В «Манеже» до 2 апреля работает выставка «Дом культуры СССР». Один из кураторов, Ксения Кокорина, рассказывает о значимых проектах прошлого столетия.
Выставка «ДК СССР» приурочена к столетию со дня образования СССР. В масштабной экспозиции представлено более 700 предметов, которые раскрывают идею Домов культуры, появившихся именно в Советском Союзе. Всего тринадцать тематических разделов: от архитектуры до музыки и фотографии.
Выставка «ДК СССР» в «Манеже»
Фотография предоставлена пресс-службой РОСИЗО
Выставка «ДК СССР» в «Манеже»
Фотография предоставлена пресс-службой РОСИЗО
Ниже – подборка проектов, представленных в разделах «Архитектура Домов культуры», «Конкурсные проекты Дворца Советов», «Мавзолей».
Дворец Труда, А. Белогруд
В 1919 году в Петрограде был объявлен конкурс на создание проекта Дворца рабочих – крупного общественного здания, в задачи которого входила просветительская и образовательная деятельность среди рабочих, организация общественной жизни пролетариата, а также устройство отдыха и спортивного досуга. Функциональная программа Дворца во многом повторяла программу дореволюционных Народных домов, однако с гораздо большим набором помещений для учебы и занятий искусством.
Андрей Белогруд.
Конкурсный проект Дворца рабочих Нарвского района Петрограда. Фасад.
1919
Музей архитектуры им. А.В. Щусева
Центральное место в композиции занимал зал для концертов и театральных представлений на 3-4 тысячи человек, также было несколько малых залов для собраний и лекций, комнаты для кружков, библиотека, столовая, гимнастический зал и т.д.
Этот конкурс, как и другие ранние послереволюционные конкурсы, носил скорее декларативный и символический характер, и выражал стремление архитекторов через конкретные формы найти способы выражения нового архитектурного языка.
Архитектор Андрей Белогруд проектирует свой Дворец под девизом «Крепость рабочих». Источником вдохновения для него выступила архитектура итальянского проторенессанса: замок Эстенсе в Ферраре, палаццо Веккьо во Флоренции, замок Сфорца в Милане. Крепостной характер здания проявился не только в его объеме центрального зала, но и в декоративных деталях: зубчатых венчаниях башен, машикулях. Аллегория неприступности и твердости, указывающая на силу духа революционных масс.
Клуб нового социального типа, И.Леонидов, 1928 г.
В 1929 году архитектор Иван Леонидов опубликовал проект клуба нового социального типа – исследовательскую работу, одной из задач которой была стройка новой культуры рабочего класса средствами современной науки и техники. Леонидов откладывал в сторону проблемы поиска новой формы, и обращал внимание на важность внутренней культурной организации, из которой и будет исходить внешняя форма.
Иван Леонидов.
Проект клуба нового социального типа. Вариант «Б». План 1-го этажа.
1928
Музей архитектуры им. А.В. Щусева
Клуб Леонидова – это парковый комплекс из отдельных зданий, каждое из которых имело конкретную специализированную функцию. Программа клуба включала как досуговую и спортивную часть, так и научную. Леонидов предлагал устраивать в клубных комплексах зимние сады, библиотеки, спортивные залы, научные лаборатории и универсальные залы. Помимо самого клуба архитектор предложил устраивать там своего рода «живую газету»: экран с рупором, на который посредством радио и телевидения передавались бы важнейшие события дня.
Иван Леонидов.
Проект клуба нового социального типа. Вариант «Б». План 2-го этажа.
1928
Музей архитектуры им. А.В. Щусева
Главными материалами строительства служили железобетон и стекло: «оболочка, главным образом, из стекла и несущая конструкция из железобетона. До сих пор стена являлась главным образом тепло-звукоизолятором и источником света. Сегодняшние технические условия позволяют делать стену не изолирующей от окружающей жизни – непрозрачным, каменным или деревянным массивом, а прозрачной стеклянной, тем самым расширяющей охват человеком бытовой обстановки в ее динамике».
Иван Леонидов.
Проект клуба нового социального типа. Схема планировки культорганизации.
1928
Музей архитектуры им. А.В. Щусева
Важная составляющая такого клуба – его универсальность. Клуб задумывался не как парадное сооружение, а скорее как бытовая составляющая повседневной жизни рабочего, подстраиваемая под его трудовые процессы.
Дворец пионеров на Воробьевых горах
Построенный в 1962 году, Дворец пионеров (архитекторы В. Егерев, В. Кубасов, Ф. Новиков, И. Покровский, Б. Палуй, М. Хажакян, конструктор Ю. Ионов) стал одной из самых знаковых построек эпохи оттепели, символом советского модернизма. Задвинутый в глубину участка, стоящий асимметрично центральной оси, он ломал устойчивые представления о том, какой должна быть архитектура культурного учреждения, и абсолютно по-иному отражал представления об облике советского дворца.
Московский дворец пионеров и школьников на Воробьевых горах.
Перспектива паркового фасада.
Архитекторы: Виктор Егерев, Владимир Кубасов, Феликс Новиков, Игорь Покровский, Борис Палуй, Михаил Хажакян
Фотография А. Александрова, 1962 / Музей архитектуры им. А.В. Щусева
Дворец пионеров состоит из нескольких корпусов, объединенных в единый комплекс. В центральном корпусе, вытянутом вдоль площади, устраиваются основные помещения для кружков, игр и занятий. По бокам к нему примыкают Клуб занимательной науки, расположенный в параболическом в плане здании, и концертный зал, соединенный с основным корпусом галереей-переходом. Со стороны парка к главному зданию пристроены три корпуса кружковой работы, их объемы помогают образовывать глубокие дворики, что подчеркивает связь всего комплекса с природой парка, внутри которого он построен.
Евгений Аблин, Андрей Губарев, Григорий Дервиз, Ирина Дервиз, Игорь Пчельников.
Московский дворец пионеров и школьников на Воробьевых горах.
Эскиз декоративного панно «Небо» на торцевом фасаде кружкового корпуса.
1962
Музей архитектуры им. А.В. Щусева
Важную роль в образе Дворца играет монументально-декоративное искусство. Снаружи декоративным панно украшена стена концертного зала, над входом разместилась мозаика «Юные ленинцы», а парковые фасады кружковых корпусов украшены триптихом «Вода», «Земля» и «Небо».
Евгений Аблин, Андрей Губарев, Григорий Дервиз, Ирина Дервиз, Игорь Пчельников.
Московский дворец пионеров и школьников на Воробьевых горах.
Эскиз декоративного панно «Земля» на торцевом фасаде кружкового корпуса.
1962
Музей архитектуры им. А.В. Щусева
Дворец пионеров стал именно детским дворцом не только по своей функциональности, но и по архитектуре. Именно от восприятия ребенка отталкивались архитекторы, выбирая и пропорции здания, и активно включая природу в архитектуру всего комплекса – все для того, чтобы ребенок чувствовал себя здесь не гостем, но хозяином.
Евгений Аблин, Андрей Губарев, Григорий Дервиз, Ирина Дервиз, Игорь Пчельников.
Московский дворец пионеров и школьников на Воробьевых горах.
Эскиз декоративного панно «Вода» на торцевом фасаде кружкового корпуса.
1962
Музей архитектуры им. А.В. Щусева
Народный конкурс на Мавзолей
Через несколько дней после смерти Ленина в январе 1924 года было принято решение о бальзамировании тела вождя и сооружении для него мавзолея на Красной площади. Разработка проекта была поручена напрямую архитектору Алексею Щусеву. Похороны Ленина прошли 27 января в первом мавзолее, который был сделан из дерева и считался временным. С наступлением весны здание было перестроено в более монументальных формах, но также из дерева. В 1925 году Президиум ЦИК СССР принял постановление об открытом конкурсе на проект постоянного здания мавзолея. По задумке организаторов конкурса, оно должно было стать «центром воздействия на массы», снаружи представляя собой «огромную трибуну». Задачей конкурса была не выработка итогового проекта, а поиск основной идеи. В соревновании было разрешено участвовать всем: архитекторам, рабочим, школьникам, крестьянам; проекты можно было представить как в виде рисунков с описанием, так и просто в виде текстов с концепцией будущего сооружения.
Алексей Щусев.
Проект гранитного мавзолея В.И. Ленина.
Перспектива, план, фасад. 1931
Музей архитектуры им. А.В. Щусева
Лев Руднев.
Конкурсный проект мавзолея В.И. Ленина.
Перспектива.
1925
Музей архитектуры им. А.В. Щусева
Предложения, присланные на конкурс, показательны сразу во многих аспектах. Во-первых, они демонстрируют, насколько был силен культ вождя и как советские люди оценивали влияние его идей на весь мир. Во-вторых, проекты показывают, насколько разным было представление людей о мемориальных сооружениях, а также отчасти отражают самоидентификацию авторов и то, какой они видели свою страну.
Дворец Советов
Дворец Советов стал самым грандиозным проектом в истории советской архитектуры, обозначив не только символичный переход от архитектуры авангарда к освоению классического наследия, но и воплотив в себе идеологический символизм довоенного советского зодчества. Для строительства была выбрана площадь на месте Храма Христа Спасителя, который в 1931 году для этой цели снесли. Дворец Советов называли памятником новой эпохе, он мыслился как эмблема воплощенной мечты о справедливости и утверждение торжества индустриализации. Однако грандиозность замысла и неясность задачи, сопряженная с отсутствием четкого представления о внешнем облике будущего сооружения, стали причиной довольно долгого периода выбора проекта, состоявшего в конечном счете из четырех конкурсных этапов.
Самый масштабный этап, второй, прошел с декабря 1931 года по февраль 1932 года. На конкурс было представлено 160 проектов, среди них 24 иностранных. Участие в открытом конкурсе иностранных архитекторов подчеркнуло его масштаб, придав вес самой идее Дворца Советов как эмблеме «торжества коммунизма не только у нас, но и там, на Западе». Широкий стилистический диапазон внешнего облика Дворца в представленных проектах показал, насколько были еще актуальны для СССР поиски художественного образа общественного здания.
Проект молодого американского архитектора Гектора Гамильтона стал единственным иностранным проектом, получившим премию. Архитектор создал достаточно компактное и одновременно масштабное здание, главным мотивом которого выступают вертикальные членения во всю высоту, повторяющиеся монотонно по всему фасаду.
Гектор Гамильтон, США.
Проект Дворца Советов.
Всесоюзный открытый конкурс (2-й этап), высшая премия.
Перспектива со стороны бокового фасада.
1931-1932
Музей архитектуры им. А.В. Щусева
Участвовал в конкурсе и архитектор Ле Корбюзье, по проекту которого в Москве в то время велось строительство здания Центросоюза на Мясницкой улице. Он предложил новаторское решение для Дворца, в котором инженерная форма – вынесенный наружу каркас, к которому подвешивались объемы залов – превращена в элемент архитектурной композиции. Гигантская парабола большого зала, ставшая центральным элементов композиции, символизировала путь солнца.
Ле Корбюзье, Франция.
Проект Дворца Советов.
Всесоюзный открытый конкурс (2-й этап). Аксонометрия.
1931
Музей архитектуры им. А.В. Щусева
С итоговым проектом определились в марте 1933 года. За основу для Дворца Советов было решено взять проект Бориса Иофана, представлявший высокую ярусную композицию с фигурой «Освобожденный пролетарий» на ее вершине. Через несколько месяцев к проектированию были привлечены архитекторы Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх. Одновременно было принято решение о том, что здание, высота которого в утвержденном проекте достигала 415 метров, должно завершаться стометровой фигурой Ленина.
Борис Иофан, Владимир Гельфрейх, Владимир Щуко и др.
Проект Дворца Советов.
Утвержденный вариант.
Перспектива.
1933