Медитация над итогами

В ЦДХ открылась двадцатая по счету Арх Москва.

mainImg
Выставка сравнительно невелика – впрочем, сопоставление с успешным 2007 годом, надо думать, теперь всегда будет маячить на горизонте, заставляя признать экспозицию относительно небольшой, – но отличается ясностью и не затуманивает ум. Прошло двадцать пять лет новой жизни и новой, с долей условности скажем – независимой, архитектуры, и двадцать лет работы – как сказано в релизе, совместной, работы самой заметной архитектурной выставки постсоветского периода, Арх Москвы и самого содержательного профессионального журнала того же периода, Проект Россия. Надо бы подводить итоги, но вместо этого получается только легкий, ещё не вполне музейный налет ностальгии, тихий такой день рождения – без тостов, без выводов, и упаси Боже безо всякой бравурности. А так и надо, вероятно.

Вполне логично обустроилась выставка, с началом, концом, серединой и несколькими приятными ответвлениями. В этом году она больше похожа на пространство для общения, которым была всегда: совершено нет избыточной информации, экспозицию легко пройти за один день – если, конечно, не задерживаться для разговоров у каждого стенда, – словом, выставка и давно сложившаяся профессиональная «тусовка» сосуществуют вполне гармонично, ничто не перевешивает и все как бы на своих привычных местах. Как встреча одноклассников. Все чуточку в тумане, но впрочем без неясностей. Кто мы, откуда, куда идём: собрались, посмотрели и разошлись до следующего года.

Как будто почувствовав этот лирический настрой, архитектурный герой года бюро «Остоженка» обустроило свою выставку в холле второго этажа, где сходятся-расходятся все маршруты – уже традиционное место показа «архитектора года», как легкий ненавязчивый meeting-point. «Это лучшее место в доме художника, и мы постарались его не испортить, а превратить в место общения», – говорит Александр Скокан. Ленты, подвешенные к потолку под разными углами образуют что-то вроде рощицы на опушке; нанесенный на них рисунок разорван и смешан, но с трёх точек, отмеченных на полу, он складывается, как пазл, в три разных изображения. Точки расположены, конечно же, не произвольно, а на главных «тропах»: поднимаясь по лестнице с первого этажа, видим буквы названия, выходя из коммерческой экспозиции второго этажа – генплан района Остоженки, разработанный бюро в начале своего существования, а спускаясь по лестнице с третьего этажа посетитель не сможет не заметить логотип мастерской: удвоенный и лишенный таким образом прямолинейной определенности квадрат Малевича. «Остоженка» остается собой: архитекторы подошли к выставке градостроительно – оказавшись «в самой середине» они по-своему осмыслили весь ЦДХ в целом, поймали линии силы, завязали в неплотный узел, вплели рефлексию собственного опыта в потоки посетителей, – если вдуматься, начинаешь представлять себе эти линии, рисовать в уме трассы – каждый наверняка пройдет эту, простую и дружелюбную, конструкцию насквозь или по касательной не один раз. Кроме того «место встречи» чутко реагирует и на ближайший контекст – ленты выставки попадают в визуальный резонанс с пластинами входа в основную часть второго этажа, – кажется, архитекторы «Остоженки» попросту не могут иначе.
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Архитектор года: бюро «Остоженка». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Архитектор года: бюро «Остоженка». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Александр Скокан на выставке бюро «Остоженка». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Архитектор года: бюро «Остоженка». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Архитекторы АБ «Остоженка» на стенде бюро. Предоставлено АБ «Остоженка»

Ненавязчивость экспозиции, к слову, вторит легкой юбилейной выставке, которую бюро показывало весной в подвале Аптекарского приказа – большая мастерская, маленький зал: за двадцать пять лет у «Остоженки» накопилось столько проектов, что нет смысла их выстраивать в ряд и архитекторы ограничиваются паттерном, в который вплетают самое важное.

Так и здесь: данью современному увлечению гаджетами на лентах появляются значки – тоже своего рода реперные точки, наводя на которые телефон (предварительно надо подключиться к wi-fi OSTARCH и скачать программу OSTOZHENKA) можно увидеть объёмные модели девяти главных проектов бюро – Посольский дом, жк в Одинцово, или два недавно построенных здания на Пречистенской набережной, которые хорошо видно с Крымского моста по дороге на Арх Москву. Модели трёхмерны – их можно крутить; но схематичны, – впрочем, высокий уровень обобщения вписывается в легкую концепцию выставки. «3D модели это квитэссенция архитектуры, – сказал мне Александр Андреевич Скокан. – Они как дети; маленькие дети все прекрасны, потом жизнь их портит… Трехмерные модели это чистое авторство, то, за что архитектор полностью отвечает. То, что происходит с объектом дальше, зависит от множества факторов: заказчика, исполнителей. Так что здесь мы показываем объемные модели как чистую архитектуру». Действительно, проекты нарисованы в исходном виде, так, как были задуманы, к примеру, в здании на Трубной площади показана непостроенная вторая очередь.
Офисное здание на ул Трубная, бюро «Остоженка», модель из числа показываемых на выставке. Изображение предоставлено АБ «Остоженка»

Вся нынешняя Арх Москва тоже выстроена от ретроспективы к современности, и тоже не слишком дотошно; как воспоминание, не исследование. Ушел популярной в 2000-е образ каталога и учебника; также почти нет архитектурных конкурсов – тема, недавно главная и звучная, как будто бы исчерпала себя. Как отголосок недавнего буйства улучшайзинга – небольшой, но обаятельный конкурс объектов новой городской культуры «2х2», организованный Archipeople и бюро megabudka – его стенд нужно искать, он в дальнем правом углу двора ЦДХ. Результаты второго, тоже признаемся – небольшого, недавнего конкурса на объект перед ТРК «Атриум» на Курской, показаны на третьем этаже.

Собственно Арх Москва – на первом этаже ЦДХ, – начинается с архива, выставки «Музей современной архитектуры», устроенной Бартом Голдхорном в честь двадцатилетия журнала «Проект Россия» и одновременно Арх Москвы. Справа – подборка журналов позволяет ощутить глубину времени и вспомнить, как читал о чем-то больше десяти лет назад – надо же, почти как сейчас, – к примеру, о самолетной квартире Алексея Козыря, скамейка из которой выставлена здесь же. В центре вестибюля длинный стол с объектами архитекторов, публиковавшихся в журнале и участвовавших в Архкаталоге Арх Москвы – от «Башни перестройки» 1986 года (Игорь Пищукевич, Тотан Кузембаев, Сергей Коробов) до макета берлинского музея рисунка Сергея Чобана. На столе лампы, с ними получилось академично, почти как в какой-нибудь фундаментальной библиотеке. По идее Барта Голдхорна на выставку должны были попасть малоизвестные вещи, но и откликнулись не все, и многие вещи получились довольно известными, как например Полумост надежды Тимура Башкаева или дворец Водных видов спорта Сергея Кузнецова. А Михаил Белов выставил рисунки нескольких проектов. Словом, набор получился несколько пёстрым, воспоминания где-то случайными, как и полагается воспоминаниям.
«Архив современной архитектуры», кураторский проект Барта Голдхорна. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Барт Голдхорн на выставке «Архив современной архитектуры». «Золотая река», инсталляция SPEECH. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
«Архив современной архитектуры», кураторский проект Барта Голдхорна. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
«Архив современной архитектуры». Объект «Башня перестройки», Игорь Пищукевич, Тотан Кузембаев, Сергей Коробов. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
«Архив современной архитектуры», скамейка из самолетной квартиры, Алексей Козырь и др. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
«Архив современной архитектуры». Дом в проезде Загорского, Владимир Плоткин. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Настоящее развернулось на просторном третьем этаже в виде совместного с Москомархитектурой выставочного проекта, совмещенного с форумом – «Архитектурная политика». Политика делится на пять тем: развитие территорий, промзон, панельное домостроение, молодые бюро под родившимся на Арх Москве брендом Next! и выставка архитектуры для детей, продолжившая тему последнего журнала speech: и курируемая его главным редактором Анной Мартовицкой (в субботу там намечена программа для детей, приводите). Первая и основная часть «политики» показывает крупные девелоперские проекты: «Сердце столицы» Донстроя, официального партнера этой экспозиции; «ВТБ Арена парк», строящегося вокруг стадиона «Динамо» соседствуют с МФЦ в Рублево-Архангельском и кварталами №75 и 82 СЗАО, где компания КРОСТ занимается «квартальным сносом <…> и заменой устаревших панельных домов на современные жилые здания». Остановившись здесь перед черно-белым макетом, заммэра по строительству Марат Хуснуллин пожурил хозяев стенда: где ваши красивые здания, почему такой скромный макет? Надо думать, в ближайшем будущем нас ждёт уцветнение макетов… Некоторое место занимают ДСК – по словам Елены Гонсалес, проводившей здесь свою часть экскурсии для журналистов, это важнейшая тема, потому что: мы все понимаем, что доступное жилье может быть только таким и то, как сейчас трансформируется панельное строительство, очень важно. И на Западе эта тема до сих пор очень остра, в частности тема того, что делать в уже настроенными панельными, особенно многоэтажными домами. И то, и другое – правда, ДСК трансформируется: в буйное разноцветье без снижения этажности. И объемы, кажется, растут.
Заммэра по строительству Марат Хуснуллин на выставке «Архитектурная политика»
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
«Архитектурная политика». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Впрочем, если мы вспомним первую попытку выставки Москомархитектуры на Арх Москве – тогда для неё хватило места и её пришлось поместить в вестибюлях ГТГ, то разница огромна. Сейчас проекты главного архитектора, да и сам Сергей Кузнецов, говорят на другом языке и прекрасно интегрированы в Арх Москву, стали необходимой частью – многие помнят, что это результат довольно длинной истории, сейчас мы наблюдаем результат.

Одна из самых приятных экспозиций, по словам Барта Голдхорна – лучшая, – это выставка молодых архитектурных бюро NEXT! Куратор Елена Гонсалес отобрала для неё сначала сорок, а потом одиннадцать бюро, которым отведены довольно большие участки на третьем этаже, сразу после ДСК. Молодые архитекторы здесь – уже довольно известные, участвовавшие в конкурсах программы Next прежних выставок, ученики известных московских архитекторов, постоянных участников «Архкаталога». Это, к примеру, ученик Юрия Григоряна Рубен Аракелян с бюро Wall, который, как пообещала Елена Гонсалес, станет куратором некоммерческих программ Арх Москвы в следующем году. Или ученик Алексея Бавыкина Григорий Гурьянов с бюро «Практика»; Степан Липгарт, как всегда, с фасадом в духе ар-деко; постоянно присутствующие на Арх Москве с инсталляциями Citizen Studio; бюро HBE, закопавшее свои проекты, в том числе показанные здесь же в прошлом году, вглубь интригующей сетки. В качестве бюро выступает ялтинский Spotcamp, лагерь, посвященный изучению параметрической и дигитальной архитектуры. Кто-то показал проекты, кто-то ограничился инсталляциями – бюро Wall в течение двух месяцев отливало и «выдалбливало» тонкие гипсовые стены с якобы случайными отпечатками. Все стенды, трудоемкие и не очень, тут стали инсталляциями, которые делают пространство зала разнообразным, осмысленным и приятным. Next ощутимо перекликается с «архивом» Барта Голдхорна на первом этаже, показывает себя наследником учителей.
Проект NEXT!, бюро Wall. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Проект NEXT!, Spotcamp. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Проект NEXT!, на стенде бюро kleinewelt architekten. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Проект NEXT!, Citizen Studio. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Проект NEXT!, Степан Липгарт. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Три главных части выставки также созвучны другим проектам, немного меньшего масштаба. Например Арх Москва не столько рассказывает об общественных пространствах, сколько сама оформляется в общественное пространство, каковым всегда и была, только теперь это заметнее: проекты подстраиваются, радостно подчиняются этому тренду, начиная от «места встречи» бюро «Остоженка», о котором было много сказано, и продолжаясь миланской инсталляцией 2013 года от бюро SPEECH – два языка выстраиваются перед колоннадой ЦДХ не просто так, а образуют ворота, через которые проходят все идущие по тропинке от метро «Октябрьская». Ворота SPEECH-a и meeting-point «Остоженки» завершаются на третьем этаже узким диагональным амфитеатром, привезенным бюро Wowhaus из Берлинской архитектурной галереи.

Амфитеатр не просто так: в нём проходят встречи и презентации, самая интересная – круглый стол, посвященный жизни животных в городе, который состоится завтра в 17:00. На Арх Москве, как на любом фестивале, всегда бывают конференц-залы, и сейчас их несколько, а вот амфитеатры – не всегда.
Архитектура для коммуникации. Выставка бюро Wowhaus. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
«Золотая река», инсталляция SPEECH. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
«Золотая река», инсталляция SPEECH. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В резонанс с «архивом» Барта Голдхорна попадает проект «Архиграфика», облюбовавший уютный тупиковый зальчик на втором этаже – конкурс, проводимый теперь уже регулярно сайтом «Архплатформа» и его главным редактором Екатериной Шалиной. Объявлять и награждать победителей будут на церемонии PIN WIN 4 июня. Перекликаются между собой всегдашний ярмарочный ряд журналов на балконе и новый зал книжных издательств на втором этаже, где попадаются очень полезные книги. А точку ставит кинозал, рекламирующий проект Лондонской Архитектурной Ассоциации archizines.com, в свою очередь призванный поддержать в наше сетевое время бумажные издания, от журналов до книг.
Екатерина Шалина на выставке «Архиграфика». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
«Архиграфика». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
«Архиграфика». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Несколько особняком в этой симфонии перекличек стоит проект школы МАРШ, чьи студенты в рамках модуля «Проблемы урбанизма» исследовали московскую часть реки Яузы и ее окружение – впрочем и он откликается на проект обустройства Москвы-реки бюро «Меганом», победившем в конкурсе (вот он, единственный громкий конкурс, о котором в этом году вообще говорят на Арх Москве) и показанном в главном зале третьего этажа. Исследование Яузы МАРШа называется «Другая река», ловя посетителя на непонятность: какая река? какая первая? – ах ну да, есть в Москве вторая река по размеру… И показан он без деталей, планом, группой схем и красивой тонкаческой инсталляцией, о которую немного спотыкаешься, потому что это покрашенное в серый цвет звено знаменитого типового забора, прорезанное светящейся трассой «второй реки».
Другая река. Выставка школы МАРШ. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Словом, есть за чем сходить на Арх Москву. Читать и напряженно учиться выставка теперь не призывает – есть другие способы, зато приятно тусоваться, вспоминать, размышлять – даже не анализировать, а плыть на ностальгической ноте. Даже архполитика, несмотря на провоцирующее название, не взбадривает, показанные проекты известны хорошо и размещены спокойно. Какие-то разговоры, организованные и нет, рисунки, акварели, этак всё прозрачно, хорошо, как в осеннем лесу в солнечный день бабьего лета и только на периферии сознания маячит, что вот этот парковый павильон, спроектированный молодым бюро для небольшого московского парка, уже построили, а тот – отменили, потому что политику Сергея Капкова по обустройству парков вероятно, теперь сменит другая политика. Но тихо, тихо, всё хорошо. 
Проект «Свет в архитектуре». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

28 Мая 2015

Похожие статьи
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Пресса: Город 100 городов
Архитектор Александр Скокан – о больших конкурсах, спорных проектах, многоликой Москве, ее реках и актуальной сфере интересов АБ «Остоженка».
BRAND VAN EGMOND® - голландский архитектор и дизайнер...
Заказчиками оригинальных светильников от BRAND VAN EGMOND®, представленных на Арх Москве, стали члены королевских династий, музыканты и актеры, а так же известные мировые бренды для своих бутиков и шоу-румов.
Пресса: ХХ Международная выставка архитектуры и дизайна АРХ...
С 27 по 31 мая в столице пройдет ХХ Международная выставка архитектуры и дизайна АРХ Москва. На ней продемонстрируют лучшие образцы отечественной и зарубежной архитектуры, а также обсудят принципы развития архитектурной среды.
Технологии и материалы
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Сейчас на главной
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.