Руины Лондона. Часть II

Продолжаем публикацию эссе историка архитектуры Александра Можаева, посвященного практике сохранения остатков старинных зданий в Лондоне. На этот раз речь о средневековье.

mainImg

Древнейшие в городе римские постройки отстояли свои права в вечно строящемся лондонском Сити, но ситуация с подземными руинами Средневековья была и остаётся более сложной. Как говорят археологи, ещё в середине ХХ века предметом учёного интереса были «императоры и короли», то есть наиболее древние и наиболее статусные памятники, повседневная жизнь средневекового города была предметом лишь краеведческого интереса.

В 1970–1980-е годы фиксация архитектурных находок стала обязательным требованием, но после этого средневековые стены часто разрушались, даже если это были достаточно древние и сохранные фрагменты. Только в научных отчётах остались фундаменты королевского замка Бейнардс на берегу Темзы и эффектная «инкрустированная» кладка церкви св. Ботолфа (St. Botolph Billings gate) и примыкающая к ней стена жилого дома XIV века с сохранявшимися белокаменными откосами окон, найденные в 1982.
Стена церкви Св. Ботолфа, найденная в 1982 г. Из кн.: John Schofield. Saxon and Medieval parish churches in the City of London // Trans London & Middlesex Archaeol Soc 45 (1994), 23-146

То же произошло с кладками церкви св. Бенета (St Benet Sherehog) XI века, раскопанной в 1995 году. Эти работы велись в соседнем квартале с храмом Митры (1, Poultry) и также стали важным этапом в истории археологии Лондона. Несмотря на то, что девелопер участка был настроен решительно и пошел на скандал, снеся ряд заметных Викторианских зданий, археологи добились обеспечения достаточного срока для раскопок. Чтобы не тормозить строительство, исследования велись параллельно – археологи работали в пространстве под перекрытиями нижнего яруса новостройки.
zooming
Мемориальная доска на месте, где находилась церковь св. Бенета. Фото: Bashereyre via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 3.0

Из недавних работ примечательно раскрытие менее впечатляющей и менее древней, но всё же довольно масштабной кладки позднесредневековой пригородной усадьбы Worcester House. Основания отдельных стен дома и проездной башни сохраняли вполне пригодные к экспонированию участки. Однако, поскольку на их месте запланировано строительство транспортного объекта, то вопрос устранения помехи, вероятно, входил в сферу национальных интересов. Фраза отчёта «четыре тонны кирпича XVI века были переданы фонду Английского наследия для нужд реставраторов» по нашим меркам звучит жутковато.
zooming
Раскопки пригородной усадьбы Worcester House © IanVisits

В то же время, объявлено о планах по сохранению другой постройки XVI века, найденной в 2017 году под полом Морского колледжа, построенного Кристофером Реном. Потому что это одна из комнат Гринвичского дворца, в котором родился Генрих VIII, потому что постройка радует эффектными стенными нишами и мощением полов, и потому, что её сохранение не мешает планам реконструкции колледжа, а напротив, обещает украсить интерьер нового информационного центра музея.
Mikveh, Jewish ritual bath
Были отдельные случаи вынужденного переноса каменных структур – например, найденная в 2001 году на Milk Street каменная миква (ритуальная иудейская купальня) 1270 года. Несмотря на рекомендации сохранения архитектурных объектов in situ, миква была разобрана и передана в Еврейский музей. Этот случай также можно считать примером не самого удачного компромисса: древние камни в музейной витрине напоминают элементы конструктора.
Крипта кармелитского монастыря. Рисунок, сделанный после обнаружения
zooming
Крипта после переноса на новое место © IanVisits
Реконструкция башни-постерна у Тауэр-хилл © English heritage
zooming
Лондонская стена на London Wall road © Archaeology Travel

Крипту кармелитского монастыря White friar’s crypt XIV века, попавшую в пятно крупного офисного строительства в 1980-е, удалось перенести на новое место без переборки, которая для кирпично-каменной постройки обернулась бы безусловным разрушением. Под сводчатое помещение была подведена бетонная платформа, затем кран целиком переместил конструкцию на другую сторону улицы. Сейчас внешнюю стену крипты можно видеть за стеклом во дворе новостройки, интерьер открывают для посещения раз в году.
Лондонская стена на London Wall road. Фотография Александра Можаева

Наиболее удачным примером консервации средневекового памятника in situ является основание постерна – небольшой башни конца XIII века, прикрывавшей калитку у примыкания городской стены к рву Тауэра. Она находится в приямке под пешеходным мостом рядом с входом на станцию метро Тауэр Хилл, консервация обнаруженного памятника была заложена в проект станции при её строительстве в 1960-х.
Лондонская стена на London Wall road. Фотография Александра Можаева

Также стоит отметить замечательное решение сохраненного отрезка стены рядом с Музеем Лондона (южнее улицы London wall). После разорения бомбёжкой 1940 года этот район долго лежал в руинах, у археологов было время осмотреться. Когда в 1956 началось новое строительство, участок вдоль прослеженной в поздних подвалах стены оставили свободным. Cохранены не только фрагменты стен и башен римского форта, но и обломки разрушенных войной домов над ними. Во-первых, наглядно показан процесс «врастания» стены в город, во-вторых – ещё один живописный сквер с руинами. Вытаптывать их нельзя, место огорожено, но чтобы оно не пустовало, кто-то поселил средь руин небольшую пасеку.
zooming
Лондонская стена на London Wall road © Archaeology Travel
zooming
Высотный офисный комплекс London Wall Place © Make Architects
Высотный офисный комплекс London Wall Place © Make Architects

Стоит упомянуть ещё один «парковый» объект, открытие которого состоится в 2018 году. Это реконструкция сада церкви Альфеджа, сопутствующая строительству высотного офисного комплекса London Wall Place, спроектированного бюро Make Architects. На территории стройплощадки оказался небольшой сад, примыкающий к ещё одному отрезку Лондонской стены и стоящий чуть поодаль обломок готической церкви 1329 года. Понятно, что крупная стройка была для них потенциальной угрозой и согласовать проект было непросто. Девелоперам помогали специалисты Археологической службы Музея Лондона – не в смысле ловкого обхода охранных ограничений, а в смысле совместной работы над проектом с самого его начала. Стена и церковь, прежде разделённые корпусом 1950-х, теперь станут частью единого зелёного пространства. Визитной карточкой объекта будут извилистые пешеходные мосты, обшитые патинированным железом, которые соединят сад с галереями Барбикана. Жители Лондона надеются, что эта работа вернёт в город полезную моду на висячие пешеходные дорожки. И ходя горизонталь перехода вплотную примыкает к руине церкви, кажется, что она скорее поможет включить в комплекс памятник, ранее смотревшийся весьма сиротливо.
Реконструкция здания капитула перед южным фасадом собора Св. Павла. Фотография Александра Можаева

В том случае, если руины сохранились плохо либо устройство приямка технически невозможно, но здание при этом играло важную роль в городской истории, для его проявления используется метод сигнации – обозначения контуров постройки мощением современных улиц, газонами скверов и так далее. Выше упоминалась сигнация контуров амфитеатра на площади Гилдхолла, недавно реализован более яркий проект – открытый в 2008 году южный сад собора Павла. В нём обозначен план готического капитула, имевшего выразительную форму многогранной башни с выступающими контрфорсами и окружённого ажурной галереей. Камни фундаментов этих построек лежат под землёй, а контур их плана, чуть приподнятый над уровнем современной поверхности, стал основой планировки нового сквера.

сигнация контуров плана капитула у южного фасада собора Св. Павла


Для построек, по лондонским меркам совсем поздних (XVII–XIX вв.), принята практика подробнейшей фиксации перед сносом. Это распространяется не только на подземные объекты, но и на приговоренные к сносу дома, которые не имели охранного статуса и которых не смогли отстоять градозащитники. Застройщик приносит своё извинение тем, что финансирует подробные исследования и их качественную публикацию – ликвидированный исторический объект как бы продолжает существовать в бумажной версии. Тем не менее, иногда приходится сожалеть об утрате находок определённо интересных и зрелищных – как раскопанная в 2002 году пивоварня Долтона на южном берегу Темзы (Doulton pothouse in Lambeth). Включение концентрических кладок печей 1870-х в новое пространство могло бы стать важным маркером – сделать место более многослойным, а новостройку более привлекательной.

Говоря о критериях ценности подземных объектов, которые могут быть частью современной городской среды, мыслители предлагают разделять академическую ценность и потенциал приносимой общественной пользы. Как сказано в одном из современных исследований: польза сия состоит в предоставлении будущим поколениям как можно большего материала для изучения прошлого, дабы формировать на этой основе важнейшее «чувство общей идентичности». А возможность её причинения путём расширения границ музейного пространства, путём интеграции древних объектов в повседневную жизнь города зависит от длинного ряда факторов – от социально-политического положения и силы общественного мнения до «доминирующего набора ценностей».

Скажите государю, что англичане доминирующий набор кирпичом не чистят.

11 Декабря 2017

ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Сохранить окна ТАСС!
Проблема в том, что фасады ТАСС 1977 года могут отремонтировать, сохранив в целом рисунок, но в других материалах – так, что оно перестанет быть похожим на себя и потеряет оригинальный, то есть подлинный, облик. Собираем подписи за присвоение зданию статуса объекта наследия и охрану его исторического облика.
Авангард на льду
Бюро Coop Himmelb(l)au выиграло конкурс на концепцию хоккейного стадиона «СКА Арена» в Санкт-Петербурге. Он заменит собой снесенный СКК и обещает учесть проект компании «Горка», недавно утвержденный градсоветом для этого места.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Почти утраченная Стрелка
На нижегородской Стрелке 23 декабря прошла очередная акция против зачистки территории бывшего порта. Не исключено, что остатки подлинных построек, борьба за которые не прекращалась в течение года, в январе будут утрачены.
Руины Лондона. Часть I
Архитектор и историк Александр Можаев – о лондонской практике сохранения и экспонирования археологического наследия в свете недавнего открытия музея храма Митры. В сравнении с московскими утратами выглядит особенно остро.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Скульптуры вместо карет
По проекту Главного управления культурного наследия Московской области в Серпуховском историко-художественном музее к новой функции приспособили каретный сарай. Теперь он действует как открытое фондохранилище и более доступен маломобильным посетителям.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Галерея у реки
Проект благоустройства набережной Волги в Тутаеве бюро SOTA подготовило для Конкурса малых городов. Набережная решена в виде променада, который предлагает больше способов взаимодействия с рекой: от купания и катания на лодках до просмотра кинолент. Малые архитектурные формы вдохновлены деревянным зодчеством.