Сарай, огород и очаг

Ищем национальную идею российской архитектуры среди проектов финалистов конкурса на разработку многоквартирного жилья для поселка Соловецкий. В первом выпуске: Мастерская деревянной архитектуры Евгения Макаренко + NORMA, Александр Бродский и бюро Katarsis.

mainImg
show_relations = 1 orgsLink = Array misc_22 = 0 content_flow_id = 6 record_thematic_status = 0 t_news_block_1_publish =
В этом году Фонд по сохранению и развитию Соловецкого архипелага совместно с ООО «СвязьСтройСервис» провел конкурс. Участникам предстояло разработать три многоквартирных жилых блока, в которые планируется переселить соловчан из аварийных и ветхих зданий, в том числе в монастырских построек, включенных в список ЮНЕСКО. 

Предмет конкурса – первые три блока жилого квартала, который, согласно недавно утвержденному генплану, будут строить с южной стороны от Соловецкого монастыря и Святого озера, по улицам Приморская и Заозерная. Территория проектирования, таким образом, – «буферная между сакральной зоной Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря, мемориальным пространством ГУЛАГа, охраняемым природным ландшафтом и выходом к Белому морю». Согласно одному из требований ТЗ, новые дома должны «встроиться в местный нарратив». Соблюдение такого пункта при упомянутых исходных данных автоматически означает, что проекты будут как минимум самобытны, а кроме того в них можно поискать признаки национальной архитектуры. 



Задача – придумать малоэтажное жилье для труднодоступного северного острова с историей такой же суровой, как его зимы – вполне могла бы стать темой бумажного конкурса и привлекла соответствующий круг архитектурных бюро. Выбрать финалистов и победителя, по словам жюри, было не просто – мы с этим соглашаемся и потому публикуем все работы из короткого списка. В первом выпуске – победивший консорциум Мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко и бюро NORMA, а также проект Александра Бродского и бюро KATARSIS. 

Общее для всех работ: живой контур улиц, о котором просили сами жители поселка, хозяйственные постройки, внимание к существующим деревьям, использование местных валунов и оставшихся от предыдущих построек кирпичей и досок, а также печи в квартирах как альтернативное отопление и символ уюта. 

Напоследок, чтобы лучше передать суть конкурса, приведем впечатления Александра Бродского, побывавшего на архипелаге.
cic =

Александр Бродский, Архитектурное бюро «Александр Бродский»
Александр Бродский (на открытии инсталляции), Архитектурное бюро «Александр Бродский»

Два с половиной дня, проведенные на Соловках, оставили глубочайшее впечатление. То, что первое посещение пришлось на самый экстремальный период – сильные морозы – мне кажется абсолютно правильным. В результате главными мыслями там, перебившими все остальное, были мысли о заключенных. И уже потом – удивительная красота этого места, монастырь и жизнь местного населения. Суровость этой жизни меня поразила. Мы побывали в нескольких квартирах, и тут есть над чем подумать. Я считаю, что создание нормального жилья для жителей поселка – благородная задача.


 

Архитектурная концепция нового жилого фонда поселка Соловецкий

Архитектурная концепция нового жилого фонда поселка Соловецкий. Вид с юго-западного угла участков на монастырь
© Консорциум: Мастерская деревянной архитектуры Евгения Макаренко, Андрис Шнепс-Шнеппе, NORMA
где:Россия, Соловецкий
даты2.2021 — 3.2021 /
функция:Жилой / поселок
мастерская:
Мастерская деревянной архитектуры Евгения Макаренко
https://design-wood-home.com/
NORMА
https://norma.works/
автор:Евгений Макаренко
Андрис Шнепс-Шнеппе
Григорий Цебренко
Дарья Герасимова
авторский коллектив:
Евгений Макаренко, Андрис Шнепс-Шнеппе, Дарья Герасимова, Григорий Цебренко
По мнению жюри, команда победителей представила проект, который «отражает образ и дух места, соответствует особенностям соловецкого уклада и условиям жизни Севера, предлагает тактичные планировочные решения при общей вариативности застройки, является эффективным и реалистичным по замыслу».

Авторы предлагают комфортные квартиры, живя в которых не забываешь, что ты на Соловках. Новые дома становятся частью общего ландшафта, причем не только из-за фасадов и силуэтов, решения для которых взяты из соловецкой архитектуры, но и благодаря видам, открывающимся из окон.   

Живой контур улицы формируется за счет поворота зданий или отступа от дороги. С южной стороны к домам примыкают участки, где можно разбить огород или сад. Существующий на участке амбар предлагается приспособить под общественную баню, а на холме обустроить центральное место для встреч.

Простые прямоугольные объемы домов с двускатными или вальмовыми крышами объясняются целесообразностью: строить их легче, отсутствие выступов сокращает теплопотери. Пластические решения просты, а потому красивы: горизонтальные и вертикальные членения, «открытые» углы, разорванные пилястры подчеркиваются материалами, комбинирование которых позволяет сделать все 12 домов разными. 

Квартиры в домах существенно отличаются от городских. Прежде всего тем, что в них предусмотрена печь, а также всевозможные места для хранения: приквартирные «сени», погреба и уличные холодильники, антресоли. Кроме того, жильцы каждой квартиры получают в распоряжение сарай размером 4х6 метров. На этапе строительства в соответствии с пожеланиями будущих жильцов стандартные изолированные гостиные и кухни можно объединять в общие пространства. 
  • zooming
    1 / 7
    Архитектурная концепция нового жилого фонда поселка Соловецкий. Вид на двор северного участка
    © Консорциум: Мастерская деревянной архитектуры Евгения Макаренко, Андрис Шнепс-Шнеппе, NORMA
  • zooming
    2 / 7
    Архитектурная концепция нового жилого фонда поселка Соловецкий. Вид с северо-восточного угла участков
    © Консорциум: Мастерская деревянной архитектуры Евгения Макаренко, Андрис Шнепс-Шнеппе, NORMA
  • zooming
    3 / 7
    Архитектурная концепция нового жилого фонда поселка Соловецкий. Вид на общественную зону между поддворьями
    © Консорциум: Мастерская деревянной архитектуры Евгения Макаренко, Андрис Шнепс-Шнеппе, NORMA
  • zooming
    4 / 7
    Архитектурная концепция нового жилого фонда поселка Соловецкий. Вид вдоль существующего амбара
    © Консорциум: Мастерская деревянной архитектуры Евгения Макаренко, Андрис Шнепс-Шнеппе, NORMA
  • zooming
    5 / 7
    Архитектурная концепция нового жилого фонда поселка Соловецкий. Интерьерные решения
    © Консорциум: Мастерская деревянной архитектуры Евгения Макаренко, Андрис Шнепс-Шнеппе, NORMA
  • zooming
    6 / 7
    Архитектурная концепция нового жилого фонда поселка Соловецкий. Общий вид участков
    © Консорциум: Мастерская деревянной архитектуры Евгения Макаренко, Андрис Шнепс-Шнеппе, NORMA
  • zooming
    7 / 7
    Архитектурная концепция нового жилого фонда поселка Соловецкий. Генеральный план
    © Консорциум: Мастерская деревянной архитектуры Евгения Макаренко, Андрис Шнепс-Шнеппе, NORMA

«Соловки»

«Соловки»
© Архитектурное бюро «Александр Бродский»
где:Россия, Соловецкий
даты2.2021 — 3.2021 /
функция:Жилой / поселок
мастерская:
Архитектурное бюро «Александр Бродский»
http://www.brod.it/
автор:Александр Бродский
Руководитель авторского коллектива
авторский коллектив:
Руководитель студии: Александр Бродский
Ведущий архитектор: Андрей Фомичёв
Архитектор: Александра Боева, Михаил Иванов, Рина Кравченко, Николай Никифоров
В этом проекте особая роль у сараев – они равномерно распределены по участку и помогают сделать улицы такими, словно они всегда были в поселке. Теплые визуализации с полками вообще сложно перестать разглядывать – они такие же одушевленные, как сарай в нежном рассказе Виктора Пелевина, и даже велосипед, метафора свободной просветленной жизни, имеется. 

Пространства между постройками представляют собой «уличные комнаты» – в них можно обустроить огород или сад, для этих же целей подойдет, к слову, и крыша сарая со слоем дерна. Впрочем, если лезть по лестнице с рассадой и лейкой не хочется, там все равно что-нибудь вырастет – дикое и красивое. Помимо индивидуальных построек имеется также общественный «сарай» – крытый павильон с камином и большим столом, где жители домов могут собираться по праздникам или просто сидеть у жаровни и готовить шашлыки. Все объекты связаны сетью деревянных «мостков», которые очерчивают границы тех или иных участков и помогают преодолевать межсезонную слякоть или зимние сугробы. 

К каждому из трех участков свой подход: если на одном важно сохранить пышное дерево, то на другом следует учитывать торцы существующей застройки. По словам авторов, «невероятно важно сделать жилье на Соловках деревянным. Это позволит создать преемственную среду, дать ощущение частного дома в многоквартирном, позволит зданиям благородно стареть, но не ветшать». Наружные стены предлагается обработать слабым раствором железного купороса, чтобы получить моментальный эффект состарившегося дерева с благородным серым оттенком. Квартиры снабжены кладовыми, что позволяет освободить пространство парадных – пустых, просторных и светлых.

Предлагаем ознакомиться с полным описанием проекта, где в числе прочего подробно рассказывается о предполагаемых технологиях и материалах.
  • zooming
    1 / 7
    «Соловки»
    © Архитектурное бюро «Александр Бродский»
  • zooming
    2 / 7
    «Соловки»
    © Архитектурное бюро «Александр Бродский»
  • zooming
    3 / 7
    «Соловки»
    © Архитектурное бюро «Александр Бродский»
  • zooming
    4 / 7
    «Соловки»
    © Архитектурное бюро «Александр Бродский»
  • zooming
    5 / 7
    «Соловки»
    © Архитектурное бюро «Александр Бродский»
  • zooming
    6 / 7
    «Соловки»
    © Архитектурное бюро «Александр Бродский»
  • zooming
    7 / 7
    «Соловки»
    © Архитектурное бюро «Александр Бродский»

«Берег поля». Конкурсная концепция жилого фонда посёлка Соловецкий

«Берег поля». Конкурсная концепция жилого фонда посёлка Соловецкий
© KATARSIS Architects
где:Россия, Соловецкий
даты — 3.2021 /
функция:Жилой / поселок
мастерская:
KATARSIS Architects
https://arch-katarsis.com/
авторский коллектив:
Пётр Советников, Вера Степанская
Романтиков из бюро Katarsis, судя по всему, не так сильно пробрал арктический мороз: они думают об острове пасторальными картинами, вполне, впрочем, соответствующими аскетичному умыслу монастырской жизни. 
 
Авторы со свойственной им вдумчивостью отмечают, что «ключевым элементом соловецкого пейзажа является открытый, свободный ландшафт и длинные виды, где в качестве доминанты постоянно возникает силуэт монастыря», – как замок Кафки, хочется добавить. Здесь в качестве важнейшего элемента выступает свободное пространство, а «архитектура имеет нарочито «вялую» линию силуэта, максимально простую кровлю», то есть не отвлекает от главного. «Нам было важно сформировать образ, визуально не отсылающий прямо ни к советской, ни к дореволюционной эпохе, образ примиряющий, призванный соединить трагически разорванные исторические связи», – говорится в пояснительной записке.

Как и Александр Бродский, Петр Советников и Вера Степанская используют «морфотип сарая для выстраивания живой линии фронта со стороны основных улиц», а также систему огородов и палисадников. При этом в пространство новых кварталов включается луг – свободный от застройки участок, к которому дома обращаются дворами с низкими каменными оградами, что позволяет сохранить ощущение свободного ландшафта и дать жителям камерные участки для хозяйства. В общем большом дворе центральным объектом становится баня, в которую можно сходить семьей или большой компанией.
  • zooming
    1 / 7
    «Берег поля». Конкурсная концепция жилого фонда посёлка Соловецкий
    © KATARSIS Architects
  • zooming
    2 / 7
    «Берег поля». Конкурсная концепция жилого фонда посёлка Соловецкий
    © KATARSIS Architects
  • zooming
    3 / 7
    «Берег поля». Конкурсная концепция жилого фонда посёлка Соловецкий
    © KATARSIS Architects
  • zooming
    4 / 7
    «Берег поля». Конкурсная концепция жилого фонда посёлка Соловецкий
    © KATARSIS Architects
  • zooming
    5 / 7
    «Берег поля». Конкурсная концепция жилого фонда посёлка Соловецкий
    © KATARSIS Architects
  • zooming
    6 / 7
    «Берег поля». Конкурсная концепция жилого фонда посёлка Соловецкий
    © KATARSIS Architects
  • zooming
    7 / 7
    «Берег поля». Конкурсная концепция жилого фонда посёлка Соловецкий
    © KATARSIS Architects

07 Октября 2021

Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
На пути к осознанности
Бюро BIG представило проект Международного аэропорта Гелепху – ключевую часть своего мастерплана «Город осознанности» для Бутана.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Город в миниатюре
Новая детская больница по проекту Herzog & de Meuron в Цюрихе реализована как функциональная и одновременно гуманная и разнообразная среда, поддерживающая пациентов и врачей.
Под сенью деревянных перекрытий
Новый вокзал для городов Эде и Вагенинген в центре Нидерландов вдохновлен окрестными лесами; здесь нашлось место даже для сверчков и летучих мышей. Авторы проекта – Mecanoo и Royal HaskoningDHV.
В городском лесу
В Лиссабоне открылся после реконструкции Центр современного искусства Гульбенкяна. За проект отвечал Кэнго Кума: это первая работа японского мэтра в Португалии.
Оленьими тропами
Бюро Snøhetta соединило в здании саамского культурного и образовательного центра Čoarvemátta в норвежском Заполярье, казалось бы, мало сочетающиеся функции: национальный театр, училище и школу оленеводства.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.