Архитектура ДК

В «Манеже» до 2 апреля работает выставка «Дом культуры СССР». Один из кураторов, Ксения Кокорина, рассказывает о значимых проектах прошлого столетия.

Выставка «ДК СССР» приурочена к столетию со дня образования СССР. В масштабной экспозиции представлено более 700 предметов, которые раскрывают идею Домов культуры, появившихся именно в Советском Союзе. Всего тринадцать тематических разделов: от архитектуры до музыки и фотографии.
Выставка «ДК СССР» в «Манеже»
Фотография предоставлена пресс-службой РОСИЗО
Выставка «ДК СССР» в «Манеже»
Фотография предоставлена пресс-службой РОСИЗО

Ниже – подборка проектов, представленных в разделах «Архитектура Домов культуры», «Конкурсные проекты Дворца Советов», «Мавзолей».
Дворец Труда, А. Белогруд

В 1919 году в Петрограде был объявлен конкурс на создание проекта Дворца рабочих – крупного общественного здания, в задачи которого входила просветительская и образовательная деятельность среди рабочих, организация общественной жизни пролетариата, а также устройство отдыха и спортивного досуга. Функциональная программа Дворца во многом повторяла программу дореволюционных Народных домов, однако с гораздо большим набором помещений для учебы и занятий искусством.
Андрей Белогруд. Конкурсный проект Дворца рабочих Нарвского района Петрограда. Фасад. 1919
Музей архитектуры им. А.В. Щусева

Центральное место в композиции занимал зал для концертов и театральных представлений на 3-4 тысячи человек, также было несколько малых залов для собраний и лекций, комнаты для кружков, библиотека, столовая, гимнастический зал и т.д.

Этот конкурс, как и другие ранние послереволюционные конкурсы, носил скорее декларативный и символический характер, и выражал стремление архитекторов через конкретные формы найти способы выражения нового архитектурного языка.

Архитектор Андрей Белогруд проектирует свой Дворец под девизом «Крепость рабочих». Источником вдохновения для него выступила архитектура итальянского проторенессанса: замок Эстенсе в Ферраре, палаццо Веккьо во Флоренции, замок Сфорца в Милане. Крепостной характер здания проявился не только в его объеме центрального зала, но и в декоративных деталях: зубчатых венчаниях башен, машикулях. Аллегория неприступности и твердости, указывающая на силу духа революционных масс.
Клуб нового социального типа, И.Леонидов, 1928 г.
 
В 1929 году архитектор Иван Леонидов опубликовал проект клуба нового социального типа – исследовательскую работу, одной из задач которой была стройка новой культуры рабочего класса средствами современной науки и техники. Леонидов откладывал в сторону проблемы поиска новой формы, и обращал внимание на важность внутренней культурной организации, из которой и будет исходить внешняя форма.
Иван Леонидов. Проект клуба нового социального типа. Вариант «Б». План 1-го этажа. 1928
Музей архитектуры им. А.В. Щусева

Клуб Леонидова – это парковый комплекс из отдельных зданий, каждое из которых имело конкретную специализированную функцию. Программа клуба включала как  досуговую и спортивную часть, так и научную. Леонидов предлагал устраивать в клубных комплексах зимние сады, библиотеки, спортивные залы, научные лаборатории и универсальные залы. Помимо самого клуба архитектор предложил устраивать там своего рода «живую газету»: экран с рупором, на который посредством радио и телевидения передавались бы важнейшие события дня.
Иван Леонидов. Проект клуба нового социального типа. Вариант «Б». План 2-го этажа. 1928
Музей архитектуры им. А.В. Щусева

Главными материалами строительства служили железобетон и стекло: «оболочка,  главным образом, из стекла и несущая конструкция из железобетона. До сих пор стена являлась главным образом тепло-звукоизолятором и источником света. Сегодняшние технические условия позволяют делать стену не изолирующей от окружающей жизни – непрозрачным, каменным или деревянным массивом, а прозрачной стеклянной, тем самым расширяющей охват человеком бытовой обстановки в ее динамике».
Иван Леонидов. Проект клуба нового социального типа. Схема планировки культорганизации. 1928
Музей архитектуры им. А.В. Щусева

Важная составляющая такого клуба – его универсальность. Клуб задумывался не как парадное сооружение, а скорее как бытовая составляющая повседневной жизни рабочего, подстраиваемая под его трудовые процессы.
Дворец пионеров на Воробьевых горах
Построенный в 1962 году, Дворец пионеров (архитекторы В. Егерев, В. Кубасов, Ф. Новиков, И. Покровский, Б. Палуй, М. Хажакян, конструктор Ю. Ионов) стал одной из самых знаковых построек эпохи оттепели, символом советского модернизма. Задвинутый в глубину участка, стоящий асимметрично центральной оси, он ломал устойчивые представления о том, какой должна быть архитектура культурного учреждения, и абсолютно по-иному отражал представления об облике советского дворца.
Московский дворец пионеров и школьников на Воробьевых горах. Перспектива паркового фасада. Архитекторы: Виктор Егерев, Владимир Кубасов, Феликс Новиков, Игорь Покровский, Борис Палуй, Михаил Хажакян
Фотография А. Александрова, 1962 / Музей архитектуры им. А.В. Щусева

Дворец пионеров состоит из нескольких корпусов, объединенных в единый комплекс. В центральном корпусе, вытянутом вдоль площади, устраиваются основные помещения для кружков, игр и занятий. По бокам к нему примыкают Клуб занимательной науки, расположенный в параболическом в плане здании, и концертный зал, соединенный с основным корпусом галереей-переходом. Со стороны парка к главному зданию пристроены три корпуса кружковой работы, их объемы помогают образовывать глубокие дворики, что подчеркивает связь всего комплекса с природой парка, внутри которого он построен.
Евгений Аблин, Андрей Губарев, Григорий Дервиз, Ирина Дервиз, Игорь Пчельников. Московский дворец пионеров и школьников на Воробьевых горах. Эскиз декоративного панно «Небо» на торцевом фасаде кружкового корпуса. 1962
Музей архитектуры им. А.В. Щусева

Важную роль в образе Дворца играет монументально-декоративное искусство. Снаружи декоративным панно украшена стена концертного зала, над входом разместилась мозаика «Юные ленинцы», а парковые фасады кружковых корпусов украшены триптихом «Вода», «Земля» и «Небо».
Евгений Аблин, Андрей Губарев, Григорий Дервиз, Ирина Дервиз, Игорь Пчельников. Московский дворец пионеров и школьников на Воробьевых горах. Эскиз декоративного панно «Земля» на торцевом фасаде кружкового корпуса. 1962
Музей архитектуры им. А.В. Щусева

Дворец пионеров стал именно детским дворцом не только по своей функциональности, но и по архитектуре. Именно от восприятия ребенка отталкивались архитекторы, выбирая и пропорции здания, и активно включая природу в архитектуру всего комплекса – все для того, чтобы ребенок чувствовал себя здесь не гостем, но хозяином.
Евгений Аблин, Андрей Губарев, Григорий Дервиз, Ирина Дервиз, Игорь Пчельников. Московский дворец пионеров и школьников на Воробьевых горах. Эскиз декоративного панно «Вода» на торцевом фасаде кружкового корпуса. 1962
Музей архитектуры им. А.В. Щусева
Народный конкурс на Мавзолей
Через несколько дней после смерти Ленина в январе 1924 года было принято решение о бальзамировании тела вождя и сооружении для него мавзолея на Красной площади. Разработка проекта была поручена напрямую архитектору Алексею Щусеву. Похороны Ленина прошли 27 января в первом мавзолее, который был сделан из дерева и считался временным. С наступлением весны здание было перестроено в более монументальных формах, но также из дерева.
В 1925 году Президиум ЦИК СССР принял постановление об открытом конкурсе на проект постоянного здания мавзолея. По задумке организаторов конкурса, оно должно было стать «центром воздействия на массы», снаружи представляя собой «огромную трибуну». Задачей конкурса была не выработка итогового проекта, а поиск основной идеи. В соревновании было разрешено участвовать всем: архитекторам, рабочим, школьникам, крестьянам; проекты можно было представить как в виде рисунков с описанием, так и просто в виде текстов с концепцией будущего сооружения.
Алексей Щусев. Проект гранитного мавзолея В.И. Ленина. Перспектива, план, фасад. 1931
Музей архитектуры им. А.В. Щусева
Лев Руднев. Конкурсный проект мавзолея В.И. Ленина. Перспектива. 1925
Музей архитектуры им. А.В. Щусева

Предложения, присланные на конкурс, показательны сразу во многих аспектах. Во-первых, они демонстрируют, насколько был силен культ вождя и как советские люди оценивали влияние его идей на весь мир. Во-вторых, проекты показывают, насколько разным было представление людей о мемориальных сооружениях, а также отчасти отражают самоидентификацию авторов и то, какой они видели свою страну.
Дворец Советов
Дворец Советов стал самым грандиозным проектом в истории советской архитектуры, обозначив не только символичный переход от архитектуры авангарда к освоению классического наследия, но и воплотив в себе идеологический символизм довоенного советского зодчества. Для строительства была выбрана площадь на месте Храма Христа Спасителя, который в 1931 году для этой цели снесли. Дворец Советов называли памятником новой эпохе, он мыслился как эмблема воплощенной мечты о справедливости и утверждение торжества индустриализации. Однако грандиозность замысла и неясность задачи, сопряженная с отсутствием четкого представления о внешнем облике будущего сооружения, стали причиной довольно долгого периода выбора проекта, состоявшего в конечном счете из четырех конкурсных этапов.

Самый масштабный этап, второй, прошел с декабря 1931 года по февраль 1932 года. На конкурс было представлено 160 проектов, среди них 24 иностранных. Участие в открытом конкурсе иностранных архитекторов подчеркнуло его масштаб, придав вес самой идее Дворца Советов как эмблеме «торжества коммунизма не только у нас, но и там, на Западе». Широкий стилистический диапазон внешнего облика Дворца в представленных проектах показал, насколько были еще актуальны для СССР поиски художественного образа общественного здания.

Проект молодого американского архитектора Гектора Гамильтона стал единственным иностранным проектом, получившим премию. Архитектор создал достаточно компактное и одновременно масштабное здание, главным мотивом которого выступают вертикальные членения во всю высоту, повторяющиеся монотонно по всему фасаду.
Гектор Гамильтон, США. Проект Дворца Советов. Всесоюзный открытый конкурс (2-й этап), высшая премия. Перспектива со стороны бокового фасада. 1931-1932
Музей архитектуры им. А.В. Щусева

Участвовал в конкурсе и архитектор Ле Корбюзье, по проекту которого в Москве в то время велось строительство здания Центросоюза на Мясницкой улице. Он предложил новаторское решение для Дворца, в котором инженерная форма – вынесенный наружу каркас, к которому подвешивались объемы залов –  превращена в элемент архитектурной композиции. Гигантская парабола большого зала, ставшая центральным элементов композиции, символизировала путь солнца.
Ле Корбюзье, Франция. Проект Дворца Советов. Всесоюзный открытый конкурс (2-й этап). Аксонометрия. 1931
Музей архитектуры им. А.В. Щусева

С итоговым проектом определились в марте 1933 года. За основу для Дворца Советов было решено взять проект Бориса Иофана, представлявший высокую ярусную композицию с фигурой «Освобожденный пролетарий» на ее вершине. Через несколько месяцев к проектированию были привлечены архитекторы Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх. Одновременно было принято решение о том, что здание, высота которого в утвержденном проекте достигала 415 метров, должно завершаться стометровой фигурой Ленина.
Борис Иофан, Владимир Гельфрейх, Владимир Щуко и др. Проект Дворца Советов. Утвержденный вариант. Перспектива. 1933
Музей архитектуры им. А.В. Щусева

 

28 Марта 2023

Похожие статьи
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Вид на город
Узнать, что видно из московских окон и как меняется образ столицы по времени, можно на выставке в Подземном музее парка «Зарядье». Она работает до 15 октября.
Искусство на районе
На Дизайнерском бульваре в Москве открыта выставка паблик-арта с объектами девяти художников. Вплетенное в пейзаж жилого района, искусство стало неотъемлемой частью повседневности. Предлагаем познакомиться с пятью участниками.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Илья Голосов и приемы советской версии ар-деко
Сегодня архитектору Илье Голосову исполнилось бы 140 лет. В честь юбилея Андрей Бархин вновь рассказывает об особенностях советского декоративизма тридцатых годов на примере творчества мастера, с американскими и европейскими образцами.
Предсказания и заблуждения
В этом году на «Архстоянии» появится два новых арт-дома, а главный объект – капсулу предсказаний – в последний день фестиваля планируется закопать.
Строители БАМа. Итоги конкурса
Подведены итоги открытого всероссийского конкурса «Строители БАМа» на лучшую концепцию мемориала создателям Байкало-Амурской магистрали. Публикуем 5 проектов победителей.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
Мета-музей
Проектная компания Genpro открыла музей-шоурум в метавселенной Spatial. Его виртуальное пространство состоит из нескольких залов и позволяет взаимодействовать с интерактивными планшетами.
Строители и первопроходцы
В рамках конкурса на лучшую идею памятника в честь 50-летия БАМа в Музее архитектуры прошла лекция Марка Акопяна, посвященная архитектурному и градостроительному наследию проекта. Публикуем тезисы выступления.
И в зной, и в стужу
Бюро Megabudka, известное разнообразными исследованиями творческих проблем, поделилось с нами статьей Артема Укропова, посвященной наработкам в области проектирования детских площадок в разных климатических условиях. Не то чтобы все изложенное в ней совершенно ново и неожиданно, но собрано вместе. Делимся.
Параметрические волны
В жилом комплексе Sydney City, который ГК «ФСК» возводит в районе Шелепихинской набережной, Genpro спроектировали центральный квартал, соединив в архитектуре параметрические фасады с модульной технологией.
Магистры и бакалавры Академии Глазунова 2022: кафедра...
Публикуем дипломы архитектурного факультета Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Это проекты реставрации и приспособления Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде, суконной фабрики в Павловской слободе, завода «Кристалл» в Калуге и мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево.
Технологии и материалы
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Сейчас на главной
Облачный сервис
В китайском Шэньчжэне вовсю идет строительство кампуса технологического холдинга Tencent. Авторы проекта застройки важнейшего четвертого участка MAD Architects показали фотографии уже вполне оформившихся корпусов.
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Принцесса и конструктивизм
Дом в саратовской области, построенный по проекту мастерской Spirin architects, отвечает на два специфических запроса заказчика: отдать дань уважения русскому авангарду, а также порадовать дочь, которой хочется пожить в башне.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Кровля двойного назначения
В Таоюане на Тайване началось строительство нового вокзала по проекту бюро Mecanoo. Проект входит в программу превращения железнодорожной системы страны в подземную.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Hide and seek
Дом ID Moskovskiy, спроектированный Степаном Липгартом во дворах у Московского проспекта за Обводным каналом и завершенный недавно, во-первых, достаточно точно реализован, что существенно еще и потому, что это первый дом, в котором архитектор отвечал не только за фасады, но и за планировки, и смог лучше увязать их между собой. Но интересен он как пример «прорастания» новой архитектуры в городе: она опирается на лучшие образцы по соседству и становится улучшенной и развитой суммой идей, найденных в контексте.
Музейно-концертная функция
Завершена реконструкция домашней арены клуба Real Madrid CF, стадиона Сантьяго Бернабеу: теперь здесь проще проводить концерты и другие массовые мероприятия, а новый фасад согласован с пространством города.
Амфитеатр под луной
Подарок от бюро KIDZ к своему дню рождения – поп-ап павильон на территории кластера ЛенПолиграфМаш в Санкт-Петербурге. До конца лета здесь можно отдыхать в гамаке, возиться с мягким песком, наблюдать за огромным шаром с гелием и другими людьми.
Вибрация балконов
Школа в Шанхае по проекту австралийско-китайского бюро BAU рассчитана как на традиционную, так и на ориентированную на нужды конкретного ученика форму обучения.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Пресса: Город большого мифа и большой обиды
Иркутск: место победы почвеннической литературы над современной архитектурой. Иркутск — «великий город с областной судьбой», как сказал когда-то поэт Лев Озеров про Питер. И это высказывание, конечно, про трагедию, но еще и про обиду на судьбу. В ряду сибирских городов Иркутск впечатлил меня не тем, что он на порядок умней, сложней, глубже остальных — хотя это так,— а ощущением устойчивой вялотекущей неврастении.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Переживание звука
Для музея звука Audeum в Сеуле Кэнго Кума создал архитектуру, которая обращается к природным мотивам и стимулирует все пять чувств человека.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
Субурбию в центр
Архитектурная студия Grad предлагает адаптировать городскую жилую ячейку к типологии и комфорту индивидуального жилого дома. Наилучшая для этого технология, по мнению архитекторов, – модульная деревогибридная система.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Белый свод
Herzog & de Meuron превратили руину исторического дома в центре австрийского Брегенца в «стопку» функций: культурное пространство с баром, гостиница, квартира.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мост без свойств
В Бордо открылся автомобильный и пешеходный мост по проекту OMA: половина его полотна – многофункциональное общественное пространство.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.