Конечно, участок, расположенный на одной оси с главным проспектом города, и раньше не раз оказывался в центре внимания архитекторов. На проекты его застройки объявлялись конкурсы, несколько раз администрация Днепропетровска рассматривала и предложения различных инвесторов, однако ни те, ни другие в итоге так и не были приняты к реализации. «Думаю, дело в том, что авторы всех предложений стремились продлить ось проспекта Карла Маркса и решить выход к Днепру если не помпезно, то максимально парадно, – считает Андрей Никифоров, главный архитектор проекта. – Эта ось настолько доминирует на генплане города, что отказаться от подобного решения действительно очень сложно. Но его реализации препятствуют как сложившаяся окружающая застройка (очень далекая от идеи парадности, нужно признать), так и условия землевладения на самом участке. Дело в том, что данная территория не принадлежит ни городу, ни единому заказчику, а раздроблена на множество «наделов», закрепленных за разными юрлицами. Поэтому проект, с одной стороны, призван обеспечить связь двух районов города и вдохнуть в набережную новую жизнь, а с другой, – просто обязан реализовываться постадийно, причем так, чтобы каждая его очередь могла существовать совершенно автономно».
Исходя из этих требований, архитекторы условно разделили участок застройки на две зоны: собственно склон и его пологая часть, выходящая к улице Набережная Победы. На пологой размещаются все основные объемы комплекса, а склон полностью отведен под реализацию сложного градостроительного сценария по созданию связи новостроек с проспектом. «От идеи пробить продолжение проспекта до самой воды мы отказались еще и потому, что это бы в корне исказило характер существующего рельефа, – поясняет Андрей Никифоров. – Кроме того, проспект и набережная не перпендикулярны друг другу, а значит, их пересечение неизбежно повлекло бы за собой появление не самых удобных, с точки зрения дальнейшей застройки, углов».
Сценарий движения пешеходов, разработанный авторами проекта, выглядит следующим образом. Проспект, как и прежде, заканчивается площадью, украшенной стелой, от нее через железную дорогу перебрасывается пешеходный мост, который на противоположном «берегу» развивается в целую систему пандусов. Одним из своих ответвлений он соединит проспект и проектируемый комплекс с железнодорожной станцией «Проспектная», а его основная часть укладывается на склон удобным для пешеходов зигзагом. «Между собой мы называем эту конструкцию «мостом-серпантином» и поначалу действительно думали о дорожках, которые своей траекторией напоминают серпантин, но потом пришли к выводу, что его плавные многочисленные изгибы больше подходят для автомобильной дороги, чем для пешеходного движения», – говорит Андрей Никифоров.
Спустившись по пандусу, люди попадают в остекленный торговый пассаж, по обе стороны которого друг за другом размещены два торгово-развлекательных центра. Из галереи при желании можно пройти в любой из них или спуститься прямо на улицу и выйти на пешеходную площадь перед комплексом. Направление этой заключительной части маршрута с оставшимся позади проспектом уже никак не связано – пассаж и площадь перед ним ориентированы на улицу Набережной Победы и расположены перпендикулярно ей.
Ближе всего к дороге предлагается возвести здание гостиницы. К площади оно обращено скругленным полностью остекленным фасадом, который создает своего рода визуальную воронку, «притягивающую» пешеходные потоки к порталу, обозначающему вход в пассаж. Как уже говорилось, сам торговый комплекс состоит из двух корпусов, расположенных по разные стороны галереи друг за другом. Нижние этажи обоих объемов отводятся под парковки и технические помещения, верхние – собственно под торговлю, причем архитекторы используют существующий перепад рельефа таким образом, чтобы эскалаторы и пандусы сквозной галереи проходили через каждый из уровней. Кровли корпусов архитекторы предлагают озеленить – тогда при взгляде на комплекс сверху торговые объемы будут сливаться со склоном.
В общую композицию комплекса также включен высотный жилой дом, правда, ни с одним из других его зданий он не связан, разве что обращенный к реке остекленный фасад имеет явное визуальное сходство с гостиничным. Как объясняет Андрей Никифоров, появление на участке жилой башни будет иметь не только коммерческое значение (из окон квартир откроются потрясающие виды на Днепр), но и стратегическое градостроительное. Рано или поздно новые жилые кварталы, строящиеся с южной стороны по склону вдоль Набережной Победы, подойдут к участку вплотную – именно этой приближающейся «волне» архитекторы и задали высотную доминанту, своего рода точку отсчета.
Предложения по застройке участка на ул. Набережная Победы в Днепропетровске
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Андрей Никифоров, главный архитектор проекта
Предложения по застройке участка на ул. Набережная Победы в Днепропетровске
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Предложения по застройке участка на ул. Набережная Победы в Днепропетровске
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Предложения по застройке участка на ул. Набережная Победы в Днепропетровске
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Предложения по застройке участка на ул. Набережная Победы в Днепропетровске
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Предложения по застройке участка на ул. Набережная Победы в Днепропетровске
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Предложения по застройке участка на ул. Набережная Победы в Днепропетровске
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Предложения по застройке участка на ул. Набережная Победы в Днепропетровске
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Предложения по застройке участка на ул. Набережная Победы в Днепропетровске
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Предложения по застройке участка на ул. Набережная Победы в Днепропетровске
© АМ Сергей Киселев и Партнеры