Подземный памятник архитектуры

В Музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась выставка, посвященная Московскому метрополитену. Более 200 графических работ и архивных фотографий рассказывают историю этого уникального подземного ансамбля.

mainImg
В Музее архитектуры им. А.В. Щусева открылась выставка «Московское метро – подземный памятник архитектуры». Как пояснила директор МА Ирина Коробьина, изначально выставку планировалось связать с 80-летием Московского метрополитена, который отмечался в прошлом году. Однако тема метро оказалась настолько популярной, причем не только среди москвичей и жителей страны, но и среди иностранных туристов, что стало очевидно: выставка не нуждается в привязке к датам, а способна стать отдельным событием. Так и вышло. На открытии наблюдался ажиотаж, залы музея очень быстро наполнились людьми, практически у каждого экспоната возникала живая дискуссия. И это неудивительно: ведь экспозиция охватила целую эпоху.
Выставка «Московское метро» в музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фотография Дмитрия Павликова
Выставка «Московское метро» в музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фотография Дмитрия Павликова
Директор музея архитектуры имени А. В. Щусева Ирина Коробьина рассказывает о проекте станции метро «Красные ворота». Фотография Дмитрия Павликова

«Это уникальное явление, когда объект транспортной инфраструктуры проектировался как грандиозный архитектурный проект, играющий важную роль в культурной и политической жизни страны, – рассказала на церемонии открытия Ирина Коробьина. – Старейшее лондонское метро, берлинское или парижское, изначально поражающее воображение техническими достижениями, сегодня превратилось в привычный и недорогой вид городского транспорта. Московское метро проектировалось как восьмое чудо света. Таким оно остается до сих пор». Модель метро сравнивалась с идеальным городом, а сам факт освоения подземного пространства, усложненный экономическими трудностями, несовершенством технического оснащения и непростой геологией Москвы (строительство сопровождалось частыми обвалами, затоплениями, прорывами селевых потоков), воспринимался как подвиг, одно из главных достижений советского народа и символ светлого коммунистического будущего.
Выставка «Московское метро» в музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фотография Дмитрия Павликова

Вся экспозиция, проект которой был разработан бюро «Народный архитектор» под руководством Антона Ладыгина, поделена на четыре основных зоны, последовательно рассказывающие о первой, второй, третьей и четвертой очередях строительства метро. Окунуться в историю позволяют фотографии разных лет, оригинальные графические листы проектов станций – уникальные материалы из фондов Музея архитектуры, из архива и музея Московского метрополитена, а также из Метрогипротранса. Помимо графических материалов, в одном из залов непрерывно транслируется полуторачасовой фильм о московском метро, смонтированный режиссером Еленой Лысаковой.
zooming
Северный наземный вестибюль станции метро «Смоленская» Филевской линии. Архитектор С. Г. Андриевский, 1935 г. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Наземный павильон станции метро «Динамо». Архитектор Дмитрий Чечулин. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Проект центральной подстанции метрополитена на улице Герцена. архитектор Д.Ф. Фридман. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева

В каждом разделе представлены как реализованные, так и конкурсные проекты лучших архитекторов страны. В большой стройке участвовали Алексей Душкин, Дмитрий Чечулин, Алексей Щусев, Борис Иофан и многие другие. Одной из первых, в 1935 году, была открыта станция «Комсомольская», спроектированная Дмитрием Чечулиным в составе первого участка метрополитена от «Сокольников» до «Парка культуры». Станция, изначально рассчитанная на большой пассажиропоток, отличалась от остальных своей необычной конструкцией: вдоль всего зала над путями архитектор предусмотрел пешеходные галереи, спрятанные за рядом стройных колонн. Такое построение визуально расширяло пространство, отделанное розовым мрамором и украшенное майоликовым панно. Значительно позже, в 1952 году, по проекту Алексея Щусева были построены наземный павильон и станция «Комсомольская» Кольцевой линии, ставшие продолжением ансамбля Казанского вокзала.
Вход на станцию метро «Комсомольская» Сокольнической линии. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Интерьер станции метро «Комсомольская» Сокольнической линии. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Станция метро «Комсомольская» Кольцевой линии. Архитектор Алексей Щусев. Фотография Дмитрия Павликова

Еще одна станция Сокольнической линии – «Красные ворота» Ивана Фомина и Николая Ладовского. Известный рационалист Ладовский участвовал в конкурсе на реконструкцию Москвы, в рамках которого разработал генплан города, названный «Парабола Ладовского». Идея этого проекта состояла в стремлении «разрубить» радиально-кольцевую систему Москвы, а освободившуюся «энергию» города развернуть в сторону Ленинграда. В этом случае генплан Москвы стал бы похож на параболу. Свой нереализованный грандиозный замысел Ладовский гениально перенес на крошечный наземный павильон станции метро «Красные ворота». Он создал трехмерный параболический объект, воронку, которая затягивает людей внутрь. Над формированием внутреннего пространства работал уже архитектор Фомин. Интерьеры наземных вестибюлей в стиле ар деко в противовес павильону получились торжественными и несколько тяжеловесными, что, однако, отвечало поставленной перед архитекторами идеологической задаче. В зоне движения поездов автор постарался сохранить память места – утраченные Красные ворота, памятник XVIII века, символизируют арки на пилонах.
Проект станции метро «Красные ворота». 1934 год. Наземный вестибюль. Интерьер нижнего зала. Архитектор Иван Фомин. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Проект станции метро «Красные ворота». 1934 год. Наземный вестибюль. Интерьер нижнего зала. Архитектор Иван Фомин. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Проект станции метро «Красные ворота». 1934 год. Наземный вестибюль. Интерьер нижнего зала. Архитектор Иван Фомин. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева

Одним из центральных сюжетов выставки, несомненно, стоит назвать проекты Алексея Душкина – «Маяковская», «Площадь Революции», «Кропоткинская». Для последней он спроектировал легкий наземный павильон, который реализован не был. А вот проект самой станции удалось воплотить в точности: с высокими колоннами, раскрывающимися у сводов, как гигантские цветы. Такое решение создает удивительную игру света и тени, благодаря чему лаконичное пространство превращается в торжественный дворцовый зал.
zooming
Проект наземного павильона станции метро «Кропоткинская». Архитектор Алексей Душкин.

Свой вклад в строительство Московского метрополитена пытались внести и конструктивисты, несмотря на то, что к началу строительства метро конструктивизм в стране был в опале. Так, братья Веснины, выиграв конкурс, разработали сразу несколько версий станции метро «Павелецкая» Замоскворецкой линии. Строительство этой станции планировалось еще до начала Великой Отечественной войны, тогда она должна была носить название «Донбасс». Архитекторы видели ее лаконичной, светлой, с высоким потолком, украшенным смальтовой мозаикой, минимумом декора и, разумеется, без намека на конструктивизм. Веснины разработали три варианта конструкции: станция могла быть и колонной, и пилонной, и односводной. Война не позволила реализовать ни один из предложенных вариантов. От строительства центрального зала в условиях экономии пришлось отказаться, были построены только путевые тоннели. А уже созданные художником Александром Дейнекой мозаики (он же является автором мозаик на «Маяковской») решено было перенести на потолок «Новокузнецкой». Свой современный вид «Павелецкая» приобрела только в 1950-е годы.
Интерьер станции метро «Павелецкая» Замоскворецкой линии. Авторы проекта – братья Веснины. Фотография Дмитрия Павликова
zooming
Интерьер станции метро «Павелецкая» Замоскворецкой линии. Авторы проекта – братья Веснины. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Интерьер станции метро «Павелецкая» Замоскворецкой линии. Авторы проекта – братья Веснины. Фотография Дмитрия Павликова
Интерьер станции метро «Павелецкая» Замоскворецкой линии. Авторы проекта – братья Веснины. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева

Выставка продлится в Музее архитектуры до 17 июля. В течение всего времени ее работы запланирована насыщенная событийная программа: лекции, дискуссии, кинопоказы. Одним из центральных событий станет презентация книги «Московское метро – подземный памятник архитектуры», выпущенной издательством «Кучково поле».
Выставка «Московское метро» в музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фотография Дмитрия Павликова

Кроме сохранения и изучения графического и документального наследия Московского метрополитена, устроители выставки в качестве ключевой задачи видят привлечение внимания к станциям и павильонам метро как памятникам архитектуры и искусства. А как результат – включение ансамбля главных станций Московского метрополитена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Интерьер станции метро «Александровский сад». Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Интерьер станции метро «Партизанская». Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева

18 Марта 2016

Метро «бумажное»
О нереализованных проектах московского метро, как дореволюционных, так и советских конкурсных – по следам лекции Максима Шуйского в КЦ «ЗиЛ».
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Сложное измерение мечты
Проект бюро TOTEMENT/PAPER Левона Айрапетова и Валерии Преображенской стал, как было объявлено в начале августа, победителем конкурса на проект станции метро «Остров мечты». Контрастная графика, объединенная общим методом геометрического построения, «прорастает» в объем, дополняется цветом и в сумме дает сложносочиненное решение, которое показалось нам исключительным. Разбираем метод построения и загадываем, чтобы проект реализовали как должно – интересно посмотреть, что получится.
Пресса: 23 мая стартует голосование по станции метро «Ржевская»
Напомним, о начале конкурса на архитектурный облик станций «Шереметьевская», «Ржевская» и «Стромынка» Второго кольца метро главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов объявил 15 ноября 2016 года. В оргкомитет поступило 56 заявок из России, Великобритании, Латвии, Италии, Армении, Аргентины, Португалии, Венгрии и Германии. Каждая из них содержала визуализацию ключевых идей архитектурно-художественного оформления станций и портфолио команды.
Метро «бумажное»
О нереализованных проектах московского метро, как дореволюционных, так и советских конкурсных – по следам лекции Максима Шуйского в КЦ «ЗиЛ».
Технологии и материалы
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Сейчас на главной
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.