Полное погружение

Публикуем проекты студентов магистратуры МАРШ, разработанные в рамках студий «Ремонт ландшафта» и «Из Москвы в Никола-Ленивец».

mainImg
В конце января 2018-го студенты первого года магистратуры МАРШ выступили с защитой своих проектов, разработанных на протяжении одного семестра, перед внешними критиками и практикующими архитекторами. Работа проходила в рамках двух студий – «Ремонт ландшафта» (под руководством Григория Гурьянова и Дениса Чистова) и «Из Москвы в Никола-Ленивец», руководителями которой выступили Сергей Гикало и Александр Купцов. Проектной локацией для первой студии стала территория Строгинской поймы, а для второй, как ясно из названия, – арт-парк Никола-Ленивец. Студенты выезжали «в поле» для погружения в тему и исследований. Результатом трехмесячной работы стали сценарии развития территории на неосвоенном полуострове под Строгинским мостом и концепции летней резиденции МАРШ в Никола-Ленивце. Представляем лучшие из них.
 
Студия «Ремонт ландшафта»
Руководители: Григорий Гурьянов, Денис Чистов
Ассистент: Дарья Зайцева


Работа студии была построена вокруг явления «потерянных ландшафтов» – территорий, подвергшихся необратимому влиянию человеческой деятельности и впоследствии заброшенных. Эти территории отчуждены от природы, от культуры, от человека. Как должен действовать архитектор, чтобы преодолеть отчуждение? Как можно вернуть потерянный ландшафт? На эти вопросы студентам предстояло ответить в ходе исследования Строгинской поймы, неосвоенной природной территории в излучине Москвы-реки, и дальнейшего проектирования. Место довольно популярно, при этом совершенно не приспособлено для досуга. Над поймой проходит автомобильный мост, усугубляющий маргинальный характер прибрежной зоны.

«Бассейн»
Автор: Юлия Белозерцева
Проект «Бассейн». Автор: Юлия Белозерцева. Изображение предоставлено МАРШ

В этом проекте пустота под Строгинским мостом заполняется, как ни странно, водой. Расширить водное пространство автор предлагает путем создания русла искусственной реки. Бассейн призван не только визуально собрать раздробленную территорию в единое целое, но также предложить новый вид отдыха местным жителям.
Проект «Бассейн». Автор: Юлия Белозерцева. Изображение предоставлено МАРШ
Проект «Бассейн». Автор: Юлия Белозерцева. Изображение предоставлено МАРШ
Проект «Бассейн». Автор: Юлия Белозерцева. Изображение предоставлено МАРШ
Проект «Бассейн». Автор: Юлия Белозерцева. Изображение предоставлено МАРШ
Проект «Бассейн». Автор: Юлия Белозерцева. Изображение предоставлено МАРШ
Проект «Бассейн». Автор: Юлия Белозерцева. Изображение предоставлено МАРШ

 
***
 
«Искусство под мостом»
Автор: Полина Романова
zooming
Проект «Искусство под мостом». Автор: Полина Романова. Изображение предоставлено МАРШ

Отправной точкой для создания концепции стали многочисленные граффити на территории Строгинской поймы. Автор превращает пустырь под мостом в музей и лабораторию уличного искусства. Проект предполагает постепенное расширение занимаемой арт-центром территории.
Проект «Искусство под мостом». Автор: Полина Романова. Изображение предоставлено МАРШ
Проект «Искусство под мостом». Автор: Полина Романова. Изображение предоставлено МАРШ
Проект «Искусство под мостом». Автор: Полина Романова. Изображение предоставлено МАРШ
Проект «Искусство под мостом». Автор: Полина Романова. Изображение предоставлено МАРШ
Проект «Искусство под мостом». Автор: Полина Романова. Изображение предоставлено МАРШ

 
***

«Типографика ландшафта»
Автор: Ирина Гарифуллина
Проект «Типографика ландшафта». Автор: Ирина Гарифуллина. Изображение предоставлено МАРШ

В основе созданного автором на заданном участке экстрим-парка – набор «литер», образованных естественным рельефом или малыми архитектурными формами. Каждая «литера» – тренировочная площадка. Вместе они составляют «текст» о новой истории поймы.
Проект «Типографика ландшафта». Автор: Ирина Гарифуллина. Изображение предоставлено МАРШ
Проект «Типографика ландшафта». Автор: Ирина Гарифуллина. Изображение предоставлено МАРШ
Проект «Типографика ландшафта». Автор: Ирина Гарифуллина. Изображение предоставлено МАРШ
Проект «Типографика ландшафта». Автор: Ирина Гарифуллина. Изображение предоставлено МАРШ
Проект «Типографика ландшафта». Автор: Ирина Гарифуллина. Изображение предоставлено МАРШ

 
***
 
Студия «Из Москвы в Никола-Ленивец»
Руководители: Сергей Гикало и Александр Купцов
Ассистент: Мария Тюльканова


Студентам предложили «сбежать из города » и спроектировать летнюю резиденцию школы МАРШ на территории Никола-Ленивца. В процессе исследования им предстояло ответить на вопросы:
  • Какое место должна занять школа в Никола-Ленивце?
  • Будет ли она абсолютно автономной, обеспечивая студентов и преподавателей всем, от учебных пространств и мастерских до жилья?
  • Будет ли школа исключительно летней, или может использоваться круглогодично, предоставляя свои площади другим институциям и локальным сообществам?
  • Какие возможности для образовательного процесса открывает природное окружение?

«Вече»
Автор: Ольга Кувшинская
Проект «Вече». Автор: Ольга Кувшинская. Изображение предоставлено МАРШ

Летнюю школу предлагается разместить в деревне Звизжи. Здания комплекса группируются вокруг одного двора. За основу проекта автор берет ценность пейзажа – каждое помещение школы ориентировано на конкретный заранее определенный элемент окружающего ландшафта. Окна вместо картин – основа создания интерьера учебных корпусов.
zooming
Проект «Вече». Автор: Ольга Кувшинская. Изображение предоставлено МАРШ
Проект «Вече». Автор: Ольга Кувшинская. Изображение предоставлено МАРШ
Проект «Вече». Автор: Ольга Кувшинская. Изображение предоставлено МАРШ
Проект «Вече». Автор: Ольга Кувшинская. Изображение предоставлено МАРШ
Проект «Вече». Автор: Ольга Кувшинская. Изображение предоставлено МАРШ
Проект «Вече». Автор: Ольга Кувшинская. Изображение предоставлено МАРШ

 
***
 
«Околица»
Автор: Вероника Давиташвили
Проект «Околица». Автор: Вероника Давиташвили. Изображение предоставлено МАРШ

Автор выносит свой проект за территорию Никола-Ленивца в заброшенную деревню Шадеево, тем самым обозначив возможность возрождения пустующего поселения всего в километре от насыщенного событиями и наполненного людьми арт-парка. В концепции школы-деревни, построенной на сочетании старой и новой архитектуры, нашлось место для сохранившихся в Шадеево построек.
Проект «Околица». Автор: Вероника Давиташвили. Изображение предоставлено МАРШ
Проект «Околица». Автор: Вероника Давиташвили. Изображение предоставлено МАРШ
Проект «Околица». Автор: Вероника Давиташвили. Изображение предоставлено МАРШ
Проект «Околица». Автор: Вероника Давиташвили. Изображение предоставлено МАРШ
Проект «Околица». Автор: Вероника Давиташвили. Изображение предоставлено МАРШ
Проект «Околица». Автор: Вероника Давиташвили. Изображение предоставлено МАРШ

 
***
 
«Полевая школа»
Автор: Дарья Кармазина
Проект: Полевая школа. Автор: Дарья Кармазина. Изображение предоставлено МАРШ

Школа в этом проекте – растущая, а строят ее сами студенты. Пространственная сетка-каркас наполняется помещениями по мере необходимости, в зависимости от времени года и запланированных мероприятий. Помимо освоения образовательной программы, студенты школы будут постоянно заняты процессом перепроектирования и совершенствования здания школы, подстраивая его под собственные нужды и приобретая дополнительные навыки.
Проект: Полевая школа. Автор: Дарья Кармазина. Изображение предоставлено МАРШ
Проект: Полевая школа. Автор: Дарья Кармазина. Изображение предоставлено МАРШ
Проект: Полевая школа. Автор: Дарья Кармазина. Изображение предоставлено МАРШ
Проект: Полевая школа. Автор: Дарья Кармазина. Изображение предоставлено МАРШ
Проект: Полевая школа. Автор: Дарья Кармазина. Изображение предоставлено МАРШ
Проект: Полевая школа. Автор: Дарья Кармазина. Изображение предоставлено МАРШ
Проект: Полевая школа. Автор: Дарья Кармазина. Изображение предоставлено МАРШ

12 Апреля 2018

В горах Сванетии
Шесть дипломных проектов ярославских студентов, посвященных возрождению альпинистских лагерей в Грузии.
Лаконизм и уместность
Шквал курсов и публикаций, посвященных качеству подачи портфолио архитектора, приносит плоды. Публикуем несколько позитивных примеров портфолио третьекурсников МАРХИ с комментариями авторов.
МАРХИ-2019: 11 лучших рисунков
Как изображать современную архитектуру? Ответ постарались найти участники конкурса рисунка, прошедшего в МАРХИ. Представляем результаты творческих поисков.
МАРХИ-2019: 10 проектов на тему «Школа»
Школа для детей с инвалидностью, воспитательная колония для малолетних преступников, интернат для детей-сирот – студенты МАРХИ создают новый образ современного образования.
Студентам от студентов
Подведены итоги конкурса на лучшую зону отдыха для московских вузов. Победили выпускницы МАРХИ с проектом для Московского авиационного технологического института. Представляем работы, занявшие призовые места.
Наша Вологда
Проекты студентов МАРХИ и ВоГУ – участников воркшопа, посвященного благоустройству общественных пространств в Вологде.
Приморский контекст
Обзор студенческих проектов для Владивостокской агломерации за 2003-2016 годы, объединённых темой экологии. Каждая работа – результат скрупулёзного исследования климатических особенностей разрабатываемой территории.
МАРХИ: Золотая медаль 2016
Представляем проекты победительницы и четырех номинантов ежегодного конкурса для выпускников Московского архитектурного института.
Новое измерение
Лучшие дипломные проекты бакалавров МАРХИ группы под руководством Всеволода Медведева, Михаила Канунникова, Зураба Басария.
Технологии и материалы
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
Сейчас на главной
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.
Современная изба
Современная изба – это оксюморон, потому что сама суть избы заключена в ее архаичности, простоте и резистентности к изменениям. Она была утилитарным жилищем, построенным по веками выверенным канонам, где каждая деталь имела функцию и символику. Попытка придать ей современность часто приводит к стилизации под народный стиль с декоративными излишествами. Создание современной избы в рамках архитектурных приличий – редкость. Но иногда, как в случае с проектом AI-architects, это удается.
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Следующий уровень
Руководители Центрального университета поставили во главу угла новаторство как в методике обучения по системе STEM, так и в уникальности интерьеров, разработанных командой ABD Architects.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Огонь в скале
В конкурс на проект здания Национального музея архитектуры и дизайна в Хельсинки было подано 624 заявки. Принять участие удалось и российскому бюро Rhizome: команда предложила «оболочку» в виде скального массива, общественное пространство на кровле и конструктивную схему, которая сочетает железобетон и клееную древесину.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Деревянный пролет
Компания «Норвекс НЛК» и проектная группа «Поле дизайн» построили пешеходный мост через судоходный канал в коттеджном поселке Ленинградской области. Мост выполнен из гнутой древесины и не имеет опор в воде, благодаря чему органично вписывается в ландшафт береговой линии.
АрхиWOOD-16: со вкусом к жизни
В этом году премия получила рекордное количество заявок: одних только загородных домов в длинном списке было 44. Однако вновь обошлось без яркого гран-при, было учреждено лишь два специальных приза в небольших номинациях. Отмеченные наградами проекты – все до одного, от усадьбы до вышки сотовой связи – говорят о желании отдыха, эскапизма и радости: уехать от большого города, смотреть на воду и деревья, сделать что-то руками и никуда не торопиться.
True-ля-ля в квадрате
Сетевые рестораны обычно – не самая креативная типология. Но ESENINS design studio опровергает эту точку зрения интерьером уже четвертого кафе сети True Cost, в котором архитекторы вновь находят оригинальное прочтение ее дизайн-кода.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.