Анна Медлева: «На Зодчестве я курирую несколько проектов, объединённых манифестом «Инверсия»

О проектах для фестиваля «Зодчество», а также о новом креативном пространстве на Саввинской набережной, которое тоже участвует в фестивале.

mainImg
– Сколько проектов Вы покажете на «Зодчестве» и каких?

– Сначала расскажу о том, каков был изначальный замысел экспозиции и что из этого удалось реализовать. Я работаю на двух площадках фестиваля, но все мои проекты объединены общим манифестом под названием «Инверсия» и созвучны теме фестиваля – «Пространство потом». Первоначально предполагалось освоить большую территорию креативного пространства B.E.R.E.G. DISTRICT, расположенного на Саввинской набережной, в помещениях бывшей фабрики «Московский шёлк». Мы задумали там не совсем привычную для фестиваля, но очень интересную экспозицию, но из-за жёстких дедлайнов покажем лишь её часть.
zooming
Анна Медлева. Фотография © Николай Судаков
zooming
Креативное пространство B.E.R.E.G. DISTRICT. Фотография © Николай Судаков

Один из этих проектов будет показан на территории бывшей фабрики «Московский шёлк» на Саввинской набережной. В настоящий момент команда B.E.R.E.G. DISTRICT занимается развитием собственного инновационного креативного пространства на этой территории. Там будут проходить выставки, экспозиции, мастер- классы и всевозможные образовательные и культурные программы. Проект, о котором идет речь – это персональная выставка фотохудожника Сергея Шестакова, посвященная его поездке в Чернобыль, спустя двадцать пять лет после трагедии. Как раз в тот момент, когда Сергей отправился в путешествие в Чернобыль, произошла еще одна страшная катастрофа, в Японии, на Фукусиме-1. То, что Сергей рассказывает посредством своей фотокамеры, заставляет содрогнуться. Он сам говорит об этом проекте как о напоминании будущим поколениям о том, что мы все должны думать о будущем нашей планеты, беречь её ресурсы, нести ответственность за то, что мы делаем сегодня.

«Все будет хорошо, даже если будет иначе» – гласит надпись, сделанная шариковой ручкой на одной из работ Сергея, и ставшая его собственным манифестом выставки. Это «Остановка №2», Гудым, куда Сергей отправился после Чернобыля. Такого населённого пункта на карте нет, это имя нарицательное, придуманное. Нам, жителям Советского Союза, это место известно как ракетная база «Анадырь-1». Оба эти проекта уже были частью выставки «Поездка в будущее», которую Московский дом фотографии показывал и у себя на площадке, и в Европе. Нашу с Сергеем идею повторить эту выставку, но уже как персональную, в рамках фестиваля Зодчество, поддержала директор Московского Мультимедиа Арт музея Ольга Свиблова, предоставив из хранилища музея уникальные фотографии.
© Сергей Шестаков
© Сергей Шестаков
© Сергей Шестаков

«Не должны стоять пустые города и поселки, не должна разрушаться окружающая нас природа, не должны люди заниматься самоуничтожением!» – вот о чём призывает нас задуматься Сергей своими работами. И то, что мы увидим на его фотографиях – это инверсия. Инверсия пространства и времени. Инверсия жизни, которая из полноценной, насыщенной и осмысленной, превратилась в выживание любой ценой…

Кроме того, c 12 октября по 19 декабря на территории B.E.R.E.G. DISTRICT пройдёт ещё одна выставка французских художников – «XYZT, Абстрактные пейзажи». Выставка проводится в рамках фестиваля «TERRITORIЯ» и продолжает тему соотношения реальности человеческого тела и эфемерного искусства мультимедиа. Она тоже заслуживает внимания. Художники из Франции, работая световыми эффектами, создают новую, иную реальность. И это тоже своего рода инверсия.
XYZT, Абстрактные пейзажи. Выставка на площадке B.E.R.E.G. в рамках фестиваля TERRITORIЯ. Предоставлено Анной Медлевой
XYZT, Абстрактные пейзажи. Выставка на площадке B.E.R.E.G. в рамках фестиваля TERRITORIЯ. Предоставлено Анной Медлевой
XYZT, Абстрактные пейзажи. Выставка на площадке B.E.R.E.G. в рамках фестиваля TERRITORIЯ. Предоставлено Анной Медлевой

Если же говорить об основной площадке фестиваля, Трёхгорной мануфактуре, то здесь я покажу не один проект. Среди моих проектов экспозиция премии «Авангард+», которая стала продолжением или преемницей существовавшей ранее премии «Авангард», последнюю из которых я показала в Милане в 2013 году, а затем, совместно с Бартом Голдхорном, провела её во время «Арх Москвы». Сегодня премия «Авангард+», собравшая вокруг себя весь цвет архитектурного сообщества, прежде всего ориентирована на диалог между инвесторами и архитекторами, и должна стать, в итоге, ответом на девелоперский запрос. Для этого, совместно с «Арх Москвой», мы написали целую программу, которую назвали «Мастерские Арх Москва».

На фестивале будут показаны результаты первого конкурса «КРОСТ в Авангарде», проведённого в рамках программы по заказу компании КРОСТ (см. его страницу на facebook). Это конкурс на разработку уникального модуля из фибробетона, способного преобразоваться в малые архитектурные формы. Во время фестиваля «Зодчество», нам предстоит выбрать победителей этого конкурса и провести награждение. Забегая немного вперед, скажу, что следующий конкурс программы, я намерена анонсировать там же.
Один из проектов конкурса «Авангард+». Модульные изделия из фибробетона для концерна КРОСТ. 2016. Предоставлено Анной Медлевой
Один из проектов конкурса «Авангард+». Модульные изделия из фибробетона для концерна КРОСТ. 2016. Предоставлено Анной Медлевой
Один из проектов конкурса «Авангард+». Модульные изделия из фибробетона для концерна КРОСТ. 2016. Предоставлено Анной Медлевой

Также я покажу первый фильм из серии «Память». Я планирую посвятить её талантливым и одаренным, но уже, к сожалению, покинувшим нас архитекторам. Это будут фильмы – воспоминания, фильмы – память. Об архитекторах, профессионалах, учителях, испытателях, новаторах, людях, которые жили и творили с нами рядом, которых не стало слишком рано. Первую серию я посвятила Кате Мовчан.

Ещё одна из экспозиций, представляемых в рамках фестиваля – специальный проект под эгидой манифеста «Инверсия», будет посвящена недавнему моему прошлому, территории ВДНХ, главным архитектором которой я проработала в 2015-2016 годах. Это ироничный и несколько неожиданный проект, который будет осуществлён совместными усилиями кафедры Дизайна архитектурной среды МАРХИ, студентами Татьяны Шулики и мастерской ТАФ Александра Ермолаева. Мы назвали этот проект «Предчувствие», он также будет показан на Саввинской набережной, на территории B.E.R.E.G. DISTRICT.
Один из экспонатов проекта «Инверсия: ВДНХ», работа Елены Тарутиной

– В чём суть проекта «Предчувствие»? Правильно ли я поняла, что вы покажете студенческие работы, как-то связанные c переосмыслением пространства ВДНХ? Будет ли это похоже на фантазии, выставленные сейчас в павильоне России на венецианской биеннале?

– Конечно же нет. Никакой связи с выставленной на биеннале экспозицией у нас нет. Мало того, наше ощущение этой территории не затрагивает и такие проблемы, как сохранность наследия – об этом и так слишком много полемики, или новую концепцию развития территории ВДНХ, которую ни администрация ВДНХ, ни город пока не спешат обнародовать. Мы говорим совершенно на другом, чувственном и фантазийном языке, пытаясь превратить наши философские, и в чём-то даже детские, ощущения в архитектурную фантазию, не случайно же на этом проекте появился Театр Архитектурной Формы под руководством Александра Ермолаева. Но мне совсем не хочется забегать вперед и раскрывать всей интриги экспозиции, заранее программируя нашего зрителя на какое-то конкретное переживание или восприятие. Каждый увидевший её должен услышать свою музыку, получить свои эмоции и ощущения, свои переживания. Я намерена их собирать.

– В манифесте «Инверсии» Вы говорите о скульптурной композиции, способной «изменить …, сломать привычное пространство». Речь о какой-то конкретной композиции, которая будет участвовать в выставке?

– Эта фраза вырвана из контекста. В манифесте я раскрываю тему инверсии посредством художественного выражения, и скульптуру, среди прочего, рассматриваю как инструмент. В первоначальной задумке экспозиция должна была состоять из работ нескольких именитых скульпторов, в том числе Sergio Selari и Валерия Казаса... Но работа художников высокого полёта требует существенных инвестиций, в отличие от работы студентов МАРХИ, например (смеётся). В условиях экономического кризиса делать серьёзные выставки особенно сложно. Но это не значит, что надо опускать руки. Я, например, уверена, что всё задуманное будет реализовано. Пусть не в рамках фестиваля Зодчество, пусть позже. У команды B.E.R.E.G. DISTRICT очень амбициозные планы в части культурных проектов. И думаю, что постепенно мне удастся реализовать все задуманные для этой площадки проекты.

– Сколько человек участвовали в конкурсе «КРОСТ в авангарде»? Среди конкурсных проектов, которые Вы опубликовали в facebook – в основном городская мебель, предназначенная, по-видимому, для площадок этой компании. Сколько победителей планируется выбрать – иными словами, насколько разнообразной, или, наоборот, типовой станет в итоге среда?

– Изначально в оргкомитет конкурса пришло около ста заявок, и мы рассмотрели все присланные портфолио. Из них порядка тридцати были отобраны для участия в конкурсе. Из этого числа десять – представлены на конкурс и подлежат рассмотрению жюри. Из них жюри должно выбрать три лучшие работы, самую интересную из которых решено реализовать на производственной базе концерна КРОСТ.

В конкурсе речь не шла о городской мебели. По заданию участники должны были придумать универсальный модуль, из которого предложить всевозможные малые архитектурные формы для благоустройства жилых кварталов КРОСТа. В этом сложность и заключается – придумать модуль, который позволяет разнообразные решения. Своего рода игра в конструктор, если хотите. Думаю, что в итоге КРОСТ сможет реализовать все понравившееся ему проекты, не только первую премию, и это позволит ему сделать среду своих кварталов индивидуальной и узнаваемой.

– О проекте B.E.R.E.G. DISTRICT. Когда он начался, кто им занимается, куда выведена фабрика и как давно?

– Компания «Берег Дистрикт» была основана в ноябре 2015 года. На сегодняшний день главным объектом реновации компании является фабрика «Московский шёлк», основанная в начале XIX века на берегу Саввинской набережной, на территории которой создается многофункциональный комплекс B.E.R.E.G. DISTRICT. Пространство строится как отдельный, самостоятельно функционирующий кластер, и не является риелторским проектом. Фабрика в своем изначальном виде не существует уже давно, на её территории сейчас функционирует бизнес-квартал «Московский шёлк».
zooming
Креативное пространство B.E.R.E.G. DISTRICT. Фотография © Николай Судаков

– Чем Вы занимаетесь в этом проекте – Вы его главный архитектор?

– Нет, главный архитектор пространства B.E.R.E.G. DISTRICT – Елена Орельская. Что же касается меня, то я руковожу архитектурным подразделением, чьи задачи – планирование и реализация выставок. Это отдельный вид проектирования, требующий специального опыта, у меня он есть.

– Что уже сделано сейчас? Будут ли сносить здания фабрики, строить что-то новое? Если да, то кто проектировщик?

– Никаких глобальных реконструктивных работ проектом не предусмотрено, тем более в части сноса зданий, это не входит и в планы собственников территории. По крайней мере пока. Есть идеи внутреннего переустройства помещений, развития внутренней инфраструктуры, создания комфортной городской территории, отвечающей нуждам горожан, начиная от потребностей студентов, так как комплекс находится в плотном кольце высших учебных заведений, таких как Второй Медицинский и Всероссийский педагогический университеты, и заканчивая бизнес-элитой с ее потребностями.

– Я видела информацию о проекте B.E.R.E.G. DISTRICT, там говорится об оптимизации жизни в условиях мегаполиса. Что это такое, в чём она выражается конкретно?

– В данном случае речь идёт о том, что на одной территории должны быть сосредоточены все необходимые для человека сервисы, чтобы оптимизировать городскую жизнь в целях экономии времени, самого главного ресурса современности. B.E.R.E.G. DISTRICT включает в себя блоки различной тематики и направленности и позволяет в полной мере удовлетворить интересы современных жителей мегаполиса: гастрономия, образование, развлечения, спорт, здоровый образ жизни, мультимедиа, инновации... Это своеобразный «город в городе».

23 Сентября 2016

Евгений Богомазов: «Уже ведём переговоры»
Ещё один материал вдогонку «Зодчеству»: о перспективах реализации концепций воркшопа школы «Эволюция» и развития городского поселения Шексна, и об отношениях отношениях между главой администрации и главным архитектором района.
Пресса: Проект МГСУ по благоустройству Яузы получил награду...
Проект благоустройства Яузы, разработанный студентами Московского государственного строительного университета (МГСУ) и НПО "Вектор", отмечен "Золотым знаком" на международном архитектурном фестивале "Зодчество", сообщил корреспондент РИА Новости
Эволюция на Зодчестве
Пётр Виноградов – о работе проектов «Продвижение», «Погружение», школе «Эволюция» и о выставке, запланированной для фестиваля «Зодчество».
Евгений Богомазов: «Уже ведём переговоры»
Ещё один материал вдогонку «Зодчеству»: о перспективах реализации концепций воркшопа школы «Эволюция» и развития городского поселения Шексна, и об отношениях отношениях между главой администрации и главным архитектором района.
Входы для Трёхгорки
Публикуем результаты воркшопа, проведенного архитектурным бюро «Рождественка» совместно с «Трёхгорной мануфактурой» на фестивале Зодчество 2016 и посвящённого разработке входных групп будущего кластера.
Поле зрения
Новое здание музея «Куликово поле» на территории Тульской области – далеко не первая «волна» мемориализации места знаменитого сражения. Однако же и самая «ударная», вобравшая в себя силу всех предыдущих. Заставляющая по-новому взглянуть на то, каким вообще может быть военный музей. Рассказываем о здании, получившем «Хрустальный Дедал» 2016 года.
Успех архитектора
Видео-запись и стенограмма дискуссии «Архитектурный бизнес. Стратегии успеха», организованной Архи.ру и СМА на фестивале «Зодчество».
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Скульптуры вместо карет
По проекту Главного управления культурного наследия Московской области в Серпуховском историко-художественном музее к новой функции приспособили каретный сарай. Теперь он действует как открытое фондохранилище и более доступен маломобильным посетителям.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.