Зодчие на Трёхгорке

На днях кураторы фестиваля «Зодчество» заявили, что переходят от слов к делам и будут обустраивать Трёхгорную мануфактуру. Планируется и конкурс-воркшоп для молодых архитекторов.

mainImg
Тема предстоящего фестиваля – «Пространство потом». Кураторы развили тему прошлого года, но радикализировали её: по примеру шанхайской биеннале «Зодчество» теперь пройдёт не на традиционной гламурной выставочной площадке, а послужит инструментом реогранизации промзоны – в данном случае, Трехгорной мануфактуры, которая расположена на набережной Москвы-реки между Белым домом и Москвой-Сити. Выставка должна помочь Трёхгорке, которую реконструировать вроде бы уже собирались, но всё пока никак, искать пути своего развития и преображения. Но прежде всего привлечь к ней всеобщее внимание. До сих пор Трёхгорка служила преимущественно офисным пространством, сохраняя даже немного производства. Часть зданий не использовалась.
zooming
Экскурсия по территория Трехгорной мануфактуры. 5-й корпус. Фотография © Александр Портов
Территория Трехгорной мануфактуры. Фотография из презентации Андрея Асадова

Как пояснили Андрей и Никита Асадовы, которые уже третий раз выступают кураторами «Зодчества», заявленную тему они рассматривают широко, включая пространственное развитие не только городов, но и страны в целом. С другой стороны, тема отчасти провокационная, поскольку если есть «потом», то что же было «сначала»? Фестиваль попытается ответить на вопросы об условиях возникновения качественной архитектуры, о том, как профессия должна реагировать на современные вызовы и что вообще она может предложить обществу. И, наконец, еще один смысл заявленной темы – реновация наследия, способы оживления заброшенных пространств, превращения их в точки роста новой городской экономики.
zooming
Экскурсия по территория Трехгорной мануфактуры. Фотография © Александр Портов

Очень заблаговременная презентация фестиваля, который состоится в октябре, началась солнечным днем, 14 апреля, с экскурсии по территории Трехгорной мануфактуры. Кураторы продемонстрировали его основные площадки, два ткацких корпуса, один из которых – памятник архитектуры. Фабричные пространства пообещали оставить в нетронутом полузаброшенном виде, подчеркнув красоту залов с высокими потолками и вереницами стройных колонн освещением и лаконичным дизайном. В одноэтажном корпусе 1905 года, освещенном через шедовые фонари на крыше, разместятся стенды регионов, архитектурных мастерских, девелоперских компаний и поставщиков материалов. В высоком, построенном в 1897 корпусе номер пять выставки займут несколько этажей – по спецпроекту на каждом.
Трехгорная мануфактура. Интерьер залов в 5-м корпусе. Фотография из презентации Андрея Асадова
zooming
Экскурсия по территория Трехгорной мануфактуры. Интерьер 24-го корпуса. Фотография © Александр Портов

Дворы и площади мануфактуры превратятся, по замыслу кураторов, в «городские гостиные» – общественные пространства, которые планируется создать с участием поставщиков и производителей стройматериалов, и которые сохранятся после завершения фестиваля, став первым шагом к обновлению Трёхгорки.

Запланировано много образовательных проектов и воркшопов: центральную конференцию по новым форматам развития территорий проведет Джемал Сурманидзе, куратором образовательных программ станет Оскар Мамлеев, пообещавший привлечь лучшие архитектурные школы страны. Свою образовательную программу подготовит школа МАРШ и Никита Токарев: она будет проходить в дискуссионном формате. Анна Медлева, архитектор проекта развития ВДНХ, в рамках «Зодчества» планирует возродить премию для молодых архитекторов «Авангард». Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы, курирует павильон Москвы, который расскажет об основных проектах реновации в столице. Эдуард Кубенский, директор издательства Татлин, готовит серию спецпроектов, посвященных советскому архитектурному наследию. Архитектор Илья Заливухин продолжит прошлогоднюю тему эффективного города. Николай Палажченко, куратор множества арт-проектов, планирует вовлечь в фестиваль представителей современного искусства. Эркен Кагаров и студия Артемия Лебедева размышляют о возможном спецпроекте на тему дизайна городской среды. А основатели сообщества «Живые города» Лев Гордон, Николай Новичков, Валерия Терентьева, Сергей Самарцев и другие поднимут тему всестороннего развития больших и малых городов.
Трехгорная мануфактура. Визуализация бюро «Рождественка» из презентации Андрея Асадова

Важной частью фестиваля станет воркшоп-конкурс для молодых архитекторов на концепцию развития и благоустройства территории бывшей мануфактуры, который планируется объявить в ближайшее время. ТЗ конкурса напишет Наринэ Тютчева, чьё бюро «Рождественка» разработало концепцию развития территории фабрики. Первый этап отбора участников – по портфолио. На втором этапе участникам предложат ТЗ и пожелания заказчика, на основании которых будут разработаны общественные пространства. Финальная часть конкурса пройдет в формате воркшопа в дни проведения «Зодчества». На последний фестивальный день запланирована открытая защита итоговых проектов. Проекты-победители обещают реализовать.
Экскурсия по территория Трехгорной мануфактуры. 24-й корпус. Фотография © Александр Портов

Помимо территории Трёхгорной мануфактуры, фестиваль охватит ещё две площадки – территорию ГЭС-1 на Раушской набережной и ткацкую фабрику в Озерах.

Андрей Асадов – о трансформациях фестиваля
специально для Архи.ру 

«Фестиваль серьёзно меняет формат, становясь не просто выставочной и лекционной площадкой, а реальным инструментом, двигателем развития территории. В прошлом году была заявлена тема развития территорий с помощью новых индустрий. Были собраны лучшие российские примеры реновации территорий, прошли конференции, лекции и мастер-классы от ведущих экспертов. В этом году фестиваль делает следующий шаг и становится мастерской, фабрикой мысли, реальным инициативным проектом, в который вовлекаются не только архитекторы, но и все заинтересованные в развитии города лица.
Конференция «Анатомия города». Фотография из презентации Андрея Асадова

Идея подобного формата была в некотором роде «подсмотрена» у наших китайских коллег. Всё началось с того, что Союз архитекторов был приглашен на биеннале урбанистики и архитектуры в Шеньчжэне курировать российский павильон. Там мы с удивлением обнаружили, насколько простым и эффективным может быть фестиваль, когда сам он становится инструментом развития территории. В Китае это была шестая по счету биеннале, проходившая каждый раз на новой промышленной площадке. В процессе подготовки фестиваля на территории промзоны участникам и организаторам удалось создать качественную инфраструктуру, которая в дальнейшем осталась на территории фабрики, превратив ее в готовый культурный кластер.

Нас очень вдохновил подобный опыт, поэтому мы решили провести конкурс среди москоских промышленных площадок и довольно быстро вышли на Трехгорную мануфактуру. В Москве не так много территорий, расположенных в центре города и имеющих серьезную историческую и культурную ценность. Дальше мы обсудили с управляющей компанией, что они хотели бы получить от фестиваля. Так, возникла идея проведения конкурса на концепцию общественных пространств. Конкурс будет запущен уже в ближайшее время, и к началу «Зодчества» мы планируем получить промежуточные результаты. Помимо этого, мы решили привлечь производителей в области городской мебели и уличного дизайна, которые совместно с архитекторами смогут создать интересные благоустроенные пространства в качестве выставочных образцов хорошего городского дизайна. Это стало бы существенным вкладом в развитие территории.

Именно поэтому для привлечения большого количества заинтересованных лиц, мы заранее объявляем о фестивале: это не недельное мероприятие, но долгоиграющий проект, растянутый во времени. Также мы привлекли большую и многоплановую команду кураторов, одни из которых продолжат свои идеи прошлого года, другие – подготовят новые спецпроекты. При этом мы открыты любым интересным идеям в рамках общей темы.

Параллельно события фестиваля будут происходить еще на двух площадках. ГЭС-1 на Раушской набережной станет местом проведения воркшопа по развитию территории, которая в ближайшее время будет менять свою функцию. Наша цель – понять направление развития и выявить связь с окружением, в том числе – с парком «Зарядье». Еще одна площадка – ткацкая фабрика в городе Озеры, побратим Трехгорной мануфактуры. У этой площадки огромный потенциал для развития и все шансы стать ключевой точкой притяжения в городе. Мы постараемся понять, какими функциями ее следует наполнить. Этой теме будет посвящен отдельный исследовательский воркшоп в формате летней школы.
ГЭС-1. Фотография из презентации Андрея Асадова
Ткацкая фабрика в Озерах. Фотография из презентации Андрея Асадова

Если опыт и эксперимент этого года окажется удачным и плодотворным, я надеюсь, что и следующий фестиваль сохранит за собой роль двигателя и инструмента развития городской среды. Возможно, будут задействованы новые площадки, причем не только московские. Ведь «Зодчество» – это фестиваль, охватывающий всю страну. Мы открыты для проведения региональных мероприятий, мини-фестивалей, которые могли бы происходить в течение года в разных уголках России. Я понимаю, что в регионах реализовать проекты реновации гораздо сложнее. Но для каждой территории можно найти новый и эффективный формат использования. В прошлом году мы показывали целую коллекцию площадок в стадии преобразования. Предложенный сценарий реновации территории с помощью фестиваля, как мне кажется, может оказаться крайне выгодным и для предприятий, и для самих городов: помимо привлечения внимания, широкого общественного обсуждения, фестиваль приносит реальные плоды при относительно небольших затратах.

Вокруг идей по развитию территорий, затронутых «Зодчеством» в прошлом году, уже собралась обширная команда единомышленников, среди которых я бы особо выделил экспертную группу «Живые города». Это сообщество экспертов из различных профессий, которые вместе формируют новое видение развития российских городов в XXI веке. Я надеюсь, что конечным итогом наших совместных усилий станет постепенное и последовательное преобразование страны с помощью простых, но точных «инъекций» качественной городской среды и архитектуры".

18 Апреля 2016

Евгений Богомазов: «Уже ведём переговоры»
Ещё один материал вдогонку «Зодчеству»: о перспективах реализации концепций воркшопа школы «Эволюция» и развития городского поселения Шексна, и об отношениях отношениях между главой администрации и главным архитектором района.
Пресса: Проект МГСУ по благоустройству Яузы получил награду...
Проект благоустройства Яузы, разработанный студентами Московского государственного строительного университета (МГСУ) и НПО "Вектор", отмечен "Золотым знаком" на международном архитектурном фестивале "Зодчество", сообщил корреспондент РИА Новости
Эволюция на Зодчестве
Пётр Виноградов – о работе проектов «Продвижение», «Погружение», школе «Эволюция» и о выставке, запланированной для фестиваля «Зодчество».
Евгений Богомазов: «Уже ведём переговоры»
Ещё один материал вдогонку «Зодчеству»: о перспективах реализации концепций воркшопа школы «Эволюция» и развития городского поселения Шексна, и об отношениях отношениях между главой администрации и главным архитектором района.
Входы для Трёхгорки
Публикуем результаты воркшопа, проведенного архитектурным бюро «Рождественка» совместно с «Трёхгорной мануфактурой» на фестивале Зодчество 2016 и посвящённого разработке входных групп будущего кластера.
Поле зрения
Новое здание музея «Куликово поле» на территории Тульской области – далеко не первая «волна» мемориализации места знаменитого сражения. Однако же и самая «ударная», вобравшая в себя силу всех предыдущих. Заставляющая по-новому взглянуть на то, каким вообще может быть военный музей. Рассказываем о здании, получившем «Хрустальный Дедал» 2016 года.
Успех архитектора
Видео-запись и стенограмма дискуссии «Архитектурный бизнес. Стратегии успеха», организованной Архи.ру и СМА на фестивале «Зодчество».
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.