Центральный неф ГЭС-2 / 05.2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Другим зданием, вошедшим в число фаворитов жюри стал Общественный центр природного парка «Кудыкина гора». Так что содержательную часть праздника обеспечило выступление одного из авторов центра и сооснователей Мегабудки Артема Укропова – на интересную, но тонкую и чувствительную тему поисков современной версии русского стиля в архитектуре. Бюро занимается такими поисками c 2014 года после победы в конкурсе компании Мортон на общественный центр одного из околоМКАДовских ЖК. Конкурс назывался «Русский характер». Последующие размышления архитекторов включили в себя опросы, обсуждения, составление облака тегов и даже шуточной программы-определителя «русскости», а также достаточно дерзкие сопоставления несопоставимого в коллажах и проектах.
Презентация 99 номера журнала «Проект Россия» и показ фильма АБ Мегабудка, посвященного парку «Кудыкина гора»
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Презентация 99 номера журнала «Проект Россия» и показ фильма АБ Мегабудка, посвященного парку «Кудыкина гора»
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Апофеозом размышлений стала работа с парком «Кудыкина гора» в Липецкой области, для которого архитекторы разработали концепцию, фирменный стиль, прогулочный маршрут, и в котором построили здание общественного центра.
Презентация 99 номера журнала «Проект Россия» и показ фильма АБ Мегабудка, посвященного парку «Кудыкина гора»
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Главным сюжетом вчерашней презентации стал показ фильма о «Кудыкиной горе». Фильм снят архитекторами Мегабудки, его режиссер Артем Укропов, а посвящен заказчице проекта парка Юлии Уваркиной – она и рассказчица, и главная героиня: энергичная спортивная женщина с резковатыми манерами. Между тем авторы называют фильм «архитектурным высказыванием». Здесь хочется пошутить, что архитектурное высказывание, главный герой которого – заказчик, следует признать характерным явлением мира современной архитектуры вообще. Но на самом деле фильм, как справедливо определили его сами авторы – тонкий, артхаусный, красивый. По словам Юлии Шишаловой, первый такого рода русский архитектурный фильм.
Архитектоника проявляет себя в звуке, танце, в композиции кадров и в съемках природы, чем в показе собственно здания. Лучше всего подана тропа и пространство парка, очищенное архитекторами от чрезмерно «развесистых» объектов сказочно-романтического толка (хотя на самом деле не от всех, скорее парк был очищен не от самих кукольных богатырей, а от вероятности их появления).
С показом здания общественного центра получилось, на наш взгляд, несколько сложнее, хотя отдельные кадры хороши. С русским стилем, как водится, еще сложнее, да с ним и не может быть просто. Безусловно, в исполнении Мегабудки он задорен, артистичен и предельно эклектичен в своей ироничности: колобки и жар-птицы смешаны с авангардом, но ни те, ни другие, к счастью, не доминируют. Только так, возможно, и следует искать новую разновидность национального стиля, чтобы не уйти слишком далеко от современного искусства. В то же время по словам заказчицы, которые она произносит в фильме, «…обидно, когда архитектуру комплекса называют европейской <…> это вИдение новой русской культуры».
Как знать, как знать. В нашем материале о «Кудыкиной горе» как раз замечены некоторые переклички с европейской архитектурой: https://archi.ru/russia/95318/novyi-russkii
А фильм красивый, звучный такой фильм.