Эстетическое образование
На последней Арх Москве павильон Архиматики был посвящен концепции эстетического образования. По этому вопросу компании есть что сказать: школа в районе Оболонь будет четвертой частной школой в Киеве, спроектированной бюро. Предыдущие три – Гимназия А+, Печерская международная школа и Академия современного образования завоевали десятки архитектурных наград и задали вектор развития частного образования в Украине. Поначалу архитекторам приходилось убеждать заказчика, что можно создать нечто большее, чем просто светлые и просторные классы, сейчас с каждым новым проектом планка поднимается все выше.Согласно концепции эстетического образования, архитектура неизбежно становится частью программы: мы до конца жизни помним стены, коридоры, двор родной школы – это влияние следует учитывать и делать его позитивным. Один из основателей бюро Александр Попов объясняет, что среда школы, во-первых, должна быть удобна и понятна не только детям, которые в ней учатся, но и всей администрации – иначе портреты великих писателей, коврики и стеллажи будут спорить с тем, что задумали архитекторы. А во-вторых, пространство должно быть наполнено образами. В этом смысле Архиматика критически относится к «золотому стандарту» скандинавских школ, которые стали популярны за последние двадцать лет, к их сдержанности и нейтральности. «Если поместить ребенка в белый куб и сказать ему, что это школа – пространство ничему не научит и будет чуждым, более того, потенциально творческий человек превратится в вандала, поскольку захочет такое пространство раскрасить, кастомизировать», – считает Александр Попов.
Насыщенное же образами пространство не только предлагает выбор – уединяться или социализироваться, отдыхать или работать, смотреть в окно с видом на сад или на спортивную площадку, но и мягко учит пропорциям, вкусу, архетипичным формам, а также способности ценить и уважать чужое творчество. В такой среде, основанной на диалоге с ребенком и его потребностях, больше шансов вырастить человека, который в будущем усовершенствует социальную, инженерную или архитектурную систему.
Дружба с соседями
Итак, новая школа по проекту Архиматики будет строиться в районе Оболонь, который в 1970-80 годы приобрел модернистскую структуру со стремящимися к шестигранным контурам мега-микрорайонами, а в 2000-е застраивался высотными жилыми комплексами, выходящими на Днепр. Благодаря широкой и длинной полосе пешеходной набережной Оболонь стала популярным местом отдыха киевлян.Участок под школу располагается в «общественном» квартале между набережной и проспектом Героев Сталинграда, одной из трех главных улиц района, вторящей изгибу Днепра. Ближайшие соседи – Академия искусств и Институт археологии и гидрологии, оба здания – хорошие примеры советского позднего модернизма.
Погрузившись в контекст, архитекторы отказались от приема противопоставления и решили создать созвучное окружению здание как дань уважения советскому градостроительству. Задача оказалась не то чтобы простой – согласно авторской метафоре, коллективу «потребовались рулоны кальки», чтобы, погрузившись в атмосферу оттепельного прошлого, найти не менее светлый образ школы, устремленной в будущее. На этом этапе были найдены общие объемы, параболическая арка входа, конфигурация окон и открытые пространства под зданиями.
Заказчик, однако, оказался не готов к переосмысленному советскому модернизму, рассчитывая на скандинавскую модель. Тогда архитекторы добавили детали – дерево, колоритный керамогранит под окнами, зеленую «штору» театра, мозаику. Предложенная игра, в которой северная белизна и минимализм Алваро Аалто встречается с теплыми средиземноморскими сюжетами, при этом вступая в осмысленный диалог с соседней советской архитектурой, оказалась по душе всем участникам проекта.
Школьный городок
Будущий образовательный комплекс будет включать детский сад и две самостоятельные школы, французскую и немецкую, каждая со своей администрацией и программой. Их объединит общий двор и корпус, в котором разместится столовая, библиотека, спортивный блок и театр. Такая модель выгодна заказчику – две относительно небольшие школы проще запустить как бизнес-проект, при этом у каждой появляется полноценное общественное пространство, а стройку можно разделить на несколько этапов.Все корпуса отличаются друг от друга, что превращает школу в небольшой городок со своими улицами, площадями и разнообразием пространственных и эстетических впечатлений. Между умеренно строгими белыми учебными блоками с лентами окон, скругленными углами и арками – стена-ширма зеленого театра и стеклянная волна, за которой видна центральная лестница. Замыкает композицию детский садик, который держится чуть особняком, но говорит о своей функции, также не прибегая к помощи ярких цветов и кубиков лего. Штукатурка терракотового цвета напоминает глину, пестрая мозаика – одновременно средиземноморское патио и монументальные панно соцреализма. Цвет, материал и скромный декор настолько смягчают бруталистскую основу здания, что оно кажется теплым, вылепленным руками. Никаких ассоциаций с единицами общества и будущими товарищами оно не вызывает, напротив, излучает ощущение уюта и защищенности, летней беззаботности.
Искусство двора
Мозаика детского сада, к слову – часть замысла по возвращению произведений искусства в школы и детские сады. Вместе с советской идеологией из нашей повседневности ушли мозаики, панно, бюсты и скульптуры, которые украшали многие общественные здания. Архиматика при содействии заказчика, который считает, что деньги следует вкладывать в искусство, поскольку оно оживляет и наполняет смыслом пространство на десятилетия, пытается восполнить эту утрату. На центральной площади школы, например, появится работа украинского художника Алексея Бурдия: лес из гигантских «карандашей», напоминающих также колоннаду и предлагающих сценарий для игры. В будущем арт-объектов станет больше.
Помимо центральной площади между корпусами школы сформируются «улицы», переходы и укромные уголки. Успешно опробованный в Гимназии А+ прием с созданием дополнительного пространства под зданием в Оболони повторили и умножили, поскольку комфортное и уютное место в тени пользуется популярностью. Открытые классы формируют арки, еще один архетипичный элемент.
Экспансия Архиматики распространится и за пределы школьной территории: компания планирует благоустроить участок школы, выходящий на проспект Героев Сталинграда. Александр Попов называет это «урбанистической провокацией», которая, возможно, приведет к большим преобразованиям.
Энергоэффективность и новая формация
Школа будущего не может не быть экологичной: на плоской кровле разместят тепловой воздушный и геотермальный насосы, уличные светильники будут работать от солнечных батарей, вентиляцию с рекуперацией дополнят системой естественной вентиляции, которая поможет поддерживать здоровый климат внутри школы и летом, когда она опустеет.
Александр Попов рассказывает, что подобные решения было бы невозможно реализовать в обычной школе – система государственного образования в Украине не имеет достаточного финансирования и держится скорее на энтузиазме учителей, кроме того система тендеров порождает безразличие к качеству материалов и выбору подрядчиков. При этом, проектируя даже коммерческую школу, невозможно полностью опереться на зарубежный опыт: Архиматика, последовательно реализуя концепцию эстетического образования, на глазах создает новую традицию.