Сарай, огород и очаг

Ищем национальную идею российской архитектуры среди проектов финалистов конкурса на разработку многоквартирного жилья для поселка Соловецкий. В первом выпуске: Мастерская деревянной архитектуры Евгения Макаренко + NORMA, Александр Бродский и бюро Katarsis.

Алёна Кузнецова

Автор текста:
Алёна Кузнецова

mainImg
0 В этом году Фонд по сохранению и развитию Соловецкого архипелага совместно с ООО «СвязьСтройСервис» провел конкурс. Участникам предстояло разработать три многоквартирных жилых блока, в которые планируется переселить соловчан из аварийных и ветхих зданий, в том числе в монастырских построек, включенных в список ЮНЕСКО. 

Предмет конкурса – первые три блока жилого квартала, который, согласно недавно утвержденному генплану, будут строить с южной стороны от Соловецкого монастыря и Святого озера, по улицам Приморская и Заозерная. Территория проектирования, таким образом, – «буферная между сакральной зоной Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря, мемориальным пространством ГУЛАГа, охраняемым природным ландшафтом и выходом к Белому морю». Согласно одному из требований ТЗ, новые дома должны «встроиться в местный нарратив». Соблюдение такого пункта при упомянутых исходных данных автоматически означает, что проекты будут как минимум самобытны, а кроме того в них можно поискать признаки национальной архитектуры. 



Задача – придумать малоэтажное жилье для труднодоступного северного острова с историей такой же суровой, как его зимы – вполне могла бы стать темой бумажного конкурса и привлекла соответствующий круг архитектурных бюро. Выбрать финалистов и победителя, по словам жюри, было не просто – мы с этим соглашаемся и потому публикуем все работы из короткого списка. В первом выпуске – победивший консорциум Мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко и бюро NORMA, а также проект Александра Бродского и бюро KATARSIS. 

Общее для всех работ: живой контур улиц, о котором просили сами жители поселка, хозяйственные постройки, внимание к существующим деревьям, использование местных валунов и оставшихся от предыдущих построек кирпичей и досок, а также печи в квартирах как альтернативное отопление и символ уюта. 

Напоследок, чтобы лучше передать суть конкурса, приведем впечатления Александра Бродского, побывавшего на архипелаге.

Александр Бродский, «Архитектурное бюро «Александр Бродский»»

Два с половиной дня, проведенные на Соловках, оставили глубочайшее впечатление. То, что первое посещение пришлось на самый экстремальный период – сильные морозы – мне кажется абсолютно правильным. В результате главными мыслями там, перебившими все остальное, были мысли о заключенных. И уже потом – удивительная красота этого места, монастырь и жизнь местного населения. Суровость этой жизни меня поразила. Мы побывали в нескольких квартирах, и тут есть над чем подумать. Я считаю, что создание нормального жилья для жителей поселка – благородная задача.


 

Архитектурная концепция нового жилого фонда поселка Соловецкий

где:Россия, Соловецкий
даты2.2021 — 3.2021 /
функция:Жилой / поселок
мастерская:
Мастерская деревянной архитектуры Евгения Макаренко
https://design-wood-home.com/
NORMА
https://norma.works/
архитектор:Евгений Макаренко, Андрис Шнепс-Шнеппе, Григорий Цебренко, Дарья Герасимова
авторский коллектив:
Евгений Макаренко, Андрис Шнепс-Шнеппе, Дарья Герасимова, Григорий Цебренко
По мнению жюри, команда победителей представила проект, который «отражает образ и дух места, соответствует особенностям соловецкого уклада и условиям жизни Севера, предлагает тактичные планировочные решения при общей вариативности застройки, является эффективным и реалистичным по замыслу».

Авторы предлагают комфортные квартиры, живя в которых не забываешь, что ты на Соловках. Новые дома становятся частью общего ландшафта, причем не только из-за фасадов и силуэтов, решения для которых взяты из соловецкой архитектуры, но и благодаря видам, открывающимся из окон.   

Живой контур улицы формируется за счет поворота зданий или отступа от дороги. С южной стороны к домам примыкают участки, где можно разбить огород или сад. Существующий на участке амбар предлагается приспособить под общественную баню, а на холме обустроить центральное место для встреч.

Простые прямоугольные объемы домов с двускатными или вальмовыми крышами объясняются целесообразностью: строить их легче, отсутствие выступов сокращает теплопотери. Пластические решения просты, а потому красивы: горизонтальные и вертикальные членения, «открытые» углы, разорванные пилястры подчеркиваются материалами, комбинирование которых позволяет сделать все 12 домов разными. 

Квартиры в домах существенно отличаются от городских. Прежде всего тем, что в них предусмотрена печь, а также всевозможные места для хранения: приквартирные «сени», погреба и уличные холодильники, антресоли. Кроме того, жильцы каждой квартиры получают в распоряжение сарай размером 4х6 метров. На этапе строительства в соответствии с пожеланиями будущих жильцов стандартные изолированные гостиные и кухни можно объединять в общие пространства. 
  • zooming
    1 / 7
    Архитектурная концепция нового жилого фонда поселка Соловецкий. Вид на двор северного участка
    © Консорциум: Мастерская деревянной архитектуры Евгения Макаренко, Андрис Шнепс-Шнеппе, NORMA
  • zooming
    2 / 7
    Архитектурная концепция нового жилого фонда поселка Соловецкий. Вид с северо-восточного угла участков
    © Консорциум: Мастерская деревянной архитектуры Евгения Макаренко, Андрис Шнепс-Шнеппе, NORMA
  • zooming
    3 / 7
    Архитектурная концепция нового жилого фонда поселка Соловецкий. Вид на общественную зону между поддворьями
    © Консорциум: Мастерская деревянной архитектуры Евгения Макаренко, Андрис Шнепс-Шнеппе, NORMA
  • zooming
    4 / 7
    Архитектурная концепция нового жилого фонда поселка Соловецкий. Вид вдоль существующего амбара
    © Консорциум: Мастерская деревянной архитектуры Евгения Макаренко, Андрис Шнепс-Шнеппе, NORMA
  • zooming
    5 / 7
    Архитектурная концепция нового жилого фонда поселка Соловецкий. Интерьерные решения
    © Консорциум: Мастерская деревянной архитектуры Евгения Макаренко, Андрис Шнепс-Шнеппе, NORMA
  • zooming
    6 / 7
    Архитектурная концепция нового жилого фонда поселка Соловецкий. Общий вид участков
    © Консорциум: Мастерская деревянной архитектуры Евгения Макаренко, Андрис Шнепс-Шнеппе, NORMA
  • zooming
    7 / 7
    Архитектурная концепция нового жилого фонда поселка Соловецкий. Генеральный план
    © Консорциум: Мастерская деревянной архитектуры Евгения Макаренко, Андрис Шнепс-Шнеппе, NORMA

«Соловки»

где:Россия, Соловецкий
даты2.2021 — 3.2021 /
функция:Жилой / поселок
мастерская:
Архитектурное бюро «Александр Бродский»
http://www.brod.it/
архитектор:Александр Бродский
авторский коллектив:
Руководитель студии: Александр Бродский
Ведущий архитектор: Андрей Фомичёв
Архитектор: Александра Боева, Михаил Иванов, Рина Кравченко, Николай Никифоров
В этом проекте особая роль у сараев – они равномерно распределены по участку и помогают сделать улицы такими, словно они всегда были в поселке. Теплые визуализации с полками вообще сложно перестать разглядывать – они такие же одушевленные, как сарай в нежном рассказе Виктора Пелевина, и даже велосипед, метафора свободной просветленной жизни, имеется. 

Пространства между постройками представляют собой «уличные комнаты» – в них можно обустроить огород или сад, для этих же целей подойдет, к слову, и крыша сарая со слоем дерна. Впрочем, если лезть по лестнице с рассадой и лейкой не хочется, там все равно что-нибудь вырастет – дикое и красивое. Помимо индивидуальных построек имеется также общественный «сарай» – крытый павильон с камином и большим столом, где жители домов могут собираться по праздникам или просто сидеть у жаровни и готовить шашлыки. Все объекты связаны сетью деревянных «мостков», которые очерчивают границы тех или иных участков и помогают преодолевать межсезонную слякоть или зимние сугробы. 

К каждому из трех участков свой подход: если на одном важно сохранить пышное дерево, то на другом следует учитывать торцы существующей застройки. По словам авторов, «невероятно важно сделать жилье на Соловках деревянным. Это позволит создать преемственную среду, дать ощущение частного дома в многоквартирном, позволит зданиям благородно стареть, но не ветшать». Наружные стены предлагается обработать слабым раствором железного купороса, чтобы получить моментальный эффект состарившегося дерева с благородным серым оттенком. Квартиры снабжены кладовыми, что позволяет освободить пространство парадных – пустых, просторных и светлых.

Предлагаем ознакомиться с полным описанием проекта, где в числе прочего подробно рассказывается о предполагаемых технологиях и материалах.
  • zooming
    1 / 7
    «Соловки»
    © Архитектурное бюро «Александр Бродский»
  • zooming
    2 / 7
    «Соловки»
    © Архитектурное бюро «Александр Бродский»
  • zooming
    3 / 7
    «Соловки»
    © Архитектурное бюро «Александр Бродский»
  • zooming
    4 / 7
    «Соловки»
    © Архитектурное бюро «Александр Бродский»
  • zooming
    5 / 7
    «Соловки»
    © Архитектурное бюро «Александр Бродский»
  • zooming
    6 / 7
    «Соловки»
    © Архитектурное бюро «Александр Бродский»
  • zooming
    7 / 7
    «Соловки»
    © Архитектурное бюро «Александр Бродский»

«Берег поля». Конкурсная концепция жилого фонда посёлка Соловецкий

где:Россия, Соловецкий
даты — 3.2021 /
функция:Жилой / поселок
мастерская:
KATARSIS Architects
https://arch-katarsis.com/
авторский коллектив:
Пётр Советников, Вера Степанская
Романтиков из бюро Katarsis, судя по всему, не так сильно пробрал арктический мороз: они думают об острове пасторальными картинами, вполне, впрочем, соответствующими аскетичному умыслу монастырской жизни. 
 
Авторы со свойственной им вдумчивостью отмечают, что «ключевым элементом соловецкого пейзажа является открытый, свободный ландшафт и длинные виды, где в качестве доминанты постоянно возникает силуэт монастыря», – как замок Кафки, хочется добавить. Здесь в качестве важнейшего элемента выступает свободное пространство, а «архитектура имеет нарочито «вялую» линию силуэта, максимально простую кровлю», то есть не отвлекает от главного. «Нам было важно сформировать образ, визуально не отсылающий прямо ни к советской, ни к дореволюционной эпохе, образ примиряющий, призванный соединить трагически разорванные исторические связи», – говорится в пояснительной записке.

Как и Александр Бродский, Петр Советников и Вера Степанская используют «морфотип сарая для выстраивания живой линии фронта со стороны основных улиц», а также систему огородов и палисадников. При этом в пространство новых кварталов включается луг – свободный от застройки участок, к которому дома обращаются дворами с низкими каменными оградами, что позволяет сохранить ощущение свободного ландшафта и дать жителям камерные участки для хозяйства. В общем большом дворе центральным объектом становится баня, в которую можно сходить семьей или большой компанией.
  • zooming
    1 / 7
    «Берег поля». Конкурсная концепция жилого фонда посёлка Соловецкий
    © KATARSIS Architects
  • zooming
    2 / 7
    «Берег поля». Конкурсная концепция жилого фонда посёлка Соловецкий
    © KATARSIS Architects
  • zooming
    3 / 7
    «Берег поля». Конкурсная концепция жилого фонда посёлка Соловецкий
    © KATARSIS Architects
  • zooming
    4 / 7
    «Берег поля». Конкурсная концепция жилого фонда посёлка Соловецкий
    © KATARSIS Architects
  • zooming
    5 / 7
    «Берег поля». Конкурсная концепция жилого фонда посёлка Соловецкий
    © KATARSIS Architects
  • zooming
    6 / 7
    «Берег поля». Конкурсная концепция жилого фонда посёлка Соловецкий
    © KATARSIS Architects
  • zooming
    7 / 7
    «Берег поля». Конкурсная концепция жилого фонда посёлка Соловецкий
    © KATARSIS Architects

07 Октября 2021

Алёна Кузнецова

Автор текста:

Алёна Кузнецова
Ослепляющий камуфляж
Электростанция на биотопливе Powerbarn по проекту Giovanni Vaccarini Architetti недалеко от Равенны – часть плана по превращению промзоны в центр производства «зеленой» энергии.
Постройка на четыре века
Новая библиотека кембриджского Магдален-колледжа получила Премию Стерлинга как лучшее здание Великобритании-2022. Ее авторы Níall McLaughlin Architects уверены, что выполнили задание заказчика: здание прослужит 400 лет.
Дом-гнездо
Шведский производитель спортивных электрокаров Polestar реализовал «концептуальную» модель домика на дереве, которая может сделать отдых на природе более экологичным.
Коридор над водой
Деревянный мост, спроектированный бюро LUO studio, соединил две части водного курорта «Береговая линия Гулоу». Его защищенное металлическими пластинами внутреннее пространство носит торжественный, почти сакральный характер.
Деревянные новации
Консорциум во главе с BIG победил в конкурсе на проект нового пирса аэропорта Цюриха. Большую часть сооружения выстроят из дерева.
Инновации продолжаются
На месте выставочного комплекса Экспо-2015 в Милане строится район MIND. Одной из ключевых его точек станет Центр инноваций по проекту бюро OBR.
Дом для школы
При проектировании школы во французской деревушке бюро HEMAA и Hesters-Oyon использовали в качестве прототипа традиционный для Бретани и Нормандии тип длинного сельского дома.
Балтийский эскапизм
Успевший стать знаменитым спа-комплекс в Янтарном расширяется – рядом появятся гостевые домики, придуманные в коллаборации с норвежцем Рейульфом Рамстадом.
Промежуточная типология
В норвежском Ульвике по проекту мастерской Rever & Drage построили гостевой дом-«сарай». Этим минималистичным коттеджем архитекторы попытались выразить свою признательность «архитектуре проселочных дорог».
По образцу шапито
Культурный центр по проекту K architectures рядом с городом Безье на юге Франции заключен в трех напоминающих цирковые шатры павильонах.
Береговые перископы
Архитекторы из Сантьяго-де-Чили Фелипе Кроксатто и Николас Опасо построили два крошечных домика для отдыха с видом на океанский прибой, скалистый остров, колонию морских львов и яркие крылья кайтов.
Таежными тропами
Благоустройство живописного, но труднодоступного маршрута в пермском заповеднике Басеги призвано помочь туристам во время восхождения как физически, предоставляя места для отдыха и обогрева, так и духовно, открывая самые красивые места без ущерба для экосистемы.
Черный лес
Небольшое помещение инфоцентра от бюро NOYD не просто знакомит посетителя с историей бывшего расстрельного полигона, но и вызывает глубокий эмоциональный отклик.
Тундра на крыше
Комплекс Living Landscape по проекту бюро Jakob+MacFarlane задуман как самое большое деревянное сооружение Исландии и «инструмент» для регенерации ее экосистем.
Минус дает плюс
«Углеродно негативный» культурный центр в Шеллефтео на севере Швеции построен из местного дерева, включая 20-этажный гостиничный корпус. Авторы проекта – бюро White.
Технологии и материалы
Optima – красота акустики
Акустические панели Armstrong Optima от Knauf Ceiling Solutions – эстетика, функциональность и широкие возможности использования.
Кирпичный модернизм
​Старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, искусствовед Марк Акопян – о том, как тысячелетняя строительная история кирпича в XX веке обрела новое измерение благодаря модернизму. Публикуем тезисы выступления в рамках семинара «Городские кварталы», организованного компанией «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецким кирпичным заводом
Из чего сделан фасад дома-победителя «Золотого Трезини»?
Для реконструкции и нового строительства в исторической части Васильевского острова архитекторы бюро «Проксима» использовали кирпич Terca Stockholm концерна Wienerberger и фасадную плитку ZEITLOS от Stroeher. Материалы поставила компания «Славдом».
Delabie ставит на черный
Компания Delabie представляет линейку сантехнических изделий Black Spirit, выполненных в матовом черном покрытии. В нее вошли как раковины, смесители и унитазы, так и многочисленные аксессуары, позволяющие добиться эффекта total black.
Мода на плинфу
Коммерческий директор Кирово-Чепецкого кирпичного завода Данил Вараксин в рамках семинара «Городские кварталы» представил архитекторам российский кирпич ригельного формата
Строительный атом архитектуры
В рамках семинара «Городские кварталы» архитектор Роман Леонидов проследил историю кирпичного строительства от древнего Вавилона до наших дней.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
История в кирпиче. В Музее архитектуры прошел семинар...
Компания «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецкий кирпичный завод в партнерстве с Музеем архитектуры им. А.В. Щусева провели семинар для архитекторов, представив самый широкий взгляд на материал, от истоков и философии работы с кирпичом в разные исторические эпохи до современных особенностей технологии и производства.
Плитка BRAER: рассчет на века
Метод вибропрессования делает тротуарную плитку BRAER прочной, а технология ColorMix позволяет добиваться многообразия оттенков. При правильном монтаже изделие будет сохранять свои свойства десятки лет. Рассказываем о важных нюансах при укладке и эксплуатации.
Экология вне времени
Компания «Новые горизонты» разработала линейку игровых площадок, выполненных в природном стиле и из экологичных материалов, которые прослужат долгие годы.
Реставраторы провели работы в мемориальном комплексе...
В Беслане прошла выездная школа реставрации Союза реставраторов России. Ее участники выполнили восстановительные и консервационные работы на руинах школы №1. Проект состоялся при поддержке компании Baumit, специалистов в области реставрации исторических зданий.
МасТТех. Этапы большого пути
Алюминиевые архитектурные конструкции Masttech используют в своих проектах архитекторы ведущих бюро, таких как СПИЧ, ATRIUM, ТПО «Резерв». Не так давно специалисты компании разработали – по техническому заданию АБ Цимайло, Ляшенко и Партнеры – эксклюзивное решение оконно-витражного блока, который монтируется сразу на два этажа.
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Кирпич плюc: с чем дружит кладка
С какими материалами стоит сочетать кирпич, чтобы превратить здание в архитектурное событие? Отвечаем на вопрос, рассматривая знаковые дома, построенные в Петербурге при участии компании «Славдом».
Pipe Module: лаконичные световые линии
Новинка компании m³light – модульный светильник из ударопрочного полиэтилена. Из такого светильника можно составлять различные линии, подчеркивая архитектуру пространства
Сейчас на главной
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Маршрут построен
При поддержке фонда DICTUM FACTUM вышел в свет путеводитель по новейшей архитектуре Санкт-Петербурга, составленный Анной Мартовицкой. Делимся впечатлениями о книге.
WAF Inside 2022: идти на свет
Премия WAF Inside отмечает интерьеры, способные менять общество. В этом году гран-при взял проект детской библиотеки в китайской деревушке – жюри оценило возрождение плотницких техник и объединяющий характер этой работы.
Критерии доступности
Организаторы конференции «Комфортный город», которая прошла на прошлой неделе в Москве, поделились с нами стенограммой мероприятия – публикуем.
«Иллюминаторы» в окружающий мир
Zaha Hadid Architects представили проект нового здания Научного центра в Сингапуре: музея, знакомящего детей и взрослых с основами точных и естественных наук, а также с принципами устойчивого развития.
WAF 2022: строить мосты
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Выбор жюри указывает на важность взаимодействия людей друг с другом и опытом прошлого: победила реконструкция офисной башни, маршрут-мост и программа восстановления традиционного ландшафта. Рассказываем о проектах, взявших гран-при, а также приводим комментарии очевидцев, добравшихся до фестиваля.
Строители и первопроходцы
В рамках конкурса на лучшую идею памятника в честь 50-летия БАМа в Музее архитектуры прошла лекция Марка Акопяна, посвященная архитектурному и градостроительному наследию проекта. Публикуем тезисы выступления
Трапеза с видом
Для интерьера ресторана Da Vittorio в основании башни Allianz в Милане Андреа Маффеи выбрал стиль, который по его мнению больше всего подходит крупным современным мегаполисам и ориентирован на активную городскую молодежь.
Путь завода
На прошлой неделе в новом центре изучения конструктивизма «Зотов» открылась первая выставка: «1922. Конструктивизм. Начало». Идея создания центра принадлежит Сергею Чобану, а проект ближайших домов, приспособления здания хлебозавода к музейной функции, и дизайн его первой экспозиции архитектор разработал в соавторстве с коллегами по АБ СПИЧ. Мы решили, что такой комплексный проект надо рассматривать целиком – так получился лонгрид о конструктивизме на Пресне, консервации, новациях, многослойном подходе и надежде.
Храм спорта
В Ла-Пас началось строительство стадиона для футбольного клуба «Боливар», сильнейшего в Боливии. Авторы проекта – испанцы L35 Arquitectos.
Три проекта для Подмосковья
Публикуем три из пяти проектов, представленных в рамках VI Форума проектировщиков Московской области в качестве образцовой работы с территориями и с проектной документацией. Надеемся чуть позже показать еще два, более масштабных.
Откопать счастье
Проект «Архитектура + Археология», курированный бюро KATARSIS, совершенно справедливо был отмечен гран-при Открытого города. Он гигантский, романтичный, интерактивный и, я бы так сказала, меланхолически-позитивный. Если МАРШ съедали город, то тут откапывали из песка и исследовали. А еще – авторы дали нам ооочень подробный отчет. Настоящие археологи.
Вопрос циркуляции
В Париже завершилась многолетняя реконструкция исторического комплекса Национальной библиотеки Франции: теперь там расположены научные институты и музейные залы. Авторы проекта – Atelier Gaudin Architectes.
Ось Савеловского
БЦ в окружении крупной городской развязки у Савеловского вокзала берет на себя роль пространственной оси – то есть оси вращения: закручивается спиралью, чередуя идеальное стекло этажей с глубокими уступами междуярусных перекрытий, в которые спрятаны изобретенные архитекторами форточки. Оно скульптурно и претендует на роль нового городского акцента несмотря на сравнительно небольшой – девятиэтажный – рост.
Пресса: Подменное настоящее
Иногда так любишь какое-нибудь прошлое, что как-то забываешь, когда живешь, сейчас или тогда, особенно если «сейчас» отличается от «тогда» достаточно резко. В случае, если настоящее не отличается от прошлого — и даже старательно не отличается, стремится с ним отождествиться,— любить и забываться сложнее.
Из созвездия Ворона
Cheng Chung Design (CCD) создало в интерьерах отеля W в городе Чанша модель Вселенной, предлагая постояльцам совершить космическое путешествие.
И в зной, и в стужу
Бюро Megabudka, известное разнообразными исследованиями творческих проблем, поделилось с нами статьей Артема Укропова, посвященной наработкам в области проектирования детских площадок в разных климатических условиях. Не то чтобы все изложенное в ней совершенно ново и неожиданно, но собрано вместе. Делимся.
Панъевропейский проект
Конкурс на проект реконструкции здания Европейского Парламента в Брюсселе выиграл консорциум Europarc из пяти континентальных мастерских.
Ода к ОАМ
В Петербурге начала работу VIII архитектурная биеннале. На дискуссии, где обсуждалось архитектурное просвещение, зал и председатель ОАМ попросили у редакции Архи.ру больше критики. Мы решили попробовать, и начать с самой выставки.
Убежище и пропитание, или съесть архитектуру
Самый вкусный, красивый и чувственный проект Открытого города – показываем третьим в нашей редакционной подборке. Каждый гастрономический сюжет сопровожден в нем внушительной, так сказать, арх-подготовкой, от референсов до аксонометрии. Так и хочется его съесть. Ну, его и съели.