Всего организаторы получили 30 проектов от архитекторов из России, Нидерландов, Украины, Казахстана и Бельгии. Призовой фонд составил 750 000 рублей.
Ниже – проект-победитель. Авторы – петербургский творческий коллектив MAYAK (Лиза Бриллиантова, Александр Мешин, Галина Войтенко, Дмитрий Буркалов, Анастасия Острова). Посмотреть проекты, занявшие второе и третье места, а также работы остальных участников можно здесь.
Архитекторы стремились вдохнуть в территорию Буммаша новую жизнь, при этом сохранив аутентичность района. Одна из особенностей окружающей застройки – сетка ее осей, отличается от планировки центральной части города. Среди задач было – не обострить, а сгладить существующую разницу.
Территория проектирования делится на семь кварталов – шесть жилых и один отведен под паркинг. Расположены они согласно сетке осей центральной части Ижевска, которая соответствует и направлению главной магистральной улицы 10 лет Октября. Через все кварталы проходит «большая зеленая река» – парк с большим количеством газонов, водоемами, площадками для отдыха и прогулок. Пользоваться парком смогут и жители близлежащих районов, однако внутренняя приватность жилых кварталов сохраняется. Главной точкой притяжения становится открытая площадь в центре зеленой артерии. Здесь планируется много магазинов и кафе.
Фасады отделаны светлой штукатуркой и глазурованным кирпичом белого и темно-красного цветов. Картину дополняют оконные рамы и окружающие их вставки из светлого дерева – можно подумать, что в окнах новых домов отразились мечты дачников о респектабельных загородных виллах. Тут сложно не вспомнить как «Вишневый сад» Антона Павловича, так и «Русское варенье» Людмилы Евгеньевны.
Контекстуальная тема, словом, сильна, и видимо чтобы она не захватила проект целиком авторы «остраняют» сюжет сценографической нереальностью – переворачивают большинство «метафизических», напоминающих о EURе, арочных окон. Прием в наше время, признаться, популярный: арки то встают друг напротив друга, превращаясь в тяни-толкая, то исчезают, оставляя от себя лишь фрагменты. Похоже, всем изрядно поднадоели арки обычные, стоящие «на ногах» – так возникает фасад-отражение, своего рода город Китеж. Или образ венецианского палаццо, сто раз перестроенного, да еще и запомнившегося через отражение в воде. Заметим, что помимо всего прочего перевернутый вариант самого классичного мотива делает его несерьезным и как следствие ненавязчивым.
Контекстуальные размышления поддержаны конкурсным заданием: в нем даже было требование сохранить незастроенными несколько участков бывшего СНТ. В проекте MAYAK фрагменты садовых участков превратились в «законсервированные в своей эпохе музеи под открытым небом». Тема садов продолжается и в создании живых изгородей из плодово-ягодных деревьев по одной из сторон каждого квартала. Наконец, как и требовалось в задании, архитекторы предложили десять планировочных решений.
***
Жюри конкурса:
- Баушев Александр Юрьевич, представитель заказчика конкурса (председатель жюри);
- Зорин Александр Николаевич, председатель правления Удмуртского регионального отделения Союза архитекторов России, член правления Союза архитекторов России (заместитель председателя жюри);
- Ястреб Иван Владимирович, министр строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики;
- Кузнецов Александр Петрович, генеральный директор ООО «КОМОС-Строй»;
- Гулин Сергей Александрович, заместитель главного инженера ООО «ИММО Проджект Групп»;
- Некрасов Владимир Васильевич, главный архитектор города Ижевска, член правления Удмуртского регионального отделения Союза архитекторов России;
- Максимов Дмитрий Николаевич, директор архитектурного бюро MADE GROUP;
- Поляков Владислав Александрович, директор архитектурного бюро «АП-ГРУПП»;
- Шевкунов Данил Владимирович, директор архитектурного бюро «Архстройинвест», член правления Удмуртского регионального отделения Союза архитекторов России.