22.06.2009

Fingerscape

Проект, предложенный командой молодых архитекторов под руководством Сергея Киселева, стал победителем латвийского конкурса Balta Kapa, целью которого был поиск лучшего варианта перепланировки территории в пригороде Юрмалы.

информация:

Юрмала расположена на длинной и узкой полоске земли, которая тянется на 30 километров между морем и рекой Лиелупе. Река течет из континента в сторону моря, но немного не добравшись до пляжей почему-то резко сворачивает на восток и дальше направляется вдоль побережья. Затем один ее рукав вливается в устье Даугавы, а другой – в море. Этот необычный отрезок земли застроен невысокими, местами дачными кварталами перемежаются с фрагментами леса и пойменными лугами – словом, место курортное, тихое, равнинное, хотя и не без промышленных вкраплений. Правда, небольших и безобидных.

Одно из таких вкраплений расположено в самой восточной части юрмальского «полуострова» – несколько обширных ангаров складского вида теснятся на левом берегу реки перед ее впадением в море. Природное окружение – совершенно идиллическое: лес, вода, острова. Напротив, через реку – так называемая «белая дюна» (Baltā Kāpa), большой заросший тонкими соснами песчаный мыс, который охраняется как памятник природы государственного значения. А посреди этих северных красот вдруг – какие-то сараи из силикатного кирпича. Вполне логично использовать такое место для курортного поселка.

Чем и занялись Гунтис Равис, владелец крупнейшей латвийской строительной компании "Skonto buve", и его партнеры. Они решили построить здесь поселок с яхт-клубом и гостиницей, и весной этого года провели конкурс на лучший вариант планировки и застройки территории. Конкурс назвали Balta Kapa в честь упомянутого природного памятника. В конце мая было объявлено, что победителем конкурса стал проект, разработанный командой молодых архитекторов (Антон Егерев, Анастасия Иванова, Азат Хасанов) под руководством Сергея Киселева.

Проект называется ‘fingerscape’ и несложно догадаться, что точного перевода этого слова на русский язык не существует. Это игра слов, причем одновременно латвийских и английских. Cape – по-английски «мыс». В то же время это слово созвучно латвийскому kapa – «дюна», а, следовательно, названию местной достопримечательности, имени конкурса (и будущего поселка?) – Baltā Kāpa. Получается, что если на правом берегу реки – Baltā Kāpa, то на левом – архитекторы придумали ее отражение, fingers-Cape. И наконец, это слово похоже на landscape – пейзаж, в котором первое слово ‘land’, земля, заменено на ‘fingers’, «пальцы». Но при чем здесь пальцы?

В проекте команды Сергея Киселева «пальцы» – это искусственные элементы ландшафта, которые архитекторы планируют создать из строительного мусора от разрушаемых складских построек. Груды строительного мусора не придется никуда вывозить, и кроме того, они принесут пользу. Они должны ненавязчиво разгораживать территорию на участки, служа отчасти заборами и обеспечивая должную меру камерности каждому дому. Но, с другой стороны, они защитят жителей от ветра, что на плоском балтийском побережье немаловажно. Так что изобретение выглядит вполне практичным, недорогим (даже экономичным) и удобным.

Искусственные элементы пейзажа будут немного похожи на дюны – длинные холмы неправильной формы, протянутые перпендикулярно берегу реки. Надо сказать, что к юго-востоку от территории поселка начинаются совершенно настоящие песчаные дюны и их искусственное подобие, можно сказать, продолжает этот пейзаж. Однако авторы очень осторожно относятся к отмеченному сходству с дюнами, упорно называя свои сооружения «пальцами», или валами – вероятно, от нежелания спорить о точности повторения природной формы. Это и правда скорее подобие, намек на тему, чем копия. Кроме того, по убеждению архитекторов, с точки зрения ландшафтной терминологии, дюна – частный случай вала, протяженной насыпи.

А если продолжить рассуждать в том же духе, можно вспомнить, что на берегах Балтики находят не только янтарь, но и так называемые «чёртовы пальцы» – вытянутые кусочки камня, остатки доисторических белемнитов. Так может получиться, что уже и не дюны вовсе, а какое мифическое существо ухватилось за берег реки своими «пальцами»… Впрочем, это, разумеется, метафора. А важно другое: проект литературен. Помимо интригующего названия это поддержано не только внятным и красивым описанием идеи на двух языках (латвийском и английском), но и очерки в легком жанре эссе, помещенные в буклете. Небольшие рассказы иллюстрируют жизнь будущих обитателей поселка: начиная от преуспевающих одиноких менеджеров, обожающих яхтенный спорт, и заканчивая респектабельными пенсионерами, дети которых, навещая родителей, останавливаются в предназначенной для таких случаев гостинице. Словом, архитектура зданий находится в эскизной стадии (авторы намеренно ограничились «кодом», то есть несколькими ограничениями, оставив дома н усмотрение будущих владельцев). Зато образ проекта проработан и оформлен до мелочей.

Другая особенность проекта, которая сразу же бросается в глаза – он обладает прямо-таки сверхъестественным сочетанием таких благородных и современных качеств, как деликатность и экологичность. Архитектура представляется в нем каким-то даже исчезающим, точнее тщательно спрятанным, элементом. Ее немного и не видно, больше даже ландшафта. Так было в садовых затеях XVIII века – мастер много работал, и все ради того, чтобы его трудов не было видно, а зрители думали, что окружающая их красота естественна. Здесь тема раскрыта полностью: линии ломаные, постройки спрятаны между холмами и сами немного напоминают холмы.
Немало к этой деликатности добавляет, по-видимому, само конкурсное задание, обусловленное позицией заказчика. Вдумайтесь – на 16 гектарах построят 16 домов. Страшно сказать, сколько полезных метров выжали бы из такой территории в Подмосковье. Самое крупное общественное здание – гостиница, в общей сложности немногим более 1000 кв. метров – помнится, в Пирогове каждая супер-вилла была задумана площадью в два раза больше.

То, что проект ориентирован на природу и экологию, очевидно. Чего стоят хотя бы скрупулезные подсчеты деревьев – сколько было, сколько сохраняется, сколько планируется посадить. Но в данном случае в подходе к модной теме экологии есть несколько характерных черт – во-первых, он очень сдержанный, без крайностей. Ведь мы как себе представляем экологичный дом? Либо вкопанным в землю как бункер – чтобы уж совсем не было видно, либо – гиганта, обсаженного со всех сторон зеленью – на крыше, по стенам и внутри. А здесь крайностей нет – проект просто небольшой, а отношение к участку – уважительное. Впрочем, это есть у всех участников и скорее особенность конкурса, чем данного проекта.

Отличие проекта команды Сергея Киселева – как раз в том, что они предложили более радикальное преобразование ландшафта, чем все остальные участники – искусственные холмы. В еще двух конкурсных проектах присутствовало нечто похожее, но «наоборот»: авторы проекта LL 134 проложили посреди поселка новую реку, а в проекте BK 777 – цепь искусственных прудов (поощрительный приз). Но, во-первых, это значительно дороже, чем насыпать холмы из имеющегося под рукой материала; а во-вторых, разной воды, рек и речушек вокруг более чем достаточно; а вот защиты от воды и ветра как раз не хватает.
Кстати говоря, концепция ‘fingerscape’ также предполагает устройство в западной части поселка дамбы для защиты от наводнений. Выходит любопытно: люди имитируют характерный ландшафт, берегут, подсаживают деревья – но одновременно защищаются от неблагоприятных проявлений характера матушки-природы. Очень правильный, на мой взгляд, подход к экологии: красивый и приятный, без крайностей.

Все эти качества, начиная от цельной идеи и заканчивая грамотной подачей, вписываются в то, что можно назвать европейским подходом к проектированию. Множество похожих примеров можно было наблюдать на венецианской биеннале, особенно в итальянском павильоне, или, например, в девичьем саду за Арсеналом – тоже было много и текстов, и зелени.
Но несложно почувствовать, что европеизм проекта ‘fingerscape’ еще более подчеркнут и тщателен. Хочется назвать его авторов «европейцами в квадрате» – они как будто бы большие католики, чем даже папа римский. Впрочем, на рижском взморье это происходит, вероятно, само собой. Вот в Подмосковье такой проект представить сложно – здесь либо в землю закапываются, либо над землей возносятся, иначе не выходит.

Начало реализации проекта планируется на январь 2010 года. 
Сайт конкурса www.baltakapa.lv , e-mail info@baltakapa.lv, тел. +371 27857800

Сергей Киселев и Партнеры. Fingerscape. 1 премия «Архновации» за градостроительное решение
Сергей Киселев и Партнеры. Fingerscape. 1 премия «Архновации» за градостроительное решение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Антон Бондаренко
  • Сергей Сенкевич
  • Александра Кузьмина
  • Олег Мединский
  • Всеволод Медведев
  • Екатерина Кузнецова
  • Сергей Чобан
  • Антон Барклянский
  • Дмитрий Васильев
  • Тотан Кузембаев
  • Роман Леонидов
  • Сергей Кузнецов
  • Никита Токарев
  • Дмитрий Селивохин
  • Олег Карлсон
  • Алексей Курков
  • Павел Андреев
  • Сергей Труханов
  • Екатерина Грень
  • Юлия Тряскина
  • Владимир Ковалёв
  • Александр Асадов
  • Сергей  Орешкин
  • Антон Надточий
  • Александр Бровкин
  • Василий Крапивин
  • Юлий Борисов
  • Сергей Скуратов
  • Андрей Гнездилов
  • Наталья Сидорова
  • Андрей Асадов
  • Никита Явейн
  • Антон Яр-Скрябин
  • Андрей Романов
  • Арсений Леонович
  • Евгений Герасимов
  • Илья Машков
  • Анатолий Столярчук
  • Александр Скокан
  • Иван Кожин
  • Владимир Плоткин
  • Олег Шапиро
  • Владимир Биндеман
  • Никита Бирюков
  • Николай Миловидов
  • Зураб Басария
  • Валерий Лукомский
  • Алексей Гинзбург
  • Антон Ладыгин
  • Карен Сапричян
  • Полина Воеводина
  • Даниил Лоренц
  • Левон Айрапетов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Валерия Преображенская
  • Дмитрий Ликин
  • Константин Ходнев
  • Вера Бутко
  • Наталия Шилова
  • Александр Попов
  • Илья Уткин
  • Игорь Шварцман
  • Станислав Белых
  • Михаил Канунников
  • Антон Лукомский

Постройки и проекты (новые записи):

  • Мемориал жертвам политических репрессий на проспекте Сахарова, конкурсный проект
  • Международный медицинский кластер в Сколково. Диагностический и терапевтический корпус
  • Московский монорельс
  • Спортивный центр Nike Box MSK
  • Павильон в парке Горького
  • ШАР перед Даниловским рынком
  • ЖК «Палникс»
  • Эскиз застройки территории заводов «Химволокно» и «Пластполимер»
  • Фасады ЖК в Мякининской пойме

Технологии:

06.07.2018

Кирпич без границ

Представляем лауреатов Brick Award 2018 – премии, учрежденной компанией Wienerberger за выдающиеся здания, построенные из керамических материалов.
Wienerberger (Винербергер)
04.07.2018

Кондиционеры на фасадах

Рассматриваем еще раз острую проблему кондиционеров на фасаде. Свое мнение высказали архитекторы, девелоперы и специалисты по фасадным системам.
ТехноДекорСтрой
02.07.2018

Птица на гараже

Деконструированный «Птеродактиль» Эрика Мосса в Карвер-Сити сделан из титан-цинка.
RHEINZINK
29.06.2018

Остекление палубы теплохода как главный фактор коммерческого успеха

Безрамное раздвижное остекление Lumon на теплоходе «Ласточка-2»
ЗАО "Лумoн"(LUMON)
18.06.2018

Архитектура из «гипюра»

Что нашли в деталях из Ductal® Жан Нувель, Фрэнк Гери, Ренцо Пьяно и Руди Ричотти? Какие возможности дает этот инновационный материал для архитекторов? Об этом – в интервью с Паскалем Пине, бизнес-инженером направления Ductal® компании LafargeHolcim.
другие статьи