Новый российский офис компании Philip Morris находится в бизнес-центре «Легенда Цветного». Его общая площадь составляет около 9 тысяч квадратных метров, которые заказчик хотел превратить в пространство, не только удобное для работы и проведения деловых встреч, но и максимально не похожее на стандартный офис с длинными коридорами и множеством дверей. Реализовать этот замысел руководство Philip Morris сразу предложило архитектору Сергею Эстрину – предыдущие проекты мастерской убедили заказчика в том, что он обращается точно по адресу. И Эстрин действительно создал для холдинга офис, наполненный пространственными интригами.
Работа над офисом табачной компании оказалась для архитектора нетривиальным вызовом, прежде всего, с точки зрения идеологии будущего интерьера. Ведь обычно основой художественного образа пространства штаб-квартиры становится деятельность корпорации или продукция, которую та производит, но в случае с сигаретами и сигаретными пачками все очень не однозначно – использовать их изображения в качестве элемента декора нельзя, так как это может быть расценено как пропаганда курения. С другой стороны, Эстрину не хотелось и полностью игнорировать эту тематику, поэтому он и его коллеги искали «полутона» – придумывали и подбирали детали, которые могли бы косвенно рассказать о деятельности Philip Morris.
Пожалуй, наиболее красноречивы в этом смысле светильники, используемые во входной зоне, основных коридорах, зонах отдыха и переговорных. Они выполнены из белого матового стекла и имеют не только характерную вытянутую цилиндрическую форму, но и боковые заглушки более темного цвета, напоминающие спрессованный измельченный табак. Для освещения главной переговорной, а также транзитных зон (входного вестибюля, ресепшн, главного коридора) архитекторы используют сразу несколько рядов таких светильников, располагая их в шахматном порядке и тем самым подчеркивая постоянное движение в этих частях офиса. Внутренние коридоры, по которым ходят, в основном, лишь сотрудники конкретных департаментов, освещены такими же «торпедами», но уже выстроенными в одну цепочку, – по словам Сергея Эстрина, это помогает лучше ориентироваться в пространстве и при этом не слишком сильно выделяет проходы в общей структуре офиса.
Цветовая палитра офиса также ненавязчиво связана с главным героем бизнеса Philip Morris – табаком. Комбинации светло- и темно-коричневых тонов с характерным матовым оттенком присутствуют как в отделке стен, так и в оформлении полов и потолков – создавая «бленды» разной степени «крепости», архитекторы получают пространство, стильное в своей терпкости. «Одним из источников вдохновения для нас, конечно, был легендарный ковбой Мальборо и все, что с ним связано, но в современном интерьере мы оставили лишь легкий намек на эту суровую стилистику», – говорит Сергей Эстрин.
Одной из главных задач архитекторов, как уже говорилось, было уйти от коридорной системы с ее заданной линейностью. Избавиться от монотонных проходов помог не только отказ от кабинетов в пользу оупенспейса, в который островками интегрированы переговорные, зоны отдыха и небольшие курительные комнаты с собственной вытяжкой, но и целый ряд декоративных приемов. Прежде всего, это использование прозрачных перегородок, которые архитекторы размещают под различных углом, тем самым ломая перспективу коридоров. Для того, чтобы сделать их более осязаемыми, авторы наносят на стекло матовый рисунок в виде карты Москвы, а часть прозрачных стен делают с эффектом битого стекла, заставляя свет преломляться и играть в бесчисленных трещинках.
Еще большую экспрессию коридорам придает напольное покрытие, собранное из многоугольных фрагментов ковролина разных оттенков. Кажется, что одни проходы прорезает молния, а пол других состоит из льдин, расколовшихся на множество отдельных фрагментов. Все вместе это создает ощущение динамичного пространства, логика и структура которого не считываются с первого взгляда. «В этом интерьере мы стремились сочетать зоны, инициирующие движение и быстроту принятия решений, с пространствами, словно замедляющими действительность и располагающими к тому, что сделать паузу, – говорит Сергей Эстрин. – Мне кажется, в этом и состоит главный смысл курения: иметь в течение дня несколько законных поводов для остановки. И хотя я давно уже не курю, в облике штаб-квартиры Philip Morris мне хотелось передать это настроение – работы и жизни, в которой есть место для перекура».