Москва самая новая. О номинантах премии «Дом года 2009»

В субботу в рамках Дней архитектуры Николай Малинин провел экскурсию по зданиям-номинантам на премию «Дом года 2009», учрежденную журналом Made in Future. В привычный состав имен – Сергея Скуратова, Владимира Плоткина, Юрия Григоряна, Михаила Хазанова, неожиданно вклинились одиозный Михаил Посохин и малоизвестный Станислав Пошвыкин, причем опять же из «Моспроекта-2». С институтом явно что-то происходит, неужели модернизация?

mainImg

Экскурсию по самым новым московским зданиям, вошедшим в шорт-лист премии «Дом года» провел лично Николай Малинин, «автор» этой премии и главный редактор журнала ‘Made in Future’. Именно Николаю Малинину принадлежит идея голосования за новейшие московские здания в интернете (надо признать, что до этого интернет-голосование по новым постройкам, также как и «Дни архитектуры» существовали в Нижнем Новгороде). Так что экскурсанты получили возможность лицезреть шорт-лист популярной премии «из первых рук» и с авторскими комментариями. Это гениальный способ подвести итог прошедшего года: на премию номинируют только построенные (или почти построенные) здания. Возникает ежегодная черта, резюме, за что спасибо «Дому года». 

Начало нашего маршрута, не знаю, случайно ли, совпало с окончанием другой экскурсии «Дней архитектуры», по экспериментальным постройкам Юго-запада Москвы, о которой мы недавно писали. Это Северное Чертаново, экспериментальный жилой район, авторы которого еще тридцать лет назад совершили удивительную для своего времени попытку срастить достижения интернационального модернизма с советской действительностью. Район славится уникальной по тем временам архитектурой, а также подземными дорогами, пневматическими мусоропроводами и еще много чем. Буквально рядом с этим знаменитым экспериментом 1970-х заканчивается строительство гигантского жилого комплекса – «Авеню 77» по Владимира Плоткина.

По словам Николая Малинина,  для него этот объект был спорным, и он долго мучился, пытаясь понять, нравится он ему или нет. Больно уж велик на фоне относительно низкорослого, стелющегося по своему искусственному холму престарело-нового «классического» Чертанова, да и планировки внутри самые обычные. Правда квартиры все равно раскупают, а контекстуальный лаконизм бело-голубых полосатых объемов искупает исполинские размеры… Это здание – определенно самое масштабное в шорт-листе, человеку непривычному сложно воспринимать такие размеры. Вообще люди простые и не очень – все в большинстве своем мечтают поселиться в таунхаузе, а еще лучше в коттедже со всеми удобствами. Но Москва, хоть и строилась не сразу, теперь-то уж точно располагает играть по-крупному. Чем и занимаются (или занимались последние годы?) крупные девелоперские компании, особенно Дон-Строй и Капитал-групп (инвестор Авеню-77). А Владимир Плоткин – один из редких архитекторов, кому удается придумать для этих громадин подходящий архитектурный образ. Причем в простоте и минимализме и не требуя от заказчика существенных уступок и затрат. Это искусство, знаете ли, не всем данное. Дом-гора «собирает» вокруг себя мусорный (хотя и знаменитый) спальный район. Его видно издалека, издалека же очевидно, что он «неотсюда» – больно чист, как картинка. Вообще говоря, есть в нем что-то от нереальности декорации. Нереально большой. Нереально аккуратный при этом, он завораживает своей полоской-клеточкой, ненавязчивыми визуальными эффектами и секретами (это для тех, кто разглядит и рассмотрит). Остальные, будучи подавлены размерами дома-горы, отворачиваются и открывают оправдательный счет: да, большой, но то же инвестор настоял. Да, много места занял, но ведь архитектор вырезал вверху кусочки… Можно подумать, он их вырезал, чтобы оправдаться.

Следующим объектом экскурсии стал бизнес-центр «Даниловский форт» Сергея Скуратова на Новоданиловской набережной. По мнению Николая Малинина, и (как мне показалось) большинства участников экскурсии, он стал претендентом на лидерство в списке номинантов.. Кирпичная скуратовская «крепость» напротив сюрреалистического пейзажа гигантской территории ЗИЛа выглядит контекстуально, потому что рядом – сохранившиеся старые фабричные здания из кирпича. Яркий новый объект к тому же оживляюще действует на серое индустриальное окружение. Как по-своему образно описывает свое творение автор, со слов Николая Малинина: «…сюда надо было бы прийти втроем, разложить костерок, пожарить рыбку, выпить…». Вот они трое – три корпуса, вот костерок – «холм» посреди внутреннего дворика, аккуратно выложенный плиткой. Под этой «вспучившейся землей» – крыша столовой, проваливающаяся колодцами второго света. Продолжают аналогию хаотичные окошки, умножающиеся в глазах подвыпивших пришельцев, тянущихся друг к другу консолями – руками. Стены форта местами искривлены, вот-вот завалятся. Он работает, конечно, на дальнюю перспективу, как и любое строение на набережной, и делает это эффектно. Он красный посреди грязно-серо- невыразительной массы чего-то промышленного, которое теперь, с появлением нового цветового пятна, кажется уже не таким страшным.

Офисное здание «Интеллект Телеком» (ООО  «Проект-21 – архитектура») на улице Мельникова мы проехали, не выходя. Впрочем, и правильно, здесь смотреть надо на фасад, на эффектную дизайнерскую обертку, в которую завернули старое здание телефонной подстанции с длинными узкими окнами. Получившийся объект выглядит весьма техногенно, похож на микросхему с черно-белыми линиями соединений. Только вот неясным осталось, что же там, за этими причудливыми «обоями», где черное – это ленты стекла, а белое – панели из пластика? Подстанцию не снесли, что само по себе удивительно, но как изменилась ее внутренняя планировка, приспособившись под современные офисы? Вот этого снаружи мы никогда не узнаем, а хозяева здания от нас его секреты скрыли.

На следующей остановке мы задержались надолго – менеджеры «Баркли Плаза» оказались сверхгостеприимными и не только впустили нас внутрь, но и напоили кофе с пирожными.
«Баркли Плаза» – еще один фрагмент в мозаике инопланетной для Москвы «Золотой мили». Здесь пустынно, стерильно и странно. «Баркли» состоит из торгового центра на первом уровне, пяти жилых корпусов и офисного блока. В центре композиции – висячий садик, это для жильцов. Офисные люди здесь гулять не будут. Разве что купят вместе с офисом и квартиру, чтобы далеко не ездить – такие варианты уже рассматриваются. Входные группы различных по функциям зон здания изолированы, чтобы никто ни с кем не пересекался. Самое необыкновенное место – пентхаусы с огромным количеством окон и шикарными террасами с видом на Москву-реку, Красный октябрь и огромную статую «мужика в бигудях», как в народе называют Петра Великого Церетели.
Словом, «Баркли-плаза» – еще одно добавление к «Золотой миле», вот только строился он с множеством нарушений и фактически не по проекту. Надо сказать, что оба здания Сергея Скуратова, попавшие в список «Дома года 2009» – вещи по-скуратовски необычные, европеизированные и одновременно контекстуальные, интересные – но автор ими не доволен. Не доволен качеством строительства, удешевленного девелоперами (особенно постаралось, к слову, именно «Баркли») до крайности.

Там же на «Золотой миле», в Бутиковском переулке в прошедшем году возник еще один дом, на этот раз от бюро «Проект Меганом», которое уже успело прославиться несколькими постройками в этих местах. На улицах, как уже было сказано, стерильно-пустынно. Пока мы шли до меганомовской новинки, повстречали всего лишь нескольких строителей (остальные с интересом наблюдали за нами в окна) и участников йокшир-шоу, приютившемся в одном из новых домов, с разодетыми собачками. Странная публика, специфический район…

Николай Малинин назвал этот дом Юрия Григоряна жестом раскаяния. Смиренный, скромный, даже простой (хотя с этим можно поспорить), офисный – не жилой, жить с этих фешенебельных переулках люди как-то не стали… В отделке дом действительно скромен – сплошь завешен вертикальными полупрозрачными ламелями, такой парафраз на «гармошку» из камня, популярную в 1970-е. Эти «жалюзи» должны были вращаться, в зависимости от освещения, но в конце концов их закрепили намертво.
Николай Малинин назвал дом Григоряна «молочным», заметив, то он более молочный чем тот, который так называется.

Так получилось, что этот дом не вплотную примыкает к соседнему, и между брандмауэрами образуется щель. Чтобы ее не было, Юрий Григорян сделал в этом месте атриум –пространство получилось весьма интересное с оригинальным плафоном. А еще он скошен – чтобы не загораживать с набережной вид на восстанавливаемую колокольню Зачатьевского монастыря. Странный все-таки подход у городских властей, сначала зачистить до основания этот кусочек старой Москвы, обезлюдить, превратить его в город-оборотень, а потом строить в нем заново монастырь.
 
На удивление органичным и умно сделанным оказался вдруг дом-волна Михаила Хазанова в Гагаринском переулке. Честно сказать, на картинках он производил скорее пугающее впечатление, и были опасения, что это опять лихие фасады Дома правительства Московской Области, только теперь, о ужас, в центре города! Но на картинке не было показано главного – а именно, что дом этот – не самоценный экспонат, а экран, деликатно спрятанный за памятником архитектуры – миниатюрным особнячком декабриста Свистунова, более известного как дом, где около 30 лет прожил Алексей Щусев. Во-вторых, он не гигант, а весьма камерный. Ну и, наконец, сделан качественно – к изогнутому зеркалу фасада не придерешься, и кирпич использован тоже аккуратно и уместно, связывая его с окружающими жилыми домами.

Красивая идея с фасадом – зеркалом, призванным нивелировать присутствие дома в городской среде, здесь умножено на идею кривой, искаженной картинки. Устройство «экрана» не такое уж сложное – его составные элементы имеют одну кривизну. Особенный эффект здание производит вечером – как будто бы за усадебным домиком возникает мираж искривленного пространства. Здесь имеются и другие интересные находки – забор, например, вывешен консолью, чтобы не повредить корни деревьев.  

Немного расслабившись под весенним солнышком, мы как-то слишком медленно осматривали первые объекты, так что уже после ланча в «Баркли» стало ясно, что осилить все двенадцать мы уже точно не сможем. Первым под частичное сокращение попал торгово-деловой центр «Китеж» («Моспроект-4», Андрей Боков и Дмитрий Буш), рядом с площадью Киевского вокзала. Его мы увидели лишь мимоходом, с другой стороны набережной, чему были недовольны ехавшие с нами корреспонденты телеканала Russia today, которым необходимо было отснять полный материал. Правда, надо признать, что это здание увидеть несложно, им могут любоваться все отъезжающие с Киевского вокзала на электричке. Нам же остался виден лишь острый нос этого здания-лайнера, нависающий с обратным наклоном над железнодорожными путями. Редкий случай – алчность инвесторов сыграла на пользу эксперимента – собираясь реорганизовать стихийный рынок в торгово-офисное здание, они, чтобы втиснуть максимум площадей, решили расширится, разрастись кверху – отсюда появилась и уникальная форма.

К офисному зданию «Пульман» на Мясницкой при впадении ее в Садовое кольцо («Моспроект-2» маст. №8, Станислав Пошвыкин) мы все-таки подъехали, хотя вот тут-то как раз и картинки бы хватило, потому как все здание, плотно втиснутое меж соседними, в общем-то сводится к эффектному фасаду. Фасад «Пульмана» делится на две части – шахматную доску из квадратиков стекла и камня и эффектные каменные панели с растительными рисунком, перемежающиеся стеклянными этажами. Между ними примостился стеклянный эркер, чем-то напоминая шахту лифта, которые когда-то пристраивали к старым домам. Мне этот каменный декор показался каким-то очень уж постмодерновым и игровым, как будто обычная офисная стекляшка принарядилась и сделала вид, что она обычный дом, но сделала это намеренно не до конца.

Такие игры с наложением каменных аппликаций появляются и в еще одном офисном здании на 1-й Тверской Ямской, до которого мы не доехали. Его проектировал Михаил Посохин. Появление этой одиозной фигуры в нынешнем шорт-листе премии вообще странное дело, сам Николай Малинин этому удивился – и как так вышло? Впечатление о творчестве знаменитой архитекторской династии можно составить по одному очень красноречивому фрагменту застройки около метро «Баррикадная», где (на это обратил внимание наш экскурсовод) на фоне стройной краснопресненской высотки Посохина старшего стоит керамогранитовый «гроб» Новинского пассажа Посохина младшего.

Но вот что-то случилось в недрах «Моспроета-2», и оттуда вышел вполне современный офисный центр, треугольная стекляшка со скругленным углом и каменной сеткой оконных ячеек, которую будто бы частично счистили с фасада, но вот кое-где забыли.

Финальным пунктом нашей затянувшейся поездки стало здание бюро «Попов и архитекторы» на краю ботанического сада МГУ, что на Проспекте Мира. Оно заключает в себе офисную и гостиничную части, визуально разделенные архитектурным решением фасадов. Офисы, обращенные к Ботаническому переулку, со стеклянным закругленным углом, традиционны в своем решении, разве что мягкие и плавные линии здесь хорошо получились и как-то нивелируют масштабы. Гораздо интереснее гостиница, она, напротив, непрозрачная и «прорастает» зелеными стволами, похожими на бамбук, на фоне разноцветных балкончиков. Николай Малинин назвал его здание «выращенным» архитекторами на краю сада – это очень верная метафора, оно и вправду, несмотря на размеры, сохранило оживление и органичность.

Вообще, показывать номинантов на премию «Дом года» – мероприятие с легким элементом абсурда, как заметил сам Николай Малинин. Наверное, так оно и есть, показываются вроде бы лучшие дома, но по пути выяснятся, что и у них есть недостатки, и весьма немалые, и выходит, что идеального-то и нет. Тогда как выбирать из них самый лучший? Профессиональная и неискушенная публика тут вероятно разойдутся во мнениях. Со стороны самих архитекторов, как заметил Малинин, с их обостренной «любовью» друг к другу, предмет для критики найдется, наверное, в любом здании. Но премия позиционирует себя как демократичная и открытая и решать здесь будет главным образом народ, а его понятие о достоинствах и недостатках архитектуры подчас непредсказуемо. Результаты голосования будут обнародованы на предстоящей «АРХ Москве».

МФК «Авеню 77», Северное Чертаново, вл. 1-а. ТПО «Резерв».
Бизнес-центр «Даниловский форт». Новоданиловская наб.,8. Сергей Скуратов
Бизнес-центр «Даниловский форт». Новоданиловская наб.,8. Сергей Скуратов. Фото Натальи Коряковской
Бизнес-центр «Даниловский форт». Новоданиловская наб.,8. Сергей Скуратов
Бизнес-центр «Даниловский форт». Новоданиловская наб.,8. Сергей Скуратов
Бизнес-центр «Даниловский форт». Новоданиловская наб.,8. Сергей Скуратов
zooming
Реконструкция офисного здания «Интеллект Телеком», ул. Мельникова, 29. «Проект-21 Архитектура».
Баркли Плаза". Пречистенская наб., 17-19. Сергей Скуратов
Баркли Плаза". Пречистенская наб., 17-19. Сергей Скуратов
«Баркли Плаза». Пречистенская наб., 17-19. Сергей Скуратов
«Баркли Плаза». Пречистенская наб., 17-19. Сергей Скуратов
Офисное здание в Бутиковском пер., 7. «Проект Меганом».
Офисное здание в Бутиковском пер., 7. «Проект Меганом».
Офисное здание в Гагаринском пер., 25. «Курортпроект», маст. №7.
Офисное здание в Гагаринском пер., 25. «Курортпроект», маст. №7.
Офисное здание в Гагаринском пер., 25. «Курортпроект», маст. №7.
Офисное здание в Гагаринском пер., 25. «Курортпроект», маст. №7.
Офисное здание в Гагаринском пер., 25. «Курортпроект», маст. №7.
Бизнес-центр «Пульман». Мясницкая, 50. «Моспроект-2», маст. №8.
Административно-гостиничный комплекс, Ботанический пер., 3. «Попов и архитекторы».
Административно-гостиничный комплекс, Ботанический пер., 3. «Попов и архитекторы».
Административно-гостиничный комплекс, Ботанический пер., 3. «Попов и архитекторы».
zooming
Торгово-деловой центр «Китеж» Проектная организация: Моспроект-4.Фото с сайта «Другая Москва»
zooming
Торгово-деловой центр «Китеж» Проектная организация: Моспроект-4. Фото с сайта «Другая Москва»
zooming
Офисное здание на 1-ой Тверской-Ямской Проектная организация: Моспроект-2, мастерская № 18. Фото с сайта «Другая Москва»
zooming
Офисное здание на 1-ой Тверской-Ямской Проектная организация: Моспроект-2, мастерская № 18. Фото с сайта «Другая Москва»

13 Апреля 2009

Похожие статьи
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Пресса: "Китеж" как символ столичной застройки
В Москве выбрали лучшую новостройку прошлого года - премию "Дом года" получил торгово-деловой центр "Китеж", выросший на месте одноименного стихийного рынка рядом с Киевским вокзалом. Не то корабль, не то полгриба, нависающий над железнодорожными платформами...
Народный голос
В прошедший четверг на «Арх Москве» был назван лауреат премии «Дом года-2009», выбранный в результате интернет-голосования. Победителем стал торговый комплекс «Китеж» на Киевском вокзале. Результаты голосования дают основание для раздумий о «народном» и «профессиональном» представлении об архитектуре.
Москва самая новая. О номинантах премии «Дом года...
В субботу в рамках Дней архитектуры Николай Малинин провел экскурсию по зданиям-номинантам на премию «Дом года 2009», учрежденную журналом Made in Future. В привычный состав имен – Сергея Скуратова, Владимира Плоткина, Юрия Григоряна, Михаила Хазанова, неожиданно вклинились одиозный Михаил Посохин и малоизвестный Станислав Пошвыкин, причем опять же из «Моспроекта-2». С институтом явно что-то происходит, неужели модернизация?
Технологии и материалы
Сияние праздника: как украсить загородный дом.
Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
Сейчас на главной
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.