Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Выбор жюри указывает на важность взаимодействия людей друг с другом и опытом прошлого: победила реконструкция офисной башни, маршрут-мост и программа восстановления традиционного ландшафта. Рассказываем о проектах, взявших гран-при, а также приводим комментарии очевидцев, добравшихся до фестиваля.
Всемирный фестиваль архитектуры, которому в этом году исполнилось уже 15 лет, после пандемии коронавируса впервые вышел в оффлайн – в Лиссабоне, под девизом «Вместе». Правда, без России. В шорт-лист попало 420 проектов из 50 стран, среди них три работы бюро Tchoban Voss Architekten Berlin. Следующий фестиваль пройдет в Сингапуре.
Ознакомиться с победителями всех категорий можно здесь, а мы даем слово очевидцам и коротко рассказываем о проектах, взявших гран-при.
Сергей Чобан, Tchoban Voss Architekten Berlin
WAF проходил так, как обычно. Большой зал с павильонами для отдельных разделов в Экспоцентре на побережье в Лиссабоне. Прекрасный город, хорошая организация, интересные доклады. Много работ из Великобритании, Нидерландов, Северной Америки, Австралии, Китая.
Были представлены многие известные бюро. Большое внимание уделялось экологии, деревянным конструкциям, префабрикации. Приятно удивило, что жюри часто спрашивало докладчиков, как здание будет стареть, выглядеть через много лет.
Я был на нескольких докладах коллег, поразило качество реализации музея во Франции Фостера, больницы, которая заняла первое место в своей номинации – высочайший уровень продуманности всех деталей.
Виктория Гавалиди, Георгиос Гавалидис, GAFA:
«Фестиваль в этом году, к сожалению, был без России, русских коллег на фестивале, соответственно, встречалось крайне мало… Тем не менее WAF держит высокую планку, проекты, как всегда, поражают сложностью, масштабом, уникальным контекстом и технологичностью.
Абсолютная звезда фестиваля, Питер Кук, рассказывал увлекательные и гениальные истории о творческом подходе и пути с характерным для него английским юмором и словесными каламбурами. В общем, посмеялись, вдохновились и даже успели урвать его книгу, которую он любезно подписывал всем желающим.
Для нас особенно захватывающим моментом была защита проектов сильных архитектурных команд из Китая, Австралии, Англии, где высокий уровень идеологии сочетается с высочайшим качеством реализации. Также интересно было узнать о запросах и архитектурных трендах менее представленных на фестивале стран, таких как Иран, Турция, Индонезия, в которых по-прежнему сильна традиционность.
Поразили ландшафтные проекты: большинство из них были представлены азиатскими странами, представители которых тоже в очень небольшом количестве доехали до Лиссабона и защищались онлайн».
Амир Идиатулин, IND architects
Впечатлений много. Во-первых, в архитектурную повестку вернулась тема красоты, которую долгое время игнорировали. Вспомните высказывания Рема Колхаса в интервью «Известиям» 2002 года, где он говорит, что «эстетический аспект тривиален» и что «архитектура ХХ века интересна как раз тем, что игнорировала такие понятия, как красота и гармония». Или Питера Айзенмана, который в 2009 году в интервью «Архитектурному вестнику» заявляет: «Не уверен, что я понимаю, что такое красота… Я никогда не пытаюсь сделать что-то красивое».
Витрувианская формула снова становится актуальной. При этом, что немаловажно, к триаде добавилась еще экоустойчивость. Витрувий о ней, понятное дело, в I веке до н.э. не думал, потому что незачем было – антропогенная нагрузка на природу в то время было минимальной, проблема загрязнения окружающей среды вообще не стояла. Но теперь все иначе.
Неудобный момент для поборников «зеленой архитектуры» в том, что большинство проектов, которые позиционируются как экоустойчивые, которые, возможно, даже хорошо сделаны и продуманы, весьма некрасивы. И по всей видимости, международное профессиональное сообщество приходит к пониманию, что все-таки нужен баланс между модным и эстетичным.
Во-вторых, отметил для себя, что очень много классных проектов образовательных учреждений – школ, университетов. Особенно это касается проектов из США. То есть западные государства понимают важнность архитектуры с точки зрения воспитания вкуса и привлечения кадров. И дело тут не только в той самой красоте, но и в функциональной программе образовательных институций. У нас днем с огнем не сыщешь университет, при котором есть, например, центр прототипирования робототехники. А в США это уже реальность. Нам определенно есть куда расти.
Небоскреб Quay Quarter Tower высотой чуть за 200 метров, расположившийся напротив Сиднейской оперы, – это грандиозная реконструкция, осуществление которой потребовало восемь лет. Датские архитекторы из 3XN работали с офисной башней 1976 года: сохранив примерно 2/3 конструктива, они нарастили объемы с северной стороны и тем самым улучшили видовые характеристики, затенили прилегающие улицы и увеличили площадь рабочих пространств на 45 000 м2. Первые уровни здания ориентированы на оживленную Янг-стрит и Сиднейский мост, а верхние блоки постепенно разворачиваются на восток, в сторону гавани, ботанического сада и оперы.
Внутри здание устроено как «вертикальная деревня». У каждого из пяти блоков есть атриум с захватывающим видом и выходом на террасу – это место для отдыха, неформального общения и спонтанных знакомств. Уровни объединяет винтовая лестница, а все вместе атриумы создают подобие «социальной сети». Развитый двухуровневый стилобат подключает здание к жизни улицы: здесь располагаются кафе и магазины, а также общественный парк, столь необходимый в этой плотной части города.
Проект призван улучшить связи между новым спортивным парком в центральной части Тегерана и исторической улицей Вали-Аср. Для территории парка архитекторы предложили многоярусную пространственную структуру, которая объединит пешеходные и велосипедные маршруты с рядом платформ – их функцию предстоит определить в диалоге с местным сообществом. Со стороны входа в парк на нижнем уровне этой структуры размещается визит-центр с книжным магазином и кафе.
Преодолевая бульвар Нельсона Манделы эффектной полупетлей пандуса, маршрут внедряется в кварталы улицы Ганди и тянется до улицы Вали-Аср. Там «тропинка» расширяется, переходя в площадь с культурным центром и автобусной остановкой.
Общая длина маршрута – 1,5 километра. Любопытно, что работа участвовала в конкурсе, где заняла второе место.
Гаодан – затерявшаяся в горнах провинции Гуйчжоу деревня, в которой проживает этническое меньшинство буйи (buyi). С 2015 года здесь реализуется программа, направленная на преодоление экологической и экономической деградации, беспорядочного строительства, ухудшение качества жилья и ослабления сплоченности общества. Все это – с помощью ландшафтной архитектуры. Программа учитывает хрупкость экосистемы карстовых горных массивов, своеобразие ландшафта, историческое наследие деревни и потребности современных жителей.
Архитекторы искали баланс между природой и антропогенной средой. За годы действия программы удалось рекультивировать заброшенные рисовые поля, воссоздать карстовый пастбищный ландшафт и утвердить новую пространственную схему развития села. Также в Гаодане появился Путь Памяти: небольшой маршрут, объединяющий важные точки – площадь у общественного центра, смотровые площадки и руины крепости на вершине горы. Реконструкцию домов проводили с учетом особенностей климата: в этом регионе часто опускается туман, а зима очень влажная. На всех этапах работ использовались местные материалы и растения.
Preservation and Rehabilitation of Rural Landscape of Gaodang