Победителями в итоге стали консорциумы под лидерством Zaha Hadid Architects и Архитектурного бюро ASADOV. Им будет предложено заключить контракты на дальнейшую разработку проектов и авторское сопровождение.
Ниже – оба проекта-победителя и еще восемь финалистов, призовые места которых обозначены в соответствии с итоговым рейтингом жюри.
Станция «Кленовый бульвар 2»
Первое место
Zaha Hadid Architects, A-project, Krost, Arup Lighting, Systematica s.l.r
В стремлении создать станцию нового поколения архитекторы руководствовались соображениями безопасности, комфорта и эстетики. Один из акцентов сделан на технологичность – современное программное обеспечение и методы проектирования призваны обеспечить удобство навигации, ясность подачи информации (о прибывающем поезде, например, подсказывает меняющееся освещение). Причем все сигналы воспринимаются на уровне интуиции.
Что касается стилистики оформления – архитекторы, по их словам, предпочли легкий современный дизайн без излишеств и считают, что именно такая станция может стать актуальным дополнением сети Московского метрополитена. Хотя получилось исключительно пластично и летяще, почерк бюро вполне угадывается: в Москве еще не было таких козырьков над входами в метро, похожих в равной мере на грибы и летающие тарелки.
Впрочем, и станции метро авторства бюро Захи Хадид тоже не было. Проекты этого бюро регулярно выигрывают российские конкурсы, но с реализациями им пока не то чтобы везло. Посмотрим, что будет на сей раз, сравнение конкурсных проектов прошлых лет и их реализаций можно найти в недавней статье Юлии Шишаловой для журнала «Проект Россия».
Второе место
Крупный план
Героями проекта становятся конусы, конкретной ассоциации с которыми архитекторы не предлагают – это может быть вафельный рожок с мороженым, детская пирамидка, праздничный колпачок, а может быть сопло космической ракеты. Самый большой из конусов, положенный на бок, – наземный павильон, похож на костяной пиршественный рог. А может быть и нет. На платформе же пассажиров ждут источающие свет колонны-конусы, поставленные на вершины. У интерьера три основных цвета и фактуры – белая штукатурка, темно-серая краска и светло-серый гранит.
Третье место
Blank Architects
В основе дизайна станции три составляющих: окружающий контекст (обширные зеленые зоны, музей-заповедник Коломенское), традиции московского метро и тенденции современной архитектуры. Платформа представлена в виде пешеходного бульвара с колоннами-деревьями. Потолок – это стилизованное небо, а пол – соответственно, земля. Соединяет настоящий уличный бульвар с «выдуманным» павильон, напоминающий парковую зеленую арку. Минималистичный дизайн реализуется практичными материалами – черный и белый металл, нержавеющая сталь, гранит.
Четвертое место
Buro Vozduh, WP I ARC Plan GmbH
Архитекторы предлагают избавиться от суеты, с которой обычно ассоциируется метро. Станция становится местом, где можно замедлиться, поразмышлять или помечтать под звездным небом, которое обычно недоступно москвичам, как и жителям других мегаполисов, из-за светового загрязнения. Контрастные цветовые сочетания позволяют погрузиться в пространство. Декор при этом весьма сдержанный, чтобы не отвлекать от главного. В целом же цветовая гамма подбиралась в сочетании со станцией «Кленовый бульвар 1».
Пятое место
Архитектурное бюро Тимура Башкаева
Вектор формирования художественного образа проекта задан расположением станции в зеленом районе неподалеку от Коломенского. Именно природные мотивы легли в основу дизайна – метафоричные деревья, просвечивающие сквозь их кроны фрагменты неба. И все это в монохромной гамме с минимумом деталей. Так удалось получить цельное, стилистически выдержанное современное пространство. Спускаясь в метро, пассажиры словно остаются на открытом воздухе и в ожидании поезда могут прогуляться по бульвару.
Станция «Проспект Маршала Жукова»
Первое место
Архитектурное бюро ASADOV
Воинская слава Георгия Жукова, одного из маршалов Победы, побудила архитекторов выбрать в качестве основного образа проекта орден ВОВ и отразить в облике станции героизм и патриотизм советских людей. Среди использованных здесь метафор – звезды, обелиски, стрелки военных карт (красные клинья павильонов). Торжественное оформление платформы сочетается с трагизмом темных боковых стен.
Одну из главных ролей в проекте играет освещение. Оно создается отраженным светом, «спрятанным» за капителями колонн и боковыми карнизами. Золотыми лучами формируется ритмичный орнамент на потолке. Наконец, колонны-звезды тоже сияют, только торжественным, рубиновым светом.
Второе место
MAParchitects
В разработке идеи оформления архитекторы решили оттолкнуться от истории района Хорошево-Мневники, где запланировано строительство станции. Ненавязчивая связь с военной тематикой проявляется в виде паттерна на стенах и в уличном мощении, который символизирует орденские планки.
Продолжая традиции одного из самых зеленых районов Москвы, авторы встраивают павильоны станции в парковую зону, создав пешеходный бульвар между Октябрьским радиополем и набережной.
Третье место
Nowadays, Architects of Invention
Здесь никакой отсылки к военной эпохе нет, как и к личности Георгия Жукова, зато есть козырек на ножке, почти как у проекта бюро Захи Хадид. Все построено на «бесконечном» повторении фигуры вращения. Отделка вестибюля тонкими алюминиевыми трубками продолжается колоннами платформы и перекликается по форме с собственно трубой подземной станции. Цветовое решение строится на сочетании синего, красного и серебряного, причем не только в отделке, но и в освещении.
Четвертое место
Архитектурное бюро Тимура Башкаева
Дизайн станции основан на специфике контекста: высотные жилые комплексы, динамичное дорожное движение, многочисленные огни домов, фонарей и машин – все это создает настроение праздника, ощущение нарядного города и в сочетании с урбанистической романтикой становится отправной точкой проекта. Прообразом красных наземных павильонов служит один из знаковых местных объектов – Живописный мост через Москву-реку.
Подземная же часть станции решена в черно-белых тонах и главный стилистический прием здесь – игра света. Архитекторы стремились создать торжественный и при этом современный, динамичный интерьер. Военная тематика нашла отражение в подсвеченных барельефах колонн.
Пятое место
Blank Architects
Вдохновившись окрестными муралами, архитекторы постарались превратить станцию в гигантский арт-объект. Путь до платформы лежит через «облако», которое и во время ожидания поездов остается над пассажирами. Интерьер оформлен в контрастных монохромных тонах. Потолочная световая навигация – ненавязчивая и интуитивно понятная. Целью было сформировать идентичность места и при этом создать приятную атмосферу.
***
Среди членов жюри конкурса – главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, генеральный директор «Мосинжпроект» Марс Газизуллин, начальник Московского метрополитена Виктор Козловский, а также архитекторы Юлия Бурдова, Татьяна Осецкая, Федор Ращевский. Оператором выступило Агентство стратегического развития «ЦЕНТР».
Узнать о конкурсе подробнее можно на его сайте.