Николай Шумаков: «Новый закон восстановит статус архитектора»

Президент САР и СМА – о проекте нового закона «Об архитектуре», который, по-видимому, может быть принят в 2019 году.

Минстрой России приступил к разработке законопроекта «Об архитектуре». Михаил Мень подписал приказ о создании рабочей группы, которая будет рассматривать предложения, необходимые для выполнения этой задачи, а также подготовит текст законопроекта. В составе рабочей группы 18 человек, представляющих Минстрой России, Национальное объединение проектировщиков и изыскателей, Российскую Академию архитектуры и строительных наук.

От Союза архитекторов России в рабочую группу вошли президент Николай Шумаков, первый вице-президент Виктор Логвинов, вице-президенты Владлен Лявданский и Олег Рыбин.

Ожидается, что к деятельности рабочей группы будут привлекаться архитекторы и градостроители, эксперты-урбанисты, специалисты в области территориального планирования. Поэтому беседа с Николаем Шумаковым началась с вопроса, насколько продуктивной может быть работа подобного органа.
Николай Шумаков, главный архитектор ОАО «Метрогипротранс», президент САР и СМА
zooming
Николай Шумаков,
главный архитектор ОАО «Метрогипротранс»,
президент САР и СМА

Почему в состав рабочей группы вошли представители данных организаций? И насколько продуктивной может быть их работа?

– Закон пишется уже несколько десятилетий, поэтому смело можно говорить, что вся архитектурная общественность так или иначе успела принять участие в его написании. Впрочем, вы должны понимать, что одни действительно предлагали к обсуждению грамотные идеи, другие же добавляли пару фраз в будущий закон, считая, что тем самым вносят свою посильную лепту. Этого, по их мнению, было достаточно для того, чтобы закон обрел те самые форму и содержание, которые необходимы практикующим архитекторам. Таким образом удалось услышать мнение буквально каждого неравнодушного архитектора.

Сейчас концепция прошла все необходимые инстанции, утверждена и находится в Минстрое. На этом этапе в игру вступает рабочая группа – ограниченное количество людей, которые доводят до совершенства тот закон, который по сути дела уже написан. Основные позиции закона определены, поэтому «качаний» вправо-влево уже не будет. Рабочая группа внесет необходимые штрихи, чтобы довести закон до совершенства.

Какая задача стоит перед Союзом архитекторов в рамках этой работы? Будет ли в утвержденном составе возможность отстаивать свои интересы?

– Главное для Союза – это защита и соблюдение интересов действующих архитекторов. Тех же идеалов придерживается НОПРИЗ – организация, идущая с нами рука об руку. У нас единственный путь – путь доказательства правоты. Однако, если кто-то будет не согласен с тем или иным утверждением, мы будем искать компромисс. Вообще необходимо понимать, что любой действующий закон – это компромисс между депутатами и разработчиками экспертной группы. Это – практика работы над законом.

Вошли ли в закон предложения предыдущей рабочей группы, которая трудилась над документом более 10 лет?

–Да, причем полностью. Потребность в появлении нового документа стала очевидной для профессионального сообщества в 2004 году. С тех пор в том или ином составе велась работа по созданию документа. Поэтому смело можно говорить о том, что основа новой концепции базируется на тех постулатах, которые вывели члены Союза архитекторов. В том числе первый вице-президент Союза архитекторов России Виктор Логвинов и вице-президенты Союза архитекторов России Владлен Лявданский и Сергей Гнедовский, которые вошли в действующую рабочую группы, а также почетный президент Союза архитекторов России Андрей Боков, член правления Союза московских архитекторов Николай Павлов, учредитель НП «Гильдия архитекторов и проектировщиков» Сергей Мельниченко, председатель правления НП «Гильдия архитекторов и проектировщиков», профессор МАРХИ Алексей Воронцов и другие.
Николай Шумаков, главный архитектор ОАО «Метрогипротранс», президент САР и СМА


На данный момент действует закон «Об архитектурной деятельности», датированный 1995 годом. Как получился такой большой разрыв между двумя документами?

– Первый документ появился в середине 1990-х. Согласования проходили через Госстрой, в итоге от него осталась едва ли одна треть. Через некоторое время после его выхода начался бесконечный процесс внесения поправок. Год за годом, раз за разом, вследствие каких-то подвижек в проектном и строительном деле закон выхолащивался, изымались очень важные основополагающие позиции, определявшие отношения общества и архитектуры, архитектуры и стройкомплекса. Целые главы переносили в другие законы, в которых их суть полностью растворялась. И именно год за годом – не то чтобы это случилось в одночасье – закон приобрел форму документа, которым невозможно пользоваться. От первоначального варианта практически ничего не осталось. Мы же собираемся восстановить.

Какие из вычеркнутых позиций могут появиться в новом законе?

– Хотя бы создание аттестации, которая ранее была представлена в виде популярного на тот момент лицензирования. Сейчас у российского архитектора нет статуса. Вообще никакого. Есть только специалисты разных степеней: бакалавры и магистры. Тогда как в международной практике статус архитектора существует как утверждение профессиональной принадлежности к профессии. Если же закон примут, то будет восстановлен статус архитектора, который был когда-то до принятия Болонской декларации. Мы снова будем выпускать полноценных специалистов.

Не могли бы вы перечислить пять положений, которые кардинально будут отличаться от предыдущей версии закона?

– Во-первых, как я уже сказал, это получение статуса архитектора. Принятый закон позволит заключать соглашения с другими странами о взаимном признании профессиональной квалификации в области архитектуры. Тогда российские архитекторы смогут выйти на международную арену и пополнить свое портфолио зарубежными проектами. И это только один из плюсов.

Во-вторых, это повышение роли главных архитекторов городов и субъектов РФ. Необходимо определить ключевые показатели эффективности главного архитектора на федеральном уровне, установить не только обязанности, но и права главного архитектора, создать кадровый резерв таких специалистов и установить принципы общенациональной ротации, предусматривающие их централизованное обучение и профессиональную переподготовку, и так далее.

Третий момент – четкое регулирование всего процесса разработки и реализации проектов, начиная с эскизных предложений и заканчивая строжайшим контролем над архитектурно-строительными работами и качеством городской среды. Не упуская из виду и уже застроенные территории, которым необходимы процессы ревитализации. Все это, как мне кажется, может способствовать активизации локальных архитектурных сообществ.

Архитектурные конкурсы должны не только проводиться чаще, но и стать обязательным этапом всех значимых проектов в сфере архитектуры, градостроительства и благоустройства. С победителем обязательно заключается контракт на реализацию, что позволит в итоге получить наилучший результат. Это уже четвертое положение.

И наконец, пятое, что можно отметить, – это скорее организационный момент. Важно учесть компетенции разных организаций, в той или иной степени задействованных в регулировании архитектурной деятельности. Тут речь идет о НОПРИЗ, РААСН, Союзе архитекторов России и других. В будущем законе планируется более детально расписать полномочия всех участников процесса и восстановить те элементы, которые были утрачены в старом законе.

– Оглядываясь на историю с предыдущим законом, хочется задать закономерный вопрос. Возможен ли повтор ситуации? Могут ли через несколько лет снова взяться за сокращение «неудобных мест» в законе?

– Предыдущие сокращения происходили не сразу. Документ был принят в 1995 году, а правки стали вносить лишь с 2002-го. Судя по этому примеру, можно предположить, что сначала закон будет действовать по полной программе, а потом все будет зависеть от того, насколько изменится градостроительная политика.

Каковы шансы, что закон будет принят в этом году?

– Я бы относился к этому очень осторожно, поскольку стандартная процедура принятия законов достаточно сложная. После внесения документа в Думу закон проходит три чтения и согласование с правовыми управлениями – процесс занимает не меньше года. Тем не менее запланировано принять закон в 2019 году. Так что будем надеяться, что это ожидаемое всеми событие порадует нас уже в скором времени.

16 Апреля 2018

Всё отклонить
Неделю назад завершился период обсуждения законопроекта об архитектурной деятельности. На портале нормативных актов опубликованы замечания и предложения к тексту закона и их статус. Ни одного предложения не было принято к рассмотрению. Ощущение такое, что их отвергли, не особенно вчитываясь.
Пользы не сулит, но выглядит безвредно
Мы попросили Марию Элькину, одного из авторов обнародованного в августе 2020 года письма с критикой законопроекта об архитектурной деятельности, прокомментировать новую критику текста закона, вынесенного на обсуждение 19 января. Вывод – законопроект безвреден, но архитектуру надо выводить из 44 и 223 ФЗ.
Илья Машков: «Нужен диалог между профессиональным...
Высказать замечания по тексту закона можно до 8 февраля на портале нормативных актов. В том числе имеет смысл озвучить необходимость возвращения в правовую сферу понятия эскизной концепции и уточнения по вопросам правки или искажения проекта после передачи исключительных прав.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Вопросы к закону об архитектурной деятельности
Мария Элькина, Сергей Чобан и Олег Шапиро опубликовали письмо – фактически петицию – с призывом не принимать закон об архитектурной деятельности в нынешней редакции. Письмо призывают подписывать и отправлять на подпись коллегам.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.