Проектирование школ и детских садов – не менее ответственная задача. Сейчас уже достаточно много говорят о новых, современных образовательных пространствах; Брусника не отстает от трендов. В этой подборке – одна школа и один детский сад. Они расположены в разных городах: в Новосибирске и в подмосковном Видном, но их архитектурные решения ощутимо родственны, поскольку откликаются на современные подходы к педагогике, помещающей в центр субъектность ребенка – то есть его способность к самоопределению, независимости и конструктивному взаимодействию. Кроме того, оба здания достаточно необычны для российского контекста как с точки зрения пространственной и функциональной организации, так и визуально.
Школа: элегантность ratio
Здание школы, чье строительство сейчас близится к завершению, относится к крупному проекту Брусники – району «Европейский берег» в Новосибирске. В нем уже построено 28 домов, строится еще 8. Школа рассчитана на 825 учеников и задумана как сердце района: она располагается на пересечении двух его значимых улиц и хорошо видна со многих точек. Стадион и территория школы будут доступны для жителей микрорайона.
Объемная композиция нетипична – как для советских типовых зданий: П-образных или Н-образных в плане, – так и, строго говоря, для новых российских школ, среди которых популярны здания со «звездчатым» планом и кольцевидные, с круглым двором. Каждый из вариантов объемно-пространственного построения обладает своими преимуществами, однако авторы новосибирской школы, архитекторы роттердамского бюро SVESMI, выбрали иной путь: здание собрано в компактный 4-этажный параллелепипед.
Основой для построения пространства внутри стало принципиальное организационное решение – авторы и заказчики отказались от традиционного деления на специализированные аудитории, сгруппировав помещения по кластерам, их четыре: медиа и арт, спортивный, естественно-научный и технологический. Классы-аудитории тем не менее есть, они сгруппированы по внешнему контуру трех светлых фасадов; на север выходят малый спортзал, столовая, администрация и техпомещения, а также арт-, медиа и технологический кластеры.
Классы спланированы гибко и многофункционально, немалую роль в этом сыграли подвижные перегородки и легкая мебель, допуская разные виды расстановки – вместо традиционных рядов парт.
В параллелепипеде школы – два ядра с крупными, прозрачными зенитными фонарями – стеклянными кровлями на тонком деревоклееном каркасе: большой спортзал, чье пространство объединяет два верхних этажа, и «четырехсветный» атриум с амфитеатром. Оба они освещают прилегающие пространства интерьеров школы, прежде всего коридоры, естественным светом, поскольку стены спортзала снабжены большими окнами, а атриум окружен открытыми галереями. Аудитории, в свою очередь, тоже выходят в коридоры стеклянными стенами, так что весь интерьер школы в разной степени «пропитан» естественным светом, как снаружи, из фасадных окон, так и изнутри, из зенитных фонарей.
Атриум с амфитеатром – безусловно главное общественное пространство, «сердце школы», он берет на себя функции актового зала для разнообразных школьных мероприятий, от торжественных заседаний до кинопоказов, концертов и спектаклей – и в то же время служит своего рода внутренней площадью или крытым двором, где можно встречаться, общаться, читать, играть, проводить перемены.
Подходя к атриуму, все коридоры превращаются в галереи, причем, особенно в нижних ярусах, стен – минимум: каркас бетонных колонн по-модернистски открыт и представляет собой этакий корбюзеанский «лес» колонн. В результате пространство просматривается отсюда почти целиком, «на просвет»: видны и прилегающие помещения, и, в частности, лестницы, дублирующие амфитеатр в галерее-коридоре.
В пространстве первого яруса атриум также связан со столовой и музыкальным залом: эти два помещения выходят на фасады гранеными стеклянными «эркерами», свет из них, снаружи, сливается со светом изнутри, из крытого двора. В каждой из стеклянных стен также устроены отдельные входы – так что можно будет, к примеру, войти в столовую и свободно пройти через нее в атриум, что призвано обеспечить связность пространств и разнообразие возможных путей.
Через стеклянную стену за уступом сцены виден рояль музыкального класса – его можно будет использовать как для уроков, так и для концертов.
Учительская также задумана как административный openspace – ее видно через стеклянные перегородки из атриума.
Важным элементом этой ясной, проницаемой и, напомним, многофункциональной структуры становятся угловые лестницы, решенные, если говорить о типологии школьных зданий, очень необычно. Они одинаковы, но повернуты под углом 90° к соседним, и таким образом «кружатся» по часовой стрелке. Каждая лестница в плане вписана в прямоугольник, но уступает чуть меньше половины пространства глубокой «складке» фасадной стены – так возникает прямоугольный треугольник, малый катет которого раскрыт к коридорам и галереям школы, острый угол обращен вовне и скруглен, а гипотенуза испещрена небольшими окнами.
Вверху складки лестничных стен выступают над кровлей, обрамляя контур зенитных фонарей и рифмуясь с ним. Все изгибы соразмерны и сдержанны, в их числе и S-образные контуры портала главного входа, – все они сглаживают резкие линии, оформляя простой объем параллелепипеда.
Получается похоже и на башни средневекового, а говоря точнее ренессанского замка, и – еще больше – на столь же романтическое здание московского Палеонтологического музея, знаменитого памятника периода брутализма.
На романтическую тему хорошо работает облицовка фасадов кирпичом сдержанного коричнево-терракотового оттенка, пестрого в духе живописной «баварской кладки». Часы на пластичной стене главного входного портала тоже рождают исторические ассоциации, но уже не столько с замком, сколько с городской ратушей, все же школа это мини-город для ее учеников. Впрочем, крупная сетка широких окон, призванных дать интерьеру максимум естественного света, подчеркивают современность решения и «лайтовость» всех аллюзий.
Заметим, что сетка фасадов – производная от ритмической структуры главного атриума, где, в свою очередь, раскрыты колонны конструктивного каркаса; архитектурное решение, таким образом, «честно» выстроено по знаменитому принципу «изнутри – наружу».
Честность каркаса и терракотовую натуральность кирпичной облицовки поддерживает решение интерьеров – здесь также используются естественные материалы: дерево, бетон, мебель теплых спокойных оттенков от желтого до умеренно-оранжевого. И между тем цветовое решение привязано к функции и выражает ее через себя – так, оба спортивных зала прохладно-черные; в библиотеке и медиа-кластере большую роль также играют черные полки и черные стены, на которых так удобно писать мелом. Стойка ресепшн, напротив, белая, стены музыкального и танцевального класса покрыты акустическими панелями из светлого шпона.
Во дворе школы классические спортивные и игровые площадки дополнены зелеными склонами с деревянными настилами для сидения и модульными павильонами, где ученики, в частности, смогут работать над домашним заданием на открытом воздухе. Их дополняют две террасы, примыкающие к стеклянным стенам столовой и музыкального класса.
Объемная композиция нетипична – как для советских типовых зданий: П-образных или Н-образных в плане, – так и, строго говоря, для новых российских школ, среди которых популярны здания со «звездчатым» планом и кольцевидные, с круглым двором. Каждый из вариантов объемно-пространственного построения обладает своими преимуществами, однако авторы новосибирской школы, архитекторы роттердамского бюро SVESMI, выбрали иной путь: здание собрано в компактный 4-этажный параллелепипед.
Основой для построения пространства внутри стало принципиальное организационное решение – авторы и заказчики отказались от традиционного деления на специализированные аудитории, сгруппировав помещения по кластерам, их четыре: медиа и арт, спортивный, естественно-научный и технологический. Классы-аудитории тем не менее есть, они сгруппированы по внешнему контуру трех светлых фасадов; на север выходят малый спортзал, столовая, администрация и техпомещения, а также арт-, медиа и технологический кластеры.
Классы спланированы гибко и многофункционально, немалую роль в этом сыграли подвижные перегородки и легкая мебель, допуская разные виды расстановки – вместо традиционных рядов парт.
В параллелепипеде школы – два ядра с крупными, прозрачными зенитными фонарями – стеклянными кровлями на тонком деревоклееном каркасе: большой спортзал, чье пространство объединяет два верхних этажа, и «четырехсветный» атриум с амфитеатром. Оба они освещают прилегающие пространства интерьеров школы, прежде всего коридоры, естественным светом, поскольку стены спортзала снабжены большими окнами, а атриум окружен открытыми галереями. Аудитории, в свою очередь, тоже выходят в коридоры стеклянными стенами, так что весь интерьер школы в разной степени «пропитан» естественным светом, как снаружи, из фасадных окон, так и изнутри, из зенитных фонарей.
Атриум с амфитеатром – безусловно главное общественное пространство, «сердце школы», он берет на себя функции актового зала для разнообразных школьных мероприятий, от торжественных заседаний до кинопоказов, концертов и спектаклей – и в то же время служит своего рода внутренней площадью или крытым двором, где можно встречаться, общаться, читать, играть, проводить перемены.
Подходя к атриуму, все коридоры превращаются в галереи, причем, особенно в нижних ярусах, стен – минимум: каркас бетонных колонн по-модернистски открыт и представляет собой этакий корбюзеанский «лес» колонн. В результате пространство просматривается отсюда почти целиком, «на просвет»: видны и прилегающие помещения, и, в частности, лестницы, дублирующие амфитеатр в галерее-коридоре.
В пространстве первого яруса атриум также связан со столовой и музыкальным залом: эти два помещения выходят на фасады гранеными стеклянными «эркерами», свет из них, снаружи, сливается со светом изнутри, из крытого двора. В каждой из стеклянных стен также устроены отдельные входы – так что можно будет, к примеру, войти в столовую и свободно пройти через нее в атриум, что призвано обеспечить связность пространств и разнообразие возможных путей.
Через стеклянную стену за уступом сцены виден рояль музыкального класса – его можно будет использовать как для уроков, так и для концертов.
Учительская также задумана как административный openspace – ее видно через стеклянные перегородки из атриума.
Важным элементом этой ясной, проницаемой и, напомним, многофункциональной структуры становятся угловые лестницы, решенные, если говорить о типологии школьных зданий, очень необычно. Они одинаковы, но повернуты под углом 90° к соседним, и таким образом «кружатся» по часовой стрелке. Каждая лестница в плане вписана в прямоугольник, но уступает чуть меньше половины пространства глубокой «складке» фасадной стены – так возникает прямоугольный треугольник, малый катет которого раскрыт к коридорам и галереям школы, острый угол обращен вовне и скруглен, а гипотенуза испещрена небольшими окнами.
Вверху складки лестничных стен выступают над кровлей, обрамляя контур зенитных фонарей и рифмуясь с ним. Все изгибы соразмерны и сдержанны, в их числе и S-образные контуры портала главного входа, – все они сглаживают резкие линии, оформляя простой объем параллелепипеда.
Получается похоже и на башни средневекового, а говоря точнее ренессанского замка, и – еще больше – на столь же романтическое здание московского Палеонтологического музея, знаменитого памятника периода брутализма.
На романтическую тему хорошо работает облицовка фасадов кирпичом сдержанного коричнево-терракотового оттенка, пестрого в духе живописной «баварской кладки». Часы на пластичной стене главного входного портала тоже рождают исторические ассоциации, но уже не столько с замком, сколько с городской ратушей, все же школа это мини-город для ее учеников. Впрочем, крупная сетка широких окон, призванных дать интерьеру максимум естественного света, подчеркивают современность решения и «лайтовость» всех аллюзий.
Заметим, что сетка фасадов – производная от ритмической структуры главного атриума, где, в свою очередь, раскрыты колонны конструктивного каркаса; архитектурное решение, таким образом, «честно» выстроено по знаменитому принципу «изнутри – наружу».
Честность каркаса и терракотовую натуральность кирпичной облицовки поддерживает решение интерьеров – здесь также используются естественные материалы: дерево, бетон, мебель теплых спокойных оттенков от желтого до умеренно-оранжевого. И между тем цветовое решение привязано к функции и выражает ее через себя – так, оба спортивных зала прохладно-черные; в библиотеке и медиа-кластере большую роль также играют черные полки и черные стены, на которых так удобно писать мелом. Стойка ресепшн, напротив, белая, стены музыкального и танцевального класса покрыты акустическими панелями из светлого шпона.
Во дворе школы классические спортивные и игровые площадки дополнены зелеными склонами с деревянными настилами для сидения и модульными павильонами, где ученики, в частности, смогут работать над домашним заданием на открытом воздухе. Их дополняют две террасы, примыкающие к стеклянным стенам столовой и музыкального класса.
Детский сад: рост и познание
Он спроектирован для «Первого квартала» – среднеэтажного комплекса из шести корпусов, который Брусника строит недалеко от города-спутника Москвы Видное, и рассчитан на 280 детей от полутора до семи лет. После завершения строительства ДОУ планируется передать городу.Здание детского сада, спроектированное другим голландским бюро – LEVS architecten, развивает, в целом, те же принципы, что и новосибирская школа SVESMI. Его объем компактен, сдержанно варьирует уступы и выступы, и облицован кирпичом, позволяя себе в качестве декора лишь рельефную кладку. В отличие от множества ярко-пестрых, похожих на большие игрушки, детских садов, во множестве построенных в нашей стране, да и во все мире, это здание «говорит с детьми как со взрослыми», попутно формируя, на противоположной стороне от жилых кварталов, фронт городской улицы.
Уличный фасад – он же северный, поэтому здесь собраны технические помещения. В то же время сюда, к жилым домам, обращен главный вход – одноярусный объем, облицованный светлым кирпичом и оформленный рельефной кладкой с зигзагообразным контуром, отдаленно намекающим на силуэт кровель «старого города». Светлая облицовка объединяет весь первый этаж.
Второй протяженный фасад обращен во двор ДОУ и на юг, так что с этой стороны группируются спальни, игровые и классы для занятий. Окна разноформатные: от узких вертикальных для спален до больших горизонтальных, 4-метровой ширины, для танцевальных и спортивных классов.
Интерьер рассчитан на разнообразие сценариев и впечатлений – так, в центральном атриуме планируется горка, по которой дети смогут спуститься, вместо лестницы, со второго этажа на первый – как на детской площадке, получив настоящий fun, что позволит быстрее «подружиться» со зданием.
Не меньшую роль играют высокие крупномерные деревья, которые планируется поместить в атриумах. Они выше потолка первого этажа, они тянутся к естественному свету из зенитных окон. Их присутствие подчеркивает многомерность и вертикальное раскрытие пространства, разнообразие эмоциональных свойств которого здесь стремится к эффекту, который более привычен детям и взрослым в фойе детских театров, нежели в детских садах.
Важный плюс – разнообразие не только ощущений от пространства, но и сценариев поведения в общих, но связанных между собой зонах. Можно сидеть и отдыхать, можно заниматься спортом – те и другие видят друг друга. Можно забраться повыше и листать что-нибудь интересное.
Модульной гибкости и вариативности сценариев прибавляет тот факт, что часть классов и залов разделяют / объединяют подвижные перегородки.
В одном из атриумов помещен амфитеатр – почти обязательное в современных школах, а теперь уже и детских садах место общения. Он же служит актовым залом.
Заметим, что для детских садов атриумные, многоярусные пространства по-прежнему не очень характерны – даже в отличие от современных школ. Так что и построение внутреннего пространства делает ДОУ более сложным и «серьезным», чем обычный детский сад. Сдержанная палитра и натуральные отделочные материалы: кирпич, дерево и галька – продолжают общую тему, заданную в общей концепции и решении фасадов. «Оживляжем» служат вкрапления цветной мебели.
Значительная часть воспитательного процесса вынесена в окружающий здание сад. Здесь, помимо островков с разнообразным игровым и спортивным оборудованием, предусмотрены места для проведения уроков: амфитеатр, беседки, скамейки со столиками под открытым небом, теплица для практических занятий биологии и домик на дереве для наблюдения за птицами. Пользу свежего воздуха, солнечного света и движения трудно переоценить, к тому же подобная среда благоприятствует еще и сенсорному развитию дошкольников, которым крайне важно познавать формы, запахи, цвета и текстуры – а природа дает материал куда более разнообразный, чем любое пособие. В саду запланированы деревья, которые хорошо чувствуют себя в подмосковном климате: липа, береза, клен, пихта Нордмана, сирень, сосна, черемуха и дуб.
***
Итак, оба здания – школа и детский сад – расположены на гигантском расстоянии друг от друга, но связаны как общим заказчиком – компанией Брусника, так и голландским происхождением архитекторов. Их объединяет и подход к проектированию, не только основанный на современных педагогических теориях, что сейчас, в большей или меньшей степени, становится общим местом для всех сколько-нибудь ответственных проектировщиков образовательных пространств. Уважение к становящейся индивидуальности ребенка, многообразие и многофунциональность, гибкость, большая роль неформального общения – все эти ценности уже не требуют дополнительных обоснований и подтверждений.Проекты перекликаются, между тем, и на ином уровне, архитектурном – через натуральные материалы и внимание к естественному свету, через «голландскую» экономность, в хорошем смысле этого слова, выразительных средств. Она позволяет зданиям избежать наивной пестроты и избыточности, обращаясь к своему пользователю – ребенку – серьезно и уважительно, как ко взрослому, способствуя развитию эмоционального восприятия и вкуса.