Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

22.06.2009

Fingerscape

Юлия Тарабарина
Объект:
Fingerscape. Конкурсный проект
Адрес:
Латвия, Юрмала.
Архитектор:
Сергей Киселев
Мастерская:
АМ Сергей Киселев и Партнеры
Авторский коллектив:
Сергей Киселев,
Антон Егерев,
Анастасия Иванова,
Азат Хасанов

Проект, предложенный командой молодых архитекторов под руководством Сергея Киселева, стал победителем латвийского конкурса Balta Kapa, целью которого был поиск лучшего варианта перепланировки территории в пригороде Юрмалы.

Fingerscape. Конкурсный проект
Fingerscape. Конкурсный проект
© АМ Сергей Киселев и Партнеры

Юрмала расположена на длинной и узкой полоске земли, которая тянется на 30 километров между морем и рекой Лиелупе. Река течет из континента в сторону моря, но немного не добравшись до пляжей почему-то резко сворачивает на восток и дальше направляется вдоль побережья. Затем один ее рукав вливается в устье Даугавы, а другой – в море. Этот необычный отрезок земли застроен невысокими, местами дачными кварталами перемежаются с фрагментами леса и пойменными лугами – словом, место курортное, тихое, равнинное, хотя и не без промышленных вкраплений. Правда, небольших и безобидных.

Одно из таких вкраплений расположено в самой восточной части юрмальского «полуострова» – несколько обширных ангаров складского вида теснятся на левом берегу реки перед ее впадением в море. Природное окружение – совершенно идиллическое: лес, вода, острова. Напротив, через реку – так называемая «белая дюна» (Baltā Kāpa), большой заросший тонкими соснами песчаный мыс, который охраняется как памятник природы государственного значения. А посреди этих северных красот вдруг – какие-то сараи из силикатного кирпича. Вполне логично использовать такое место для курортного поселка.

Чем и занялись Гунтис Равис, владелец крупнейшей латвийской строительной компании "Skonto buve", и его партнеры. Они решили построить здесь поселок с яхт-клубом и гостиницей, и весной этого года провели конкурс на лучший вариант планировки и застройки территории. Конкурс назвали Balta Kapa в честь упомянутого природного памятника. В конце мая было объявлено, что победителем конкурса стал проект, разработанный командой молодых архитекторов (Антон Егерев, Анастасия Иванова, Азат Хасанов) под руководством Сергея Киселева.

Проект называется ‘fingerscape’ и несложно догадаться, что точного перевода этого слова на русский язык не существует. Это игра слов, причем одновременно латвийских и английских. Cape – по-английски «мыс». В то же время это слово созвучно латвийскому kapa – «дюна», а, следовательно, названию местной достопримечательности, имени конкурса (и будущего поселка?) – Baltā Kāpa. Получается, что если на правом берегу реки – Baltā Kāpa, то на левом – архитекторы придумали ее отражение, fingers-Cape. И наконец, это слово похоже на landscape – пейзаж, в котором первое слово ‘land’, земля, заменено на ‘fingers’, «пальцы». Но при чем здесь пальцы?

В проекте команды Сергея Киселева «пальцы» – это искусственные элементы ландшафта, которые архитекторы планируют создать из строительного мусора от разрушаемых складских построек. Груды строительного мусора не придется никуда вывозить, и кроме того, они принесут пользу. Они должны ненавязчиво разгораживать территорию на участки, служа отчасти заборами и обеспечивая должную меру камерности каждому дому. Но, с другой стороны, они защитят жителей от ветра, что на плоском балтийском побережье немаловажно. Так что изобретение выглядит вполне практичным, недорогим (даже экономичным) и удобным.

Искусственные элементы пейзажа будут немного похожи на дюны – длинные холмы неправильной формы, протянутые перпендикулярно берегу реки. Надо сказать, что к юго-востоку от территории поселка начинаются совершенно настоящие песчаные дюны и их искусственное подобие, можно сказать, продолжает этот пейзаж. Однако авторы очень осторожно относятся к отмеченному сходству с дюнами, упорно называя свои сооружения «пальцами», или валами – вероятно, от нежелания спорить о точности повторения природной формы. Это и правда скорее подобие, намек на тему, чем копия. Кроме того, по убеждению архитекторов, с точки зрения ландшафтной терминологии, дюна – частный случай вала, протяженной насыпи.

А если продолжить рассуждать в том же духе, можно вспомнить, что на берегах Балтики находят не только янтарь, но и так называемые «чёртовы пальцы» – вытянутые кусочки камня, остатки доисторических белемнитов. Так может получиться, что уже и не дюны вовсе, а какое мифическое существо ухватилось за берег реки своими «пальцами»… Впрочем, это, разумеется, метафора. А важно другое: проект литературен. Помимо интригующего названия это поддержано не только внятным и красивым описанием идеи на двух языках (латвийском и английском), но и очерки в легком жанре эссе, помещенные в буклете. Небольшие рассказы иллюстрируют жизнь будущих обитателей поселка: начиная от преуспевающих одиноких менеджеров, обожающих яхтенный спорт, и заканчивая респектабельными пенсионерами, дети которых, навещая родителей, останавливаются в предназначенной для таких случаев гостинице. Словом, архитектура зданий находится в эскизной стадии (авторы намеренно ограничились «кодом», то есть несколькими ограничениями, оставив дома н усмотрение будущих владельцев). Зато образ проекта проработан и оформлен до мелочей.

Другая особенность проекта, которая сразу же бросается в глаза – он обладает прямо-таки сверхъестественным сочетанием таких благородных и современных качеств, как деликатность и экологичность. Архитектура представляется в нем каким-то даже исчезающим, точнее тщательно спрятанным, элементом. Ее немного и не видно, больше даже ландшафта. Так было в садовых затеях XVIII века – мастер много работал, и все ради того, чтобы его трудов не было видно, а зрители думали, что окружающая их красота естественна. Здесь тема раскрыта полностью: линии ломаные, постройки спрятаны между холмами и сами немного напоминают холмы.
Немало к этой деликатности добавляет, по-видимому, само конкурсное задание, обусловленное позицией заказчика. Вдумайтесь – на 16 гектарах построят 16 домов. Страшно сказать, сколько полезных метров выжали бы из такой территории в Подмосковье. Самое крупное общественное здание – гостиница, в общей сложности немногим более 1000 кв. метров – помнится, в Пирогове каждая супер-вилла была задумана площадью в два раза больше.

То, что проект ориентирован на природу и экологию, очевидно. Чего стоят хотя бы скрупулезные подсчеты деревьев – сколько было, сколько сохраняется, сколько планируется посадить. Но в данном случае в подходе к модной теме экологии есть несколько характерных черт – во-первых, он очень сдержанный, без крайностей. Ведь мы как себе представляем экологичный дом? Либо вкопанным в землю как бункер – чтобы уж совсем не было видно, либо – гиганта, обсаженного со всех сторон зеленью – на крыше, по стенам и внутри. А здесь крайностей нет – проект просто небольшой, а отношение к участку – уважительное. Впрочем, это есть у всех участников и скорее особенность конкурса, чем данного проекта.

Отличие проекта команды Сергея Киселева – как раз в том, что они предложили более радикальное преобразование ландшафта, чем все остальные участники – искусственные холмы. В еще двух конкурсных проектах присутствовало нечто похожее, но «наоборот»: авторы проекта LL 134 проложили посреди поселка новую реку, а в проекте BK 777 – цепь искусственных прудов (поощрительный приз). Но, во-первых, это значительно дороже, чем насыпать холмы из имеющегося под рукой материала; а во-вторых, разной воды, рек и речушек вокруг более чем достаточно; а вот защиты от воды и ветра как раз не хватает.
Кстати говоря, концепция ‘fingerscape’ также предполагает устройство в западной части поселка дамбы для защиты от наводнений. Выходит любопытно: люди имитируют характерный ландшафт, берегут, подсаживают деревья – но одновременно защищаются от неблагоприятных проявлений характера матушки-природы. Очень правильный, на мой взгляд, подход к экологии: красивый и приятный, без крайностей.

Все эти качества, начиная от цельной идеи и заканчивая грамотной подачей, вписываются в то, что можно назвать европейским подходом к проектированию. Множество похожих примеров можно было наблюдать на венецианской биеннале, особенно в итальянском павильоне, или, например, в девичьем саду за Арсеналом – тоже было много и текстов, и зелени.
Но несложно почувствовать, что европеизм проекта ‘fingerscape’ еще более подчеркнут и тщателен. Хочется назвать его авторов «европейцами в квадрате» – они как будто бы большие католики, чем даже папа римский. Впрочем, на рижском взморье это происходит, вероятно, само собой. Вот в Подмосковье такой проект представить сложно – здесь либо в землю закапываются, либо над землей возносятся, иначе не выходит.

Начало реализации проекта планируется на январь 2010 года. 
Сайт конкурса www.baltakapa.lv , e-mail [email protected], тел. +371 27857800

Fingerscape. Конкурсный проект
Fingerscape. Конкурсный проект
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Fingerscape. Конкурсный проект
Fingerscape. Конкурсный проект
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Fingerscape. Конкурсный проект
Fingerscape. Конкурсный проект
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Fingerscape. Конкурсный проект
Fingerscape. Конкурсный проект
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Fingerscape. Конкурсный проект
Fingerscape. Конкурсный проект
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Fingerscape. Конкурсный проект
Fingerscape. Конкурсный проект
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Fingerscape. Конкурсный проект
Fingerscape. Конкурсный проект
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Fingerscape. Конкурсный проект
Fingerscape. Конкурсный проект
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Fingerscape. Конкурсный проект
Fingerscape. Конкурсный проект
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Fingerscape. Конкурсный проект
Fingerscape. Конкурсный проект
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Fingerscape. Конкурсный проект
Fingerscape. Конкурсный проект
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Fingerscape. Конкурсный проект
Fingerscape. Конкурсный проект
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Fingerscape. Конкурсный проект
Fingerscape. Конкурсный проект
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Fingerscape. Конкурсный проект
Fingerscape. Конкурсный проект
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Fingerscape. Конкурсный проект
Fingerscape. Конкурсный проект
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Fingerscape. Конкурсный проект
Fingerscape. Конкурсный проект
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Fingerscape. Конкурсный проект
Fingerscape. Конкурсный проект
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Fingerscape. Конкурсный проект
Fingerscape. Конкурсный проект
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Fingerscape. Конкурсный проект
Fingerscape. Конкурсный проект
© АМ Сергей Киселев и Партнеры