Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

01.09.2020

Две станции – десять вариантов

Полина Садова
Объект:
Станция метро «Кленовый бульвар 2»
Адрес:
Россия, Москва.
Станция метро «Проспект Маршала Жукова»
Адрес:
Россия, Москва.
Мастерская:
Blank Architects
KPLN (АБ Крупный план)
MAParchitects
Nowadays
Zaha Hadid Architects
Архитектурное бюро ASADOV
Архитектурное бюро Тимура Башкаева (АБТБ)

Все десять финальных проектов конкурса на дизайн станций метро «Проспект Маршала Жукова» и «Кленовый бульвар 2», включая победителей – Zaha Hadid Architects и бюро Асадова.

«Мосинжпроект» проводит конкурс на дизайн новых станций московского метро уже в пятый раз с 2014 года. И с каждым разом состязание привлекает внимание все большего числа российских и зарубежных архитекторов. В этом году организаторы получили заявки от 113 команд, из которых по результатам рассмотрения портфолио и эссе по каждой станции было выбрано 10 финалистов. Точнее, фактически финалистов было меньше, поскольку некоторые из бюро прошли отборочный этап сразу по двум станциям.

Победителями в итоге стали консорциумы под лидерством Zaha Hadid Architects и Архитектурного бюро ASADOV. Им будет предложено заключить контракты на дальнейшую разработку проектов и авторское сопровождение.

Ниже – оба проекта-победителя и еще восемь финалистов, призовые места которых обозначены в соответствии с итоговым рейтингом жюри.
 

Станция «Кленовый бульвар 2»

Первое место
Zaha Hadid Architects, A-project, Krost, Arup Lighting, Systematica s.l.r
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
Zaha Hadid Architects, A-project, Krost, Arup Lighting, Systematica s.l.r

В стремлении создать станцию нового поколения архитекторы руководствовались соображениями безопасности, комфорта и эстетики. Один из акцентов сделан на технологичность – современное программное обеспечение и методы проектирования призваны обеспечить удобство навигации, ясность подачи информации (о прибывающем поезде, например, подсказывает меняющееся освещение). Причем все сигналы воспринимаются на уровне интуиции.
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
Zaha Hadid Architects, A-project, Krost, Arup Lighting, Systematica s.l.r
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
Zaha Hadid Architects, A-project, Krost, Arup Lighting, Systematica s.l.r

Что касается стилистики оформления – архитекторы, по их словам, предпочли легкий современный дизайн без излишеств и считают, что именно такая станция может стать актуальным дополнением сети Московского метрополитена. Хотя получилось исключительно пластично и летяще, почерк бюро вполне угадывается: в Москве еще не было таких козырьков над входами в метро, похожих в равной мере на грибы и летающие тарелки.
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2» Zaha Hadid Architects, A-project, Krost, Arup Lighting, Systematica s.l.r
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
Zaha Hadid Architects, A-project, Krost, Arup Lighting, Systematica s.l.r
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2» Zaha Hadid Architects, A-project, Krost, Arup Lighting, Systematica s.l.r
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
Zaha Hadid Architects, A-project, Krost, Arup Lighting, Systematica s.l.r
Платформы: аксонометрия. Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2» Zaha Hadid Architects, A-project, Krost, Arup Lighting, Systematica s.l.r
Платформы: аксонометрия. Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
Zaha Hadid Architects, A-project, Krost, Arup Lighting, Systematica s.l.r
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2» Zaha Hadid Architects, A-project, Krost, Arup Lighting, Systematica s.l.r
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
Zaha Hadid Architects, A-project, Krost, Arup Lighting, Systematica s.l.r

Впрочем, и станции метро авторства бюро Захи Хадид тоже не было. Проекты этого бюро регулярно выигрывают российские конкурсы, но с реализациями им пока не то чтобы везло. Посмотрим, что будет на сей раз, сравнение конкурсных проектов прошлых лет и их реализаций можно найти в недавней статье Юлии Шишаловой для журнала «Проект Россия». 



Второе место
Крупный план
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
Крупный план

Героями проекта становятся конусы, конкретной ассоциации с которыми архитекторы не предлагают – это может быть вафельный рожок с мороженым, детская пирамидка, праздничный колпачок, а может быть сопло космической ракеты. Самый большой из конусов, положенный на бок, – наземный павильон, похож на костяной пиршественный рог. А может быть и нет. На платформе же пассажиров ждут источающие свет колонны-конусы, поставленные на вершины. У интерьера три основных цвета и фактуры – белая штукатурка, темно-серая краска и светло-серый гранит.
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2» Крупный план
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
Крупный план
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2» Крупный план
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
Крупный план
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2» Крупный план
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
Крупный план
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2» Крупный план
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
Крупный план



Третье место
Blank Architects
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
Blank Architects

В основе дизайна станции три составляющих: окружающий контекст (обширные зеленые зоны, музей-заповедник Коломенское), традиции московского метро и тенденции современной архитектуры. Платформа представлена в виде пешеходного бульвара с колоннами-деревьями. Потолок – это стилизованное небо, а пол – соответственно, земля. Соединяет настоящий уличный бульвар с «выдуманным» павильон, напоминающий парковую зеленую арку. Минималистичный дизайн реализуется практичными материалами – черный и белый металл, нержавеющая сталь, гранит.
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2» Blank Architects
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
Blank Architects
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2» Blank Architects
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
Blank Architects
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2» Blank Architects
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
Blank Architects
 


Четвертое место
Buro Vozduh, WP I ARC Plan GmbH
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
Buro Vozduh, WP I ARC Plan GmbH

Архитекторы предлагают избавиться от суеты, с которой обычно ассоциируется метро. Станция становится местом, где можно замедлиться, поразмышлять или помечтать под звездным небом, которое обычно недоступно москвичам, как и жителям других мегаполисов, из-за светового загрязнения. Контрастные цветовые сочетания позволяют погрузиться в пространство. Декор при этом весьма сдержанный, чтобы не отвлекать от главного. В целом же цветовая гамма подбиралась в сочетании со станцией «Кленовый бульвар 1».
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2» Buro Vozduh, WP I ARC Plan GmbH
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
Buro Vozduh, WP I ARC Plan GmbH
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2» Buro Vozduh, WP I ARC Plan GmbH
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
Buro Vozduh, WP I ARC Plan GmbH
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2» Buro Vozduh, WP I ARC Plan GmbH
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
Buro Vozduh, WP I ARC Plan GmbH



Пятое место
Архитектурное бюро Тимура Башкаева
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
Архитектурное бюро Тимура Башкаева

Вектор формирования художественного образа проекта задан расположением станции в зеленом районе неподалеку от Коломенского. Именно природные мотивы легли в основу дизайна – метафоричные деревья, просвечивающие сквозь их кроны фрагменты неба. И все это в монохромной гамме с минимумом деталей. Так удалось получить цельное, стилистически выдержанное современное пространство. Спускаясь в метро, пассажиры словно остаются на открытом воздухе и в ожидании поезда могут прогуляться по бульвару.
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2» Архитектурное бюро Тимура Башкаева
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
Архитектурное бюро Тимура Башкаева
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2» Архитектурное бюро Тимура Башкаева
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
Архитектурное бюро Тимура Башкаева
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2» Архитектурное бюро Тимура Башкаева
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
Архитектурное бюро Тимура Башкаева
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2» Архитектурное бюро Тимура Башкаева
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
Архитектурное бюро Тимура Башкаева



Станция «Проспект Маршала Жукова»

Первое место
Архитектурное бюро ASADOV
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
Архитектурное бюро ASADOV

Воинская слава Георгия Жукова, одного из маршалов Победы, побудила архитекторов выбрать в качестве основного образа проекта орден ВОВ и отразить в облике станции героизм и патриотизм советских людей. Среди использованных здесь метафор – звезды, обелиски, стрелки военных карт (красные клинья павильонов). Торжественное оформление платформы сочетается с трагизмом темных боковых стен.

Одну из главных ролей в проекте играет освещение. Оно создается отраженным светом, «спрятанным» за капителями колонн и боковыми карнизами. Золотыми лучами формируется ритмичный орнамент на потолке. Наконец, колонны-звезды тоже сияют, только торжественным, рубиновым светом.
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова» Архитектурное бюро ASADOV
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
Архитектурное бюро ASADOV
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова» Архитектурное бюро ASADOV
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
Архитектурное бюро ASADOV
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова» Архитектурное бюро ASADOV
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
Архитектурное бюро ASADOV



Второе место
MAParchitects
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
MAParchitects

В разработке идеи оформления архитекторы решили оттолкнуться от истории района Хорошево-Мневники, где запланировано строительство станции. Ненавязчивая связь с военной тематикой проявляется в виде паттерна на стенах и в уличном мощении, который символизирует орденские планки.

Продолжая традиции одного из самых зеленых районов Москвы, авторы встраивают павильоны станции в парковую зону, создав пешеходный бульвар между Октябрьским радиополем и набережной.
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова» MAParchitects
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
MAParchitects
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова» MAParchitects
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
MAParchitects
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова» MAParchitects
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
MAParchitects
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова» MAParchitects
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
MAParchitects
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова» MAParchitects
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
MAParchitects



Третье место
Nowadays, Architects of Invention
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
Nowadays, Architects of Invention

Здесь никакой отсылки к военной эпохе нет, как и к личности Георгия Жукова, зато есть козырек на ножке, почти как у проекта бюро Захи Хадид. Все построено на «бесконечном» повторении фигуры вращения. Отделка вестибюля тонкими алюминиевыми трубками продолжается колоннами платформы и перекликается по форме с собственно трубой подземной станции. Цветовое решение строится на сочетании синего, красного и серебряного, причем не только в отделке, но и в освещении.
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова» Nowadays, Architects of Invention
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
Nowadays, Architects of Invention
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова» Nowadays, Architects of Invention
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
Nowadays, Architects of Invention
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова» Nowadays, Architects of Invention
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
Nowadays, Architects of Invention
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова» Nowadays, Architects of Invention
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
Nowadays, Architects of Invention
 

Четвертое место
Архитектурное бюро Тимура Башкаева
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
Архитектурное бюро Тимура Башкаева

Дизайн станции основан на специфике контекста: высотные жилые комплексы, динамичное дорожное движение, многочисленные огни домов, фонарей и машин – все это создает настроение праздника, ощущение нарядного города и в сочетании с урбанистической романтикой становится отправной точкой проекта. Прообразом красных наземных павильонов служит один из знаковых местных объектов – Живописный мост через Москву-реку.

Подземная же часть станции решена в черно-белых тонах и главный стилистический прием здесь – игра света. Архитекторы стремились создать торжественный и при этом современный, динамичный интерьер. Военная тематика нашла отражение в подсвеченных барельефах колонн.
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова» Архитектурное бюро Тимура Башкаева
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
Архитектурное бюро Тимура Башкаева
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова» Архитектурное бюро Тимура Башкаева
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
Архитектурное бюро Тимура Башкаева
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова» Архитектурное бюро Тимура Башкаева
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
Архитектурное бюро Тимура Башкаева
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова» Архитектурное бюро Тимура Башкаева
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
Архитектурное бюро Тимура Башкаева


Пятое место
Blank Architects
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
Blank Architects

Вдохновившись окрестными муралами, архитекторы постарались превратить станцию в гигантский арт-объект. Путь до платформы лежит через «облако», которое и во время ожидания поездов остается над пассажирами. Интерьер оформлен в контрастных монохромных тонах. Потолочная световая навигация – ненавязчивая и интуитивно понятная. Целью было сформировать идентичность места и при этом создать приятную атмосферу.
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова» Blank Architects
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
Blank Architects
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова» Blank Architects
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
Blank Architects
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова» Blank Architects
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
Blank Architects
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова» Blank Architects
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
Blank Architects
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова» Blank Architects
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
Blank Architects
***

Среди членов жюри конкурса – главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, генеральный директор «Мосинжпроект» Марс Газизуллин, начальник Московского метрополитена Виктор Козловский, а также архитекторы Юлия Бурдова, Татьяна Осецкая, Федор Ращевский. Оператором выступило Агентство стратегического развития «ЦЕНТР».

Узнать о конкурсе подробнее можно на его сайте.