В Словении начался юбилейный год архитектора Йоже Плечника.
Кладбище Жале в Любляне (1937–1940)
Плечник – виднейший балканский архитектор 20 века, его постройки 1920-1930-х годов во многом определили облик словенской столицы Любляны. Но в нем видят не только выразителя национального характера в архитектуре: его творчество рассматривают как альтернативу «классическому» модернизму Ле Корбюзье и Мис ван дер Роэ.Кладбище Жале в Любляне (1937–1940)
Йоже Плечник (1872 – 1957) учился в 1890-е гг. в Вене у Отто Вагнера, работал в его мастерской. Реализовав в начале 20 века несколько собственных проектов в австрийской столице, Плечник переехал в Прагу, где начал в 1920 преподавать в Школе прикладного искусства. Одновременно он занялся масштабным проектом реконструкции Пражского Града и превращения его в резиденцию президента независимой Чехословакии. Также ему удалось построить в Праге Церковь Святого Сердца в районе Виногради.Церковь Святого Сердца в Праге (1928-1930)
С середины 1920-х годов фокус его деятельности перемещается в родную Словению. Он становится профессором технического факультета Люблянского Университета, и эту должность Йоже Плечник занимает до своей смерти в 1957 году. Тройной мост, Любляна (1929-1932)
До Второй Мировой войны, начавшейся в Словении в 1941 году, архитектор построил в Любляне многочисленные сооружения: общественные здания, церкви, мосты, оформил центральные площади и парки города. После войны Плечник занимался, в основном, реконструкцией исторических памятников в различных городах страны, а также строил церкви. Одним из последних его сооружений стал парковый павильон в ансамбле резиденции Иосипа Броз Тито на архипелаге Бриони. Тройной мост, Любляна (1929-1932)
На стиль построек Йоже Плечника оказали несомненное влияние Венский Сецессион и архитектурный экспрессионизм, а также словенская и словацкая народная архитектура. В то же время, огромное значение для него имела классическая традиция. Образы античного Рима, построек итальянского Ренессанса и барокко находили выражение в проектах Плечника всех периодов творчества. Его идея сделать Любляну «новыми Афинами» выразилась именно в формах римской архитектуры разных эпох. Императорские форумы превратились в городской рынок и кладбище Жале, дворцы эпохи Возрождения - в Национальную и Университетскую библиотеку, градостроительные оси Любляны, проложенные Плечником, напоминали о барочном Риме. Национальная и Университетская библиотека в Любляне (1936–1941)
Йоже Плечник отвергал лаконичные формы и минимализм построек модернизма, активно используя исторические мотивы и обильный декор, измененные в соответствии с общим решением постройки. Уже после Второй Мировой войны его работы находили мало понимания у современников, заказанный ему масштабный проект здания Парламента Словении (1947) не был реализован. Интерес к творчеству Йоже Плечника возродился только в период постмодернизма, когда стало всеобщим увлечение более полной и разнообразной, не ограничивающейся «Современным движением» картине развития архитектуры 20 века.Церковь Св. Михаила. Колокольня. Любляна (1937-1939)
В год пятидесятилетия со дня смерти архитектора Архитектурный музей Любляны проводит различные памятные мероприятия, посвященные жизни и творчеству Йоже Плечника. Это и открытие переработанной постоянной экспозиции его проектов, и проведение в Краковском Международном культурном центре монографической выставки его работ, и разнообразные культурно-просветительские мероприятия в Любляне, призванные привлечь внимание к этому замечательному зодчему.Церковь Св. Михаила. Колокольня. Любляна (1937-1939)
Городской рынок в Любляне (1940–1944)
Парламент Словении. Проект (1947)
|