Пользы не сулит, но выглядит безвредно

Мы попросили Марию Элькину, одного из авторов обнародованного в августе 2020 года письма с критикой законопроекта об архитектурной деятельности, прокомментировать новую критику текста закона, вынесенного на обсуждение 19 января. Вывод – законопроект безвреден, но архитектуру надо выводить из 44 и 223 ФЗ.

Нынешняя редакция Закона об архитектурной деятельности разительно отличается от предыдущей. Совершенно очевидно, что его авторы обратили внимание на те соображения, которые были изложены Сергеем Чобаном, Олегом Шапиро и вашей покорной слугой в коллективном письме, составленном полтора года назад. Учли наши замечания, что называется, по мере возможностей. Исправили то, что получалось исправить сравнительно легко. Ту часть письма, где речь шла о мерах, способных качественно улучшить положение дел для российской архитектуры – проигнорировали, и, честно говоря, я бы не стала возлагать ответственность за это на авторов закона.
 
О необходимости принятия «Закона об архитектурной деятельности» говорят очень давно, на то есть основания. Положение профессии в России шаткое. Проект, законченный целиком одним автором, от эскиза до надзора за реализацией – достижение, и иногда не только для архитектора, но и для заказчика. Нынешнее законодательство не то что не создает предпосылок для этого, но часто и прямо предписывает обратное. Страдает от этого не только архитектура как важнейшая для общества дисциплина, но и качество новой застройки.

Предыдущая редакция закона, с одной стороны, предполагала слишком большие препоны на пути к самостоятельной карьере для молодых архитекторов, трудности для работы в России иностранных бюро. Она была, очевидно, попыткой вернутся к советскому положению вещей, когда некий бюрократический истеблишмент получает фактическую возможность контроля за профессиональной сценой, может назначать архитекторов и, наоборот, лишать их практики. С другой стороны, реальных механизмов защиты прав архитектора и изменения статуса профессии в обществе первая версия закона не предлагала.
 
Помимо названных нами основных недостатков, текст документа содержал еще и множество отдельных вызывающих сомнения деталей. Скажем, по этическим причинам мы не стали упоминать статью, наделяющую довольно серьезными, но нечетко обозначенными правами главных архитекторов регионов. Конечно, это звучало как дань уважения профессиональному мнению, хотя по практике мы знаем, что могло бы стать в отдельных случаях и инструментом коррупции.
 
В нынешней версии ушло то условно «плохое», что вызвало острое возмущение.
 
Процедура регистрации архитекторов и главных архитекторов проектов прописана либеральная и можно даже сказать формальная. Квалификационные экзамены, десятилетний стаж работы перед возможностью заниматься самостоятельной практикой, препоны для работы иностранных бюро – всего этого в тексте закона больше нет. Нет в нем и попыток наделить особыми привилегиями какую-то конкретную структуру или организацию. Полномочия главных архитекторов отданы «на откуп» регионам.
 
Вместе с тем, вся часть закона, которая прописывает права и ответственность архитектора, по сути, меняет очень мало или ничего по сравнению с нынешним положением вещей. Закон закрепляет за архитектором права на использование произведения, но это и так предусмотрено гражданским кодексом. Законы о государственных закупках, между тем, прямо говорят о том, что все права на использование произведения, включая право его перерабатывать, должны переходить к заказчику чуть ли не на стадии эскиза. 
 
Права на авторский контроль и авторский надзор – условные, заказчик точно так же, как и раньше, может отказаться от услуг автора проекта, прописав такое условие в договоре. Грубо говоря, нынешний закон – это некая декларация, рассуждение о том, «что такое хорошо, и что такое плохо», мало или вовсе не улучшающее существующее положение вещей.
 
Однако, как я уже сказала, едва ли стоит видеть в этом вину составителей. Единственная мера, которая могла бы быть быстро реально принята и о которой мы говорили в письме – установление минимального или среднего гонорара за проект, в том числе и за стадию авторского надзора, как это сделано во многих странах с успешно развивающейся архитектурной школой. Однако даже здесь может возникнуть конфликт с антимонопольным законодательством.
 
По большому счету одним законом невозможно создать механизм, гарантирующий архитекторам права на участие в градостроительном процессе. Права могут существовать и быть приняты обществом только в том случае, когда они пропорциональны компетентности и ответственности. Невозможно просто вслепую навязать ситуацию, когда архитектор будет вести любой проект от начала до конца и получать за него определенный гонорар. Общество должно понимать, почему именно эти люди наделены привилегиями, кто их отбирал, по каким критериям, что они умеют и какими принципами руководствуются. К сожалению, в России нет профессиональной архитектурной организации, которая пользовалась бы достаточным доверием как внутри профессионального сообщества, так и во внешнем мире. Ее создание, или на базе существующей «отжившей» институции или полностью «с нуля» – одна из задач для профессии, до ее решения думать о полноценном понятии статуса для архитекторов рано.
 
Кроме того, архитектура существует не в вакууме, а внутри градостроительного процесса, ее роль невозможно определить автономно. Очень характерный пример – полномочия главного архитектора. По большому счету очевидно, что они должны быть довольно значительны: речь идет о человеке, представляющем в своем лице пространственную стратегию развития целого города или региона. Однако когда и генеральный план города, и правила землепользования и застройки – сугубо технические документы, которые рядовому гражданину не то что не оценить, но даже не понять, право главного архитектора отклонять проект может спровоцировать самодурство. Начать следовало бы с того, чтобы стратегии, мастер-планы и правила землепользования и застройки изначально формулировались как предмет общественного согласия. Тогда главный архитектор был бы гарантом реализации заявленных целей и ими же оказался бы довольно жестко ограничен.

Точно так же и другие права архитектора нуждаются в контексте, обозначении его роли во всем процессе создания среды обитания. В последней версии закона есть любопытный пассаж о том, что к архитектурной деятельности относится создание архитектурной части проекта планировки территории. Однако какую его часть считать архитектурной? Кто должен определять функциональное и программное наполнение территории? Или предлагать ландшафтные решения? Какова роль архитектора в каждом случае? Ответив на эти непростые вопросы, мы бы поняли, например, какими знаниями и опытом должен обладать архитектор и где пролегают границы его ответственности.
 
Наконец, можно привести пример из другой категории, но иллюстрирующий тот же самый тезис. На одной из недавних конференций Олег Шапиро верно заметил, что в градостроительном кодексе отсутствует понятие архитектурной концепции. Это значит, ее часто невозможно оплатить из бюджетных средств, а авторство замысла не закрепляется документально. Такой пробел наносит творческой деятельности очевидный ущерб, сводя архитектуру к скорее техническому занятию, чем науке или искусству. Опять же, закон об архитектурной деятельности сам по себе проблему никак решить не может. Его принятие было бы куда логичнее в качестве одного из этапов общего процесса пересмотра законодательства и сводов правил, регулирующих процесс застройки территорий на разных уровнях.
 
Впрочем, не суля пользы, на этот раз законопроект выглядит довольно безвредно, ничего дурного его принятие не обещает – что в нынешних реалиях выглядит как редкое благоразумие со стороны инициаторов и рабочей группы. Я хотела бы еще раз поблагодарить своих соавторов по письму Сергея Чобана и Олега Шапиро и сотни представителей профессионального цеха за проявленную солидарность, обратившую внимание на противоречия в предыдущей версии закона и позволившую их нейтрализовать.
 
Полученный опыт дает надежду, что в России все же существует некое хотя бы потенциальное профессиональное сообщество архитекторов, которое при некоторой организации смогло бы задавать себе стандарты и отстаивать некоторые важные позиции и мнения.
 
И, конечно, создавшийся диалог вдохновляет на то, чтобы рассуждать о следующих шагах. В результате долгих обсуждений с коллегами пришлось признать, что мгновенно в России невозможно создать эффективную устойчивую систему взаимодействия между архитектором, государством, застройщиком и гражданами. На это уйдут годы, даже если допустить, что процесс запустится в ближайшее время.
 
Тем не менее, есть меры, которые могли бы принести быстрые и очень весомые результаты. Самая заметная из них – изменение законодательства в области государственных закупок. Сейчас оно прямо гласит, что договор с государством должен предполагать полную и безоговорочную передачу исключительных прав на использование произведения заказчику. Такое правило прямо противоречит задачам и ценностям принимаемого закона об архитектурной деятельности и назревшим потребностям в развитии городов. Кроме того, сам процесс выбора архитектурного проекта в результате тендера по принципу низкой цены противоречит интересам благополучия общества. Риски от реализации некачественного проекта многократно превышают возможную экономию на его подготовке. Вместо того, чтобы навязывать ответственность, точность, инновации и заботу о будущем, закон мешает даже тем чиновникам и менеджерам корпораций, которые хотели бы следовать этому исходя из собственных знаний и убеждений.  Выведение архитектуры из 44 и 223 федеральных законов стало бы огромным стимулом для развития профессии и улучшения качества застройки. Конечно, подобное решение требует детального публичного профессионального обсуждения, но нет, кажется, ничего, что мешало бы ему состояться.

03 Февраля 2022

Всё отклонить
Неделю назад завершился период обсуждения законопроекта об архитектурной деятельности. На портале нормативных актов опубликованы замечания и предложения к тексту закона и их статус. Ни одного предложения не было принято к рассмотрению. Ощущение такое, что их отвергли, не особенно вчитываясь.
Илья Машков: «Нужен диалог между профессиональным...
Высказать замечания по тексту закона можно до 8 февраля на портале нормативных актов. В том числе имеет смысл озвучить необходимость возвращения в правовую сферу понятия эскизной концепции и уточнения по вопросам правки или искажения проекта после передачи исключительных прав.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Вопросы к закону об архитектурной деятельности
Мария Элькина, Сергей Чобан и Олег Шапиро опубликовали письмо – фактически петицию – с призывом не принимать закон об архитектурной деятельности в нынешней редакции. Письмо призывают подписывать и отправлять на подпись коллегам.
Технологии и материалы
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Сейчас на главной
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.