WAF 2022: строить мосты

Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Выбор жюри указывает на важность взаимодействия людей друг с другом и опытом прошлого: победила реконструкция офисной башни, маршрут-мост и программа восстановления традиционного ландшафта. Рассказываем о проектах, взявших гран-при, а также приводим комментарии очевидцев, добравшихся до фестиваля.

mainImg

Всемирный фестиваль архитектуры, которому в этом году исполнилось уже 15 лет, после пандемии коронавируса впервые вышел в оффлайн – в Лиссабоне, под девизом «Вместе». Правда, без России. В шорт-лист попало 420 проектов из 50 стран, среди них три работы бюро Tchoban Voss Architekten Berlin. Следующий фестиваль пройдет в Сингапуре. 

Ознакомиться с победителями всех категорий можно здесь, а мы даем слово очевидцам и коротко рассказываем о проектах, взявших гран-при.

cic =

Сергей Чобан, Tchoban Voss Architekten Berlin

WAF проходил так, как обычно. Большой зал с павильонами для отдельных разделов в Экспоцентре на побережье в Лиссабоне. Прекрасный город, хорошая организация, интересные доклады. Много работ из Великобритании, Нидерландов, Северной Америки, Австралии, Китая.

Были представлены многие известные бюро. Большое внимание уделялось экологии, деревянным конструкциям, префабрикации. Приятно удивило, что жюри часто спрашивало докладчиков, как здание будет стареть, выглядеть через много лет.

Я был на нескольких докладах коллег, поразило качество реализации музея во Франции Фостера, больницы, которая заняла первое место в своей номинации – высочайший уровень продуманности всех деталей.
Виктория Гавалиди, Георгиос Гавалидис, GAFA:
zooming

«Фестиваль в этом году, к сожалению, был без России, русских коллег на фестивале, соответственно, встречалось крайне мало… Тем не менее WAF держит высокую планку, проекты, как всегда, поражают сложностью, масштабом, уникальным контекстом и технологичностью.

Абсолютная звезда фестиваля, Питер Кук, рассказывал увлекательные и гениальные истории о творческом подходе и пути с характерным для него английским юмором и словесными каламбурами. В общем, посмеялись, вдохновились и даже успели урвать его книгу, которую он любезно подписывал всем желающим.

Для нас особенно захватывающим моментом была защита проектов сильных архитектурных команд из Китая, Австралии, Англии, где высокий уровень идеологии сочетается с высочайшим качеством реализации. Также интересно было узнать о запросах и архитектурных трендах менее представленных на фестивале стран, таких как Иран, Турция, Индонезия, в которых по-прежнему сильна традиционность.

Поразили ландшафтные проекты: большинство из них были представлены азиатскими странами, представители которых тоже в очень небольшом количестве доехали до Лиссабона и защищались онлайн».
cic =

Амир Идиатулин, IND architects

Впечатлений много. Во-первых, в архитектурную повестку вернулась тема красоты, которую долгое время игнорировали. Вспомните высказывания Рема Колхаса в интервью «Известиям» 2002 года, где он говорит, что «эстетический аспект тривиален» и что «архитектура ХХ века интересна как раз тем, что игнорировала такие понятия, как красота и гармония». Или Питера Айзенмана, который в 2009 году в интервью «Архитектурному вестнику» заявляет: «Не уверен, что я понимаю, что такое красота… Я никогда не пытаюсь сделать что-то красивое».

Витрувианская формула снова становится актуальной. При этом, что немаловажно, к триаде добавилась еще экоустойчивость. Витрувий о ней, понятное дело, в I веке до н.э. не думал, потому что незачем было – антропогенная нагрузка на природу в то время было минимальной, проблема загрязнения окружающей среды вообще не стояла. Но теперь все иначе. 

Неудобный момент для поборников «зеленой архитектуры» в том, что большинство проектов, которые позиционируются как экоустойчивые, которые, возможно, даже хорошо сделаны и продуманы, весьма некрасивы. И по всей видимости, международное профессиональное сообщество приходит к пониманию, что все-таки нужен баланс между модным и эстетичным.

Во-вторых, отметил для себя, что очень много классных проектов образовательных учреждений – школ, университетов. Особенно это касается проектов из США. То есть западные государства понимают важнность архитектуры с точки зрения воспитания вкуса и привлечения кадров. И дело тут не только в той самой красоте, но и в функциональной программе образовательных институций. У нас днем с огнем не сыщешь университет, при котором есть, например, центр прототипирования робототехники. А в США это уже реальность. Нам определенно есть куда расти.

Источник: телеграм-канал «Тот самый INDтулин».

 

Здание года

Quay Quarter Tower, Сидней
3XN 

Quay Quarter Tower, 3XN
© Phil Noller

Небоскреб Quay Quarter Tower высотой чуть за 200 метров, расположившийся напротив Сиднейской оперы, – это грандиозная реконструкция, осуществление которой потребовало восемь лет. Датские архитекторы из 3XN работали с офисной башней 1976 года: сохранив примерно 2/3 конструктива, они нарастили объемы с северной стороны и тем самым улучшили видовые характеристики, затенили прилегающие улицы и увеличили площадь рабочих пространств на 45 000 м2. Первые уровни здания ориентированы на оживленную Янг-стрит и Сиднейский мост, а верхние блоки постепенно разворачиваются на восток, в сторону гавани, ботанического сада и оперы.
  • zooming
    Quay Quarter Tower, 3XN
    ©Fred Holt
  • zooming
    Quay Quarter Tower, 3XN
    © Phil Noller

Внутри здание устроено как «вертикальная деревня». У каждого из пяти блоков есть атриум с захватывающим видом и выходом на террасу – это место для отдыха, неформального общения и спонтанных знакомств. Уровни объединяет винтовая лестница, а все вместе атриумы создают подобие «социальной сети». Развитый двухуровневый стилобат подключает здание к жизни улицы: здесь располагаются кафе и магазины, а также общественный парк, столь необходимый в этой плотной части города. 
Quay Quarter Tower, 3XN
© Martin Siegner
Победители категорий в номинации «Постройка»
  • zooming
    1 / 18
    RELIGION: The Chapel of St. Peter
    © Stevens Lawson Architects
  • zooming
    2 / 18
    CULTURE: Sara Culture Centre
    White Arkitekter AB © Jonas Westling
  • zooming
    3 / 18
    HOUSING: ras houses
    Sanjay Puri Architects ©Mr Dinesh Mehta
  • zooming
    4 / 18
    HOUSE & VILLA (URBAN/SUBURBAN): Villa B
    OOPEAA Office for Peripheral Architecture © Marc Goodwin
  • zooming
    5 / 18
    SHOPPING: ganghui tiandi
    © JZFZ Architectural Design Co.,Ltd
  • zooming
    6 / 18
    HOUSE and VILLA: The Flowing Garden
    More Than Arch Studio © Chao Zhang
  • zooming
    7 / 18
    MIXED USE_80 Collins
    © Woods Bagot
  • zooming
    8 / 18
    HIGHER EDUCATION AND RESEARCH: Auditorium Building
    © URBA Architects and Urban Designers
  • zooming
    9 / 18
    SPORT: SoFi Stadium
    HKS © Nic Lehoux
  • zooming
    10 / 18
    HEALTH: 17th Ave Clinic
    5468796 Architecture © James Brittain Photography
  • zooming
    11 / 18
    HEALTH: The Alder Centre
    Allford Hall Monaghan Morris © Timothy Soar, Rob Parrish
  • zooming
    12 / 18
    SCHOOL: Meadowbank Hall
    Woods Bagot ©Trevor Mein
  • zooming
    13 / 18
    PRODUCION ENERGY AND RECYCLING: Agrotopia
    van Bergen Kolpa architects + META architectuurbureau ©Filip Dujardin.jpg
  • zooming
    14 / 18
    NEW AND OLD: British Academy of Film & Television Arts (BAFTA) Headquarters
    Benedetti Architects © Luca Piffaretti
  • zooming
    15 / 18
    TRANSPORT: Paddington Elizabeth Line station
    Weston Williamson + Partners © Morley von Sternberg
  • zooming
    16 / 18
    CIVIC AND COMMUNITY: Denis Goldberg House of Hope
    noero architects © Paris Brummer
  • zooming
    17 / 18
    DISPLAY: Digital Phyllotaxy
    Jason Bruges Studio © Giraffe Pictures
  • zooming
    18 / 18
    HOTEL AND LEISURE: ANNA Stay (Model 2022)
    © ANNA

Проект года

Путь меты, Тегеран
CAATStudio (Kamboozia Architecture and Design Studio)

Dream Pathway
© CAATStudio (Kamboozia Architecture and Design Studio)

Проект призван улучшить связи между новым спортивным парком в центральной части Тегерана и исторической улицей Вали-Аср. Для территории парка архитекторы предложили многоярусную пространственную структуру, которая объединит пешеходные и велосипедные маршруты с рядом платформ – их функцию предстоит определить в диалоге с местным сообществом. Со стороны входа в парк на нижнем уровне этой структуры размещается визит-центр с книжным магазином и кафе.

Преодолевая бульвар Нельсона Манделы эффектной полупетлей пандуса, маршрут внедряется в кварталы улицы Ганди и тянется до улицы Вали-Аср. Там «тропинка» расширяется, переходя в площадь с культурным центром и автобусной остановкой. 

Общая длина маршрута – 1,5 километра. Любопытно, что работа участвовала в конкурсе, где заняла второе место. 
Dream Pathway
© CAATStudio (Kamboozia Architecture and Design Studio)
Dream Pathway
© CAATStudio (Kamboozia Architecture and Design Studio)
Победители категорий в номинации «Проект»
  • zooming
    1 / 11
    CULTURE: Muscowpetung Powwow Arbour
    © Oxbow Architecture Inc. & Richard Kroeker
  • zooming
    2 / 11
    EDUCATION: New School in Sundby
    © skala architecture & Henning Larsen Architects
  • zooming
    3 / 11
    COMMERCIAL MIXED-USE: 330 Gray′s Inn Road
    © Allford Hall Monaghan Morris
  • zooming
    4 / 11
    OFFICE: Lansdowne House
    Allford Hall Monaghan Morris © Secchi Smith
  • zooming
    5 / 11
    HEALTH: Oriel
    © AECOM, Penoyre & Prasad and White Arkitekter
  • zooming
    6 / 11
    HOUSE: Iranzamin Villa
    © FMZD
  • zooming
    7 / 11
    RESIDENTIAL: Robin Wood
    © Marc Koehler Architects and ANA Architecten
  • zooming
    8 / 11
    LEISURE AND DEVELOPMENT: Chengdu Hyperlane
    © Aedas
  • zooming
    9 / 11
    MASTERPLANNING: Downsview Framework Plan
    Henning Larsen, KPMB Architects, SLA Architects, Urban Strategies
  • zooming
    10 / 11
    CIVIC: Leidarhofdi Community Park
    © sastudio+HJARK+Landmotun
  • zooming
    11 / 11
    INFRASTRUCTURE: North East Link
    © Warren and Mahoney, BKK Architects and Taylor Cullity Lethlean, Greenaway Architects and Greenshoot Consulting

Ландшафт года

Сохранение и восстановление ландшафта деревни Гаодан
 
SHANCUN Atelier School of Architecture Tsinghua Univiersity + Anshun Institute of Architectural Design
Preservation and Rehabilitation of Rural Landscape of Gaodang
© Anshun Institute of Architectural Design

Гаодан – затерявшаяся в горнах провинции Гуйчжоу деревня, в которой проживает этническое меньшинство буйи (buyi). С 2015 года здесь реализуется программа, направленная на преодоление экологической и экономической деградации, беспорядочного строительства, ухудшение качества жилья и ослабления сплоченности общества. Все это – с помощью ландшафтной архитектуры. Программа учитывает хрупкость экосистемы карстовых горных массивов, своеобразие ландшафта, историческое наследие деревни и потребности современных жителей.

Архитекторы искали баланс между природой и антропогенной средой. За годы действия программы удалось рекультивировать заброшенные рисовые поля, воссоздать карстовый пастбищный ландшафт и утвердить новую пространственную схему развития села. Также в Гаодане появился Путь Памяти: небольшой маршрут, объединяющий важные точки – площадь у общественного центра, смотровые площадки и руины крепости на вершине горы. Реконструкцию домов проводили с учетом особенностей климата: в этом регионе часто опускается туман, а зима очень влажная. На всех этапах работ использовались местные материалы и растения.
  • zooming
    1 / 4
    Preservation and Rehabilitation of Rural Landscape of Gaodang
    © SHANCUN Atelier
  • zooming
    2 / 4
    Preservation and Rehabilitation of Rural Landscape of Gaodang
    © Anshun Institute of Architectural Design
  • zooming
    3 / 4
    Site Plan. Preservation and Rehabilitation of Rural Landscape of Gaodang
    © Anshun Institute of Architectural Design
  • zooming
    4 / 4
    RURAL: Preservation and Rehabilitation of Rural Landscape of Gaodang
    © Anshun Institute of Architectural Design
Победители категорий в номинации «Ландшафт»
URBAN: Revitalization of Rasulbagh Children′s Park
© SHATOTTO architecture for green living

05 Декабря 2022

Похожие статьи
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Стеклянные грани
Продолжаем публиковать проекты, награжденные «Золотой капителью». В облике новосибирского ТЦ «Грани» не сразу читается функция торгового центра, так что жюри поупражнялось, придумывая ему прозвища: от динозавра до ёжика.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Ровесники Древолюции
В этом году Древолюции – 20 лет, и многим ее участникам – примерно столько же. Главное же юбилейное новшество заключается в том, что практикум работал в деревне, отчасти – по заказу ее жителей. В Дмитровском, рядом с заводом «Обло», появилась летняя сцена, смотровая башня, мостки и прочая деревянная «паутина». Всех, как всегда, судило жюри.
Разгадка Ребуса
Публикуем проекты победителей и финалистов смотра-конкурса «Лучшие практики девелопмента в историческом центре: Концепции (стратегии) развития», итоги которого подвели на форуме «Ребус» в Казани. Лучшим признали проект реконструкции Красноярского театра от Wowhaus, причем (sic!) за сохранение модернистского здания. Спойлер: проект неплохой, но в нем не сохраняют старое здание.
Город беспилотных автомобилей
Архитектурная лаборатория SA lab в коллаборации с промышленным дизайнером Santiago Sánchez победила в международном конкурсе HACKCITY 100 MOVING PIXELS. Перед участниками стояла задача создать прототип города на основе ста беспилотных автомобилей.
Три стихии плюс
Проект, занявший 3 место на конкурсе по реконструкции театра оперы и балета имени Хворостовского, разработан консорициумом красноярского бюро А2 и московского МВ-Проект. Он, как и два предыдущих, сохраняет стены зала и коробки сцены, существенно обстраивая и расширяя театр. Основная тема – соединение трех, а на самом деле четырех стихий, это: камень, вода (стекло), воздух (металл) и дерево сибирское. Театр получает 3-ярусную подземную парковку, а расширяется в длину и в высоту, ради сохранения видовых лучей в сторону Николаевской сопки.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Сохраняя равновесие
Подведены итоги специальной номинации «Кирпичного конкурса» от журнала «Проект Балтия» и компании Архитайл. Участники работали над фасадами первых этажей нескольких зданий жилого комплекса «А101 Лаголово» в Ленинградской области.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Призрак города
Среди конкурсных проектов на въездной знак для южного въезда в Дербент нашим читателям больше всего понравится проект TOBE architects. Нам он тоже понравился и мы решили рассмотреть его чуть детальнее.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.