Игра в музей

Публикуем пять работ, созданных на он-лайн фестивале архитектуры 360FEST и посвященных решению проблем музеев с помощью виртуальной среды.

mainImg
В последние дни лета состоялся первый в России архитектурный он-лайн фестиваль 360FEST, организованный тремя молодыми архитектурными командами: Sa lab, ARCHSLON и SYNTHESIS MOSCOW.

Значимой частью фестиваля стал воркшоп, участники которого рассматривали музейное пространство в качестве моста между реальным и виртуальным мирами. Каждой группе была предложена одна из пяти проблемных областей музейных институций, которые могут быть решены с помощью виртуальной среды: проблема запасников, масштабирование музеев, доступность, кастомизация музеев и контента, телепорт – объединение разных музейных пространств в разных точках мира.

Участникам работали с игровым прототипом виртуального музея, состоящим из пяти сферических объемов. Каждая команда разрабатывала один объем, который впоследствии стал частью единого виртуального музейного пространства.
© 360FEST

Комментарий кураторов:
Цифровая среда открывает уникальные возможности для переосмысления проблем привычного мира. Одна из основных задач – доказать, что виртуальный мир – это не альтернатива физической среды, а ее органичное развитие и дополнение. Виртуальное пространство – тот инструмент, который позволяет решить основные проблемы реального мира. Одна из таких проблем в последнее время – географическая доступность.

Итоги Фестиваля поразили всех – не только участников воркшопа, но и членов жюри, спикеров, да и самих организаторов! 20 человек увиделись первый раз в он-лайн пространстве Фестиваля и за четыре дня создали целую вселенную! Самое интересное, что участники воркшопа знакомились не только между собой и с темой выставочных пространств, но и с инструментами: теми софтами, в которых они и создали в сжатый срок новый мир.
Телепорт. Авторы: Татьяна Нестругина, Полина Степанова, Татьяна Широкова, Рада Белова
© 360FEST


Недоступная доступность / Выбор жюри

Елизавета Гришина, Ирина Капункина, Анастасия Сонина, Ирина Талибова

Тема: сейчас музеи – это физические пространства, имеющие целый веер разного рода ограничений – временных, географических, тематических и т.д.

Когда мы переносимся в цифровую среду, часть ограничений автоматически отпадает. Ведь посетитель за секунду может попасть в виртуальный музей из любой точки мира. Поэтому мы решили раскрыть тему с другой стороны: через понятие недоступности.

Несмотря на то, что цифровое пространство дает ряд преимуществ, теряется эффект присутствия и погружения в среду, которую создал художник. Стремясь проиллюстрировать этот эффект, мы создали холодную и уединенную планету – как метафору пустоты, в которой произведения искусства становятся путеводными звездами.
Недоступная доступность. Авторы: Елизавета Гришина, Ирина Капункина, Анастасия Сонина, Ирина Талибова
© 360FEST

Для реализации идеи мы выбрали работы современной художницы Трейси Хельгесон, которая стремится к простоте и ясности высказывания: по цвету, по форме, по выбору сюжетов и лаконичному композиционному решению. Все эти качества приковывают внимание зрителя.

Посетитель, попадая на нашу виртуальную выставку, проходит испытание: насколько истинно его желание лицезреть искусство? Это искусство для него непривычно: он видит не картину на стене или экспонат в витрине, а мнимый оазис на горизонте. И стремится к нему. Картина становится его главной целью, он не знает, о чем она, не понимает, зачем она ему, но в то же время он увлечен.
Недоступная доступность. Авторы: Елизавета Гришина, Ирина Капункина, Анастасия Сонина, Ирина Талибова
© 360FEST

Ускользающая красота произведений отсылает нас к реальной жизни, в которой мы сами выбираем вектор движения. На пути возникают вопросы. Доберусь ли я до своей цели? Что будет дальше? Не бегу ли я напрасно?

Играть


Телепорт / Выбор зрителей

Татьяна Нестругина, Полина Степанова, Татьяна Широкова, Рада Белова

Тема: музеи, выставки и ключевые пространства географически разделены и не могут быть связаны в реальном мире. Виртуальный мир может расширить географию, стереть границы и позволить одним пространствам проникать в другие.

Вне физического пространства телепорт позволяет нам не только самим за секунду перемещаться между разными пространствами, но и перемещать объект искусства, который в жизни в подобном пространстве мы представить не можем. Восприятие искусства вне физической реальности совершенно иное, чем вживую, поэтому мы предлагаем зрителю не любоваться искусством в нашем музее, а размышлять о значимости контекста и его взаимосвязи с объектом. В качестве примера выбрана скульптура Венеры Милосской – всем известного произведения, уже давно ставшего некоторым символом, даже иконой.
Телепорт. Авторы: Татьяна Нестругина, Полина Степанова, Татьяна Широкова, Рада Белова
© 360FEST

Планета состоит из шести разных по атмосфере пространств: доминанта, амфитеатр, киберпанк, сюрреализм, тиражирование и грот. Каждая из сред открывает зрителю образ Венеры с новой стороны. Музей предлагает изменить отношение зрителя к известному произведению и задуматься о неоднозначных вопросах путем столкновения скульптуры и более или менее привычного для нее контекста. Сильно ли изменится наше отношение к Венере вне привычных залов Лувра?

Играть


Масштабирование

Олег Чедия, Анна Склезнева, Дарья Мансурова

Тема: Разрастание музеев процесс неизбежный, но крайне трудный.

Масштабирование – расширение функций и разрастание музея в виртуальную среду. Одна из возможностей масштабирования в этой среде – это адаптация. В качестве примера адаптации было решено взять наиболее абстрактную для восприятия область информации – звук. На основе звукового спектра композиции создается ее трехмерная модель. Зрителю (слушателю) дается возможность раскрыть для себя новый – пространственный слой восприятия звука.
Масштабирование. Авторы: Олег Чедия, Анна Склезнева, Дарья Мансурова
© 360FEST

Такой вариант экспонирования будет работать с музеями, основной контент которых – звуковой. В качестве первой экспозиции использовано творчество немецкой индустриальной группы Einstürzende Neubauten. Поскольку стиль их исполнения вызывает ассоциации с перформансом и дадаистскими мотивами, музыка становится интересным материалом для материализации визуально-эмоционального ряда. В некоторых фрагментах цифрового ландшафта воспроизводятся звуки, а ландшафт начинает деформироваться, исходя из спектра этих звуков.

Играть
Кастомизация
Елена Белкова, Андрей Кисин, Юлия Михайлова, Елизавета Колесова

Тема: Контент музея, как правило, задан и ориентирован на среднестатистического посетителя, не подстраиваясь под конкретного зрителя.

Суть проблемы заключается в том, что посетитель физического музея ограничен в выборе контента. В виртуальном же пространстве количество и род контента может не ограничиваться параметрами реального мира. Наша задача – показать, как человек может сам определить и подстроить под себя получаемую информацию с помощью личного выбора в исследовании виртуального пространства. Исходя из идеи странствия множественных опций, пространственной типологией нашей сферы мы выбрали лабиринт. Структура предлагает посетителю совершать выбор на протяжении всего пути неограниченное количество раз, каждый опыт навигации становится уникальным.
Кастомизация. Авторы: Елена Белкова, Андрей Кисин, Юлия Михайлова, Елизавета Колесова
© 360FEST

Но любой музей состоит не только из пространства; главной его задачей является экспонирование и репрезентация. В качестве примера мы взяли за основу самую простую вещь в мире – яблоко. И оказалось, что это очень влиятельный символ во всех сферах деятельности, от мифологии до новейших технологий. Таким образом, эта тема отвечает нашему запросу на неограниченное количество информации, делая схожим опыт навигации по музею с поиском в интернете.
Кастомизация. Авторы: Елена Белкова, Андрей Кисин, Юлия Михайлова, Елизавета Колесова
© 360FEST

Вся сфера состоит из лабиринта, поделенного на четыре основных блока, плавно перетекающих друг в друга. Каждый блок заключает в себе одну из четырех ключевых тем символики яблока: культура и искусство, мифология, наука, ложные факты или вся «правда» о яблоках.

В точках соприкосновения лабиринтов помещены объекты, по смысловому значению находящиеся на стыке тематик. В этих точках посетитель может сменить направление, цвет лабиринта и, соответственно, тему исследования.
Выбирая свой путь, пользователь определяет для себя род и количество информации, которую он получит во время странствия.

Играть

Запасники
Екатерина Борисенко, Ксения Апалькова, Мария Пудан

Тема: Тайная жизнь музеев. Большая часть контента музеев скрыта от нас в запасниках.

80% музейных фондов скрыто в запасниках и не демонстрируется посетителям. Мы видим решение проблемы в создании глобального виртуального фонда. В самом ближайшем будущем все музеи будут иметь виртуальные отсканированные копии объектов и, благодаря Big Data, обмен данными между музеями станет возможным, а виртуальная среда позволит более эффективно взаимодействовать с произведениями искусства, находящимися в запасниках.
Запасники. Авторы: Екатерина Борисенко, Ксения Апалькова, Мария Пудан
© 360FEST
Запасники. Авторы: Екатерина Борисенко, Ксения Апалькова, Мария Пудан
© 360FEST

Виртуальные запасники не только позволят в будущем демонстрировать произведения искусства, скрытые в музейных фондах, но и сохранить хрупкое, пока недооцененное цифровое искусство.

В рамках воркшопа и постпандемийной реальности мы решили раскрыть данную тему на примере #COVIDART – потенциального искусства, имеющего социальную и эстетическую ценность, но которое в ближайшем будущем имеет риск исчезнуть в глобальном информационном потоке интернета. Мы создали виртуальный запасник #COVIDART, чтобы сохранить память об одном из самых сложных периодов современной истории.

Играть

18 Сентября 2020

comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Питеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Сейчас на главной
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Деревянный рай
Один из кварталов в составе крупного и очень передового по многим параметрам района Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства нового муниципалитета по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе. Сохраняется только один корпус 1965 года, который будет служить «входным порталом» нового комплекса.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.