АрхиWOOD отчетный

Вручили второй в истории гран-при, подвели итоги 8 лет, добавили в число достижений основательную книгу о деревянной архитектуре и ничего не сказали про будущее.

mainImg
Премию АрхиWOOD вручают восьмой год, и главным сюжетом текущего года стало подведение итогов – Николай Малинин представил свежеизданный каталог, названный по аналогии с выставкой 2009 года «Современное деревянное». Выставка называлась «новое», а теперь уже не новое, теперь «современное», фактически, второй том каталога той выставки – не устает объяснять куратор премии Николай Малинин. В книге собраны победители премии за 8 лет, но не только они: кое-что не победившее тоже попало, как например «Перипетр» Александра Купцова, никогда не бывший и даже участником, построенный как выставочный стенд премии в колоннаде ЦДХ, нежно любимый организаторами и теперь разобранный. Другие проекты-не-победители узнать несложно, они подписаны «шорт-лист». Части победителей тоже, совершенно очевидно, нет: «механизм «народного голосования имеет свои издержки», – поясняет Николай Малинин во вступлении. Так что книга – еще и в некоторой степени результат судейства куратора, авторского произвола по части восстановления справедливости. А и хорошо. Сто тридцать объектов, отобраны на основе АрхиWOODa, но творчески. Жюри и эксперты, к слову сказать, бывают и строптивы, и субъективны. Теперь же к двухголовому выбору жюри-народа добавился третий – выбор книги.
Николай Малинин презентует книгу «Современное деревянное». Предоставлено АрхиWOOD
«Современное деревянное. АРХИWOOD: лучшее. 2009-2017». автор-составитель Николай Малинин, дизайнер Антон Милин. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
«Современное деревянное. АРХИWOOD: лучшее. 2009-2017». автор-составитель Николай Малинин, дизайнер Антон Милин. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
«Современное деревянное. АРХИWOOD: лучшее. 2009-2017». автор-составитель Николай Малинин, дизайнер Антон Милин. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
«Современное деревянное. АРХИWOOD: лучшее. 2009-2017». автор-составитель Николай Малинин, дизайнер Антон Милин. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Еще больше радует вступительная часть книги, где коротко, но емко выстроены типологические ряды, совпадающие с номинациями премии лишь частично. Здесь Николай Малинин легко и ненавязчиво встраивает свой материал в контекст заметных деревянных построек 1990-х и 2000-х – до основания премии, и использует (вместо номинаций) такие акварельные термины, как «олонецкий брутализм», «рублевский минимализм», и искусствоведчески-выставочные – например «лирический экспрессионизм», возводя их к историческим прообразам ветвисто, а иногда произвольно: почему, к примеру, «деревянное временное» происходит из церквей? Нет ответа. Но получается кружевно, тенисто, живо – именно такое авторское вступление делает каталог книгой, превращая из отчетно-перевыборного издания в исследование эссеистического плана, но основательное и помнящее о корнях. Измученная реальностью голова прямо-таки перестает болеть от такого чтения. Ну и разумеется ясно, что вступление – выжимка замечательных по сочетанию глубины освоения материала и артистической простоте изложения вступлений Николая Малинина к ежегодным награждениям АрхиWOOD. Отличная, словом, книга. Из-за того, что ее требовалось доделать, церемонию награждения перенесли с мая на июнь и провели не в большом зале Арх Москвы, а в ресторане «дом 12» в Мансуровском переулке, в тесной компании «своих».

Гран-при / реставрация
В этом году АрхиWOOD присудил второй в истории премии гран-при (первый в 2015 получил Алексей Розенберг за дом в Духанино) – причем главная награда досталась вовсе не современной архитектуре, а отреставрированному Осташевскому терему; он же получил приз народного голосования в номинации «Реставрация». Гран-при вручала Юлия Зинкевич, директор пиар-агентства «Правила общения» – вдохновительница и даже «мама», как прозвучало, премии. Терем всеми любим, история его возрождения – по нашим временам почти фантастическая и неплохо бы ей стать образцовой, пока еще остались в губерниях терема – но в кулуарах слышался легкий ропот в том смысле, что не призывают ли нас вернуться к ропетовскому историзму на волне патриотизма.
Асташевский терем. Архитекторы: Александр Попов (РЦАПО), Антон Мальцев, Антон Бабичев; заказчики: Андрей Павличенков, Ольга Головичер
«Современное деревянное. АРХИWOOD: лучшее. 2009-2017». автор-составитель Николай Малинин, дизайнер Антон Милин. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Да нет, надо думать, все-таки нет. Все же речь о реставрации. Приз жюри в этой номинации получил дом Черноглазова в Вологде – редкий пример настоящего восстановления в городе, полном покрытых досками бетонных муляжей.

Загородный дом
Главный приз после резного гран-при получили два дома архитектуры достаточно лаконичной. Приз жюри достался «дому у моря» в поселке Прибылово, построенному архитекторами бюро «Хвоя» – надо сказать, Николай Малинин сразу же, еще до голосования жюри, выделил его среди номинантов и сравнил с первым в мире образцом постмодернизма – домом [1964], который Роберт Вентури построил для своей мамы». В каталоге сравнил довольно подробно, и сходства, и различия – все налицо.
zooming
Дом у моря. Ленинградская область, Выборгский район, пос. Прибылово. Бюро «ХВОЯ». Фотография © Дмитрий Цыренщиков
«Современное деревянное. АРХИWOOD: лучшее. 2009-2017». автор-составитель Николай Малинин, дизайнер Антон Милин. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Народный приз получил «жилой дом с баней», в ходе строительства, по признанию авторов, превратившийся из бани в дом, от бюро «Тандем» – без признаков постмодернизма, наоборот, типичный представитель новой деревянной архитектуры продвигаемой АрхиWOODом; с модным скатным силуэтом, обобщенным реечной штриховкой на торцевых срезах.
zooming
Зимний дом с баней. Московская область, Истринский район. Денис Чернов, Татьяна Панченко (бюро «Тандем»)

 
Общественное сооружение
Главным общественным сооружением-2017 названа «Утиная Венеция» Елены Макаровой, причем мнение жюри и народа совпало. А вот экспертный совет, помнится, не слишком стремился включить его в шорт-лист. В каталог «Венеция» не попала. Вторая очередь «Городской фермы на ВДНХ» архитекторов Wowhaus, наоборот, попала.
Гостевой дом «Утиная Венеция» на «Болотов.Даче». Елена Макарова
«Современное деревянное. АРХИWOOD: лучшее. 2009-2017». автор-составитель Николай Малинин, дизайнер Антон Милин. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Малый объект
Здесь мнение жюри и результат народного голосования также совпали и двойную премию получил дом-пристройка ярославского архитектора Григория Дайнова, похожий то ли на змею со стеклянным лицом-окном, то ли на бабочку, пригвожденную к старому дому анкером коридора с гвоздем металлического водостока на конце. Тоже вот, не попал в каталог. Вообще надо сказать, не столь многие из победителей 2017 года попали в книгу.
Extention #1. Пристройка к дому. Григорий Дайнов

Дизайн городской среды
Номинация появилась на год позже премии, в 2010 году, и с тех пор остается созвучной всему самому передовому в смысле актуальной, если не сказать страшно модной, темы комфортного города.

Жюри выбрало общественное пространство фабрики «Заря» во Владивостоке, созданное архитекторами студий ConcreteJungle + Skameyka architects. Деревянные помосты, реечные фасады, скамейки формата «полулежа, но не заснуть», ржавый металл, бетон и швейная машинка из фанеры на входе – налицо все признаки общественного пространства столичного формата. Во Владивостоке неплохая школа – прозвучало на награждении.
zooming
Фабрика «Заря», Владивосток. Бюро Конкрит Джангл: Машков Ф.Э., Ефимченко М. В. Бурлака Е. А., Бурлака А.А., Силин Е.А., Герасименко В.И. Фотографии: Бурлака Е.А. Силин Е.А.
zooming
Фабрика «Заря», Владивосток. Бюро Конкрит Джангл: Машков Ф.Э., Ефимченко М. В. Бурлака Е. А., Бурлака А.А., Силин Е.А., Герасименко В.И. Фотографии: Бурлака Е.А. Силин Е.А.

Народное голосование присудило приз команде, обустроившей в Кукморе набережную реки Нурминка. Бюро «Архитектурный десант» из Казани работало под руководством Евгения Асса – этим многое сказано; «мы приблизили набережную к реке», – так прокомментировали авторы свой проект на церемонии.
zooming
Набережная реки Нурминка. Республика Татарстан, пгт. Кукмор «Архитектурный десант»: куратор: Евгений Асс; участники: Анна Картавая, Екатерина Демина, Вероника Чуракова, Константин Самарцев, Малыхин Артем, Лейсан Юртаева; разработка эскизного проекта, ведение рабочего проекта, авторский надзор: «Архитектурный десант»; архитекторы: Малыхин Артем, Константин Самарцев; руководитель архитектурной мастерской: Дарья Толовенкова; рабочее проектирование: СТК «Акварей». Фотография © Даниил Шведов
© Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств республики Татарстан

Арт-объект
Одна из ярких вещей в числе победителей – деревенский туалет, построенный Иваном и Дмитрием Кожиными на собственной даче: в виде цилиндра с окошком, намекающим на «Кин дза дзу» (в представлении авторов это яхтенный иллюминатор). Экспертный совет перенес его из «малых объектов» в «арт», чему авторы были заметно рады. В том смысле, что: о да, пусть наш туалет будет арт-объектом. Народ же назвал победителем в номинации арт-объектов «Гигантские грибы», сооруженные бюро «Чехарда» в Казани. Внутри самого большого гриба – канатный туннель с сеткой-гамаком для отдыха под ним.
zooming
Цилиндр на даче. Ленинградская область, пос. Петяярви. Иван Кожин, Дмитрий Кожин Фотография © Иван Кожин
Гигантские грибы. Казань, детская площадка «Сказочный лес» в городском парке «Горкинско-Ометьевский Лес». Архитектурное бюро «Чехарда»: Дарья Бычкова, Мария Помелова, Белла и Николай Филатовы. Фотография: Пресс-служба программы «Развития общественных пространств в Республике Татарстан»

Интерьеры
Жюри выбрало мастерскую студентки-архитектора, обустроенную в переоборудованном гараже архитекторами RueTemple: пространство, разделенное на две части стеллажом для рисунков и гипсовых голов, где стол не стоит посередине, а вытянут, как подоконник, вдоль окон.
Мастерская архитектора. Истра. RueTemple: Александр Кудимов, Дарья Бутахина

Алексей Розенберг, получив приз народного голосования за интерьер квартиры NagatinSky, стал лауреатом премии седьмой раз.
NagatinSky. Алексей Розенберг. Фотография © Виктор Чернышев

Дерево в отделке
Лучшим примером использования дерева в отделке жюри назвало входную группу – по совместительству архитектурно-образовательное пространство BFFT.space в Казанском университете – стеклянный объем, окруженный деревянными ламелями, ритм которых напоминает павильон Сергея Чобана на Экспо-2015 в Милане. Народ избрал «Клинику на краю земли», построенную Михаилом и Елизаветой Шишиной не где-нибудь, а в Гватемале.
zooming
Входная группа архитектурно-образовательного пространства BFFT.space. Казанский государственный архитектурно-строительный университет. Ильнар и Резеда Ахтямовы. Фотография © Ильнар Ахтямов
zooming
Клиника на Краю Земли. Гватемала, Момостенанго. Фотография © Михаил Шишин

Предметный дизайн
Сложнее всего, по признанию куратора, чувствует себя номинация «Предметный дизайн», созданная в 2014 году – ее даже не включили в каталог. В этом году в шорт-лист попало лишь два объекта, которые по-братски поделили между собой награды: жюри отметило столик-конструктор «Табльдот», представленный бюро KONTORA, народ – «игровую комнату Егора» Марии Анисимовой-Карасик, Андрея Анисимова и Романа Рауха, впервые участвующих в АрхиWOODе. Им же жюри вручило спецприз за деревянную собаку, вдохновленную бронзовым прототипом станции метро «Площадь революции».
zooming
Стол «Табльдот». Бюро KONTORA: Дима Барьюдин, Игорь Апарин; текст: Егор Ларичев; работы по дереву: Александр Ермилов; графика: Григорий Сидяков; производство «Д Дерево». Фотография © fxk2m


Набор неплохой. Разве что не представлены Николай Белоусов и Тотан Кузембаев, и еще среди победителей маловато фестивальных объектов. Несложно заметить рост актуальности дизайна общественных пространств – то ли еще будет, также как и распространение премии «вширь»: в этом году среди победителей всего один московский объект – квартира Алексея Розенберга. Казалось бы, расти и расти. Но на церемонии то и дело слышались опасливые нотки – а не последний ли год вручается премия? Выступающие бросали многозначительные взгляды в сторону руководителя компании «РОССА РАКЕННЕ СПб», (HONKA), главного спонсора и автора идеи и организатора премии Александра Львовского, но ответ остался неясен. Неужели последняя?

***
Состав жюри АрхиWOOD 2017:

  • Ксения Харитонова и Александр Рябский (бюро FAS(t)),
  • Ольга Алексакова и Юлия Бурдова (BUROMOSCOW),
  • Олег Панитков, генеральный директор Ассоциации деревянного домостроения,
  • Антон Кочуркин, куратор фестиваля «АрхСтояние»,
  • Роман Леонидов, архитектор.

14 Июля 2017

АРХИWOOD подводит итоги года и еще семи лет
Премия АРХИWOOD выпала в этом году из привычного графика, а также из места. Тем не менее, голосование за победителей продолжается. О номинантах этого года и о книге «Современное деревянное» рассказывает бессменный куратор премии Николай Малинин.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
На пути к осознанности
Бюро BIG представило проект Международного аэропорта Гелепху – ключевую часть своего мастерплана «Город осознанности» для Бутана.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Город в миниатюре
Новая детская больница по проекту Herzog & de Meuron в Цюрихе реализована как функциональная и одновременно гуманная и разнообразная среда, поддерживающая пациентов и врачей.
Под сенью деревянных перекрытий
Новый вокзал для городов Эде и Вагенинген в центре Нидерландов вдохновлен окрестными лесами; здесь нашлось место даже для сверчков и летучих мышей. Авторы проекта – Mecanoo и Royal HaskoningDHV.
В городском лесу
В Лиссабоне открылся после реконструкции Центр современного искусства Гульбенкяна. За проект отвечал Кэнго Кума: это первая работа японского мэтра в Португалии.
Оленьими тропами
Бюро Snøhetta соединило в здании саамского культурного и образовательного центра Čoarvemátta в норвежском Заполярье, казалось бы, мало сочетающиеся функции: национальный театр, училище и школу оленеводства.
Дерево и свет
В центре трудовой деятельности для людей с ментальными особенностями в пригороде Парижа широкое использование древесины призвано обеспечить психологический комфорт. Авторы проекта – бюро DREAM.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
На берегу Лососинки
Жилой комплекс «Речка», который формируется в Петрозаводске по проекту архитектурной мастерской Евгения Таева, реагирует на соседство с речкой Лососинка и парком Ямка точечной застройкой, которая делает среду проницаемой и интегрированной в зеленый массив. Кирпич на фасадах отсылает к заводским корпусам Александровского Завода, основанного в XVIII веке.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Энергия юности
Архитектурное бюро Better с помощью простых и бюджетных приемов предлагает концепцию обновления популярного у молодежи Новой Усмани здания 1950-х годов. Молодежный центр приобретает узнаваемый облик, дополнительные пространства для встреч и общения, а также становится потенциальной точкой преобразования городской среды.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».