Зодчие на Трёхгорке

На днях кураторы фестиваля «Зодчество» заявили, что переходят от слов к делам и будут обустраивать Трёхгорную мануфактуру. Планируется и конкурс-воркшоп для молодых архитекторов.

mainImg
Тема предстоящего фестиваля – «Пространство потом». Кураторы развили тему прошлого года, но радикализировали её: по примеру шанхайской биеннале «Зодчество» теперь пройдёт не на традиционной гламурной выставочной площадке, а послужит инструментом реогранизации промзоны – в данном случае, Трехгорной мануфактуры, которая расположена на набережной Москвы-реки между Белым домом и Москвой-Сити. Выставка должна помочь Трёхгорке, которую реконструировать вроде бы уже собирались, но всё пока никак, искать пути своего развития и преображения. Но прежде всего привлечь к ней всеобщее внимание. До сих пор Трёхгорка служила преимущественно офисным пространством, сохраняя даже немного производства. Часть зданий не использовалась.
zooming
Экскурсия по территория Трехгорной мануфактуры. 5-й корпус. Фотография © Александр Портов
Территория Трехгорной мануфактуры. Фотография из презентации Андрея Асадова

Как пояснили Андрей и Никита Асадовы, которые уже третий раз выступают кураторами «Зодчества», заявленную тему они рассматривают широко, включая пространственное развитие не только городов, но и страны в целом. С другой стороны, тема отчасти провокационная, поскольку если есть «потом», то что же было «сначала»? Фестиваль попытается ответить на вопросы об условиях возникновения качественной архитектуры, о том, как профессия должна реагировать на современные вызовы и что вообще она может предложить обществу. И, наконец, еще один смысл заявленной темы – реновация наследия, способы оживления заброшенных пространств, превращения их в точки роста новой городской экономики.
zooming
Экскурсия по территория Трехгорной мануфактуры. Фотография © Александр Портов

Очень заблаговременная презентация фестиваля, который состоится в октябре, началась солнечным днем, 14 апреля, с экскурсии по территории Трехгорной мануфактуры. Кураторы продемонстрировали его основные площадки, два ткацких корпуса, один из которых – памятник архитектуры. Фабричные пространства пообещали оставить в нетронутом полузаброшенном виде, подчеркнув красоту залов с высокими потолками и вереницами стройных колонн освещением и лаконичным дизайном. В одноэтажном корпусе 1905 года, освещенном через шедовые фонари на крыше, разместятся стенды регионов, архитектурных мастерских, девелоперских компаний и поставщиков материалов. В высоком, построенном в 1897 корпусе номер пять выставки займут несколько этажей – по спецпроекту на каждом.
Трехгорная мануфактура. Интерьер залов в 5-м корпусе. Фотография из презентации Андрея Асадова
zooming
Экскурсия по территория Трехгорной мануфактуры. Интерьер 24-го корпуса. Фотография © Александр Портов

Дворы и площади мануфактуры превратятся, по замыслу кураторов, в «городские гостиные» – общественные пространства, которые планируется создать с участием поставщиков и производителей стройматериалов, и которые сохранятся после завершения фестиваля, став первым шагом к обновлению Трёхгорки.

Запланировано много образовательных проектов и воркшопов: центральную конференцию по новым форматам развития территорий проведет Джемал Сурманидзе, куратором образовательных программ станет Оскар Мамлеев, пообещавший привлечь лучшие архитектурные школы страны. Свою образовательную программу подготовит школа МАРШ и Никита Токарев: она будет проходить в дискуссионном формате. Анна Медлева, архитектор проекта развития ВДНХ, в рамках «Зодчества» планирует возродить премию для молодых архитекторов «Авангард». Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы, курирует павильон Москвы, который расскажет об основных проектах реновации в столице. Эдуард Кубенский, директор издательства Татлин, готовит серию спецпроектов, посвященных советскому архитектурному наследию. Архитектор Илья Заливухин продолжит прошлогоднюю тему эффективного города. Николай Палажченко, куратор множества арт-проектов, планирует вовлечь в фестиваль представителей современного искусства. Эркен Кагаров и студия Артемия Лебедева размышляют о возможном спецпроекте на тему дизайна городской среды. А основатели сообщества «Живые города» Лев Гордон, Николай Новичков, Валерия Терентьева, Сергей Самарцев и другие поднимут тему всестороннего развития больших и малых городов.
Трехгорная мануфактура. Визуализация бюро «Рождественка» из презентации Андрея Асадова

Важной частью фестиваля станет воркшоп-конкурс для молодых архитекторов на концепцию развития и благоустройства территории бывшей мануфактуры, который планируется объявить в ближайшее время. ТЗ конкурса напишет Наринэ Тютчева, чьё бюро «Рождественка» разработало концепцию развития территории фабрики. Первый этап отбора участников – по портфолио. На втором этапе участникам предложат ТЗ и пожелания заказчика, на основании которых будут разработаны общественные пространства. Финальная часть конкурса пройдет в формате воркшопа в дни проведения «Зодчества». На последний фестивальный день запланирована открытая защита итоговых проектов. Проекты-победители обещают реализовать.
Экскурсия по территория Трехгорной мануфактуры. 24-й корпус. Фотография © Александр Портов

Помимо территории Трёхгорной мануфактуры, фестиваль охватит ещё две площадки – территорию ГЭС-1 на Раушской набережной и ткацкую фабрику в Озерах.

Андрей Асадов – о трансформациях фестиваля
специально для Архи.ру 

«Фестиваль серьёзно меняет формат, становясь не просто выставочной и лекционной площадкой, а реальным инструментом, двигателем развития территории. В прошлом году была заявлена тема развития территорий с помощью новых индустрий. Были собраны лучшие российские примеры реновации территорий, прошли конференции, лекции и мастер-классы от ведущих экспертов. В этом году фестиваль делает следующий шаг и становится мастерской, фабрикой мысли, реальным инициативным проектом, в который вовлекаются не только архитекторы, но и все заинтересованные в развитии города лица.
Конференция «Анатомия города». Фотография из презентации Андрея Асадова

Идея подобного формата была в некотором роде «подсмотрена» у наших китайских коллег. Всё началось с того, что Союз архитекторов был приглашен на биеннале урбанистики и архитектуры в Шеньчжэне курировать российский павильон. Там мы с удивлением обнаружили, насколько простым и эффективным может быть фестиваль, когда сам он становится инструментом развития территории. В Китае это была шестая по счету биеннале, проходившая каждый раз на новой промышленной площадке. В процессе подготовки фестиваля на территории промзоны участникам и организаторам удалось создать качественную инфраструктуру, которая в дальнейшем осталась на территории фабрики, превратив ее в готовый культурный кластер.

Нас очень вдохновил подобный опыт, поэтому мы решили провести конкурс среди москоских промышленных площадок и довольно быстро вышли на Трехгорную мануфактуру. В Москве не так много территорий, расположенных в центре города и имеющих серьезную историческую и культурную ценность. Дальше мы обсудили с управляющей компанией, что они хотели бы получить от фестиваля. Так, возникла идея проведения конкурса на концепцию общественных пространств. Конкурс будет запущен уже в ближайшее время, и к началу «Зодчества» мы планируем получить промежуточные результаты. Помимо этого, мы решили привлечь производителей в области городской мебели и уличного дизайна, которые совместно с архитекторами смогут создать интересные благоустроенные пространства в качестве выставочных образцов хорошего городского дизайна. Это стало бы существенным вкладом в развитие территории.

Именно поэтому для привлечения большого количества заинтересованных лиц, мы заранее объявляем о фестивале: это не недельное мероприятие, но долгоиграющий проект, растянутый во времени. Также мы привлекли большую и многоплановую команду кураторов, одни из которых продолжат свои идеи прошлого года, другие – подготовят новые спецпроекты. При этом мы открыты любым интересным идеям в рамках общей темы.

Параллельно события фестиваля будут происходить еще на двух площадках. ГЭС-1 на Раушской набережной станет местом проведения воркшопа по развитию территории, которая в ближайшее время будет менять свою функцию. Наша цель – понять направление развития и выявить связь с окружением, в том числе – с парком «Зарядье». Еще одна площадка – ткацкая фабрика в городе Озеры, побратим Трехгорной мануфактуры. У этой площадки огромный потенциал для развития и все шансы стать ключевой точкой притяжения в городе. Мы постараемся понять, какими функциями ее следует наполнить. Этой теме будет посвящен отдельный исследовательский воркшоп в формате летней школы.
ГЭС-1. Фотография из презентации Андрея Асадова
Ткацкая фабрика в Озерах. Фотография из презентации Андрея Асадова

Если опыт и эксперимент этого года окажется удачным и плодотворным, я надеюсь, что и следующий фестиваль сохранит за собой роль двигателя и инструмента развития городской среды. Возможно, будут задействованы новые площадки, причем не только московские. Ведь «Зодчество» – это фестиваль, охватывающий всю страну. Мы открыты для проведения региональных мероприятий, мини-фестивалей, которые могли бы происходить в течение года в разных уголках России. Я понимаю, что в регионах реализовать проекты реновации гораздо сложнее. Но для каждой территории можно найти новый и эффективный формат использования. В прошлом году мы показывали целую коллекцию площадок в стадии преобразования. Предложенный сценарий реновации территории с помощью фестиваля, как мне кажется, может оказаться крайне выгодным и для предприятий, и для самих городов: помимо привлечения внимания, широкого общественного обсуждения, фестиваль приносит реальные плоды при относительно небольших затратах.

Вокруг идей по развитию территорий, затронутых «Зодчеством» в прошлом году, уже собралась обширная команда единомышленников, среди которых я бы особо выделил экспертную группу «Живые города». Это сообщество экспертов из различных профессий, которые вместе формируют новое видение развития российских городов в XXI веке. Я надеюсь, что конечным итогом наших совместных усилий станет постепенное и последовательное преобразование страны с помощью простых, но точных «инъекций» качественной городской среды и архитектуры".

18 Апреля 2016

Евгений Богомазов: «Уже ведём переговоры»
Ещё один материал вдогонку «Зодчеству»: о перспективах реализации концепций воркшопа школы «Эволюция» и развития городского поселения Шексна, и об отношениях отношениях между главой администрации и главным архитектором района.
Пресса: Проект МГСУ по благоустройству Яузы получил награду...
Проект благоустройства Яузы, разработанный студентами Московского государственного строительного университета (МГСУ) и НПО "Вектор", отмечен "Золотым знаком" на международном архитектурном фестивале "Зодчество", сообщил корреспондент РИА Новости
Эволюция на Зодчестве
Пётр Виноградов – о работе проектов «Продвижение», «Погружение», школе «Эволюция» и о выставке, запланированной для фестиваля «Зодчество».
Евгений Богомазов: «Уже ведём переговоры»
Ещё один материал вдогонку «Зодчеству»: о перспективах реализации концепций воркшопа школы «Эволюция» и развития городского поселения Шексна, и об отношениях отношениях между главой администрации и главным архитектором района.
Входы для Трёхгорки
Публикуем результаты воркшопа, проведенного архитектурным бюро «Рождественка» совместно с «Трёхгорной мануфактурой» на фестивале Зодчество 2016 и посвящённого разработке входных групп будущего кластера.
Поле зрения
Новое здание музея «Куликово поле» на территории Тульской области – далеко не первая «волна» мемориализации места знаменитого сражения. Однако же и самая «ударная», вобравшая в себя силу всех предыдущих. Заставляющая по-новому взглянуть на то, каким вообще может быть военный музей. Рассказываем о здании, получившем «Хрустальный Дедал» 2016 года.
Успех архитектора
Видео-запись и стенограмма дискуссии «Архитектурный бизнес. Стратегии успеха», организованной Архи.ру и СМА на фестивале «Зодчество».
Технологии и материалы
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Сейчас на главной
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.
Нить Тесея
В проекте интерьера лобби небольшого клубного дома в Хамовниках бюро Ideologist использует разнообразные отсылки к текстилю, тем самым напоминая о фабричном прошлом района. При этом ткань кроме как в обивке мебели не используется: ассоциативный ряд запускают формы, фактуры и цвета.