Москва самая новая. О номинантах премии «Дом года 2009»

В субботу в рамках Дней архитектуры Николай Малинин провел экскурсию по зданиям-номинантам на премию «Дом года 2009», учрежденную журналом Made in Future. В привычный состав имен – Сергея Скуратова, Владимира Плоткина, Юрия Григоряна, Михаила Хазанова, неожиданно вклинились одиозный Михаил Посохин и малоизвестный Станислав Пошвыкин, причем опять же из «Моспроекта-2». С институтом явно что-то происходит, неужели модернизация?

mainImg

Экскурсию по самым новым московским зданиям, вошедшим в шорт-лист премии «Дом года» провел лично Николай Малинин, «автор» этой премии и главный редактор журнала ‘Made in Future’. Именно Николаю Малинину принадлежит идея голосования за новейшие московские здания в интернете (надо признать, что до этого интернет-голосование по новым постройкам, также как и «Дни архитектуры» существовали в Нижнем Новгороде). Так что экскурсанты получили возможность лицезреть шорт-лист популярной премии «из первых рук» и с авторскими комментариями. Это гениальный способ подвести итог прошедшего года: на премию номинируют только построенные (или почти построенные) здания. Возникает ежегодная черта, резюме, за что спасибо «Дому года». 

Начало нашего маршрута, не знаю, случайно ли, совпало с окончанием другой экскурсии «Дней архитектуры», по экспериментальным постройкам Юго-запада Москвы, о которой мы недавно писали. Это Северное Чертаново, экспериментальный жилой район, авторы которого еще тридцать лет назад совершили удивительную для своего времени попытку срастить достижения интернационального модернизма с советской действительностью. Район славится уникальной по тем временам архитектурой, а также подземными дорогами, пневматическими мусоропроводами и еще много чем. Буквально рядом с этим знаменитым экспериментом 1970-х заканчивается строительство гигантского жилого комплекса – «Авеню 77» по Владимира Плоткина.

По словам Николая Малинина,  для него этот объект был спорным, и он долго мучился, пытаясь понять, нравится он ему или нет. Больно уж велик на фоне относительно низкорослого, стелющегося по своему искусственному холму престарело-нового «классического» Чертанова, да и планировки внутри самые обычные. Правда квартиры все равно раскупают, а контекстуальный лаконизм бело-голубых полосатых объемов искупает исполинские размеры… Это здание – определенно самое масштабное в шорт-листе, человеку непривычному сложно воспринимать такие размеры. Вообще люди простые и не очень – все в большинстве своем мечтают поселиться в таунхаузе, а еще лучше в коттедже со всеми удобствами. Но Москва, хоть и строилась не сразу, теперь-то уж точно располагает играть по-крупному. Чем и занимаются (или занимались последние годы?) крупные девелоперские компании, особенно Дон-Строй и Капитал-групп (инвестор Авеню-77). А Владимир Плоткин – один из редких архитекторов, кому удается придумать для этих громадин подходящий архитектурный образ. Причем в простоте и минимализме и не требуя от заказчика существенных уступок и затрат. Это искусство, знаете ли, не всем данное. Дом-гора «собирает» вокруг себя мусорный (хотя и знаменитый) спальный район. Его видно издалека, издалека же очевидно, что он «неотсюда» – больно чист, как картинка. Вообще говоря, есть в нем что-то от нереальности декорации. Нереально большой. Нереально аккуратный при этом, он завораживает своей полоской-клеточкой, ненавязчивыми визуальными эффектами и секретами (это для тех, кто разглядит и рассмотрит). Остальные, будучи подавлены размерами дома-горы, отворачиваются и открывают оправдательный счет: да, большой, но то же инвестор настоял. Да, много места занял, но ведь архитектор вырезал вверху кусочки… Можно подумать, он их вырезал, чтобы оправдаться.

Следующим объектом экскурсии стал бизнес-центр «Даниловский форт» Сергея Скуратова на Новоданиловской набережной. По мнению Николая Малинина, и (как мне показалось) большинства участников экскурсии, он стал претендентом на лидерство в списке номинантов.. Кирпичная скуратовская «крепость» напротив сюрреалистического пейзажа гигантской территории ЗИЛа выглядит контекстуально, потому что рядом – сохранившиеся старые фабричные здания из кирпича. Яркий новый объект к тому же оживляюще действует на серое индустриальное окружение. Как по-своему образно описывает свое творение автор, со слов Николая Малинина: «…сюда надо было бы прийти втроем, разложить костерок, пожарить рыбку, выпить…». Вот они трое – три корпуса, вот костерок – «холм» посреди внутреннего дворика, аккуратно выложенный плиткой. Под этой «вспучившейся землей» – крыша столовой, проваливающаяся колодцами второго света. Продолжают аналогию хаотичные окошки, умножающиеся в глазах подвыпивших пришельцев, тянущихся друг к другу консолями – руками. Стены форта местами искривлены, вот-вот завалятся. Он работает, конечно, на дальнюю перспективу, как и любое строение на набережной, и делает это эффектно. Он красный посреди грязно-серо- невыразительной массы чего-то промышленного, которое теперь, с появлением нового цветового пятна, кажется уже не таким страшным.

Офисное здание «Интеллект Телеком» (ООО  «Проект-21 – архитектура») на улице Мельникова мы проехали, не выходя. Впрочем, и правильно, здесь смотреть надо на фасад, на эффектную дизайнерскую обертку, в которую завернули старое здание телефонной подстанции с длинными узкими окнами. Получившийся объект выглядит весьма техногенно, похож на микросхему с черно-белыми линиями соединений. Только вот неясным осталось, что же там, за этими причудливыми «обоями», где черное – это ленты стекла, а белое – панели из пластика? Подстанцию не снесли, что само по себе удивительно, но как изменилась ее внутренняя планировка, приспособившись под современные офисы? Вот этого снаружи мы никогда не узнаем, а хозяева здания от нас его секреты скрыли.

На следующей остановке мы задержались надолго – менеджеры «Баркли Плаза» оказались сверхгостеприимными и не только впустили нас внутрь, но и напоили кофе с пирожными.
«Баркли Плаза» – еще один фрагмент в мозаике инопланетной для Москвы «Золотой мили». Здесь пустынно, стерильно и странно. «Баркли» состоит из торгового центра на первом уровне, пяти жилых корпусов и офисного блока. В центре композиции – висячий садик, это для жильцов. Офисные люди здесь гулять не будут. Разве что купят вместе с офисом и квартиру, чтобы далеко не ездить – такие варианты уже рассматриваются. Входные группы различных по функциям зон здания изолированы, чтобы никто ни с кем не пересекался. Самое необыкновенное место – пентхаусы с огромным количеством окон и шикарными террасами с видом на Москву-реку, Красный октябрь и огромную статую «мужика в бигудях», как в народе называют Петра Великого Церетели.
Словом, «Баркли-плаза» – еще одно добавление к «Золотой миле», вот только строился он с множеством нарушений и фактически не по проекту. Надо сказать, что оба здания Сергея Скуратова, попавшие в список «Дома года 2009» – вещи по-скуратовски необычные, европеизированные и одновременно контекстуальные, интересные – но автор ими не доволен. Не доволен качеством строительства, удешевленного девелоперами (особенно постаралось, к слову, именно «Баркли») до крайности.

Там же на «Золотой миле», в Бутиковском переулке в прошедшем году возник еще один дом, на этот раз от бюро «Проект Меганом», которое уже успело прославиться несколькими постройками в этих местах. На улицах, как уже было сказано, стерильно-пустынно. Пока мы шли до меганомовской новинки, повстречали всего лишь нескольких строителей (остальные с интересом наблюдали за нами в окна) и участников йокшир-шоу, приютившемся в одном из новых домов, с разодетыми собачками. Странная публика, специфический район…

Николай Малинин назвал этот дом Юрия Григоряна жестом раскаяния. Смиренный, скромный, даже простой (хотя с этим можно поспорить), офисный – не жилой, жить с этих фешенебельных переулках люди как-то не стали… В отделке дом действительно скромен – сплошь завешен вертикальными полупрозрачными ламелями, такой парафраз на «гармошку» из камня, популярную в 1970-е. Эти «жалюзи» должны были вращаться, в зависимости от освещения, но в конце концов их закрепили намертво.
Николай Малинин назвал дом Григоряна «молочным», заметив, то он более молочный чем тот, который так называется.

Так получилось, что этот дом не вплотную примыкает к соседнему, и между брандмауэрами образуется щель. Чтобы ее не было, Юрий Григорян сделал в этом месте атриум –пространство получилось весьма интересное с оригинальным плафоном. А еще он скошен – чтобы не загораживать с набережной вид на восстанавливаемую колокольню Зачатьевского монастыря. Странный все-таки подход у городских властей, сначала зачистить до основания этот кусочек старой Москвы, обезлюдить, превратить его в город-оборотень, а потом строить в нем заново монастырь.
 
На удивление органичным и умно сделанным оказался вдруг дом-волна Михаила Хазанова в Гагаринском переулке. Честно сказать, на картинках он производил скорее пугающее впечатление, и были опасения, что это опять лихие фасады Дома правительства Московской Области, только теперь, о ужас, в центре города! Но на картинке не было показано главного – а именно, что дом этот – не самоценный экспонат, а экран, деликатно спрятанный за памятником архитектуры – миниатюрным особнячком декабриста Свистунова, более известного как дом, где около 30 лет прожил Алексей Щусев. Во-вторых, он не гигант, а весьма камерный. Ну и, наконец, сделан качественно – к изогнутому зеркалу фасада не придерешься, и кирпич использован тоже аккуратно и уместно, связывая его с окружающими жилыми домами.

Красивая идея с фасадом – зеркалом, призванным нивелировать присутствие дома в городской среде, здесь умножено на идею кривой, искаженной картинки. Устройство «экрана» не такое уж сложное – его составные элементы имеют одну кривизну. Особенный эффект здание производит вечером – как будто бы за усадебным домиком возникает мираж искривленного пространства. Здесь имеются и другие интересные находки – забор, например, вывешен консолью, чтобы не повредить корни деревьев.  

Немного расслабившись под весенним солнышком, мы как-то слишком медленно осматривали первые объекты, так что уже после ланча в «Баркли» стало ясно, что осилить все двенадцать мы уже точно не сможем. Первым под частичное сокращение попал торгово-деловой центр «Китеж» («Моспроект-4», Андрей Боков и Дмитрий Буш), рядом с площадью Киевского вокзала. Его мы увидели лишь мимоходом, с другой стороны набережной, чему были недовольны ехавшие с нами корреспонденты телеканала Russia today, которым необходимо было отснять полный материал. Правда, надо признать, что это здание увидеть несложно, им могут любоваться все отъезжающие с Киевского вокзала на электричке. Нам же остался виден лишь острый нос этого здания-лайнера, нависающий с обратным наклоном над железнодорожными путями. Редкий случай – алчность инвесторов сыграла на пользу эксперимента – собираясь реорганизовать стихийный рынок в торгово-офисное здание, они, чтобы втиснуть максимум площадей, решили расширится, разрастись кверху – отсюда появилась и уникальная форма.

К офисному зданию «Пульман» на Мясницкой при впадении ее в Садовое кольцо («Моспроект-2» маст. №8, Станислав Пошвыкин) мы все-таки подъехали, хотя вот тут-то как раз и картинки бы хватило, потому как все здание, плотно втиснутое меж соседними, в общем-то сводится к эффектному фасаду. Фасад «Пульмана» делится на две части – шахматную доску из квадратиков стекла и камня и эффектные каменные панели с растительными рисунком, перемежающиеся стеклянными этажами. Между ними примостился стеклянный эркер, чем-то напоминая шахту лифта, которые когда-то пристраивали к старым домам. Мне этот каменный декор показался каким-то очень уж постмодерновым и игровым, как будто обычная офисная стекляшка принарядилась и сделала вид, что она обычный дом, но сделала это намеренно не до конца.

Такие игры с наложением каменных аппликаций появляются и в еще одном офисном здании на 1-й Тверской Ямской, до которого мы не доехали. Его проектировал Михаил Посохин. Появление этой одиозной фигуры в нынешнем шорт-листе премии вообще странное дело, сам Николай Малинин этому удивился – и как так вышло? Впечатление о творчестве знаменитой архитекторской династии можно составить по одному очень красноречивому фрагменту застройки около метро «Баррикадная», где (на это обратил внимание наш экскурсовод) на фоне стройной краснопресненской высотки Посохина старшего стоит керамогранитовый «гроб» Новинского пассажа Посохина младшего.

Но вот что-то случилось в недрах «Моспроета-2», и оттуда вышел вполне современный офисный центр, треугольная стекляшка со скругленным углом и каменной сеткой оконных ячеек, которую будто бы частично счистили с фасада, но вот кое-где забыли.

Финальным пунктом нашей затянувшейся поездки стало здание бюро «Попов и архитекторы» на краю ботанического сада МГУ, что на Проспекте Мира. Оно заключает в себе офисную и гостиничную части, визуально разделенные архитектурным решением фасадов. Офисы, обращенные к Ботаническому переулку, со стеклянным закругленным углом, традиционны в своем решении, разве что мягкие и плавные линии здесь хорошо получились и как-то нивелируют масштабы. Гораздо интереснее гостиница, она, напротив, непрозрачная и «прорастает» зелеными стволами, похожими на бамбук, на фоне разноцветных балкончиков. Николай Малинин назвал его здание «выращенным» архитекторами на краю сада – это очень верная метафора, оно и вправду, несмотря на размеры, сохранило оживление и органичность.

Вообще, показывать номинантов на премию «Дом года» – мероприятие с легким элементом абсурда, как заметил сам Николай Малинин. Наверное, так оно и есть, показываются вроде бы лучшие дома, но по пути выяснятся, что и у них есть недостатки, и весьма немалые, и выходит, что идеального-то и нет. Тогда как выбирать из них самый лучший? Профессиональная и неискушенная публика тут вероятно разойдутся во мнениях. Со стороны самих архитекторов, как заметил Малинин, с их обостренной «любовью» друг к другу, предмет для критики найдется, наверное, в любом здании. Но премия позиционирует себя как демократичная и открытая и решать здесь будет главным образом народ, а его понятие о достоинствах и недостатках архитектуры подчас непредсказуемо. Результаты голосования будут обнародованы на предстоящей «АРХ Москве».

МФК «Авеню 77», Северное Чертаново, вл. 1-а. ТПО «Резерв».
Бизнес-центр «Даниловский форт». Новоданиловская наб.,8. Сергей Скуратов
Бизнес-центр «Даниловский форт». Новоданиловская наб.,8. Сергей Скуратов. Фото Натальи Коряковской
Бизнес-центр «Даниловский форт». Новоданиловская наб.,8. Сергей Скуратов
Бизнес-центр «Даниловский форт». Новоданиловская наб.,8. Сергей Скуратов
Бизнес-центр «Даниловский форт». Новоданиловская наб.,8. Сергей Скуратов
zooming
Реконструкция офисного здания «Интеллект Телеком», ул. Мельникова, 29. «Проект-21 Архитектура».
Баркли Плаза". Пречистенская наб., 17-19. Сергей Скуратов
Баркли Плаза". Пречистенская наб., 17-19. Сергей Скуратов
«Баркли Плаза». Пречистенская наб., 17-19. Сергей Скуратов
«Баркли Плаза». Пречистенская наб., 17-19. Сергей Скуратов
Офисное здание в Бутиковском пер., 7. «Проект Меганом».
Офисное здание в Бутиковском пер., 7. «Проект Меганом».
Офисное здание в Гагаринском пер., 25. «Курортпроект», маст. №7.
Офисное здание в Гагаринском пер., 25. «Курортпроект», маст. №7.
Офисное здание в Гагаринском пер., 25. «Курортпроект», маст. №7.
Офисное здание в Гагаринском пер., 25. «Курортпроект», маст. №7.
Офисное здание в Гагаринском пер., 25. «Курортпроект», маст. №7.
Бизнес-центр «Пульман». Мясницкая, 50. «Моспроект-2», маст. №8.
Административно-гостиничный комплекс, Ботанический пер., 3. «Попов и архитекторы».
Административно-гостиничный комплекс, Ботанический пер., 3. «Попов и архитекторы».
Административно-гостиничный комплекс, Ботанический пер., 3. «Попов и архитекторы».
zooming
Торгово-деловой центр «Китеж» Проектная организация: Моспроект-4.Фото с сайта «Другая Москва»
zooming
Торгово-деловой центр «Китеж» Проектная организация: Моспроект-4. Фото с сайта «Другая Москва»
zooming
Офисное здание на 1-ой Тверской-Ямской Проектная организация: Моспроект-2, мастерская № 18. Фото с сайта «Другая Москва»
zooming
Офисное здание на 1-ой Тверской-Ямской Проектная организация: Моспроект-2, мастерская № 18. Фото с сайта «Другая Москва»

13 Апреля 2009

Похожие статьи
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.
Пресса: "Китеж" как символ столичной застройки
В Москве выбрали лучшую новостройку прошлого года - премию "Дом года" получил торгово-деловой центр "Китеж", выросший на месте одноименного стихийного рынка рядом с Киевским вокзалом. Не то корабль, не то полгриба, нависающий над железнодорожными платформами...
Народный голос
В прошедший четверг на «Арх Москве» был назван лауреат премии «Дом года-2009», выбранный в результате интернет-голосования. Победителем стал торговый комплекс «Китеж» на Киевском вокзале. Результаты голосования дают основание для раздумий о «народном» и «профессиональном» представлении об архитектуре.
Москва самая новая. О номинантах премии «Дом года...
В субботу в рамках Дней архитектуры Николай Малинин провел экскурсию по зданиям-номинантам на премию «Дом года 2009», учрежденную журналом Made in Future. В привычный состав имен – Сергея Скуратова, Владимира Плоткина, Юрия Григоряна, Михаила Хазанова, неожиданно вклинились одиозный Михаил Посохин и малоизвестный Станислав Пошвыкин, причем опять же из «Моспроекта-2». С институтом явно что-то происходит, неужели модернизация?
Технологии и материалы
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Сейчас на главной
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.