитектор:
Сергей Эстрин
Мастерская:
Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
Проект:
Пентхаус в «Москва-Сити»
Россия, Москва, Пресненская наб., д. 8, cтр. 1

Авторский коллектив:
Архитекторы: Сергей Эстрин, Владимир Пасынков

2011

03 Сентября 2012

Автор текста:

Татьяна Шовская
Технологии и материалы
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Сейчас на главной
По принципам каллиграфии
Художественная галерея в уезде Шуян посвящена традиционно развитому там искусству каллиграфии. Авторы проекта – Архитектурный проектно-исследовательский институт Чжэцзянского университета.
Дизайн вычитания
Новый флагманский магазин Uniqlo Tokyo по проекту Herzog & de Meuron – реконструкция торгового центра 1980-х, где из-под навесных потолков и декора извлечена его элегантная бетонная конструкция.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Градсовет удаленно 5.08.2020
Члены градсовета нашли голландский проект центра сказок Пушкина оскорбительным, а высотный жилой массив без лоджий и балконов – отвечающим запросам времени.
Летящий
Проект кампуса High Park университета ИТМО, который в Петербурге запланирован как аналог московского Сколково, разработанный «Студией 44», очень масштабен и пассионарен. Его ядро – учебный центр, трактован как авангардная композиция на тему города с улицами и campo с ратушной башней, парк напоминает о лучах главных улиц Петербурга, а если посмотреть сверху, то весь комплекс похож на материнскую плату в четерьмя, как минимум, процессорами. В конструкции учебного корпуса обнаруживается даже воспоминание об СКК. В проекте много смыслов, аллюзий, и все они объединены пластической энергетикой, которой позавидовал бы адронный коллайдер.
Эффект диафрагмы
Для жилого комплекса в Пушкино бюро «Крупный план» придумало фасады, регулирующие поток света при помощи геометрии стены.
Лужайка взлетает
Так как онкологический центр Мэгги занял последний кусочек газона в больнице Лидса, его архитекторы Heatherwick Studio превратили крышу своего здания в роскошный сад: как будто прежняя лужайка поднялась над землей.
СПбГАСУ-2020. Часть II
Пять выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Константина Самоловова и Константина Трофимова: wow-эффекты для «Тучкова буяна», подробная программа для арт-кластера, остроумное приспособление руин, а также взгляд с Луны на нижегородскую Стрелку.
Летающий форум
Архитекторы MVRDV выиграли конкурс на мастерплан района в центре Карлсруэ: градостроительную ось дворца XVIII века замкнет «летающий» общественный форум с садом на крыше.
СПбГАСУ-2020. Часть I.
Семь выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Ирины Школьниковой и Дениса Романова: геймдев-студия и модный кластер на фабрике «Красное знамя», возобновляемые источники энергии для Крыма, а также альтернативный «Тучков буян» и экологичное пространство на месте заброшенного манежа в Пушкине.
Алюминиевые лепестки
Олимпийский и паралимпийский музей США в Колорадо-Спрингс по проекту Diller Scofidio + Renfro равно рассчитан на посетителей с любыми физическими возможностями.
Комфортный город в себе
Казалось бы, такое невозможно среди человейников, неритмично чередующихся со старыми дачами. И между тем жилой комплекс на территории бизнес-парка Comcity предлагает именно комфортную среду среднего города: не слишком высокую и умеренно-приватную, как вариант идеала современной урбанистики.
Форум на холме
Недалеко от Штутгарта по проекту бюро Дэвида Чипперфильда полностью завершен культурный центр Carmen Würth Forum: теперь там открылись музей и конференц-центр.
Градсовет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Критика единомышленников
Foster + Partners, одни из инициаторов-подписантов экологического архитектурного манифеста Architects Declare, подверглись критике за два недавних проекта «курортных» аэропортов для Саудовской Аравии, так как авиасообщение считается самым разрушительным для окружающей среды видом транспорта.
Архитектура в объективе: 14 фотографов
Мы собирали эту коллекцию два месяца: о начале увлечения архитектурой как предметом фотографирования, об историях профессиональной карьеры и о недавних проектах, о пользе сетей для поиска заказчиков – но и о традиционном отношении к фотографии. Российские архитектурные фотографы рассказывают о себе и делятся опытом. Всё это в контексте обзора instagram-аккаунтов, но не ограничиваясь им.
Городок у старой казармы
Бюро melix воссоздает атмосферу старого Оренбурга в проекте жилого комплекса у Михайловских казарм – важного городского памятника, пришедшего в упадок. Проект победил в конкурсе, проведенном городской администрацией и теперь ищет инвестора.
Мозаика этажей
Жилой комплекс Etaget по проекту архитекторов Kjellander Sjöberg встроен в сложившуюся застройку центральной части Стокгольма, имитируя «город в городе».
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Второе дыхание «революционного движения профсоюзов»
Архитекторы KCAP и Cityförster представили проект реконструкции в Братиславе конгресс-центра Дома профсоюзов и прилегающей территории: они планируют вернуть жизнь на историческую площадь, в начале 1980-х превращенную в позднемодернистский «плац» с транспортной развязкой.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Старые стены
Восьмиэтажный кирпичный склад на чугунном каркасе в Манчестере превращен архитекторами Archer Humphryes в самый большой британский апарт-отель.
Агент визуальной устойчивости
Сравнительно небольшой дом на границе фабрики «Большевик» сочетает два противоположных качества: дорогие материалы и декоративизм ар-деко и крупную, несколько даже брутальную сетку фасадов с акцентом на пластинчатом аттике.
Деревянный треугольник
У вокзала в Ассене на севере Нидерландов нет главного фасада: он соединяет части города, а не разделяет их. Авторы проекта – бюро Powerhouse Company и De Zwarte Hond.
Пресса: Рейтинг экспертов в сфере урбанистики
Центр политической конъюнктуры (ЦПК) по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) составил первый публичный рейтинг экспертов. Представляем вашему вниманию Топ-50 наиболее авторитетных и влиятельных экспертов в сфере урбанистики.
Новый двор
Термы, руины и городской лабиринт – предложения для Никольских рядов, разработанные в рамках форсайта, организованного журналом «Проект Балтия».
Белая площадь
Площадь Единства в центре Каунаса из парадной территории превратилась согласно проекту бюро 3deluxe во многофункциональное пространство, рассчитанное на самых разных горожан, от любителей скейтбординга до родителей с маленькими детьми.
Долгосрочная устойчивость
Архитекторы MVRDV представили проект реконструкции своей знаменитой постройки – павильона Нидерландов на Экспо в Ганновере, пустовавшего 20 лет.
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.