English version

Супрематизм на Красноказарменной

Результаты конкурса на эскиз-идею по развитию территории в ЮВАО г. Москвы, проведенного по заказу центра развития «Мортон».

mainImg
Мастерская:
АБ ASADOV http://www.asadov.ru/

Завершился одноэтапный творческий блиц-конкурс на эскиз-идею по развитию участка площадью 9 гектаров на Красноказарменной улице, вместо домов номер 14 за зданием МЭИ, рядом с восточной границей реконструируемой территории «Серпа и Молота» (к слову: недавно стало известно, что реконструировать бывший завод-гигант будет LDA design)
Проект «Супрематизм» архитектурного бюро 8D architects. Материалы предоставлены организаторами

На участке, который сейчас окружен заборами и сараями и в целом выглядит полупромышленным, хотя, судя по картам Яндекс, и не имеет статуса промзоны; сохранять на территории ничего не планируется. На девяти гектарах разместятся: 200 тысяч м2 жилья на примерно 4570 человек, трехэтажный детский сад, 100 тысяч м2 офисов, некоторое количество кафе и магазинов на первых этажах (на них выделено 11 тысяч м2). Ограничение по высотности – 75 метров, допустимое количество этажей – от 14 до 21. Заказчик конкурса – компания «Мортон» (ООО «Центр развития МОРТОН»), организаторы – СМА и Региональный центр урбанистики. В конкурсе участвовал 31 проект, жюри присудило одно первое и одно второе место, еще восемь работ вошли в шорт-лист. Публикуем все десять проектов-финалистов.

Победитель
«Супрематизм» / 8D architects

Проект «Супрематизм» архитектурного бюро 8D architects. Материалы предоставлены организаторами

В основе проекта – пешеходный бульвар, ось, проложенная по диагонали от «Серпа и молота», будущего большого жилого района компании «Дон-Строй», к метро «шоссе Энтузиастов», с северо-запада на юго-восток. По периметру территории архитекторы расставили восемнадцать жилых башен с одинаковым квадратом в плане и разными фасадами; нижние части домов стеклянные, причем на разную высоту, верхние – покрыты более плотной материей, отдаленно намекая на левитацию каменных объемов на разной высоте над землей. Так как башни, следуя прихотливому контуру участка, повернуты под разными углами, возникает ощущение танца (при этом почему-то вспоминается ж/к «Авангард» Эрика Эгераата). Квартиры разные, от однушек до пентхаусов с террасами. Офисный комплекс и парковка вытянуты вдоль верхней границы участка – Красноказарменного проезда. 
Проект «Супрематизм» архитектурного бюро 8D architects. Материалы предоставлены организаторами
Проект «Супрематизм» архитектурного бюро 8D architects. Материалы предоставлены организаторами
Проект «Супрематизм» архитектурного бюро 8D architects. Материалы предоставлены организаторами
Проект «Супрематизм» архитектурного бюро 8D architects. Материалы предоставлены организаторами
Проект «Супрематизм» архитектурного бюро 8D architects. Материалы предоставлены организаторами
Проект «Супрематизм» архитектурного бюро 8D architects. Материалы предоставлены организаторами
Проект «Супрематизм» архитектурного бюро 8D architects. Материалы предоставлены организаторами
Проект «Супрематизм» архитектурного бюро 8D architects. Материалы предоставлены организаторами
Проект «Супрематизм» архитектурного бюро 8D architects. Материалы предоставлены организаторами
Проект «Супрематизм» архитектурного бюро 8D architects. Материалы предоставлены организаторами
***
 
Вторая премия 
«Анненгофский парк» / Архитектурное бюро А. Асадова

Проект «Анненгофский парк». Архитектурное бюро Асадова. Материалы предоставлены организаторами

Предлагаемое название комплекса – «Анненгофский парк» – отражает историческое прошлое этого места: территория комплекса соседствует с бывшей Анненгофской рощей: в XVIII веке роща заканчивалась где-то здесь и хотя сейчас от ее мало что осталось, все же некоторые фрагменты сохраняются в виде скверов, до самого большого из которых, перед Бронетанковой академией (бывшим Екатерининским дворцом) по прямой около километра. До Лефортовского парка, остатка примыкавшей к Яузе части Анненгофа (а также раньше – парка Головинского дворца, и позже Екатерининского), от жилого комплекса – 2 километра. Авторы рассматривают все эти зеленые пространства как рекреационные для будущих жителей. 

В проекте архитекторов бюро А. Асадова комплекс состоит из четырех групп зданий – одной офисной и трех жилых. Офисы похожи на кристаллы – три здания-многогранника расставлены под разными углами, объединены стилобатом и cвязаны с центральной пространственной осью будущего комплекса территории «Серп и Молот».

Три группы жилых домов разной этажности выстроены кварталами по периметру дворов. Парковки занимают два подземных и один наземный этаж, поэтому дворы подняты относительно прилегающих территорий и доступ транспорта в них ограничен. Озелененные скверы и бульвары внутри жилого комплекса, а также прилегающие к ним детский сад и магазины отделены от проезжей части.
Проект «Анненгофский парк». Архитектурное бюро Асадова. Материалы предоставлены организаторами
Проект «Анненгофский парк». Архитектурное бюро Асадова. Материалы предоставлены организаторами
Проект «Анненгофский парк». Архитектурное бюро Асадова. Материалы предоставлены организаторами
Проект «Анненгофский парк». Архитектурное бюро Асадова. Материалы предоставлены организаторами
Проект «Анненгофский парк». Архитектурное бюро Асадова. Материалы предоставлены организаторами
Проект «Анненгофский парк». Архитектурное бюро Асадова. Материалы предоставлены организаторами
Проект «Анненгофский парк». Архитектурное бюро Асадова. Материалы предоставлены организаторами
***
 
Проекты, вошедшие в шорт-лист
По условиям конкурса восемь проектов, попавших в шорт-лист, в будущем могут быть привлечены к творческим конкурсам и проектам ГК«Мортон» и Регионального центра урбанистики.
 
Владимир Кузьмин, Екатерина Шорникова, Алиса Мамаева
Эскиз-идея застройки участка в ЮВАО. Владимир Кузьмин, Екатерина Шорникова, Алиса Мамаева. Материалы предоставлены организаторами

Жилые дома вписаны в четыре замкнутых квартала с жесткой ортогональной планировкой, разграничены зелеными бульварами. Офисы расположены ближе к шоссе Энтузиастов, спланированы так же ортогонально, повернуты к жилым домам под углом 45 градусов. Предполагается, что они будут защищать дома от шума шоссе; при этом офисы дополнительно отделены от жилья зеленью. Все постройки визуально объединены высотными башнями-маяками, расставленными на их углах.
Эскиз-идея застройки участка в ЮВАО. Владимир Кузьмин, Екатерина Шорникова, Алиса Мамаева. Материалы предоставлены организаторами
Эскиз-идея застройки участка в ЮВАО. Владимир Кузьмин, Екатерина Шорникова, Алиса Мамаева. Материалы предоставлены организаторами
***
 
«Архимед ПЛЮС»
Эскиз-идея застройки участка в ЮВАО. Архитектурная мастерская «Архимед ПЛЮС». Материалы предоставлены организаторами

Проект предлагает три обособленные зоны. Со стороны Красноказарменного проезда и проезда Завода «Серп и Молот» расположены протяженные секционные жилые дома, которые скрывают находящиеся в глубине квартала квадратные в плане дома-башни, расставленные с кажущейся случайностью. К шоссе Энтузиастов и Авиамоторному проезду примыкает внушительных размеров здание, своим планом и характером фасадов схожее с соседствующим МЭИ. Третья зона – это 7-12-20-этажный деловой центр довольно сдержанных форм и со строгими, сплошь остекленными, фасадами.
Эскиз-идея застройки участка в ЮВАО. Архитектурная мастерская «Архимед ПЛЮС». Материалы предоставлены организаторами
Эскиз-идея застройки участка в ЮВАО. Архитектурная мастерская «Архимед ПЛЮС». Материалы предоставлены организаторами
***
 
Роберт Подъяпольский, Александр Шабанов
Эскиз-идея застройки участка в ЮВАО. Роберт Подъяпольский, Александр Шабанов. Материалы предоставлены организаторами

В этом проекте район похож скорее на небольшой природный парк, очертания которого диктует расположение выстроенных вокруг него домов. Дома – несколько квадратных башен, зигзаг, книжки и пластины, – защищают собой расположенный внутри сквер. Авторы предложили смешать жилье и офисы, чтобы стимулировать движение по центральной зеленой части и «интегрировать природу в повседневную жизнь горожан».
Эскиз-идея застройки участка в ЮВАО. Роберт Подъяпольский, Александр Шабанов. Материалы предоставлены организаторами
Эскиз-идея застройки участка в ЮВАО. Роберт Подъяпольский, Александр Шабанов. Материалы предоставлены организаторами
***

Вадим Лукин, Олег Рыжаев
Эскиз-идея застройки участка в ЮВАО. Вадим Лукин, Олег Рыжаев. Материалы предоставлены организаторами

Авторы предлагают четкое разделение функциональных зон при сохранении единой стилевой концепции. Здания напоминают приподнятые над землей постройки Ле Корбюзье – со столбами-опорами и плоскими крышами-террасами.
Эскиз-идея застройки участка в ЮВАО. Вадим Лукин, Олег Рыжаев. Материалы предоставлены организаторами
Эскиз-идея застройки участка в ЮВАО. Вадим Лукин, Олег Рыжаев. Материалы предоставлены организаторами
***
 
Константин Коновальцев, Олег Коновальцев, Ольга Тищенко
Эскиз-идея застройки участка в ЮВАО. Константин Коновальцев, Олег Коновальцев, Ольга Тищенко. Материалы предоставлены организаторами

Главные «действующие лица» этого проекта – углы. На первый план здесь выходит зрительное восприятие различных расположений и сочетаний острых и тупых углов – и в плане, и в фасадах, и в геометризированных очертаниях зеленых зон. Этому способствует и цветовое решение фасадов, как будто составленных из гигантских искаженных фигур тетриса.

Офисные здания здесь отделены от жилых домов и спроектированы таким образом, чтобы защитить жителей от шума со стороны шоссе Энтузиастов. А жилые, напротив, поставлены в глубине участка, избегая неинсолированных дворов и северных фасадов.
Эскиз-идея застройки участка в ЮВАО. Константин Коновальцев, Олег Коновальцев, Ольга Тищенко. Материалы предоставлены организаторами
Эскиз-идея застройки участка в ЮВАО. Константин Коновальцев, Олег Коновальцев, Ольга Тищенко. Материалы предоставлены организаторами
***
 
Елена Попова, Вера Бедретдинова, Ольга Мранова
Эскиз-идея застройки участка в ЮВАО. Елена Попова, Вера Бедретдинова, Ольга Мранова. Материалы предоставлены организаторами

Концепция предполагает довольно плотно расставленные дома разной этажности с несколькими высотными башнями-доминантами.
Эскиз-идея застройки участка в ЮВАО. Елена Попова, Вера Бедретдинова, Ольга Мранова. Материалы предоставлены организаторами
Эскиз-идея застройки участка в ЮВАО. Елена Попова, Вера Бедретдинова, Ольга Мранова. Материалы предоставлены организаторами
***
 
Евгений Дидоренко, Александр Штанюк
Эскиз-идея застройки участка в ЮВАО. Евгений Дидоренко, Александр Штанюк. Материалы предоставлены организаторами

Жилая и офисная территория обособлены друг от друга. Жилая размещена со стороны Красноказарменного проезда и состоит из трех башен и двух кварталов с дворами внутри. Два офисных здания придвинуты к шоссе Энтузиастов: одно квадратное, другое – прямоугольное, в обоих устроены скромных размеров дворы-колодцы.
Эскиз-идея застройки участка в ЮВАО. Евгений Дидоренко, Александр Штанюк. Материалы предоставлены организаторами
Эскиз-идея застройки участка в ЮВАО. Евгений Дидоренко, Александр Штанюк. Материалы предоставлены организаторами
***

Архитектурное бюро «Четвертое измерение»
Эскиз-идея застройки участка в ЮВАО. Архитектурное бюро «Четвертое измерение». Материалы предоставлены организаторами

За модуль планировочной сетки в этом проекте взят ромб – фигура, которая может дать безграничные возможности при создании орнаментов и узоров. Комплекс состоит из множества высотных зданий с ромбом в плане и скругленными углами. Рисунок фасадов развивает тему простых геометрически фигур – здесь использованы квадраты и круги.
Эскиз-идея застройки участка в ЮВАО. Архитектурное бюро «Четвертое измерение». Материалы предоставлены организаторами
Эскиз-идея застройки участка в ЮВАО. Архитектурное бюро «Четвертое измерение». Материалы предоставлены организаторами
***

Жюри конкурса:
  • Николай Шумаков, председатель жюри, заслуженный архитектор России, академик РАХ, академик МААМ, президент Союза московских архитекторов;
  • Олег Колченко, вице-президент ГК «МОРТОН»;
  • Дмитрий Зотов, генеральный директор ООО «Центр развития МОРТОН»;
  • Александр Богданов, генеральный директор ООО «Региональный центр Урбанистики»;
  • Юлия Королева, генеральный директор ЗАО «Стратегия Управления»;
  • Андрей Ярушин, начальник департамента ООО «Центр развития  МОРТОН»;
  • Владимир Юдинцев, лауреат Государственной премии РФ, профессор МАРХИ, руководитель архитектурной мастерской «АРТЭ+»;
  • Михаил Хазанов, профессор МАРХИ, вице-президент МААМ, действительный член IAA;
  • Сергей Гнедовский, вице-президент Союза архитекторов России, заслуженный архитектор России, член-корреспондент РААСН;
  • Михаил Шубенков, проректор МАРХИ по развитию профессионального образования.
Мастерская:
АБ ASADOV http://www.asadov.ru/

18 Сентября 2014

Похожие статьи
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Дух степи, очаг и оберег
Подведены итоги конкурса на переосмысление кочевой архитектуры Архтамга. Конкурс проводил Евразийский музей кочевых цивилизаций и уфимское проектное бюро «Архтамга» – участник проекта NEXT на АРХ Москве в этом году. Призовой фонд в 350 тысяч рублей обещают разделить между тремя победителями, определенными профессиональным жюри, и победителем голосования за приз зрительских симпатий. Рассказываем о победителях, выбранных профессиональным жюри.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Волжская регата
Компания GloraX планирует построить на берегу Волги в Нижнем Новгороде жилой комплекс, который займет площадь в 14 гектар. В закрытом конкурсе победил проект бюро ГОРА – он предлагает типологии жилья от таунхаусов до террасированных пластин, баланс функций, различные способы взаимодействия с водой, а также отдельный остров в пользование жителям города.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Технологии и материалы
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
Сейчас на главной
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.
Современная изба
Современная изба – это оксюморон, потому что сама суть избы заключена в ее архаичности, простоте и резистентности к изменениям. Она была утилитарным жилищем, построенным по веками выверенным канонам, где каждая деталь имела функцию и символику. Попытка придать ей современность часто приводит к стилизации под народный стиль с декоративными излишествами. Создание современной избы в рамках архитектурных приличий – редкость. Но иногда, как в случае с проектом AI-architects, это удается.
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Следующий уровень
Руководители Центрального университета поставили во главу угла новаторство как в методике обучения по системе STEM, так и в уникальности интерьеров, разработанных командой ABD Architects.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Огонь в скале
В конкурс на проект здания Национального музея архитектуры и дизайна в Хельсинки было подано 624 заявки. Принять участие удалось и российскому бюро Rhizome: команда предложила «оболочку» в виде скального массива, общественное пространство на кровле и конструктивную схему, которая сочетает железобетон и клееную древесину.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Деревянный пролет
Компания «Норвекс НЛК» и проектная группа «Поле дизайн» построили пешеходный мост через судоходный канал в коттеджном поселке Ленинградской области. Мост выполнен из гнутой древесины и не имеет опор в воде, благодаря чему органично вписывается в ландшафт береговой линии.
АрхиWOOD-16: со вкусом к жизни
В этом году премия получила рекордное количество заявок: одних только загородных домов в длинном списке было 44. Однако вновь обошлось без яркого гран-при, было учреждено лишь два специальных приза в небольших номинациях. Отмеченные наградами проекты – все до одного, от усадьбы до вышки сотовой связи – говорят о желании отдыха, эскапизма и радости: уехать от большого города, смотреть на воду и деревья, сделать что-то руками и никуда не торопиться.
True-ля-ля в квадрате
Сетевые рестораны обычно – не самая креативная типология. Но ESENINS design studio опровергает эту точку зрения интерьером уже четвертого кафе сети True Cost, в котором архитекторы вновь находят оригинальное прочтение ее дизайн-кода.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.