12.01.2007

Альтернативный путь

В Словении начался юбилейный год архитектора Йоже Плечника.

информация:

Кладбище Жале в Любляне (1937–1940)
Кладбище Жале в Любляне (1937–1940)
Плечник – виднейший балканский архитектор 20 века, его постройки 1920-1930-х годов во многом определили облик словенской столицы Любляны. Но в нем видят не только выразителя национального характера в архитектуре: его творчество рассматривают как альтернативу «классическому» модернизму Ле Корбюзье и Мис ван дер Роэ.
Кладбище Жале в Любляне (1937–1940)
Кладбище Жале в Любляне (1937–1940)


Йоже Плечник (1872 – 1957) учился в 1890-е гг. в Вене у Отто Вагнера, работал в его мастерской. Реализовав в начале 20 века несколько собственных проектов в австрийской столице, Плечник переехал в Прагу, где начал в 1920 преподавать в Школе прикладного искусства. Одновременно он занялся масштабным проектом реконструкции Пражского Града и превращения его в резиденцию президента независимой Чехословакии. Также ему удалось построить в Праге Церковь Святого Сердца в районе Виногради.
Церковь Святого Сердца в Праге (1928-1930)
Церковь Святого Сердца в Праге (1928-1930)


С середины 1920-х годов фокус его деятельности перемещается в родную Словению. Он становится профессором технического факультета Люблянского Университета, и эту должность Йоже Плечник занимает до своей смерти в 1957 году.
Тройной мост, Любляна (1929-1932)
Тройной мост, Любляна (1929-1932)


До Второй Мировой войны, начавшейся в Словении в 1941 году, архитектор построил в Любляне многочисленные сооружения: общественные здания, церкви, мосты, оформил центральные площади и парки города. После войны Плечник занимался, в основном, реконструкцией исторических памятников в различных городах страны, а также строил церкви. Одним из последних его сооружений стал парковый павильон в ансамбле резиденции Иосипа Броз Тито на архипелаге Бриони.
Тройной мост, Любляна (1929-1932)
Тройной мост, Любляна (1929-1932)


На стиль построек Йоже Плечника оказали несомненное влияние Венский Сецессион и архитектурный экспрессионизм, а также словенская и словацкая народная архитектура. В то же время, огромное значение для него имела классическая традиция. Образы античного Рима, построек итальянского Ренессанса и барокко находили выражение в проектах Плечника всех периодов творчества. Его идея сделать Любляну «новыми Афинами» выразилась именно в формах римской архитектуры разных эпох. Императорские форумы превратились в городской рынок и кладбище Жале, дворцы эпохи Возрождения - в Национальную и Университетскую библиотеку, градостроительные оси Любляны, проложенные Плечником, напоминали о барочном Риме.
Национальная и Университетская библиотека в Любляне (1936–1941)
Национальная и Университетская библиотека в Любляне (1936–1941)


Йоже Плечник отвергал лаконичные формы и минимализм построек модернизма, активно используя исторические мотивы и обильный декор, измененные в соответствии с общим решением постройки. Уже после Второй Мировой войны его работы находили мало понимания у современников, заказанный ему масштабный проект здания Парламента Словении (1947) не был реализован. Интерес к творчеству Йоже Плечника возродился только в период постмодернизма, когда стало всеобщим увлечение более полной и разнообразной, не ограничивающейся «Современным движением» картине развития архитектуры 20 века.
Церковь Св. Михаила. Колокольня. Любляна (1937-1939)
Церковь Св. Михаила. Колокольня. Любляна (1937-1939)


В год пятидесятилетия со дня смерти архитектора Архитектурный музей Любляны проводит различные памятные мероприятия, посвященные жизни и творчеству Йоже Плечника. Это и открытие переработанной постоянной экспозиции его проектов, и проведение в Краковском Международном культурном центре монографической выставки его работ, и разнообразные культурно-просветительские мероприятия в Любляне, призванные привлечь внимание к этому замечательному зодчему.
Церковь Св. Михаила. Колокольня. Любляна (1937-1939)
Церковь Св. Михаила. Колокольня. Любляна (1937-1939)
Городской рынок в Любляне (1940–1944)
Городской рынок в Любляне (1940–1944)
Парламент Словении. Проект (1947)
Парламент Словении. Проект (1947)

comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

статьи на эту тему:

Проект из каталога (случайный выбор):

Музей августинцев
Кристоф Мэклер, 2006 – 2010
Музей августинцев

Другие новости (зарубежные):

Проект из каталога (случайный выбор):

Технологии:

12.03.2019

Игра контрастов титан-цинка

История о превращении домика-стилизации в небольшой, но свежий пример современной архитектуры, в разговоре Леонида Голованова, директора российского представительства компании RHEINZINK, с ее авторами – архитекторами Алексеем Афоничкиным и Сергеем Марковым, партнерами Архитектурного бюро А4.
RHEINZINK
04.03.2019

Российский завод уникального кирпича ручной формовки «Донские Зори» приглашает в Крокус Экспо на MosBuild!

Посетителей ждут новые архитектурные каталоги, технические консультации и специальные скидки!
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
26.02.2019

«Братья» с разным характером клинкерного фасада

Различия между корпусами жилого комплекса «Братья Гершвин» в Амстердаме подчеркнуты насыщенными тонами клинкера Hagemeister.
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
25.02.2019

Гладкая фактура и линейная разгранка: новые панели KMEW на российском рынке

Рассматриваем, каким образом американские и канадские архитекторы используют три самые популярные фактуры японских панелей из фиброцемента.
КМ-Технология - официальный дистрибьютор KMEW в России
13.02.2019

Ворота от «ZABOR–MODERN.RU» – технологично, стильно и надежно

От эконом-версии до складывающейся механики «гармошка». Ворота – Ваша визитная карточка, на которой нельзя экономить.
Zabor Modern
11.02.2019

Клинкер “Brick to Click” для мегафасадов

О надежности, легкости крепления и других достоинствах вентилируемой навесной конструкции из клинкерной плитки – на примере масштабного и очень высокого жилого комплекса «Сердце столицы».
Ströher
другие статьи