Мы попросили Марию Элькину, одного из авторов обнародованного в августе 2020 года письма с критикой законопроекта об архитектурной деятельности, прокомментировать новую критику текста закона, вынесенного на обсуждение 19 января. Вывод – законопроект безвреден, но архитектуру надо выводить из 44 и 223 ФЗ.
Нынешняя редакция Закона об архитектурной деятельности разительно отличается от предыдущей. Совершенно очевидно, что его авторы обратили внимание на те соображения, которые были изложены Сергеем Чобаном, Олегом Шапиро и вашей покорной слугой в коллективном письме, составленном полтора года назад. Учли наши замечания, что называется, по мере возможностей. Исправили то, что получалось исправить сравнительно легко. Ту часть письма, где речь шла о мерах, способных качественно улучшить положение дел для российской архитектуры – проигнорировали, и, честно говоря, я бы не стала возлагать ответственность за это на авторов закона.
О необходимости принятия «Закона об архитектурной деятельности» говорят очень давно, на то есть основания. Положение профессии в России шаткое. Проект, законченный целиком одним автором, от эскиза до надзора за реализацией – достижение, и иногда не только для архитектора, но и для заказчика. Нынешнее законодательство не то что не создает предпосылок для этого, но часто и прямо предписывает обратное. Страдает от этого не только архитектура как важнейшая для общества дисциплина, но и качество новой застройки.
Предыдущая редакция закона, с одной стороны, предполагала слишком большие препоны на пути к самостоятельной карьере для молодых архитекторов, трудности для работы в России иностранных бюро. Она была, очевидно, попыткой вернутся к советскому положению вещей, когда некий бюрократический истеблишмент получает фактическую возможность контроля за профессиональной сценой, может назначать архитекторов и, наоборот, лишать их практики. С другой стороны, реальных механизмов защиты прав архитектора и изменения статуса профессии в обществе первая версия закона не предлагала.
Помимо названных нами основных недостатков, текст документа содержал еще и множество отдельных вызывающих сомнения деталей. Скажем, по этическим причинам мы не стали упоминать статью, наделяющую довольно серьезными, но нечетко обозначенными правами главных архитекторов регионов. Конечно, это звучало как дань уважения профессиональному мнению, хотя по практике мы знаем, что могло бы стать в отдельных случаях и инструментом коррупции.
В нынешней версии ушло то условно «плохое», что вызвало острое возмущение.
Процедура регистрации архитекторов и главных архитекторов проектов прописана либеральная и можно даже сказать формальная. Квалификационные экзамены, десятилетний стаж работы перед возможностью заниматься самостоятельной практикой, препоны для работы иностранных бюро – всего этого в тексте закона больше нет. Нет в нем и попыток наделить особыми привилегиями какую-то конкретную структуру или организацию. Полномочия главных архитекторов отданы «на откуп» регионам.
Вместе с тем, вся часть закона, которая прописывает права и ответственность архитектора, по сути, меняет очень мало или ничего по сравнению с нынешним положением вещей. Закон закрепляет за архитектором права на использование произведения, но это и так предусмотрено гражданским кодексом. Законы о государственных закупках, между тем, прямо говорят о том, что все права на использование произведения, включая право его перерабатывать, должны переходить к заказчику чуть ли не на стадии эскиза.
Права на авторский контроль и авторский надзор – условные, заказчик точно так же, как и раньше, может отказаться от услуг автора проекта, прописав такое условие в договоре. Грубо говоря, нынешний закон – это некая декларация, рассуждение о том, «что такое хорошо, и что такое плохо», мало или вовсе не улучшающее существующее положение вещей.
Однако, как я уже сказала, едва ли стоит видеть в этом вину составителей. Единственная мера, которая могла бы быть быстро реально принята и о которой мы говорили в письме – установление минимального или среднего гонорара за проект, в том числе и за стадию авторского надзора, как это сделано во многих странах с успешно развивающейся архитектурной школой. Однако даже здесь может возникнуть конфликт с антимонопольным законодательством.
По большому счету одним законом невозможно создать механизм, гарантирующий архитекторам права на участие в градостроительном процессе. Права могут существовать и быть приняты обществом только в том случае, когда они пропорциональны компетентности и ответственности. Невозможно просто вслепую навязать ситуацию, когда архитектор будет вести любой проект от начала до конца и получать за него определенный гонорар. Общество должно понимать, почему именно эти люди наделены привилегиями, кто их отбирал, по каким критериям, что они умеют и какими принципами руководствуются. К сожалению, в России нет профессиональной архитектурной организации, которая пользовалась бы достаточным доверием как внутри профессионального сообщества, так и во внешнем мире. Ее создание, или на базе существующей «отжившей» институции или полностью «с нуля» – одна из задач для профессии, до ее решения думать о полноценном понятии статуса для архитекторов рано.
Кроме того, архитектура существует не в вакууме, а внутри градостроительного процесса, ее роль невозможно определить автономно. Очень характерный пример – полномочия главного архитектора. По большому счету очевидно, что они должны быть довольно значительны: речь идет о человеке, представляющем в своем лице пространственную стратегию развития целого города или региона. Однако когда и генеральный план города, и правила землепользования и застройки – сугубо технические документы, которые рядовому гражданину не то что не оценить, но даже не понять, право главного архитектора отклонять проект может спровоцировать самодурство. Начать следовало бы с того, чтобы стратегии, мастер-планы и правила землепользования и застройки изначально формулировались как предмет общественного согласия. Тогда главный архитектор был бы гарантом реализации заявленных целей и ими же оказался бы довольно жестко ограничен.
Точно так же и другие права архитектора нуждаются в контексте, обозначении его роли во всем процессе создания среды обитания. В последней версии закона есть любопытный пассаж о том, что к архитектурной деятельности относится создание архитектурной части проекта планировки территории. Однако какую его часть считать архитектурной? Кто должен определять функциональное и программное наполнение территории? Или предлагать ландшафтные решения? Какова роль архитектора в каждом случае? Ответив на эти непростые вопросы, мы бы поняли, например, какими знаниями и опытом должен обладать архитектор и где пролегают границы его ответственности.
Наконец, можно привести пример из другой категории, но иллюстрирующий тот же самый тезис. На одной из недавних конференций Олег Шапиро верно заметил, что в градостроительном кодексе отсутствует понятие архитектурной концепции. Это значит, ее часто невозможно оплатить из бюджетных средств, а авторство замысла не закрепляется документально. Такой пробел наносит творческой деятельности очевидный ущерб, сводя архитектуру к скорее техническому занятию, чем науке или искусству. Опять же, закон об архитектурной деятельности сам по себе проблему никак решить не может. Его принятие было бы куда логичнее в качестве одного из этапов общего процесса пересмотра законодательства и сводов правил, регулирующих процесс застройки территорий на разных уровнях.
Впрочем, не суля пользы, на этот раз законопроект выглядит довольно безвредно, ничего дурного его принятие не обещает – что в нынешних реалиях выглядит как редкое благоразумие со стороны инициаторов и рабочей группы. Я хотела бы еще раз поблагодарить своих соавторов по письму Сергея Чобана и Олега Шапиро и сотни представителей профессионального цеха за проявленную солидарность, обратившую внимание на противоречия в предыдущей версии закона и позволившую их нейтрализовать.
Полученный опыт дает надежду, что в России все же существует некое хотя бы потенциальное профессиональное сообщество архитекторов, которое при некоторой организации смогло бы задавать себе стандарты и отстаивать некоторые важные позиции и мнения.
И, конечно, создавшийся диалог вдохновляет на то, чтобы рассуждать о следующих шагах. В результате долгих обсуждений с коллегами пришлось признать, что мгновенно в России невозможно создать эффективную устойчивую систему взаимодействия между архитектором, государством, застройщиком и гражданами. На это уйдут годы, даже если допустить, что процесс запустится в ближайшее время.
Тем не менее, есть меры, которые могли бы принести быстрые и очень весомые результаты. Самая заметная из них – изменение законодательства в области государственных закупок. Сейчас оно прямо гласит, что договор с государством должен предполагать полную и безоговорочную передачу исключительных прав на использование произведения заказчику. Такое правило прямо противоречит задачам и ценностям принимаемого закона об архитектурной деятельности и назревшим потребностям в развитии городов. Кроме того, сам процесс выбора архитектурного проекта в результате тендера по принципу низкой цены противоречит интересам благополучия общества. Риски от реализации некачественного проекта многократно превышают возможную экономию на его подготовке. Вместо того, чтобы навязывать ответственность, точность, инновации и заботу о будущем, закон мешает даже тем чиновникам и менеджерам корпораций, которые хотели бы следовать этому исходя из собственных знаний и убеждений. Выведение архитектуры из 44 и 223 федеральных законов стало бы огромным стимулом для развития профессии и улучшения качества застройки. Конечно, подобное решение требует детального публичного профессионального обсуждения, но нет, кажется, ничего, что мешало бы ему состояться.
Всё отклонить
Неделю назад завершился период обсуждения законопроекта об архитектурной деятельности. На портале нормативных актов опубликованы замечания и предложения к тексту закона и их статус. Ни одного предложения не было принято к рассмотрению. Ощущение такое, что их отвергли, не особенно вчитываясь.
Илья Машков: «Нужен диалог между профессиональным...
Высказать замечания по тексту закона можно до 8 февраля на портале нормативных актов. В том числе имеет смысл озвучить необходимость возвращения в правовую сферу понятия эскизной концепции и уточнения по вопросам правки или искажения проекта после передачи исключительных прав.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Вопросы к закону об архитектурной деятельности
Мария Элькина, Сергей Чобан и Олег Шапиро опубликовали письмо – фактически петицию – с призывом не принимать закон об архитектурной деятельности в нынешней редакции. Письмо призывают подписывать и отправлять на подпись коллегам.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Архитектура управления. Как цифровая доска Futurello экономит...
Современное архитектурное бюро тонет в коммуникационном хаосе: тысячи писем, задачи в мессенджерах, замечания в PDF. Российская разработка Futurello предлагает решение – единое пространство для управления проектом.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Сад знаний
NF studio разработало интерьеры образовательного комплекса «Летово Джуниор» в соответствии с актуальными тенденциями, учитывающими потребности и восприятие детей младшего и среднего школьного возраста.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Три башни под одной крышей
В панораме Заречной части Нижнего Новгорода появился свой горизонтальный небоскреб. «ГОРПРО» накрыли три корпуса ЖК «КМ Ривер Парк» – четвертым: получилась эффектная «горизонтальная балка», ставшая логичным продолжением экспериментов нижегородского застройщика с железобетонными панелями в поисках нового архитектурного языка.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Серебряные коньки
Офисный квартал STONE Калужская сопровождают два жилых дома, что делает комплекс, а это именно он, взвешенным с функциональной точки зрения. Архитекторы Kleinewelt сделали дома серебристыми под стать офисным корпусам. В чем сходство, в чем отличия и при чем тут «Серебряные коньки» – читайте в нашем материале.
Мост и модуль
По проекту Parallel architects проведена частичная реновация зданий Международного аграрного университета в Ташкенте. Точечное обновление трех разрозненных блоков сформировало современный облик университетского кампуса, которому очень идет модернизм. Лаконичный мост-переход, динамичный фасад из натурального кирпича и новый входной портал создают среду, по уровню и эстетике сравнимую с международными университетскими центрами.
Открыт прием на новую программу РЕ-школы 2025–2026
С ноября 2025 по май 2026 года РЕ-школа проведёт курс в Армении, посвящённый изучению и проектированию одного из уникальных поселений Воротанского ущелья в Сюнике.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Форма без случайностей
Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.
Острова и ножки
Главный архитектор группы RBI Александр Зюзин разработал концепцию общественно-делового кластера для территории у нового морского порта Санкт-Петербурга. Традиционная палитра и отсылки к советскому авангарду сочетаются с зелеными «островами» и бионическими формами. Помимо офисов здание включает музей, спортивный блок, учебный и досуговый центры.
Speed-dating с героями 90-х и другие причины пойти на Архитектон-2025
На этой неделе в петербургском Манеже открывается Архитектон – 10-дневный фестиваль с выставкой, премией и деловой программой, которая обещает северной столице встряску: придет ОАМ, будут новые форматы, обсудят намыв, конкурсы, философское и социальное измерение архитектуры. Советуем запастись абонементом и начать составлять график. В этом материале – хайлайты, на которые мы обратили внимание.
Дан приказ ему на Сити, ей в другую сторону...
Второй по счету конкурс архитектурных идей телеграм-канала Небоскребы привлек профессиональное жюри и присудил, в главной номинации, денежный приз. Как водится, за горизонтальный небоскреб – все остальные, в основном, предложили вертикальные башни... Показываем победившие и не победившие идеи, размышляем о влиянии башни участка номер один. Где? Смотрите ближе к концу материала.
На династической тропе
Дома и таунхаусы комплекса «Царская тропа» строятся в поселке Гаспра – с запада и востока от дворцов бывшей великокняжеской резиденции «Ай-Тодор». Так что одной из главных задач разработавших проект архитекторов бюро KPLN было соответствовать значимому соседству. Как это отразилось на объемном построении, как на фасадах и каким образом авторы используют рельеф – читайте в нашей статье.
Крылья Маяковского
Проект реконструкции главного входа в парк Маяковского в Екатеринбурге, который подготовил Алексей Гуров совместно с Уральским центром реставрации и проектирования, возвращает арке исторический облик и градостроительное значение. Помимо реставрационных работ предусмотрена особая подсветка, цветник, приспособление боковых павильонов, а также восстановление утраченных чугунных торшеров и афишных стен.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Перекресток культур
Бюро MAST, вдохновляясь атмосферой Тбилиси, превратило интерьер грузинского ресторана NENE в диалог культур, которым, на самом деле, и является этот прекрасный город.
Что можно сказать об архитекторе по его дому, как традиции трансформируются под влиянием разгерметизации сообществ, где прорастают спустя полвека бумажные замки концептуалистов. Поступления на тематические полки ко Дню архитектора.
С художественно-гастрономическим уклоном
Деловой центр Franz Marc Quartier, строящийся недалеко от Центрального вокзала Мюнхена по проекту бюро UNS, совместит офисные площади и гастрономию.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Русский Север и Арктика: четыре проекта
В Архангельской, Вологодской, Мурманской областях и Республике Карелия утверждена Туристическая межрегиональная схема территориального планирования. Ее цель – превратить сложный для путешествий регион в связанное и доступное направление. Ключевой инструмент – создание четырех межрегиональных «коридоров», которые укрепят горизонтальные связи между точками притяжения. В рамках стратегии разработаны пилотные проекты, которые и показываем.
Жила, жива и будет жить
Как сейчас принято, выставка куратора Сергея Хачатурова «Готический ампир» совмещает открытия исследователя в области истории искусства с крупной современной гризайлью Егора Кошелева, уверенно внедряющей в сознание зрителя эмоционально заряженный миф. Была готика в ампире, есть и сейчас; все связано. Вашему вниманию – рецензия, написанная арт-критиком и магистранткой МГУ Юлией Тихомировой.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Рай с видом на Кремль
Остров Балчуг постепенно утрачивает последние черты промышленного кластера, которым он был на протяжении полутора веков. На месте дореволюционных заводов и советских вычислительных центров сегодня вырастают современные жилые комплексы, предлагающие формат загородной жизни, тишину и приватность буквально у стен Кремля. Один из них – ЖК «Садовническая 69», новый ориентир в панораме Водоотводного канала.
«Вычислительная» архитектура
Муниципальный дата-центр для ИИ в Пекине по проекту архитекторов llLab реализован как открытая городу демонстрационное и образовательное пространство.
Живопись и графика
Недавно построенный в Москве музей «Коллекция» интересен не только своей концепцией, архитектурой от бюро СПИЧ и впечатляющей программой выставок, но и интерьером офиса, созданного бюро .dpt, вдохновлявшегося произведениями искусства.
Осмысление фьорда
Дипломная работа Арины Андросовой, бакалавра кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, создавалась под влиянием проекта «Национальные туристические дороги», благодаря которому в Норвегии появились знаковые объкты от ведущих архитекторов мира. Диплом отмечен руководителем за анализ скандинавской архитектуры и эстетическую привлекательность комплекса, который включает гостевые дома, пеший маршрут, спа и музей.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.