Будущее шведской столицы архитекторы разбирали на примере Шеппсброна – одного из самых старых и недооцененных уголков Стокгольма. Объект проектирования – небольшой прибрежный участок на одном из островов архипелага. Это место служило своего рода «витриной» Швеции: просторная набережная с нарядными домами была первым, что видели приплывшие на кораблях чужеземцы. Здесь же велась торговля, люди встречались и общались. Теперь большую часть площади занимает парковка, а условное общественное пространство не имеет собственной идентичности и не пользуется популярностью у горожан. Выставка «Архитектурные проекты: Шеппсброн» стала поводом, чтобы начать дискуссию о возможной трансформации старой части города и всего Стокгольма.
AT-HH
«Город моей мечты»
/City of My Dreams
Название этого проекта позаимствовано из романа шведского писателя Пера Андерса Фогельстрёма 1960 года, где рассказывается о жизни и быте представителей рабочего класса. AT-HH свою работу посвятили простым жителям Стокгольма, правда, выдуманным. Команда «собрала» истории «фантазийных» горожан и на их основе создала модель города будущего.
В библиографии, приложенной к проекту, помимо книги Фогельстрёма есть и «мемуары», якобы изданные в 2019. В этих рассказах объединены настоящее, прошлое и воображаемое. Истории, с одной стороны, отражают нынешнее состояние города, с другой, – составляют его суть как продукта коллективной деятельности.
Esencial – Кармен Искьердо
/Esencial – Carmen Izquierdo
«Декорации для преднамеченного выражения»
/Scenes for Future Expression
Шеппсброн, который всегда был центром трансформации и постоянного движения, сейчас – просто пустота между зданиями и морем. Архитекторы предлагают вернуть набережной «былую славу» и превратить ее в площадку для культурных инноваций, в место для экспериментального творчества. Там появится ряд сцен, которые частично будут находиться в воде, стирая тем самым границу между двумя стихиями. Постройками смогут пользоваться и местные жители, и прохожие, и туристы, а программа будет постоянно обновляться.
Hermansson Hiller Lundberg
«Писано на воде»
/In Water Writ
«Мы живем во время, которое не понимает природу общественного пространства», – сетуют представители бюро Hermansson Hiller Lundberg. В родном Стокгольме нет подходящих площадок для отдыха: они либо находятся в частных руках, либо оторваны от современных реалий, либо перенасыщены развлекательной программой.
Шведское трио считает, что набережная Шеппсброн достойна настоящего общественного пространства: «шумного, праздничного, неоднозначного, непокорного» и человекоцентричного. Для этого нужно убрать с площади абсолютно все и оставить лишь два базовых компонента – место и воду. Основным пунктом для прогулок и встреч станет суша, а всю транспортную и развлекательную инфраструктуру разместят на воде.
OKK+
«Ты»
/You
Коллектив OKK+ вспомнил о давней шведской традиции allemansrätten. «Право для каждого» – закрепленное, кстати, на законодательном уровне – гласит, что в этой стране человек может свободно гулять, где пожелает, а также кататься на велосипеде, ставить палатку и прочее и прочее. Единственное условие – не вредить природе.
Архитекторы считают, что Шеппсброн нуждается в пространствах без всякой функции, чтобы горожане могли сами задать ему смысл – примерно так, как это происходит при путешествиях в стиле allemansrätten. Площадь необходимо «расчертить» на равные и простые элементы, они же подчеркнут и регулярную планировку на заднем плане. Чтобы все заработало, не хватает лишь одной вещи: тебя.
Krupinski/Krupinska
«Стена»
/The Wall
Творческий тандем уверен, что Старый город нужно обнести сплошной стеной и обустроить там городской сад. Получится эдакий уголок спокойствия в шумном мегаполисе. Попасть в эту «крепость» будет не так-то просто: чтобы наконец почувствовать себя в безопасности, придется выстоять длинную очередь.
Этот проект – реакция на страх и тревогу, которые витают над Стокгольмом (над миром?), и на хаос, который охватил сейчас международную политическую арену.
Тур Линнстранн
/Tor Lindstrand
«Кристалл времени»
/Time Crystal
Идея позаимствована из утопической концепции немецкого архитектора Бруно Таута. Он предлагал группировать районы вокруг «городского венца» – крупного комплекса, который включал бы оперный и драматический театры, оранжерею, общественный центр, библиотеку. Сверху эту крупную постройку должна завершать конструкция из хрусталя на железобетонном каркасе – «чистая архитектура», не имеющая функционального назначения.
Подобный кристалл Тур Линнстранн предлагает возвести на набережной Шеппсброн. О том, какие роскошные интерьеры скрывают его мерцающие стены, можно будет лишь догадываться.
Нильcсон Рам
/Nilsson Rahm
«Остров мертвых»
/Island of the Dead
Место для размышлений, где можно будет погрустить и предаться воспоминаниям об ушедших, появится на новом острове Стокгольма. Материал для «строительства» кусочка суши позаимствуют с набережной Шеппсброн.
Берег намытого участка огородят вертикальными павильонами, откуда можно будет обозревать городскую панораму, а также сад и пруд, расположенные в центре острова.
Элизабет Б. Хац
Elizabeth B. Hatz
«В другой день, в другое время»
/Another Day in a Different Time
Набережную придется поднять на два метра выше – из-за растущего уровня моря, связанного с глобальным потеплением. Сам Шеппсброн, по задумке Элизабет Б. Хац, превратится в центр осознанного потребления и заботы об окружающей среде и населяющих ее людях и животных. Прямо в центре города стокгольмцы будут выращивать овощи и другие культурные растения, общаться, обмениваться вещами, помогать друг другу в ремонте предметов быта, а по вечерам – проводить праздники и фестивали.
Через день горожане будут чистить свою набережную, а весь мусор – сортировать и отправлять на переработку. Слово «отходы» уйдет из повседневной речи, поскольку все компоненты будут использовать повторно. В Стокгольме будущего жители снова начнут активно пользоваться водными видами транспорта, а спортивные залы исчезнут за ненадобностью.