Между прошлым и будущим

27 февраля в рамках выставки «Домэкспо» в Гостином Дворе состоялась церемония награждения победителей конкурса «Дом XXI века». Их имена были объявлены еще в конце прошлого года, но увидеть и оценить эти проекты, равно как и все работы, представленные на конкурс, стало возможным только сейчас.

mainImg

Результаты конкурса «Дом XXI века», а также сам процесс его подготовки и проведения, интересны по нескольким причинам. Прежде всего, темой для него стало малоэтажное экономичное жилье с использованием энергосберегающих технологий. Эта типология уже давно стала предметом исследований и экспериментальных разработок во всем мире, а в России интерес к ней проснулся совсем недавно. Далее, в стране уже 4 года считается приоритетным нацпроект «Доступное и комфортное жилье» – совершенно очевидно, что для такого проекта должно быть немаловажно, что именно и как строить. Так что сама по себе идея архитектурного конкурса в данном случае – более чем логична.

«Дом XXI века» не первый конкурс такого рода. В 2007 году медиа-холдинг «Эксперт» проводил конкурс «Российский дом будущего» в рамках одноименного крупномасштабного проекта. Позднее многие из его активных организаторов (Александр Браверманн, Вячеслав Глазычев и др.) объединились в Федеральном фонде содействия развитию жилищного строительства (Фонд РЖС), который стал главным инициатором конкурса «Дом XXI века». Конкурс 2009 года выглядит более основательным, чем его предшественник: к участию были приглашены только мастерские (т.е. юрлица), что по определению отсекло молодежные эксперименты; призовой фонд стал выше, а первая премия выросла с 175 до 500 тысяч рублей.

Помимо РЖС, соорганизаторами конкурса «Дом XXI века» стали «Национальное агентство малоэтажного и коттеджного строительства» (НАМИКС) и Союз архитекторов России (САР).  Чиновники госорганов и эксперты Союза архитекторов совместно разработали подробное техзадание на 30 страницах. В качестве примера для разработки градостроительной концепции конкурсантам был предложен реальный участок площадью 19 гектаров в подмосковной Истре. В управлении РЖС находится множество участков федеральной земли, один из них и был принят за «образец» для конкурса.

Как заявлено на сайте РЖС, полученные в результате конкурса проекты организаторы намерены сделать «проектами повторного применения», то есть в будущем запустить их в производство как типовые. Так что цель конкурса – собрать представительный пул из проектов по всевозможным разновидностям малоэтажной застройки и «настоятельно» (как умеет государство) рекомендовать их к употреблению. Таким образом, актуальная тематика, хороший призовой фонд, и перспектива реализации лучшего проекта, а может быть, даже и тиражирования – все это привлекло к конкурсу внимание архитекторов. Однако при ближайшем рассмотрении все получается не так уж радужно и гладко.

Прежде всего, на собственно работу над конкурсным проектом участникам отвели очень мало времени – 6 недель, в течение которых требовалось создать «…инновационный  архитектурный проект малоэтажного жилого дома для использования при комплексном освоении территории в целях создания доступной для граждан, имеющих различный уровень доходов, качественной, энергоэффективной и экологичной жилой среды». Можно предположить, что основную часть времени «съели» внутренние дебаты между организаторами, а продлить dead-line было невозможно, потому что заканчивался год, и государственные деньги требовалось потратить до Нового года. Торопливость ощущается и в том факте что жюри рассмотрело все проекты за один день 28 декабря, в самый канун праздников, и в том, что после объявления о решении экспертов общественности не продемонстрировали не только все конкурсные проекты, но даже и внешность проекта-победителя поначалу оставался загадкой.

Несмотря на малые сроки, требования к технико-экономическим показателям объектов были сформулированы достаточно жестко. Так, себестоимость строительства одного квадратного метра не должна была превышать 25 000 рублей; в каждом проекте должны были быть использованы энерго- и ресурсосберегающие технологии, материалы и конструкции. Первое требовалось подтвердить расчетами, второе – сертификатами. Максимальная площадь индивидуальных домов и таунхаусов должна была составлять от 150 и 120 кв. м соответственно, площадь квартир — от 28 до 100 кв. м в зависимости от количества комнат, но не меньше 20 метров на человека.

Кроме того, также можно предположить что у организаторов конкурса были различные задачи. Для САР он оказался долгожданным поводом вступить с властными структурами в равноправный диалог, в частности, на тему действующего законодательства. Речь прежде всего о законе, который сейчас регулирует проведение всех, в том числе и архитектурных, конкурсов (ФЗ №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»). Он ставит во главу угла экономические параметры проекта и фактически игнорирует его художественные достоинства, таким образом уничтожая сам институт творческих конкурсов в нашей стране. Участие Союза архитекторов в организации конкурса «Дом XXI века» было, в числе прочего, попыткой провести настоящий творческий конкурс, действуя в рамках ФЗ №94; а также – привлечь внимание к проблеме в целом. С другой стороны, для Фонда РЖС было важно получить в итоге максимально реалистичный, готовый к реализации и тиражированию (разумеется, после некоторой доработки) проект и все авторские права на него. Судя по документам, ему это удалось: Фонд РЖС получит все (!) права на премированный проект за 10 тысяч рублей. Эту сумму не следует путать с собственно премией победителю, это – плата за «отчуждение права использования проекта», и совершенно очевидно, что ее в данном конкурсе сделали чисто символической (в полтора раза меньше себестоимости одного метра проектируемого жилья).

И наконец, половину поданных проектов организаторы отсеяли, не стали рассматривать по чисто канцелярским соображениям. Во первых, по условиям конкурса каждый коллектив должен был представить только один проект. Это дало повод отсеять 5 проектов. Во-вторых, опираясь на «букву» все того же 94 закона, с конкурса сняли 36 работ, авторы которых имели неосторожность вместо подлинника некоего документа представить его копию. Казалось бы, детали – но 94-й закон считает это принципиальным. В результате из 80 поданных проектов на стадии приема отсеяли половину – 41 проект из 80-ти, и 36 мастерских из 75-ти. Здесь надо упомянуть одну тонкость. Два члена жюри – советник гендиректора Фонда РЖС Елена Баженова и президент САР Андрей Боков, сочли необходимым заявить о своем несогласии с отсеиванием половины кандидатов в приложении №2 к протоколу об этом решении, и о том, что эффективность подобных мероприятий требуется повышать, для САР считает своим долгом подготовить меморандум... Затем имя Андрея Бокова исчезло из состава жюри, хотя открыто о выходе президента САР из жюри объявлено не было: можно только догадываться, вышел ли Андрей Боков из жюри по принципиальным соображениям или просто не смог присутствовать на заседании 28 декабря.

Итак, из 39 работ, оставшихся после соблюдения всех формальностей, члены жюри выбрали победителей в отдельных категориях и один проект, которому единогласно было присуждено Гран-При. Им стала работа «Архитектурной мастерской А. Некрасова» – проект «Традиционный дом с трансформацией зима-лето». Основной изюминкой этого архитектурного решения стало использование специальных теплосохраняющих ставней, которыми в зимний период частично закрываются большие окна. На основе своей идеи авторы разработали полную линейку малоэтажных жилых домов, от отдельно стоящего коттеджа до блокированных таунхаусов и многоквартирных корпусов. Проект мастерской Некрасова получил не только первую премию (500 тысяч рублей), но и еще несколько наград: он  был признан «лучшим проектом индивидуального жилого дома (премия 250 тысяч рублей), стал победителем в номинациях «За лучшее архитектурное решение» (премия 150 тысяч рублей) и «За лучшее решение жилой среды» (премия 150 тысяч рублей). Во время церемонии награждения членам жюри даже пришлось прокомментировать столь частые выходы на сцену Андрея Некрасова заверениями в непредвзятости своего выбора.

Кроме того, первые премии (по 250 тыс. р. каждая) получили ЗАО «МГПМ» из города Мытищи за лучший проект «дома блокированной застройки», «Архпроект-2» за проект многоквартироного дома. Премии поменьше (по 150 тыс.) достались: «Остоженке» за технологическое решение, петербуржской строительной компании «Гром» – за экологическое решение; а мастерская «Старая Казань» получила две малых премии – одну за энергоэффективность, другую за проект жилища для молодой семьи.

Однако, отсеяв половину проектов по бюрократическим мотивам, организаторы все же решили соблюсти видимость справедливости и отметили несколько работ из числа пресловутых 36 проектов. Это решение приняли по инициативе Союза архитекторов, чтобы немного сгладить неприятное впечатление от процедуры отбора. Итак, среди не прошедших по документам жюри отметило проект мастерской Асадова «за новаторство и оригинальный подход к созданию жилой среды»; «Мезонпроект» за технологичный градостроительный подход; бюро «АДЭК» за создание «благоприятной и комфортной жилой среды с применением типовых решений», и АБ «Элис» за инновационные экологические решения.

Что же касается работ, не отмеченных жюри, то следует признать: представленная на выставке полная подборка конкурсных проектов производит не самое благоприятное впечатление. Подавляющее большинство из них – отнюдь не свежие разработки. Чувствуется, что многие команды, имевшие в своем портфолио проекты малоэтажных домов средней и низкой ценовой категории, выставили их на конкурс, надеясь хотя бы таким образом оправдать потраченные в свое время усилия. Эти проекты легко узнаются в каталоге конкурса «Дом XXI века» по характерному для «рабочки», перенасыщенному размерами и примечаниями исполнению основных чертежей. Так же легко в общем ряду вычленяется серия сходных, хотя и не столь детально проработанных решений, которые в свое время, вероятно, были отвергнуты заказчиком еще на стадии «проект». Они отличаются характерной для прошлого века графикой и простоватыми 3D визуализациями. Количество проектов, в которых бы чувствовалась актуальная и адресная разработка сформулированной в конкурсном задании темы, совсем невелико. Впрочем, удивляться этому, в связи с нехваткой времени на разработку конкурсных предложений, не приходится. Шести недель явно недостаточно для разработки оригинальной архитектурно-градостроительной концепции, поиска подходящих энергосберегающих решений, расчета сметной стоимости дома и сбора сопроводительной юридической и технической документации. Так что многие участники предпочли использовать «вторсырье», лишь слегка «загримировав» его в энергоэффективном ключе.

Получается, большинство российских архитекторов не слишком-то стремится в культурные миссионеры и проблемой качества массового жилья если и озабочены, то по большей части лишь на словах. Возможно, одна из причин такого равнодушия – полный отказ от авторских прав, внесенный в условия конкурса. Мы не знаем, на каких условиях в начале XIX века одни из лучших российских архитекторов того времени А. Д. Захаров, В. П.  Стасов, К. И. Росси и др. принимали участие в составлении «образцовых» проектов, но их роль в этом начинании оказалась ключевой. Остается надеяться, что в следующий «Дом XXI века» принесет больше качественных и перспективных работ, достойных того, что бы стать новыми «образцовыми проектами».

Торжественная церемония награждения победителей конкурса “Дом XXI века”. Вестибюль Торгово-промышленной палаты. 27 февраля 2010 года
zooming
Конкурсная площадка. Участок в 19,34 га рядом с подмосковным городом Истра
Вступительное слово ведущей церемонии - Президента НП НАМИКС Елены Николаевой
Приветственное слово Министра регионального развития РФ Виктора Басаргина
Гран-при конкурса из рук Министра регионального развития РФ Виктора Басаргина получил Андрей Некрасов (Мастерская А. Некрасова) за проект «Традиционный дом с трансформацией зима-лето»
Проект-победитель конкурса “Дом XXI века” – «Традиционный дом с трансформацией зима-лето». Мастерская А. Некрасова. Архитекторы: А. Б. Некрасов, А.А. Некрасов, А.А. Цибайкин, А. Ю. Яньшин
Проект-победитель конкурса “Дом XXI века”. Мастерская А. Некрасова.
Проект-победитель конкурса “Дом XXI века”. Мастерская А. Некрасова.
Проект-победитель конкурса “Дом XXI века”. Мастерская А. Некрасова.
Премию за «Лучший проект жилого дома блокированной застройки» из рук Виктора Басаргина получает Ирина Бакеева (Мытищинская Городская Проектная мастерская)
zooming
Проект «Жилой геном. Поколение 3». Мытищинская Городская Проектная мастерская. Архитекторы: Е.Ю. Чурилова, И.О. Бакеева, Е.С. Хаджаметова, К.В. Бакеева
Проект «Жилой геном. Поколение 3». Мытищинская Городская Проектная мастерская
zooming
Проект «Жилой геном. Поколение 3». Мытищинская Городская Проектная мастерская.
Диплом готовится вручать Генеральный директор Фонда РЖС Александр Браверман
Премию за «Лучший проект многоквартирного жилого дома» из рук Александра Бравермана получает Елена Костина (АРХ Проект-2)
Генеральный план застройки. 3-D визуализация. АРХ Проект-2.
zooming
Схема компоновки многоквартирного жилого жилого дома коридорного типа. АРх Проект-2
zooming
Вид с выысоты птичьего полета на застройку. 3-D визуализация. АРХ Проект-2.
Президент Союза архитекторов России Андрей Боков вручает Поощрительную премию за «Лучшее технологическое решение» Андрею Гнездилову (Архитектурное бюро «Остоженка»). Проект «Модульный архитектурный конструктор»
zooming
Концепция компоновки элементов «Модульного архитектурного конструктора». Архитектурное бюро «Остоженка»
zooming
Внешний вид индивидуального жилого дома на основе «Модульного архитектурного конструктора». Архитектурное бюро «Остоженка»
zooming
Схема сборки «Модульного архитектурного конструктора». Архитектурное бюро «Остоженка»
Андрей Боков поздравляет авторский коллектив «Модульного архитектурного конструктора». Слева направо: Михаил Скороход, Павел Журавлев, Виталий Стадников, Андрей Гнездилов
Поощрительную премию за «Лучшее энергоэффективное решение» из рук Александра Бравермана получают Павел Тиняев и Елена Корнилова (АПМ «Старая Казань»)
zooming
Проект малоэтажного энергоэффективного жилища экономического класса на основе отходов сельхозпроизводства (соломы). АПМ «Старая Казань». Архитекторы: П.И. Тиняев, Ю.И. Найдышев, Е.Е. Корнилова, М.В. Геннадиева
Проект малоэтажного энергоэффективного жилища из соломы. АПМ «Старая Казань».
zooming
Проект малоэтажного энергоэффективного жилища из соломы. АПМ «Старая Казань».
Поощрительную премию за «Лучшее экологическое решение» из рук Вице-президента Союза архитекторов России Сергея Киселева получает Дмитрий Гордеев (Инвестиционно-строительная компания «Гром»)
Жилой дом каркасно-щитовой конструкции. Инвестиционно-строительная компания «Гром». Архитекторы: Д.В. Гордеев, М.Б. Лизунов, М.Ю. Максимов, О.А. Ветошева, И.И. Головкин, А. Рябцева, О.Н. Колесова
Жилой дом каркасно-щитовой конструкции. Инвестиционно-строительная компания «Гром».
zooming
Жилой дом каркасно-щитовой конструкции. Инвестиционно-строительная компания «Гром».
zooming
Поощрительную премию за «Лучшее решение жилой среды» из рук Главного редактора журнала «Эксперт» и идеолога проекта «Российский дом будущего» Валерия Фадеева получает Андрей Некрасов (Мастерская А. Некрасова)
Поощрительную премию за «Лучший проект жилища молодой семьи» из рук Заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Гос. Думы РФ и координатора программы «Свой дом» партии «Единая Россия» Александра Когана получает Павел Тиняев (АПМ «Старая Казань»)
zooming
Андрей Боков вручает специальный диплом за «Новаторство и оригинальный подход к созданию жилой среды» представителям «Мастерской А. Асадова» Татьяне Черновой и Александру Порошкину
Свои дипломы готовятся получить дипломанты внеконкурсной программы архитекторы Ольга Терчикова (Мезонпроект) за «Технологичный градостроительный подход, обеспечивающий разнообразие и многовариантность застройки», Дмитрий Наринский (Бюро «АДЭК») за «Создание благоприятной и комфортной жилой среды с применением типовых решений» и Николай Лютомский (Бюро «ЭЛИС») за «Инновационность экологических решений»
Характерный пример плотной, досконально проработанной конкурсной подачи проектов. Бюро «АКМПроект». Архитекторы: Моргунов А., Моргунова И. Проект – участник основного конкурса.
Один из примеров нестандартного подхода к трактовке типологии «Доступного и комфортного жилья». «Студия инновационной архитектуры». Архитекторы: Рыжкова А., Климова Е., Пермяков В. Проект – участник основного конкурса.

04 Марта 2010

Похожие статьи
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Лоскутное одеяло
Не секрет, что экономический кризис кардинально изменил приоритеты девелоперов и архитекторов. И если раньше предпочтение отдавалось масштабным проектам комплексной застройки, то сегодня на первый план выходят камерные экономичные объекты, способные создать комфортную среду обитания. Свой город под названием «Лоскутки» архитектурная мастерская Андрея Асадова предлагает построить именно из таких объемов, причем каждый из домиков можно видоизменять с учетом интересов будущих жителей.
Между прошлым и будущим
27 февраля в рамках выставки «Домэкспо» в Гостином Дворе состоялась церемония награждения победителей конкурса «Дом XXI века». Их имена были объявлены еще в конце прошлого года, но увидеть и оценить эти проекты, равно как и все работы, представленные на конкурс, стало возможным только сейчас.
Пресса: Мои примечания и мысли к проекту победителю на малоэтажный...
Архитектор Евгений Ананченко выступает с критикой проекта-победителя открытого публичного конкурса на лучший проект малоэтажного энергоэффективного жилища экономкласса «Дом XXI века» мастерской А. Некрасова. Публикуем его замечания.
Пресса: Питерская компания признана победительницей конкурса...
Среди победителей конкурса «Дом XXI века», организованного Фондом РЖС, есть и петербургская компания. В номинации «За лучшее экологическое решение» награждено ООО «Инновационная строительная компания «Гром».
Пресса: Режим Зима-Лето. Проект Мастерской А. Некрасова
Продвижению экологической архитектуры в России способствуют конкурсы на жилье. В конце декабря 2009 года были подведены итоги одного из таких конкурсов с красноречивым названием «Дом XXI века». Победителем стала серия проектов малоэтажных жилых домов, разработанная Мастерской Андрея Некрасова.
Пресса: Дом XXI века
Объявлен победитель конкурса «Дом XXI века», организованного Фондом Развития жилищного строительства и Союзом архитекторов России.
Пресса: Российская архитектура и sustainability: два сценария - от...
На втором Всемирном архитектурном фестивале в Барселоне (WAF) в шорт-лист попали сразу шесть российских архитекторов (1). Однако мэйнстриму в лице sustainability соответствовали, пожалуй, лишь деревянные объекты негородской выделки Т.Кузембаева и Н.Белоусова.
Пресса: Дом XXI века. Фонд РЖС провел архитектурный конкурс...
Конкурс на лучший архитектурный проект малоэтажного энергоэффективного жилища экономического класса «Дом XXI века» был объявлен по инициативе Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, Союза архитекторов России и при поддержке Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства (НАМИКС) в ноябре 2009 года.
Пресса: О коне и трепетной лани
Конкурсы – вечная тема наших дискуссий, независимо от того, какое на дворе тысячелетие, ускользающая надежда российской архитектуры. Новый поворот сюжета дал конкурс на малоэтажное жилье «Дом 21 века», проведенный САР и Фондом развития жилищного строительства.
Пресса: Определены победитель и обладатели премий конкурса...
Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства подвел итоги конкурса на лучший архитектурный проект малоэтажного энергоэффективного жилища экономического класса «Дом XXI века» и определил имена победителей. Публикуем пресс-релиз.
Пресса: Председатель комитета Госдумы РФ по строительству...
30 ноября 2009 года Фонд РЖС начал прием заявок на участие в конкурсе на лучший архитектурный проект малоэтажного энергоэффективного жилища экономического класса «Дом XXI века». Инициаторами проведения конкурса, объявленного в начале месяца, выступили Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства и Союз архитекторов России (САР) при поддержке Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства (НАМИКС). Премиальный фонд конкурса составляет более 2 000 000 рублей
Пресса: Архитектор Михаил Хазанов: «Без настоящих конкурсов...
30 ноября 2009 года Фонд РЖС начал прием заявок на участие в конкурсе на лучший архитектурный проект малоэтажного энергоэффективного жилища экономического класса «Дом XXI века». Инициаторами проведения конкурса, объявленного в начале месяца, выступили Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства и Союз архитекторов России (САР) при поддержке Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства (НАМИКС). Премиальный фонд конкурса составляет более 2 000 000 рублей
Технологии и материалы
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
Сейчас на главной
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
Пресса: Каким был 2024 год в мире архитектуры и архитекторов
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, музыке, гастрономии. В архитектурной среде он запомнится не только отдельными зданиями и событиями, но и новыми взглядами на то, как живут и меняются наши города. Подводя итоги уходящего года, «Большой Город» поговорил с архитекторами ведущих российских бюро о том, что стало главным в 2024-м и что интересного нам обещает следующий год.