«Зеленые» крыши по-гречески

Новый культурный центр Фонда Ставроса Ниархоса с Национальной оперой и Национальной библиотекой встроен в гигантскую средиземноморскую парковую зону.

mainImg
Архитектор:
Ренцо Пьяно
Проект:
Культурный центр Фонда Ставроса Ниархоса
Греция, Афины

2008 — 6.2011 / 2012 — 2016
Компaния:
Компания «ЦинКо РУС» («ZinCo»)
Новый культурный центр Фонда Ставроса Ниархоса (SNFCC) в Афинах является символом образования, культуры и устойчивого развития как для народа Греции, так и в более широком международном контексте.
© SNFCC / Yiorgis Yerolymbos
Парк – уникальное место для ночных концертов под открытым небом и других массовых мероприятий
© SNFCC / Yiorgis Yerolymbos
Эти 23 гектара «зеленого» пространства посреди плотно застроенного района действительно бесценны
© SNFCC

Этот проект был удостоен сертификата LEED Platinum и является крупнейшим в новейшей греческой истории. Греческая национальная опера (NGO) и Национальная библиотека Греции (NLG) буквально вживлены в открытый парк, который занимает площадь в 17 гектаров.
Комплекс зданий встроен в природный ландшафт – роскошная зелень простирается везде, куда падает взгляд
© H. Pangalou and Associates Landscape Architects

Парк Stavros Niarchos с оливковыми деревьями и пышной средиземноморской растительностью, устремлен вверх от уровня земли до 32-метровых крыш зданий. Более 25 550 м² полностью озеленены системами Zinco. Здания полностью теряются в окружающем ландшафте. Внутренние помещения надежно защищены от нагрева солнечными лучами, в результате чего, можно сэкономить на работе кондиционеров, охлаждающих воздух.
Травы растут вокруг террасы на крыше. Система ZinCo
© H.Pangalou and Associates Landscape Architects
Этот путь ведет от террасы на крыше, через травяную крышу Национальной библиотеки, к большому парку
© H. Pangalou and Associates Landscape Architects
В дизайне крыши парковки с ее интенсивной зеленой растительностью используются изогнутые линии, в то время как в остальных зонах – преимущественно прямые
© H. Pangalou and Associates Landscape Architects

Концепция всемирно известного архитектора, Ренцо Пьяно, заключалась в создании «визуальной и физической связи объекта с водой». Зеленый «мост» ведет от набережной до Культурного центра и дублируется искусственным каналом, усиливающим связь с морем. Наивысшая точка проекта – терраса на крыше с лестницей и возвышающаяся над ней тонкая солнечная батарея, так называемый «ковер-самолет» площадью 10000 кв.м. Система амортизации колонн, компенсирующая тепловое расширение, ветровую нагрузку и риск землетрясений, имеет самые выдающиеся размеры в мире. Емкость солнечных батарей – 1,5МВт. Посетители «Маяка», расположенного под «ковром-самолетом» могут наслаждаться замечательным видом и обзором на 360°.
Независимо от того, где Вы стоите в парке, взгляд всегда притягивает «ковер-самолет» на крыше
© SNFCC / Yiorgis Yerolymbos
«Ковер-самолет», использующий энергию солнца, окружен ковром из трав
© egreen
Лаванда и оливы – символы средиземноморья
© H. Pangalou and Associates Landscape Architects

Греческая Национальная Опера расположена под террасой на крыше (около 6 950 м ²), упомянутой выше, и имеет два мультимедийных концертных зала – самых современных с точки зрения звуковых и сценических технологий. Вестибюль объединяет все 6 этажей Национальной оперы, а вход на первый этаж находится на «Агоре», открытом пространстве, примыкающем к каналу. Вход в Национальную библиотеку Греции также находится в пределах этого здания. Национальная библиотека спроектирована как прозрачное пространство, которое делает знания доступными для всех. По этой причине пользование компьютерами, доступом в Интернет и учебными программами является бесплатным.
В комплексе также размещается парковка с 1 000 мест (площадь крыши приблизительно 8 950 м ²), также замаскированная пышной растительностью.
Высшей точкой парка является большая терраса на крыше с лестницей, под которой находится Национальная опера
© SNFCC / Yiorgis Yerolymbos

Основой кровли служило бетонное основание с уклоном 5°. Гидроизоляцию обеспечивала битумная мембрана, устойчивая к прорастанию корней. Системы ZinCo немного отличались на разных зданиях. Крыши Оперы и Библиотеки являются инверсионными.

Для крыши Оперы использовался Stabilodrain® SD 30, так как на ней располагается высокая терраса и к кровельному «пирогу» предъявляются особые требования – например, особая устойчивость к механическим нагрузкам.

Первый слой после термоизоляции – паропроницаемая разделительная мембрана TGV 21, второй состоит из элементов Stabilodrain® размером 1*2 м, далее – чистый бесшовный слой бетона.
Для растений – прежде всего, разнообразных трав, на инверсионных крышах использовалась система Floradrain® из-за ее отличной способности накапливать воду, что очень важно для полуинтенсивных «зеленых» крыш. Над элементами Floradrain® располагалось 15-18 см почвенного субстрата, который был подготовлен греческим партнером ZinCo – компанией egreen.

Stabilodrain® and Floradrain® обспечивают отличный дренаж везде, даже под пешеходными дорожками при обильных осадках.
Protectodrain® PD 250 обеспечивает отличную защиту кровельной мембраны
© Pangalou and Associates Landscape Architects

Protectodrain® PD 250 использовался на крыше парковки. Этот твердый, мощный дренажный элемент стал отличным решением, когда его установка завершилась – крыша парковки стала доступна для тяжелой строительной техники. Глубина почвенного субстрата для посадки олив составила 40 см, еще 40 см занял слой Zincolit® Plus. Транспортировка и разравнивание таких больших объемов субстрата облегчались использованием колесных автопогрузчиков.

Для необходимой ирригации для всех зеленых зон используется система капельного орошения. В парке высажено 1450 новых деревьев и 280000 кустарников.
Guard Rail Base GB ограждение смонтировано без сквозных отверстий в кровельном «пироге»

Компания ZinCo предложила также лучшее техническое решение по обеспечению безопасности на кровлях. Базовые элементы Guard Rail Base GB интегрируются в состав кровельного «пирога» без сквозных отверстий и не ставят под угрозу герметичность кровли. Они удерживаются на месте под воздействием веса субстрата и растений. Сами ограждения, спроектированные лично Ренцо Пиано, крепятся к базовым элементам. Также эти основания могут быть использованы для системы Fallnet® Rail. Человек может закрепить на них свое личное страховочное оборудование и безопасно работать на краю крыши.
Как только строительные работы закончились, временный строительный рельс на краю крыши был удален. После этого безопасное обслуживание и эксплуатацию кровли обеспечивает система Fallnet® Rail
© egreen
Материал предоставлен компанией «ЦинКо РУС»

Поставщики, технологии

Компания «ЦинКо РУС» («ZinCo»)
Архитектор:
Ренцо Пьяно
Проект:
Культурный центр Фонда Ставроса Ниархоса
Греция, Афины

2008 — 6.2011 / 2012 — 2016

21 Июля 2019

Компания «ЦинКо РУС» («ZinCo»): другие статьи и новости
Крыши города-сада
Главная особенность будущего района Гамбурга Oberbillwerder – насыщенность городской среды и взаимодействие с природным окружением. Не последнюю роль в создании «образцового города» играют крыши, на которых разместятся сады, игровые площадки и общественные пространства.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.