Автор текста:
Инесса Ковалева

С 57-метровой высоты

Первый ярус Эйфелевой башни открылся после 2-летней реконструкции.

0 Каждые 7 лет Эйфелеву башню обязательно перекрашивают Ну а более значительные интервенции происходят, конечно, реже: в последний раз это было 30 лет назад, когда новые павильоны первого яруса помогли привлечь больше посетителей, чем за все предыдущее столетие. 
 
zooming
Павильоны 1-го уровня по проекту бюро Гюстава Эйфеля: «Русский» и «Французский» рестораны. Фото © Инесса Ковалева
Входные павильоны лифтов. Фото © Инесса Ковалева

В этом году, который стал 125-м для стального символа всех романтиков и мечтателей, власти решили прибегнуть к подобному трюку с целью повторить, а может быть и превзойти тот успех. Павильоны, ставшие сенсацией в 1980-х, теперь устарели технически и не оправдывали ожиданий посетителей, и потому первый ярус стал наименее посещаемым из всех 3-х доступных публике уровней. 
 

zooming
Входные павильоны лифтов. Фото © Инесса Ковалева

За весь период существования башни он несколько раз менял свой облик. В 1889 построенные там павильоны полностью соответствовали общему стилю башни, в 1937  очередной Всемирной выставке там были добавлены внешние галереи с панорамным видом на город. Последняя реконструкция, 1981 года, поиграв с зеркальными поверхностями и окраской тон в тон к башне, сделала павильоны незаметны, но наоборот закрыла доступ к панорамным видам. 
 
zooming
Входные павильоны лифтов. Фото © Инесса Ковалева

Чтобы вновь привлечь посетителей на «1-й этаж» башни и была затеяна реконструкция, в которую власти инвестировали порядка 30 миллионов евро. В октябре 2010 объявленный конкурс выиграло французское бюро архитекторов и сценографов Moatti-Rivière в тандеме с компанией Bateg, которая отвечала за реализацию проекта. Проект предусматривал строительство двух новых павильонов на месте пары старых. Третий «старый» – центральный, где помещается ресторан – сохранили, но его фасад был реконструирован в соответствии с новым проектом. 
 
zooming
Входные павильоны лифтов. Фото © Инесса Ковалева



Архитекторы подошли к 5000 м2 первого уровня башни как к «настоящему городскому пространству с улицами, зданиями и центральной площадью, только поднятому на 57 метров над землей». Центральная площадь – просторная смотровая площадка с видом на Марсово поле. Она продолжается внешней галереей и «внутренним двориком» со стеклянным полом.
 
Футуризм на высоте
 
Согласно поставленным организаторами конкурса задачам, на первом уровне появился концертный зал им. Густава Эйфеля. По замыслу городских властей, он должен стать одной из самых привлекательных парижских «площадок» для мероприятий. С противоположной стороны от него – новый павильон с кафетерием и магазином сувениров. Центральный павильон по-прежнему вмещает знаменитый ресторан «58 Tour Eiffel».
 
zooming
Входные павильоны лифтов. Фото © Инесса Ковалева

Новые обтекаемые, «футуристические» формы легко вписались в пространство между несущими конструкциями.
 
zooming
Входные павильоны лифтов. Фото © Инесса Ковалева



Также реорганизованы были входные зоны лифтов. В проекте бюро Эйфеля они были открытыми, а крытые стеклянный павильоны-пагоды появились впервые только в 1982, чтобы защитить посетителей и сотрудников от непогоды. С тех пор из-за постоянного роста посещаемости входные зоны несколько раз корректировались. Теперь это просторные лифтовые холлы, динамикой объемов повторяющие изгибы конструкции башни.
 
Путь науки и истории
 
zooming
Фото © Инесса Ковалева

Теперь 1-й ярус башни превратился в музейно-образовательный проект. С задачей просвещения масс архитекторы справились «на ура». На смотровой площадке установлены экраны, которые рассказывают об истории башни. Один из них демонстрирует анимированную инфографику процесса строительства «железной дамы», как зовут символ французской столицы парижане. Этот ролик, помимо исторических фактов, подробно объясняет конструктивные принципы проекта и заодно преподает краткий курс физики. Так, лифт башни образца 1889 года работал по принципу весов: кабинки достигали середины пути, уравновешивая друг друга. От середины до верха применялись законы гидравлики: лифт проделывал оставшуюся часть пути с помощью давления жидкости. 
 
zooming
Экспозиция, посвященная Всемирной выставке-1889. Фото © Инесса Ковалева

Следующий экран повествует о Всемирной выставке, прошедшей в Париже в 1889. Это маленький театр, от которого невозможно оторваться ни детям, ни взрослым: тут по-настоящему проявился талант сценографов Moatti-Rivière.
 
Экспозиция, посвященная Всемирной выставке-1889. Фото © Инесса Ковалева

Галерея по периметру 1-го уровня – открытая улица, откуда открывается круговая панорама Парижа. Стенды здесь рассказывают о значении башни в контексте мировой культуры и о жизни и творчестве Густава Эйфеля. Но авторы проекта не забыли и о развлечениях: на интерактивных экранах можно перекрасить башню и запустить вокруг нее фейерверки.
 
zooming
Экспозиция, посвященная Всемирной выставке-1889. Фото © Инесса Ковалева



Архитекторы не просто открыли публике доступ к захватывающим видам города, но и озадачились созданием безбарьерной среды. Все общественные пространства оборудованы пандусами и доступны для маломобильных посетителей.
 
Пропасть под ногами
 
И напоследок – конечно же, стеклянный пол, который уже успел стать сенсацией в прессе. Действительно, к существующей галерее пристроили криволинейные прозрачные площадки. Теперь проход стал шире примерно на треть, и на прибавившемся пространстве туристы спешат сфотографировать с 57-метровой высоты людей-точек, выстроившихся в очередь к лифту на башню. Стоять там не так уж и страшно: высокое стеклянное ограждение отвечает за безопасность.
 
zooming
Экспозиция, посвященная Всемирной выставке-1937. Фото © Инесса Ковалева

Власти, рассчитывая увеличить посещаемость, делали ставку на аттракцион, вызывающий сильные эмоции. Вид сверху, действительно, интересен, но, на мой взгляд, гораздо больше завораживает сценография. Архитекторам удалось организовать площадку первого уровня так, что там хочется задержаться и все рассмотреть.
 
zooming
Экспозиция на открытой галерее. Фото © Инесса Ковалева

Одной из целей затеянной реконструкции была также забота об окружающей среде: башня очень хочет уменьшить свой «углеродный след». Поэтому в ближайшие годы там планируется установить солнечные батареи, резервуары для сбора дождевой воды и ветрогенераторы.
 
zooming
Экспозиция на открытой галерее. Фото © Инесса Ковалева

И если в первый мой приезд в Париж посещения Эйфелевой башни в списке must visit не было, в этот раз интерес к реконструкции победил мою нелюбовь к массовым скоплениям людей. Воскресным утром очередь оказалось не такой уж длинной, а на подъем пешком по ступеням ее вообще практически не было. Поэтому внесите эту бессмертную башню в свои списки – если, конечно, ее там еще нет.
 
zooming
Экспозиция на открытой галерее. Фото © Инесса Ковалева
zooming
Фото © Инесса Ковалева
zooming
Фото © Инесса Ковалева

22 Октября 2014

Автор текста:

Инесса Ковалева
Похожие статьи
Вокзал в лесу
В основу проекта железнодорожного вокзала Цзясина, разработанного бюро MAD, легла концепция «вокзал в лесу».
Ансамбль у мечети
Бюро ОСА подготовило мастер-план микрорайона в южной части Дербента. Его задача – положить начало формированию современной комфортной среды в городе. Организация жилых кварталов подчинена духовному центру: в зависимости от расположения относительно соборной мечети дома отличаются фасадными и пластическими решениями. Программа также включает центр гостеприимства, административные здания, образовательный кластер и воздушный мост.
«Зеленая» сладкая жизнь
Zaha Hadid Architects представили типовой проект заправочной станции для прогулочных судов на водородном топливе. Сначала станции планируется возводить в Средиземноморье, а затем и в других популярных у любителей катеров и яхт регионах мира.
Дом за колоннадой
Жилой дом Highnote по проекту бюро Studioninedots в Алмере включает полуобщественные пространства, которые должны оживить центр этого основанного в 1970-х нидерландского города.
Спасти книжный
Бюро Wutopia Lab спроектировало в Шанхае книжный магазин для тех, кто не читает. Чтобы заставить потенциальных посетителей вынырнуть из своих смартфонов, для них создали целый вертикальный город и наполнили его жизнью.
Образовательный маяк
Здание мореходного училища в порту Свеннборга, спроектированное C.F. Møller Architects совместно с EFFEKT, получило жесткую сетку открытых бетонных конструкций. Решение позволило добиться функциональной гибкости и проницаемости пространства.
Форма немыслимого
Павильон АТОМ на ВДНХ хочется сопоставить с известной максимой архитекторов и критиков: «придумал? теперь построй!». Редко можно встретить столь самоотверженное погружение в реализацию, причем сложные конструктивные и инженерные задачи, поставленные UNK перед самими собой, тут представляются неотъемлемой, важной частью архитектурной идеи. Challenge соответствует месту – все же «выставка достижений», а павильон посвящен атомной энергетике. Рассматриваем: снаружи, изнутри и с изнанки.
Павильон – солнечные часы
Представлен публике проект летнего павильона-2024 галереи «Серпентайн» в Лондоне. В этот раз авторами стали южнокорейский архитектор Минсок Чо и его бюро Mass Studies.
Молочная тема
Концепция офиса компании, производящей сыр, предназначена для закрытой территории молокозавода, – это, хотя бы наполовину, промышленная архитектура. Возможно поэтому она очень проста, что кажется удачным. Здание оживляет буквально пара «штрихов»: разворот угла акцентирует вход, оттенок стекла откликается на тему «молочных рек».
Здание-черенок
В итальянском городке Рипа-Театина недалеко от адриатического побережья строится семейный центр по проекту LAP architettura.
Движение по кругу
Бюро Atelier Aconcept спроектировало детский сад и начальную школу в пригороде Парижа Л’Ай-ле-Роз. Комплекс должен стать «воротами» всей коммуны и драйвером развития нового, весьма перспективного жилого квартала.
Фактура бетона
Посетительский центр на американском военном кладбище Второй мировой войны недалеко от Маастрихта, спроектированный бюро KAAN, интерпретирует «модернистский классицизм» основного ансамбля.
Сборно-разборная модель
Новый корпус цифровых наук и индустрий LAB42 в Амстердамском университете спроектирован максимально гибким и удобным для использования и трансформации на всех стадиях «жизни», от строительства до демонтажа. Авторы проекта – Benthem Crouwel Architekten.
Водная рябь и амбиции
Бюро MAD представило проект арт-центра района Наньхай в Фошане. По замыслу архитекторов, кровля-покрывало соберет в единый «ландшафт» театр, спортивный центр и музей, а также позволит сформировать новые общественные пространства.
«Театр природы»
Бюро Coldefy и CRA-Carlo Ratti Associati представили свой проект национального павильона Франции для Всемирной выставки Экспо-2025 в Осаке.
Музыка и танец
Образовательные центры в Кемерово, Калининграде, Владивостоке и Севастополе – часть программы по созданию культурных кластеров, которая реализуется в регионах с 2018 года. В трех городах кампусы, построенные по проектам ПИ «АРЕНА», уже приняли первых воспитанников. Рассказываем об устройстве этих школ.
Склонение башен
Три башни ЖК «Новоданиловская 8» – новый, и самый высотный, сосед Даниловских мануфактуры, «форта», «плазы», дополнение целого куста современной архитектуры от известных мастеров. При этом они здесь единственные – жилые, самые высотные, и на непростом участке. Рассматриваем, как архитекторы Андрей Романов и Екатерина Кузнецова решили непростую задачу.
В духе РОСТа
Новый тракторный завод Ростсельмаш, концепцию которого подготовило бюро ASADOV, прямо сейчас достраивается в Ростове-на-Дону. Отсылки к советской архитектуре 1920-х и 1960-х годов откликаются на миссию и стратегическое значение предприятия, а также соответствуют пожеланию заказчика: отдать дань уважения ростовскому конструктивизму.
Трехчастная задача: Мытный двор
Петербургский Мытный двор – торговые ряды сложной судьбы – по проекту «Студии 44» планируют превратить в премиальный жилой комплекс. В проекте три части: реставрация исторических корпусов, восстановление утраченной части исторического контура и новые дома. Все они срифмованы между собой и с городом, найдены оси и «лучи света», продуманы уютные уголки и видовые точки. Мы специально проинтервьюировали авторов проекта реставрации исторических корпусов – и рассказываем обо всех, разных, задачах из числа решенных здесь.
Гимн камню
Atelier Archiplein пропагандирует использование натурального камня в социальных проектах. Для небольшого жилого комплекса в Женеве на набережной реки Рона архитекторы выбрали два вида известняка.
Офис как гоночная трасса
Ганноверская штаб-квартира компании Continental, производителя шин и автомобильной электроники, включает мост через 8-полосную дорогу и закольцована как трасса Формулы-1. Авторы проекта – бюро HENN.
Технологии и материалы
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
​Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Уникальные системы КНАУФ для крупнейшего в мире хоккейного...
9 и 10 декабря 2023 года в новом ледовом дворце в Санкт-Петербурге состоялся «Матч звезд КХЛ». Двухдневным спортивным праздником официально открылась «СКА Арена» на проспекте Гагарина. Построенный на месте СКК комплекс – обладатель нескольких лестных титулов «самый-самый», в том числе в части уникальных строительных технологий. На создание сооружения ушло всего 36 месяцев.
Устойчивый малый
Сделать город зеленым и устойчивым – задача, выполнить которую можно только сообща, а в ее решении все средства хороши: и заложенный в стратегию развития зеленый каркас, и контейнер для сортировки мусора, и цветочная грядка на балконе. Рассказываем о малых архитектурных формах, которые помогают улучшить экоповестку.
Baumit: продлевая строительный сезон
Не случайно стройку считают сезонной работой: с приходом холодов часто встает вопрос – можно ли продолжать отделочные работы или надо ждать весны. Baumit разработал специальные штукатурки, которые позволяют отделывать фасад и при минусовых температурах.
Масштаб впечатляет: 7 проектов в Китае, построенных...
Китайские архитектурные объекты давно впечатляют весь мир масштабом и цельностеклянными фасадами. Вместе с менеджером по архитектурным проектам Larta Glass Петром Ивановским рассмотрим применение стекла на самых ярких из них.
Решения РОКВУЛ для теплоизоляции дата-центров
Активное развитие ИТ-инфраструктуры привело к 10-процентному росту спроса на теплоизоляцию помещений с серверным оборудованием. Эксперты РОКВУЛ рассказали, как с этим связаны технические особенности центров обработки данных.
Сейчас на главной
Опал Анны Монс
Проект небольшого бизнес-центра рядом с Туполев плаза и улицей Радио прокламирует необходимость современной архитектуры в отдельно взятом месте Немецкой слободы и доказывает свой тезис проработанностью деталей, множеством отвергнутых вариантов формы и даже – описанием района. Можно согласиться и интересно, что получится.
Всех накормить
На ВДНХ для выставки «Россия» силами Концерна КРОСТ был спроектирован и реализован «Дом российской кухни» – в рекордные сроки. Он умело выстроен с точки зрения современного общепита, помноженного на шумную культурную программу, – и столь же успешно интерпретирует разностилевой характер выставки достижений. В то же время значительная часть его интерьера восходит к прообразам 1960-х годов, хоть «про зайцев» тут пой.
Образовательные технологии
Бюро Vallet de Martinis architectes построило недалеко от Парижа корпус новой инженерной школы ESIEE-IT. Среда здесь стимулирует разноуровневую коммуникацию как неотъемлемую часть современного процесса обучения.
Кофе со сливками
Бистро в центре Белграда с дубовыми панелями, бордовым мрамором, патио и лестницей-диваном. Интерьером занималось московское бюро Static Aesthetic.
Пресса: Морфотипы как ключ к сохранению и развитию своеобразия...
Из чего состоит город? Этот вопрос, который на первый взгляд может показаться абстрактным, имел вполне конкретный смысл – понять, как устроена историческая городская застройка, с тем чтобы при реконструкции центра, с одной стороны, сохранить его своеобразие, а с другой – не игнорировать современные потребности.
Бетон и море
В Светлогорске в одном из помещений берегового лифта открылся гастрономический бар. Архитекторы line design studio сохранили брутальный характер места, добавив дихроичное стекло, металл и бетон, а главный акцент сделали на изменчивом пейзаже за окном.
Ширма для автомобиля
Микрорайон “New Питер” отличается от других новостроек Петербурга тем, что с ним работают разные архитекторы. Паркингами, например, занималось молодое бюро Bagratuni Brothers, которое предложило складчатые фасады из металлической сетки, превратившие утилитарную постройку в достойный красной линии объект.
5 утверждений Нормана Фостера: о «зеленом» строительстве,...
Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Памяти Анатолия Столярчука
Автор многих зданий современного Петербурга, преподаватель Академии художеств, Член Градостроительного совета и человек, всегда готовый поддержать.
Вокзал в лесу
В основу проекта железнодорожного вокзала Цзясина, разработанного бюро MAD, легла концепция «вокзал в лесу».
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Ансамбль у мечети
Бюро ОСА подготовило мастер-план микрорайона в южной части Дербента. Его задача – положить начало формированию современной комфортной среды в городе. Организация жилых кварталов подчинена духовному центру: в зависимости от расположения относительно соборной мечети дома отличаются фасадными и пластическими решениями. Программа также включает центр гостеприимства, административные здания, образовательный кластер и воздушный мост.
Дом на взморье
Перевоплощение кафе «Причал» на берегу залива в Комарово в ресторан Meat Coin отразило смену тенденций в оформлении загородных домов: на месте темная облицовка фасадов, открытые деревянные конструкции и бетон в интерьере, натуральные материалы, а также фокус на природном окружении.
«Зеленая» сладкая жизнь
Zaha Hadid Architects представили типовой проект заправочной станции для прогулочных судов на водородном топливе. Сначала станции планируется возводить в Средиземноморье, а затем и в других популярных у любителей катеров и яхт регионах мира.
Шоколад в шоколаде
Интерьер петербургского ресторана Theobroma, где все блюда готовятся с применением какао-бобов, выдержан в стиле Людовика XIV. Мебель и посуду в духе рококо балансирует фактура потертого бетона на стенах и обилие естественного света.
Домики в саду
Детский сад, спроектированный бюро WALL для нового района Казани, отвечает нормативам, но далеко уходит от типовых вариантов. Архитекторы предложили замкнутую на себе структуру с зеленым двором в центре, деревянными домиками-ячейками и галереей вместо забора. Получилось по-взрослому и уютно.
Парголовский протестантизм
В Петербурге по проекту бюро SLOI architects строится протестантская церковь. Одна из главных особенностей здания – деревянная кровля с 25-метровыми пролетами, которая в числе прочего формирует интерьер молельного зала. Но есть и другие любопытные детали – рассказываем о них подробнее.
Дом за колоннадой
Жилой дом Highnote по проекту бюро Studioninedots в Алмере включает полуобщественные пространства, которые должны оживить центр этого основанного в 1970-х нидерландского города.
Пресса: Вернуть человеческий масштаб: проекты реконструкции...
В 1978 году Отдел перспективных исследований и экспериментальных предложений был переименован в Отдел развития и реконструкции городской среды. Тема развития через реконструкцию, которая в 1970-е годы разрабатывалась отделом для районов сложившейся застройки в центре города, в 1980-е годы расширяет географию, ОПИ предлагает подходы для реконструкции периферийных районов, т.н. «спальных» районов - бескрайних массивов массового жилищного строительства. Цель этой работы - с одной стороны, рациональное использование городской среды, с другой - гуманизация жилой застройки, создание психологически комфортных пространств.
Спасти книжный
Бюро Wutopia Lab спроектировало в Шанхае книжный магазин для тех, кто не читает. Чтобы заставить потенциальных посетителей вынырнуть из своих смартфонов, для них создали целый вертикальный город и наполнили его жизнью.
Стрит-арт на стройке
Магазин уличной одежды в петербургском пространстве Seno Валентина Дукмас оформила граффити, заборами из профлиста, строительными лесами и пластиковыми стульями. Контраст им составляют старинные деревянные балки и кирпичные стены.
На бокальчик
Для интерьера винного бара в Казани Карина Гимранова выбирает как прямые ассоциации вроде бочек, светильников-виноградин и хрусталя, так и более тонкие: оттенки закатного солнца, образ почвы, осколки амфор. Не последнюю роль в создании атмосферы сыграл светодизайн.