Руины Лондона. Часть II

Продолжаем публикацию эссе историка архитектуры Александра Можаева, посвященного практике сохранения остатков старинных зданий в Лондоне. На этот раз речь о средневековье.

mainImg

Древнейшие в городе римские постройки отстояли свои права в вечно строящемся лондонском Сити, но ситуация с подземными руинами Средневековья была и остаётся более сложной. Как говорят археологи, ещё в середине ХХ века предметом учёного интереса были «императоры и короли», то есть наиболее древние и наиболее статусные памятники, повседневная жизнь средневекового города была предметом лишь краеведческого интереса.

В 1970–1980-е годы фиксация архитектурных находок стала обязательным требованием, но после этого средневековые стены часто разрушались, даже если это были достаточно древние и сохранные фрагменты. Только в научных отчётах остались фундаменты королевского замка Бейнардс на берегу Темзы и эффектная «инкрустированная» кладка церкви св. Ботолфа (St. Botolph Billings gate) и примыкающая к ней стена жилого дома XIV века с сохранявшимися белокаменными откосами окон, найденные в 1982.
Стена церкви Св. Ботолфа, найденная в 1982 г. Из кн.: John Schofield. Saxon and Medieval parish churches in the City of London // Trans London & Middlesex Archaeol Soc 45 (1994), 23-146

То же произошло с кладками церкви св. Бенета (St Benet Sherehog) XI века, раскопанной в 1995 году. Эти работы велись в соседнем квартале с храмом Митры (1, Poultry) и также стали важным этапом в истории археологии Лондона. Несмотря на то, что девелопер участка был настроен решительно и пошел на скандал, снеся ряд заметных Викторианских зданий, археологи добились обеспечения достаточного срока для раскопок. Чтобы не тормозить строительство, исследования велись параллельно – археологи работали в пространстве под перекрытиями нижнего яруса новостройки.
zooming
Мемориальная доска на месте, где находилась церковь св. Бенета. Фото: Bashereyre via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 3.0

Из недавних работ примечательно раскрытие менее впечатляющей и менее древней, но всё же довольно масштабной кладки позднесредневековой пригородной усадьбы Worcester House. Основания отдельных стен дома и проездной башни сохраняли вполне пригодные к экспонированию участки. Однако, поскольку на их месте запланировано строительство транспортного объекта, то вопрос устранения помехи, вероятно, входил в сферу национальных интересов. Фраза отчёта «четыре тонны кирпича XVI века были переданы фонду Английского наследия для нужд реставраторов» по нашим меркам звучит жутковато.
zooming
Раскопки пригородной усадьбы Worcester House © IanVisits

В то же время, объявлено о планах по сохранению другой постройки XVI века, найденной в 2017 году под полом Морского колледжа, построенного Кристофером Реном. Потому что это одна из комнат Гринвичского дворца, в котором родился Генрих VIII, потому что постройка радует эффектными стенными нишами и мощением полов, и потому, что её сохранение не мешает планам реконструкции колледжа, а напротив, обещает украсить интерьер нового информационного центра музея.
Mikveh, Jewish ritual bath
Были отдельные случаи вынужденного переноса каменных структур – например, найденная в 2001 году на Milk Street каменная миква (ритуальная иудейская купальня) 1270 года. Несмотря на рекомендации сохранения архитектурных объектов in situ, миква была разобрана и передана в Еврейский музей. Этот случай также можно считать примером не самого удачного компромисса: древние камни в музейной витрине напоминают элементы конструктора.
Крипта кармелитского монастыря. Рисунок, сделанный после обнаружения
zooming
Крипта после переноса на новое место © IanVisits
Реконструкция башни-постерна у Тауэр-хилл © English heritage
zooming
Лондонская стена на London Wall road © Archaeology Travel

Крипту кармелитского монастыря White friar’s crypt XIV века, попавшую в пятно крупного офисного строительства в 1980-е, удалось перенести на новое место без переборки, которая для кирпично-каменной постройки обернулась бы безусловным разрушением. Под сводчатое помещение была подведена бетонная платформа, затем кран целиком переместил конструкцию на другую сторону улицы. Сейчас внешнюю стену крипты можно видеть за стеклом во дворе новостройки, интерьер открывают для посещения раз в году.
Лондонская стена на London Wall road. Фотография Александра Можаева

Наиболее удачным примером консервации средневекового памятника in situ является основание постерна – небольшой башни конца XIII века, прикрывавшей калитку у примыкания городской стены к рву Тауэра. Она находится в приямке под пешеходным мостом рядом с входом на станцию метро Тауэр Хилл, консервация обнаруженного памятника была заложена в проект станции при её строительстве в 1960-х.
Лондонская стена на London Wall road. Фотография Александра Можаева

Также стоит отметить замечательное решение сохраненного отрезка стены рядом с Музеем Лондона (южнее улицы London wall). После разорения бомбёжкой 1940 года этот район долго лежал в руинах, у археологов было время осмотреться. Когда в 1956 началось новое строительство, участок вдоль прослеженной в поздних подвалах стены оставили свободным. Cохранены не только фрагменты стен и башен римского форта, но и обломки разрушенных войной домов над ними. Во-первых, наглядно показан процесс «врастания» стены в город, во-вторых – ещё один живописный сквер с руинами. Вытаптывать их нельзя, место огорожено, но чтобы оно не пустовало, кто-то поселил средь руин небольшую пасеку.
zooming
Лондонская стена на London Wall road © Archaeology Travel
zooming
Высотный офисный комплекс London Wall Place © Make Architects
Высотный офисный комплекс London Wall Place © Make Architects

Стоит упомянуть ещё один «парковый» объект, открытие которого состоится в 2018 году. Это реконструкция сада церкви Альфеджа, сопутствующая строительству высотного офисного комплекса London Wall Place, спроектированного бюро Make Architects. На территории стройплощадки оказался небольшой сад, примыкающий к ещё одному отрезку Лондонской стены и стоящий чуть поодаль обломок готической церкви 1329 года. Понятно, что крупная стройка была для них потенциальной угрозой и согласовать проект было непросто. Девелоперам помогали специалисты Археологической службы Музея Лондона – не в смысле ловкого обхода охранных ограничений, а в смысле совместной работы над проектом с самого его начала. Стена и церковь, прежде разделённые корпусом 1950-х, теперь станут частью единого зелёного пространства. Визитной карточкой объекта будут извилистые пешеходные мосты, обшитые патинированным железом, которые соединят сад с галереями Барбикана. Жители Лондона надеются, что эта работа вернёт в город полезную моду на висячие пешеходные дорожки. И ходя горизонталь перехода вплотную примыкает к руине церкви, кажется, что она скорее поможет включить в комплекс памятник, ранее смотревшийся весьма сиротливо.
Реконструкция здания капитула перед южным фасадом собора Св. Павла. Фотография Александра Можаева

В том случае, если руины сохранились плохо либо устройство приямка технически невозможно, но здание при этом играло важную роль в городской истории, для его проявления используется метод сигнации – обозначения контуров постройки мощением современных улиц, газонами скверов и так далее. Выше упоминалась сигнация контуров амфитеатра на площади Гилдхолла, недавно реализован более яркий проект – открытый в 2008 году южный сад собора Павла. В нём обозначен план готического капитула, имевшего выразительную форму многогранной башни с выступающими контрфорсами и окружённого ажурной галереей. Камни фундаментов этих построек лежат под землёй, а контур их плана, чуть приподнятый над уровнем современной поверхности, стал основой планировки нового сквера.

сигнация контуров плана капитула у южного фасада собора Св. Павла


Для построек, по лондонским меркам совсем поздних (XVII–XIX вв.), принята практика подробнейшей фиксации перед сносом. Это распространяется не только на подземные объекты, но и на приговоренные к сносу дома, которые не имели охранного статуса и которых не смогли отстоять градозащитники. Застройщик приносит своё извинение тем, что финансирует подробные исследования и их качественную публикацию – ликвидированный исторический объект как бы продолжает существовать в бумажной версии. Тем не менее, иногда приходится сожалеть об утрате находок определённо интересных и зрелищных – как раскопанная в 2002 году пивоварня Долтона на южном берегу Темзы (Doulton pothouse in Lambeth). Включение концентрических кладок печей 1870-х в новое пространство могло бы стать важным маркером – сделать место более многослойным, а новостройку более привлекательной.

Говоря о критериях ценности подземных объектов, которые могут быть частью современной городской среды, мыслители предлагают разделять академическую ценность и потенциал приносимой общественной пользы. Как сказано в одном из современных исследований: польза сия состоит в предоставлении будущим поколениям как можно большего материала для изучения прошлого, дабы формировать на этой основе важнейшее «чувство общей идентичности». А возможность её причинения путём расширения границ музейного пространства, путём интеграции древних объектов в повседневную жизнь города зависит от длинного ряда факторов – от социально-политического положения и силы общественного мнения до «доминирующего набора ценностей».

Скажите государю, что англичане доминирующий набор кирпичом не чистят.

11 Декабря 2017

ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Сохранить окна ТАСС!
Проблема в том, что фасады ТАСС 1977 года могут отремонтировать, сохранив в целом рисунок, но в других материалах – так, что оно перестанет быть похожим на себя и потеряет оригинальный, то есть подлинный, облик. Собираем подписи за присвоение зданию статуса объекта наследия и охрану его исторического облика.
Авангард на льду
Бюро Coop Himmelb(l)au выиграло конкурс на концепцию хоккейного стадиона «СКА Арена» в Санкт-Петербурге. Он заменит собой снесенный СКК и обещает учесть проект компании «Горка», недавно утвержденный градсоветом для этого места.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Почти утраченная Стрелка
На нижегородской Стрелке 23 декабря прошла очередная акция против зачистки территории бывшего порта. Не исключено, что остатки подлинных построек, борьба за которые не прекращалась в течение года, в январе будут утрачены.
Руины Лондона. Часть I
Архитектор и историк Александр Можаев – о лондонской практике сохранения и экспонирования археологического наследия в свете недавнего открытия музея храма Митры. В сравнении с московскими утратами выглядит особенно остро.
Технологии и материалы
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Сейчас на главной
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
На берегу Лососинки
Жилой комплекс «Речка», который формируется в Петрозаводске по проекту архитектурной мастерской Евгения Таева, реагирует на соседство с речкой Лососинка и парком Ямка точечной застройкой, которая делает среду проницаемой и интегрированной в зеленый массив. Кирпич на фасадах отсылает к заводским корпусам Александровского Завода, основанного в XVIII веке.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Энергия юности
Архитектурное бюро Better с помощью простых и бюджетных приемов предлагает концепцию обновления популярного у молодежи Новой Усмани здания 1950-х годов. Молодежный центр приобретает узнаваемый облик, дополнительные пространства для встреч и общения, а также становится потенциальной точкой преобразования городской среды.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Палитра дерева
По проекту бюро Kub House на участке в поселке Николино построено несколько зданий с применением CLT-технологии. Архитекторы рассказывают о дополнительных решениях: шиндель и еловый планкен на фасадах, самоклеящаяся алюминиевая пароизоляция для герметичности здания, звукоизоляционные конструкции.
Угадай мелодию
Архитектурная премия мэра Москвы позиционирует себя как представляющая «главные проекты года». Это большая ответственность – так что и мы взяли на себя смелость разобраться в структуре побед и не-побед 2025 года на примере трех самых объемных номинаций: офисов, жилья, образования. Обнаружился ряд мелких нестыковок вроде не названных авторов – и один крупный парадокс в базисе эмотеха. Разбираемся с базисом и надстройкой, формулируем основной вопрос, строим гипотезы.
Связь прошлого и настоящего
Реконструкции исторических зданий под современный офис редко бывают деликатными по отношению к наследию. Но в проекте редевелопмента исторического здания Телеграфа в Санкт-Петербурге под офис российской IT-компания «ЭР-Телеком» архитекторы UNK corporate interiors смогли найти способ сохранить и бережно инсталлировать в новое пространство оригинальные детали интерьера. Конечно, характер пространства радикально поменялся, но сосуществование с аутентичными элементами, фактурами и материалами создает особую атмосферу, материализуя идею связи времен.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
Отель в швейной мастерской
Концепция APRELarchitects по ревитализации двух объектов культурного наследия в центре Воронежа предполагает приспособление здания швейной мастерской и колокольни Пятницкой церкви под гостиничный комплекс с музеем, спа-комплексом и оживленным двориком. Контуры утраченной колокольни предполагается восстановить с помощью легкой световой инсталляции.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
В позитивном свете
Современные общественные пространства все чаще сочетают несколько функций, и на первый план выходит их планировочная гибкость и продуманность зонирования. В новом мультипространстве LOOK UP & UPSKILL, разработанном Pergaev Bureau, объединены кафе, ресторан, библиотека, университет и даже магазин шоколада, решенные в едином стиле, создающем спокойную и одновременно вдохновляющую атмосферу.
Школа как доминанта
Бюро арх.15 актуализировало типовой проект общеобразовательной школы на 1100 мест в Хостинском районе. Функциональные блоки отличаются фасадными решениями, задействована кровля, а для оформления учебных и рекреационных пространств формальный подход отвергнут в пользу адаптивного.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Ворота в геопарк
Бюро «КБ-11» разработало концепцию этнографического комплекса для геопарка «Янган-Тау», расположенного в Республике Башкортостан. Природные объекты и ландшафты этой территории имеют международное геологическое значение и включены в список ЮНЕСКО, не менее значительны расположенные здесь памятники истории и культуры. Комплекс должен сделать место более привлекательным для туристов, местного населения и ученых.
Термы за Волгой
Как в нашей стране строят бани? Обычно из лакированных бревен, иногда добавляя розовую штукатурку... А Григорий Дайнов и DK Architects предложили для Тверицких бань на левом берегу Волги в Ярославле – берег заброшенный и депрессивный, но бани, говорят, культовые, – 1. сохранение здания 1950-х, кирпичного, крашеного красной краской; 2. термы из травертина. Ну что тут сказать, идеи Цумтора забрались на азиатский берег. Рассматриваем.
Респектабельная неформальность
Как скомбинировать шоурум и рабочее пространство? Как объединить гедонизм и нонконформизмом? Как превратить меньше 200 м2 в целый мир фешн-индустрии? Архитекторы студии MNdesign справились с этими непростыми задачами, создав интерьер офиса компании Albione и MezzaTorre.
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
«Слово и камень» №3
Альманах современного церковного искусства – издание с аскетическим дизайном и пространными текстами, в том числе со множеством интервью – вышел в третий раз. Новая книжка самая объемная. Пролистали, показываем оглавление и редакционную статью.
Феномен «чистой» архитектуры: читая книгу Карена...
Ученик Юрия Волчка Алексей Воробьев рассматривает книгу, написанную о знаменитом архитекторе-модернисте Джиме Торосяне учеником Торосяна Кареном Бальяном; и вышедшую недавно в издательстве TATLIN. Рецензия получилась прочувствованной, подробной – превратилась в эссе, где подзаголовок книги – Maestro di bellezza – становится отправной точкой для размышлений о красоте и ее преобразующей роли, со ссылками на Умберто Эко и Владимира Соловьева. Такая рецензия – сама по себе размышление о судьбе профессии архитектора.