В анфиладе главного здания Музея Архитектуры 12 февраля открылась выставка «Москва – Еревану». Она посвящена памяти Давида Саркисяна и представляет работы российских архитекторов, принимавших участие в международном конкурсе на лучший проект многофункционального центра и гостиницы Intercontinental в столице Армении.
проект бюро «Остоженка»
Открытый международный конкурс в Ереване состоялся впервые, его организаторами выступили Союз архитекторов Армении и компания «Авангард моторс», а вся необходимая организационно-правовая поддержка была оказана МСА. Состязание вызвало огромный интерес в мире – оргкомитет получил в общей сложности более тысячи заявок на участие и около 300 проектов (об одном из них, выполненном мастерской «Сергей Киселев и Партнеры», мы уже писали).
Подобный ажиотаж объясняется сразу несколькими причинами. Во-первых, Ереван – город древний и обладает столь богатым архитектурным наследием, что любой уважающий себя проектировщик почтет за честь построить в нем что-то новое. Во-вторых, конкурсная площадка занимает чрезвычайно важное в градостроительном плане место – со склона Канакерского плато открывается захватывающая дух панорама армянской столицы и вид на библейскую гору Арарат. И, наконец, в-третьих, новый деловой центр и гостиница строятся на месте одной из самых известных построек Еревана советского периода – Дворца молодежи.
Все, кто хоть раз бывал в Ереване в советские годы или видел фотографии города того периода, запомнили этот объект – так называемый «Крцац Кукуруз», который был похож на гигантский цилиндр, изрезанный характерными овальными окнами и увенчанный «летающей тарелкой» смотровой площадки. Построенный в 1972 году по проекту архитекторов Г. Г. Погосяна, А. А. Тарханяна и С. Е. Хачикяна, Дворец молодежи долгие годы являлся символом города и его самым высоким зданием, видным абсолютно из любой точки. Однако в 2006 году, после того, как собственником здания стало ООО «Авангард моторс», оно неожиданно было признано не соответствующим требованиям о сейсмоустойчивости и снесено. Общественность Еревана пыталась защитить «Крцац Кукуруз», но власти города не прислушались ни к ее мнению, ни даже к авторам постройки, которые были готовы доказать прочность и надежность своего творения и выполнить проект его модернизации.
Одним из лейтмотивов сноса высотки было желание ее собственника построить на этом месте «восьмое чудо света», яркое произведение современной архитектуры, способное дать Еревану новую высотную доминанту, на весь мир заявить о его своеобразии в целом и статусе компании «Авангард моторс» в частности. Именно с целью поиска такого объекта в октябре 2009 года и был объявлен международный архитектурный конкурс. Однако хоть он и был проведен в соответствии с правилами UNESCO-UIA и утвержден Международным союзом архитекторов, его результаты чрезвычайно озадачили как журналистов, следивших за развитием событий, так и самих участников состязания. Дело в том, что первая премия так и не была присуждена, вторая и третья достались малоизвестных европейским бюро (2 место – Agence Search (Франция), 3 место – Федерико Еннас (Италия) и их отнюдь не самым продуманным архитектурно-градостроительным концепциям, а большинство проектов, по мнению членов Российского отделения Союза архитекторов Армении, и вовсе не были рассмотрены жюри.
Выставка, открывшаяся в МУАРе, неслучайно посвящена памяти Давида Саркисяна. Бывший директор Музея архитектуры родился и вырос в Ереване, любил этот город и тяжело переживал происходившие с ним изменения. В частности, новость о сносе Дворца молодежи Давид Ашотович воспринял как личную трагедию, а когда несколько лет спустя был объявлен конкурс на проект застройки этого места, очень рассчитывал на его результаты и с самого начала планировал посвятить ему выставку. Организаторы этой экспозиции – Союз архитекторов России и Российское отделение Союза архитекторов Армении – подчеркивают, что их проект ни в коем случае не преследует цель «вступить в полемику с результатами конкурса, но дает возможность ознакомиться с интересным архитектурным материалом». И с тем, что представленный материал действительно разнообразен, любопытен и многопланов, не поспоришь: все стены «Зеленого зала» плотно завешаны планшетами, на каждом из которых представлен собственный сценарий развития Еревана.
Конкурсное задание предписывало спроектировать многофункциональный комплекс таким образом, чтобы гостиничная функция была размещена в высотном объеме, а офисная и торговая – либо в равных ему по высоте, либо в более низких. Максимальная отметка высоты была обозначена в 101 метр, что для Еревана и его многовековой склонности к развитию по горизонтали является очень серьезной цифрой. Как мы уже писали, рассказывая о проекте Сергея Киселева, если у проектируемого комплекса и будет конкурент по высоте, то это расположенный на горизонте силуэт Арарата, и именно на библейскую гору участникам конкурса и предстояло сориентировать свои проекты. Антитеза «город – гора» и стала основным источником вдохновения для архитекторов.
Многие просто уподобили новый комплекс горе. Например, архитектурная мастерская Yort спроектировала объем, чей главный фасад напоминает модернисткие здания 1970-х с их идеально ровным и предельно лаконичным «выражением лица», а задний решен как крутой горнолыжный спуск со шлейфом, протянувшимся далеко по склону. Определенное сходство с горной грядой можно также усмотреть в проектах мастерской «Богачкин и Богачкин», PS architectural studio и коллектива архитекторов под руководством Виталия Бочкова. Бюро «Рождественка» нарисовало силуэт горы с помощью гигантского портала, установленного на полукруглое основание, а «АРТЭ+» уподобили композицию из нескольких высотных объемов огромной перголе, создавшей ощущение интерьерности всего пространства комплекса. Еще один портал придумал коллектив под руководством Степана Мкртчяна, правда, на этот раз «вход» заложен стопкой гигантских булыжников. А «Студио-ТА» сделали свой высотный комплекс словно бы высеченным из ледника.
Впрочем, тезис конкурсного задания о доминирующей роли нового объекта отнюдь не все участники трактовали как указание спроектировать произведение подчеркнуто современной архитектуры. Для многих знатоков и поклонников 2800-летней истории Еревана было важно создать комплекс, который бы много значил для города не в смысле визуального превосходства над ним, но в смысле органичной впаянности в его градостроительную и социальную структуру. Вот почему целый ряд работ исследовал возможность преодоления изолированного расположения комплекса в городе – архитекторы стремились не просто спроектировать его из разных по высоте и функциям объемов, но перекинуть своеобразный мост к улице Теряна, которую он замыкает. Наиболее ярко и полно эта идея реализована в проекте архитектурной мастерской Вазгена Захарова (автор концепции – Юрий Волчок): на склоне, ведущем к высотному объему, проектируется улица-мост, окруженная блокированной застройкой, между которой создаются традиционные ереванские дворики. Сам же гостиничный блок решен в виде башни, составленной из нескольких кубов, сдвинутых относительно друг друга. И хотя авторы концепции указывают в сопроводительной записке, что эта композиция символизирует «природные и социальные тектонические сдвиги, сформировавшие биографию Еревана», эта композиция воспринимается как отчетливое эхо московского «Города столиц» или даже небоскреба Turning Torso Сантьяго Калатравы. Заслуживает внимания и проект бюро «Остоженка»: коллектив Александра Скокана спроектировал многофункциональный комплекс в виде нескольких малоэтажных кварталов, поверх которых установлена широкая пластина гостиничного блока. Высотная часть облицована матовым и зеркальным стеклом и благодаря этому растворяется в окружающем ландшафте, воспринимается как знойное марево, мираж, причудившийся оттого, что голову напекло.
Богатая на символы древняя армянская культура многих участников конкурса вдохновила на настоящие культурологические изыскания. Так, бюро SPeeCH нашло образ своего комплекса в статуе Ники Самофракийской – гостиничный блок распростер над городом символичные крылья в обещании победы. Архитектор Оскар Мадера решил комплекс как средневековую крепость с высокой неприступной башней посередине, а Александр и Инна Ивинские представили отель в виде гигантского диска, символизирующего город солнца.
В день открытия выставки в МУАРе состоялся «круглый стол», посвященный проблемам развития архитектуры на постсоветском пространстве на примере реконструкции Еревана. Не оценивая итоги прошедшего конкурса (по большому счету, и оценивать-то пока нечего), его участники много говорили о мощном потенциале данной площадки и, увы, столь же мощной свободе инвестора построить на ней все, что угодно. Много горьких сожалений было высказано в адрес утраченного Дворца молодежи и шире – беззащитного положения построек советского периода. Фактически сегодня город развивается так, как будто советской архитектуры никогда не существовало в принципе. Конечно, о художественных достоинствах и сталинского ампира, и модернизма 1960-х можно спорить, но когда вместо спора полувековой период истории просто стирается, возникает вакуум. А создавать в вакууме что-то новое не только очень трудно, но и страшно – вдруг снесут еще при жизни?
проект мастерской «АРТЭ+»
проект «Студио-ТА»
проект бюро «Рождественка»
проект бюро SPeeCH
проект архитектурной мастерской Yort
проект архитектурной мастерской Вазгена Захарова
снесенный Дворец молодежи в Ереване
|