Сергей Эстрин: Мне интересно работать в городе, который развивается как творческий организм

Для «Архитектурной мастерской Сергея Эстрина» наступивший год стал переломным: этой зимой компания выиграла сразу пять крупных тендеров, что стало поводом для расширения ее штата и офиса. Об этих переменах и планах на более отдаленное будущее мы беседуем с самим Сергеем Эстриным.

mainImg
Архитектор:
Сергей Эстрин
Мастерская:
Архитектурная мастерская Сергея Эстрина http://www.estrin.ru/
Архи.ру: Отметив в прошлом году десятилетие мастерской, вы поставили перед собой задачу вывести компанию на новый уровень?

Сергей Эстрин:
Вы знаете, я всегда немного стесняюсь подобных формулировок. С ваших слов получается, что я сел и принял такое волевое решение: все, переходим на новый уровень. Нет, это в известном смысле происходит само собой, являясь естественным следствием нашей работы, нашего подхода к ней, если угодно. Проекты, созданные нашей мастерской, отличает неизменно высокое качество и индивидуальность, кроме того мы способны работать в сжатые сроки и очень разумно осваивать бюджет заказчика. Все вместе это заставляет клиентов возвращаться к нам вновь и вновь, а также рекомендовать нас своим партнерам, что автоматически приводит к увеличению числа заказов. И эта ситуация тоже не вдруг случилась – просто какое-то время мы умудрялись разводить этапы работы над проектами, для одного делая эскизы, для другого рабочую документацию, над третьим осуществляя авторский надзор. Но когда в декабре прошлого года мы выиграли пять тендеров подряд, стало понятно, что наша слаженная команда с таким объемом работы уже не справится.

Архи.ру: Насколько увеличился штат мастерской?

С.Э.:
Мы взяли на работу семь новых архитекторов и одного менеджера проектов, так что теперь в компании в общей сложности работает 30 человек. При этом мы принципиально не приглашали ГАПов со стороны. Это наше правило – дать дорасти до статуса главного архитектора проектов своим сотрудникам, и уже они, в свою очередь, набирают к себе в бригады нужных им проектировщиков.

Архи.ру: Как вам удалось расширить свой офис без переезда на новое место?

С.Э.:
Это везение, за которое я благодарен судьбе, поскольку очень люблю район Малой Дмитровки, где мы работаем с момента основания мастерской. Переезжать из этого очаровательного тихого центра Москвы я не хотел категорически, поэтому очень долгое время мы жили в довольно стесненных условиях. Помещение рядом с нами, в соседнем подъезде, освободилось еще несколько месяцев назад, и мы присматривались к нему несколько раз, но, скажу честно, оно смущало нас своей крайне нерациональной планировкой и недостатком дневного света. А потом я подумал: почему бы не отнестись к этому как к творческому вызову? И, знаете, так бывает: стоит изменить угол зрения, взяться за работу – и все складывается само собой. Мы очень быстро сделали проект реконструкции этого пространства, подобрали отделочные материалы и светильники, так же быстро сделали ремонт и вот он, наш новый офис: светлый, стильный, гармоничный и, по-моему, прекрасно иллюстрирующий наш подход к организации рабочего пространства.

Присоединение этих помещений позволило нам увеличить площадь офиса более чем в два раза. В общей сложности мы создали 20 новых рабочих мест, то есть теперь даже имеем определенный задел на будущее. Конечно, это не значит, что 12 компьютеров будут пустовать в одном углу в ожидании будущих сотрудников – наоборот, мы равномерно распределили архитекторов по обеим частям офиса так, чтобы они могли общаться, обмениваться опытом, быть в курсе всех проектов, над которыми в настоящий момент работает мастерская.

Архи.ру:  Какими качествами должен обладать архитектор, чтобы получить возможность работать у вас?

С.Э.:
Почти всем профессиональным навыкам человека, получившего архитектурное образование, можно научить. Поэтому главное, что я хочу видеть в будущем сотруднике, это то, что на него можно положиться. Я с большим уважением отношусь к архитекторам, признающим, что они чего-то не знают, и очень не люблю нытиков, которые сами не понимают, для чего утром приходят на работу. В общем, не открою америк, если скажу, что самое ценное качество сотрудников – это ответственность и осознанный подход к работе.

Архи.ру: Какие именно выигранные тендеры подвигли вас на расширение штата и офиса?

С.Э.: Выиграли тендер на обустройство общественных зон для башни «Евразия» в «Москва-Сити», предложив заказчику концепцию, предусматривающую оформление этой части небоскреба в виде лесного массива. Получили заказы на проектирование центрального офиса компании «Леруа Мерлен» и Первой грузовой компании, а также нового института Visual Care нашего давнишнего клиента – компании Johnson&Johnson. Плюс только что закончили сразу три варианта концепции офиса площадью 20 тысяч квадратных метров для ОАО «НЛМК». Чрезвычайно интересная для нас работа – проект агротуристического комплекса в Подмосковье. На участке площадью 140 гектар мы размещаем множество самых разных функций – гостевые дома и гостиница, спа-комплекс, спортивные объекты, ресторан и т.д. Это новый для нас опыт масштабной градостроительной работы.

zooming
Проект интерьера офиса Первой грузовой компании
zooming
«Волна» (жилой интерьер в «Москва-Сити», 2012 г) © АМСЭ
zooming
Офис компании «Трансаэро»

Архи.ру: После многих лет работы почти исключительно в жанре интерьеров в портфолио вашей мастерской появилось сразу несколько объемных проектов.

С.Э.:
Строго говоря, организуя собственное бюро, я не собирался заниматься преимущественно интерьерами. Наоборот, с самого начала я и моя команда стремились развивать два направления параллельно – интерьеры и объемное проектирование, – но так сложилась жизнь, что первое время интерьеры действительно превалировали. Возможно, в том числе и потому, что раньше мы больше сопротивлялись предложениям работать где-то вне столицы: на выезды за пределы Москвы времени и человеческих ресурсов банально не было. Сейчас, когда наши старые заказчики все чаще возвращаются к нам, география и типология нашей работы расширяются сами собой. Плюс, если говорить об объемном проектировании, в регионе построить объект проще, чем убить в Москве годы жизни на его согласование и переделки.
Проект интерьера общественных зон для башни «Евразия» в «Москва-Сити»

Архи.ру: Ваш  жилой дом в Новороссийске, удостоенный в прошлом году нескольких профессиональных наград, является  очень сложным объектом с точки зрения используемых конструкций и материалов. Не боитесь, что если в Москве качество строительства оставляет желать лучшего, то в регионах дело с этим обстоит еще хуже?

С.Э.:
К реализации этого объекта мы привлекаем лучшие компании, в том числе зарубежные, которых интересует возможность выйти на рынок Краснодарского края. Я уверен, что вопрос качества строительства решаем – и географическое расположение объекта здесь играет отнюдь не решающую роль.
zooming
«Волна» (жилой интерьер в «Москва-Сити», 2012 г)

Архи.ру: Какие типологии вам наиболее интересны сейчас как архитектору? За какими зданиями, на ваш взгляд, будущее архитектуры?

С.Э.:
Развитие общества, мне кажется, обещает архитекторам много интересного. Многие предсказывают зеленое, насквозь экологичное и инновационное будущее. Но, возможно, комфорт будет ассоциироваться не только с зелеными зонами. Сам город будет развиваться как творческий организм – и давать людям принципиально новые возможности для самовыражения. И это может и должно стать спецификой городов – Лондон и Нью-Йорк, например, уже идут по этому пути.

Архи.ру: Нью-Йорк, Лондон – допускаю. Но Москва?..

С.Э.:
А почему бы и Москве не попробовать? Финансовый центр из нее не получается, промышленный уже не получился. Транспортная стоянка? Но ведь это как-то маловато для столицы нашей родины. Мы живем на заре интеллектуальной эпохи, когда меняется сам характер занятости городского человека. Рабочее место обрастает новыми функциями, и именно оно, еще больше, чем раньше, занимает центральное место в жизни человека – мне как архитектору чрезвычайно интересно думать об этом, что называется, с карандашом в руках. Даже если мои эскизы не пригодятся, интересно будет взглянуть на них через несколько лет и сравнить с той средой, которая возникнет в городе.
Проект агротуристического комплекса в Подмосковье
Проект агротуристического комплекса в Подмосковье
Сергей Эстрин. Фотография предоставлена «Архитектурной мастерской Сергея Эстрина»
Архитектор:
Сергей Эстрин
Мастерская:
Архитектурная мастерская Сергея Эстрина http://www.estrin.ru/

26 Марта 2013

Технологии и материалы
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Сейчас на главной
Связь прошлого и настоящего
Реконструкции исторических зданий под современный офис редко бывают деликатными по отношению к наследию. Но в проекте редевелопмента исторического здания Телеграфа в Санкт-Петербурге под офис российской IT-компания «ЭР-Телеком» архитекторы UNK corporate interiors смогли найти способ сохранить и бережно инсталлировать в новое пространство оригинальные детали интерьера. Конечно, характер пространства радикально поменялся, но сосуществование с аутентичными элементами, фактурами и материалами создает особую атмосферу, материализуя идею связи времен.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
Отель в швейной мастерской
Концепция APRELarchitects по ревитализации двух объектов культурного наследия в центре Воронежа предполагает приспособление здания швейной мастерской и колокольни Пятницкой церкви под гостиничный комплекс с музеем, спа-комплексом и оживленным двориком. Контуры утраченной колокольни предполагается восстановить с помощью легкой световой инсталляции.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
В позитивном свете
Современные общественные пространства все чаще сочетают несколько функций, и на первый план выходит их планировочная гибкость и продуманность зонирования. В новом мультипространстве LOOK UP & UPSKILL, разработанном Pergaev Bureau, объединены кафе, ресторан, библиотека, университет и даже магазин шоколада, решенные в едином стиле, создающем спокойную и одновременно вдохновляющую атмосферу.
Школа как доминанта
Бюро арх.15 актуализировало типовой проект общеобразовательной школы на 1100 мест в Хостинском районе. Функциональные блоки отличаются фасадными решениями, задействована кровля, а для оформления учебных и рекреационных пространств формальный подход отвергнут в пользу адаптивного.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Ворота в геопарк
Бюро «КБ-11» разработало концепцию этнографического комплекса для геопарка «Янган-Тау», расположенного в Республике Башкортостан. Природные объекты и ландшафты этой территории имеют международное геологическое значение и включены в список ЮНЕСКО, не менее значительны расположенные здесь памятники истории и культуры. Комплекс должен сделать место более привлекательным для туристов, местного населения и ученых.
Термы за Волгой
Как в нашей стране строят бани? Обычно из лакированных бревен, иногда добавляя розовую штукатурку... А Григорий Дайнов и DK Architects предложили для Тверицких бань на левом берегу Волги в Ярославле – берег заброшенный и депрессивный, но бани, говорят, культовые, – 1. сохранение здания 1950-х, кирпичного, крашеного красной краской; 2. термы из травертина. Ну что тут сказать, идеи Цумтора забрались на азиатский берег. Рассматриваем.
Респектабельная неформальность
Как скомбинировать шоурум и рабочее пространство? Как объединить гедонизм и нонконформизмом? Как превратить меньше 200 м2 в целый мир фешн-индустрии? Архитекторы студии MNdesign справились с этими непростыми задачами, создав интерьер офиса компании Albione и MezzaTorre.
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
«Слово и камень» №3
Альманах современного церковного искусства – издание с аскетическим дизайном и пространными текстами, в том числе со множеством интервью – вышел в третий раз. Новая книжка самая объемная. Пролистали, показываем оглавление и редакционную статью.
Феномен «чистой» архитектуры: читая книгу Карена...
Ученик Юрия Волчка Алексей Воробьев рассматривает книгу, написанную о знаменитом архитекторе-модернисте Джиме Торосяне учеником Торосяна Кареном Бальяном; и вышедшую недавно в издательстве TATLIN. Рецензия получилась прочувствованной, подробной – превратилась в эссе, где подзаголовок книги – Maestro di bellezza – становится отправной точкой для размышлений о красоте и ее преобразующей роли, со ссылками на Умберто Эко и Владимира Соловьева. Такая рецензия – сама по себе размышление о судьбе профессии архитектора.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Национальный музей: яркий
Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.