Супер-BIM для Густава Эйфеля

Готовясь к Олимпиаде-2024, мэрия Парижа задумала переосмыслить окружение Эйфелевой башни. Для конкурса и последующего проектирования изготовлена беспрецедентная BIM-модель, где учтены все мелочи, даже листья на деревьях.

mainImg
На пресс-конференции, состоявшейся 4 мая 2018 года в мэрии Парижа, были объявлены четыре команды финалистов конкурса «Site Tour Eiffel: découvrir, approcher, visiter» / «Вокруг Эйфелевой башни: открытие, приближение, посещение». Им предстоит за 9 месяцев переосмыслить территорию парка Трокадеро и Марсова поля – около 54 га вокруг Эйфелевой башни, предложить урбанистический проект ее развития, используя беспрецедентно масштабную и подробную BIM-модель, созданную компанией Autodesk, мировым лидером в области технологий BIM. Autodesk – партнер конкурса и единственный разработчик технологий, который сейчас сотрудничает с мэрией Парижа по проекту реконструкции территории вокруг Эйфелевой Башни. 

Гигантская модель BIM
Конкурсанты только начинают работать, а модель территории уже готова, и на сегодняшний день это крупнейшая в мире BIM-модель городского пространства, отображающая здания, дороги и инфраструктуру, пешеходные зоны, мосты, окружающие зеленые насаждения и даже уличную мебель.
Вид Эйфелеву башню с Марсова поля. Фотография © Mairie de Paris et Autodesk
Территория конкурса, BIM-модель © Mairie de Paris et Autodesk

Для ее создания использовалось лазерное дистанционное зондирование и аэрофотоснимки с детализацией от 2 до 5 см. Она включает в себя детализированное изображение 8 200 деревьев, 1000 зданий, 3 моста, 25 статуй и сотни осветительных приборов, скамеек и парковых сооружений. Одних только точек соответствия, созданных при проектировании – более 10,3 млрд, в целом данные занимают 342 ГБ (!) дискового пространства. Команды конкурсантов смогут использовать этот, в данный момент определенно уникальный, программный продукт в качестве основы для проектирования, жюри – для оценки, городская администрация для контроля за процессом, – иными словами, работа строится на функциональной подоснове совершенно иного уровня, чем обычно.

Причем вчерне рассмотрены и окружающие кварталы городской застройки: на левом берегу примерно половина районов Grenelle и Gros-Caillou, на правом значительная часть домов вокруг Chaillot – они составляют широкий взгляд на город, чуть менее подробный, зато позволяющий анализировать урбанистический контекст и связи конкурсной территории с ближайшими соседями: в общей сложности рассмотрен фрагмент города площадью 240 га, 1,6 км в ширину и 2,2 км в длину.



Если 240 га города нарисованы в 3D, то собственно территория конкурса – 54 га, включающая парк Трокадеро, Марсово поле и набережные Сены между мостами Понт-де-Альма и Бир-Хаким – выстроена много более подробно, для нее выполнена полноценная BIM-модель, техническая основа для работы мэрии и конкурсантов.



Во время работы над конкурсным проектом командам предоставят версию 3D-модели в Autodesk InfraWorks для использования на разных этапах конкурса. Autodesk также будет работать с командами, помогая им с разработкой и визуалиацией их проектов. Модель, разработанная Autodesk, будет также использоваться жюри в финале – она позволит им лучше понять и оценить предложения финалистов.

Карин Вайс – сотрудник компании, отвечающая за решения городской инфраструктуры, пояснила, что «открытые форматы BIM-проектирования позволяют участникам использовать не только программное обеспечение Autodesk, но и другие программы».
zooming
Крылья дворца Шайо, BIM-модель © Mairie de Paris et Autodesk

«Если дизайн Эйфелевой башни известен всему миру, опыт ее посещения и восприятия понять достаточно сложно. Модель, созданная Autodesk, дает возможность нам учесть этот важный аспект конкурентного диалога и выбрать лучшее предложение кандидатов, – отметил заместитель мэра Парижа Жан-Франсуа Мартинс, отвечающий за все вопросы, касающиеся спорта, туризма и будущих Олимпийских и Паралимпийских игр-2024. – Раскрытие потенциала восприятия башни – главная задача, стоящая перед командами».

По словам Николя Мангона, вице-президента подразделения AEC (направление архитектуры, строительства и инфраструктуры) компании Autodesk, этот проект «позволит, в частности, показать миру, как новые технологии меняют сектор архитектуры и строительства, и убедить всех в силе BIM-проектирования, позволяющего реализовывать подобные проекты».

Модель призвана сделать исследование территории максимально глубоким и всесторонним, избежать «косметического эффекта», нередко присущего проектам благоустройства. Цель – переосмыслить и преобразовать, а не только украсить, подчеркивают устроители конкурса.
Вид над Марсовым полем. Фотография © Mairie de Paris et Autodesk

Место: зачем обновлять
Башня инженера Густава Эйфеля – самая посещаемая платная достопримечательность мира: в год на нее поднимается 6 млн человек, а в 2014 было 7 млн. А еще и самая фотографируемая. Территорию вокруг, откуда башню можно увидеть и сфотографировать, похваставшись затем друзьям, что «в Париже был и все видел» – за год посещает впятеро больше человек, около 30 млн. Эта территория – площадь Трокадеро и Марсово поле, нанизанные на одну ось, на которой стоит и арка широко расставленных опор башни, с конца XIX века служила для всемирных выставок, для одной из которых, в 1889 году, как известно, Эйфель и построил свою La tour de 300 metres, трехсотметровую башню, как ее попросту называл инженер. Французы сейчас нередко называют «Железной дамой» – La Dame de fer. Недавно первый ярус башни серьезно реконструировали, но в сентябре 2017 стартовала очередная модернизация: с севера и юга теперь появятся стеклянные стены. Далее запланировано масштабное обновление башни: общество ее использования (есть и такое!) привлекло 300 млн евро инвестиций, рассчитанных на 15 лет и призванных улучшить ее доступность, безопасность и красоту.

Территория же вокруг сейчас привлекает меньше внимания, и хотя оба парка, на левом берегу Сены и на правом, – не так уже плохи, во всяком случае гигантская травяная лужайка Марсова поля располагает к пикникам, а на Трокадеро бесперебойно подъезжают автобусы с туристами ради видовой площадки между крыльями дворца Шайо, построенного к выставке 1937 года (той самой, где Рабочий и Колхозница противостояли орлу нацисткой Германии) – в урбанистическом смысле они не очень привлекательны и не соответствуют сегодняшним стандартам.

вид с площадки перед дворцом Шайо, начало пути к башне: 


Основную проблему создает недостаток инфраструктуры: укрытий от дождя, туалетов (посчитано: всего 3 штуки на 800 человек в час), коммерческих услуг и плохая навигация на маршруте. Марсово поле, парадный плац Людовика XV, до сих пор больше располагает к маршам – в центральной части оно велико, совершенно открыто для солнца и дождя, оказавшись на нем, сразу понимаешь, как устали ноги, а идти до ближайшего кафе еще вооон сколько. Деревья по краям, конечно, спасают от летнего солнца, но не спасают от дождя… Словом, подолгу находиться на поле бывшей всемирной ярмарки можно, лишь разложив подстилку для пикника, но лужайки то огораживают заборами – чтобы трава подросла, то целиком вытаптывают.

Маросово поле в 2009:


Марсово поле в 2016:


Словом, несмотря на то, что деревья аккуратно пострижены и скамеек классического парижского образца здесь довольно много, времяпрепровождение на Марсовом поле сложно назвать эффективным использованием общественного пространства в центре города: людей здесь не много, и они не задерживаются – сделали селфи и ушли куда-нибудь в Латинский квартал, привлеченные непередаваемым запахом омаров и мидий из ресторанов.

С другой стороны, от относительно небольшой видовой площадки Трокадеро с ее величественным видом на парадную эспланаду и одноименный фонтан, чтобы попасть к башне и завершить обязательную программу туриста, надо спуститься с холма по лестничным маршам, минуя платформу перед театром с рестораном, вмонтированным в холм, пройти мимо фонтана, пересечь оживленную магистраль и Йенский мост.

видовая площадка Трокадеро:


трасса над тоннелем и пешеходный переход перед Йенским мостом:


Словом, для туристов здесь пока предлагается обязательная, утруждающая ноги программа, настроенная скорее на преодоление трудностей, нежели на легкость бытия. Пути запутанны, и даже очереди плохо организованы (а они есть). Парижане место тоже не жалуют: чересчур просторно, делать особенно нечего, а ходить – далеко. Между тем и в парках, и в окрестностях немало интересного: если продумать маршруты, парки-площади могли бы зажить новой «урбанистической» жизнью. Задача конкурсантов – сделать территорию более связной, улучшить пешеходные пути, связав из с общественным транспортом, улучшить ориентацию в пространстве, и, кроме того, раскрыть культурный потенциал места, то есть помочь посетителям увидеть что-то еще кроме башни. «Короля делает свита» – главной достопримечательности нужно достойное окружение. Если же говорить о «малой» экономике – сюда приезжает столько людей, что, задержись они подольше в приятной обстановке, магазины и кафе сделали бы выручку, что тоже невредно городу и способно повысить «окупаемость места».

«Цель проекта не в том, чтобы увеличить количество посетителей самого знаменитого памятника в Париже, это физически невозможно, – говорит Жан-Луи Миссика, заммэра Парижа, отвечающий за урбанизм и архитектуру, проект Большого Парижа, также как и в целом за экономическое развитие города. – Его цель сделать осмотр башни более приятным и удобным для туриста, а также продлить время пребывания на месте».
Марсово поле весной. Фотография © Mairie de Paris et Autodesk

Фактор, немало осложняющий работу проектировщков – набережная от моста Бир-Акем, сад и дворец Трокадеро, Эйфелева башня, Марсово поле и Военная школа за ним входят в список ЮНЕСКО, и следовательно, любое капитальное строительство здесь запрещено, и сам проект называется – реставрация территории. «Мы не ищем архитектурного жеста, – говорит Жан-Луи Миссика, – это должен быть урбанистический ответ, переосмысление ландшафта и управления потоками посетителей. Не следует забывать и жителей города, которые также являются пользователями места». Также Миссика отметил важность различных уровней восприятия и пространственный опыт – видение башни из города и города с башни.

Консорциумы-финалисты
На конкурс-тендер, объявленный 16 февраля, было подано 42 заявки. Одно из главных требований к соискателям – мультидисциплинарность команды, куда должны входить урбанисты и ландшафтные архитекторы, которым предстоит сбалансировать использование общественного пространства в интересах пешеходов и оптимизировать управление потоками с учетом вопросов безопасности, особенно важными для Парижа, неоднократно подвергавшегося террористическим атакам.
При выборе будущих проектировщиков учитывался опыт команд в работе над подобными проектами – на разработку концепции отпущено всего 9 месяцев, и уже весной 2019 предложения должны быть рассмотрены жюри.

На пресс-конференции 4 мая объявили главных соперников – четыре мультидисциплинарные команды, в каждую из которых входят несколько компаний, отвечающих за разные сферы городского планирования: архитектуру, ландшафт и инженерию.

Amanda Levete Architects
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © Hufton + Crow

Расширение музея Виктории и Альберта в Лондоне в Лондоне, Лиссабонский музей искусства и архитектуры (MAAT) – эти грандиозные объекты, реализованные по проекту британского бюро за последние два года, стали заметными событиями в архитектурном мире.
В консорциум, возглавляемый ALA, также вошли:
  • Bonnier et Glachant, architectes
  • Urbaniste Ricky Burdett
  • Agence de BET «Quartorze»
  • Terell
  • Egis
  • VPEAS
  • Systematica
  • Cronos Conseil
  • Attitudes Urbaines
  • Gross Max

Gustafson Porter + Bowman
Центральный парк Валенсии © Gustafson Porter

Известны деликатным обращением с ландшафтом: одной из недавних работ бюро стала реконструкция парка вокруг Хрустального дворца, памятника пейзажной архитектуры. И хотя само бюро расположено в Лондоне, консорциум можно скорее назвать французским, чем британским: один из партнеров, Катрин Густафсон, выпускница ландшафтной школы Версаля, привлекла в команду опытных французских архитекторов и градостроителей. В команду вошли:
  • Chartier et Corbasson, architectes
  • Atelier Monchecourt & co, architectes
  • Sathy
  • Agence Devillers & associés, urbaniste
  • Ma-Geo Morel
  • VPEAS
  • BIM Services
  • Inex
  • Bollinger et Grohmann
  • Geovolys et Yris

Ter
География работ французского ландшафтного агентства выходит далеко за пределы страны. Помимо проекта парка Булонь-Бийанкур они известны разработкой площади Першинг в Лос-Анджелесе и Пласа-де-лас-Хейлор Каталанес в Барселоне. Команда состоит из французских и итальянских архитекторов, курс – на устойчивое развитие. В нее вошел также частый гость в Москве Карло Ратти. Другие участники:
  • Exploration architecture
  • Arcadis
  • Berim
  • Cronos Conseil et Alphaville

KOZ Architectes
Четвертую команду возглавила малоизвестная студия с относительно небольшими проектами, в частности, социального жилья, она дислоцируется в Париже и работает в пределах Франции. Любопытно, что в консорциум вошел Дзюнья Ишигами, дружелюбным подход которого к существующей среде и поиск гибких сценариев взаимодействия с ней сделал его мировой знаменитостью. Остальные участники консорциума:
  • Niclas Dünnebacke, architecte
  • Atelier Roberta, paysagiste
  • Strate
  • Indiggo
  • Axio
  • Elioth

После объявления выигравшей концепции еще один год займет разработка ее экономической модели, а собственно реализация проекта, общая стоимость которого 40 млн евро, выделяемых из городского бюджета, запланирована на два.

15 Мая 2018

Похожие статьи
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Технологии и материалы
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Сейчас на главной
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
На берегу Лососинки
Жилой комплекс «Речка», который формируется в Петрозаводске по проекту архитектурной мастерской Евгения Таева, реагирует на соседство с речкой Лососинка и парком Ямка точечной застройкой, которая делает среду проницаемой и интегрированной в зеленый массив. Кирпич на фасадах отсылает к заводским корпусам Александровского Завода, основанного в XVIII веке.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Энергия юности
Архитектурное бюро Better с помощью простых и бюджетных приемов предлагает концепцию обновления популярного у молодежи Новой Усмани здания 1950-х годов. Молодежный центр приобретает узнаваемый облик, дополнительные пространства для встреч и общения, а также становится потенциальной точкой преобразования городской среды.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Палитра дерева
По проекту бюро Kub House на участке в поселке Николино построено несколько зданий с применением CLT-технологии. Архитекторы рассказывают о дополнительных решениях: шиндель и еловый планкен на фасадах, самоклеящаяся алюминиевая пароизоляция для герметичности здания, звукоизоляционные конструкции.
Угадай мелодию
Архитектурная премия мэра Москвы позиционирует себя как представляющая «главные проекты года». Это большая ответственность – так что и мы взяли на себя смелость разобраться в структуре побед и не-побед 2025 года на примере трех самых объемных номинаций: офисов, жилья, образования. Обнаружился ряд мелких нестыковок вроде не названных авторов – и один крупный парадокс в базисе эмотеха. Разбираемся с базисом и надстройкой, формулируем основной вопрос, строим гипотезы.
Связь прошлого и настоящего
Реконструкции исторических зданий под современный офис редко бывают деликатными по отношению к наследию. Но в проекте редевелопмента исторического здания Телеграфа в Санкт-Петербурге под офис российской IT-компания «ЭР-Телеком» архитекторы UNK corporate interiors смогли найти способ сохранить и бережно инсталлировать в новое пространство оригинальные детали интерьера. Конечно, характер пространства радикально поменялся, но сосуществование с аутентичными элементами, фактурами и материалами создает особую атмосферу, материализуя идею связи времен.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
Отель в швейной мастерской
Концепция APRELarchitects по ревитализации двух объектов культурного наследия в центре Воронежа предполагает приспособление здания швейной мастерской и колокольни Пятницкой церкви под гостиничный комплекс с музеем, спа-комплексом и оживленным двориком. Контуры утраченной колокольни предполагается восстановить с помощью легкой световой инсталляции.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
В позитивном свете
Современные общественные пространства все чаще сочетают несколько функций, и на первый план выходит их планировочная гибкость и продуманность зонирования. В новом мультипространстве LOOK UP & UPSKILL, разработанном Pergaev Bureau, объединены кафе, ресторан, библиотека, университет и даже магазин шоколада, решенные в едином стиле, создающем спокойную и одновременно вдохновляющую атмосферу.
Школа как доминанта
Бюро арх.15 актуализировало типовой проект общеобразовательной школы на 1100 мест в Хостинском районе. Функциональные блоки отличаются фасадными решениями, задействована кровля, а для оформления учебных и рекреационных пространств формальный подход отвергнут в пользу адаптивного.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Ворота в геопарк
Бюро «КБ-11» разработало концепцию этнографического комплекса для геопарка «Янган-Тау», расположенного в Республике Башкортостан. Природные объекты и ландшафты этой территории имеют международное геологическое значение и включены в список ЮНЕСКО, не менее значительны расположенные здесь памятники истории и культуры. Комплекс должен сделать место более привлекательным для туристов, местного населения и ученых.
Термы за Волгой
Как в нашей стране строят бани? Обычно из лакированных бревен, иногда добавляя розовую штукатурку... А Григорий Дайнов и DK Architects предложили для Тверицких бань на левом берегу Волги в Ярославле – берег заброшенный и депрессивный, но бани, говорят, культовые, – 1. сохранение здания 1950-х, кирпичного, крашеного красной краской; 2. термы из травертина. Ну что тут сказать, идеи Цумтора забрались на азиатский берег. Рассматриваем.