Как сохранить деревянное: Петербург

«Студия-44» разработала для Санкт-Петербурга Концепцию сохранения памятников деревянной архитектуры. Особенно интересна в ней методика определения ценности зданий, а также параметрическая модель, которая наглядно показывает, что нужно спасать в первую очередь.

author pht

Автор текста:
Алёна Кузнецова

mainImg

Мастерская:

Студия 44
Концепцию сохранения петербургских памятников деревянной архитектуры «Студии-44» заказал город. Необходимость в ней назрела аварийная: по словам специалистов, вплотную заниматься этой частью наследия нужно было еще позавчера, каждый год число построек из дерева стремительно уменьшается. Если говорить о всей России, то за 20 лет исчезает примерно 400 зданий-памятников, для фоновой застройки эти цифры должны быть намного больше. Невозможно не вспомнить о сгоревшей меньше года назад Успенской церкви в Кондопоге. В Петербурге, судя по сводкам, что-нибудь полыхает почти каждый месяц.

Попытки как-то повлиять на ситуацию уже предпринимались: несколько лет назад Министерство культуры заказало подобную концепцию для всей России, в Петербурге была разработана концепция развития Курортного района, включавшая сохранение деревянных зданий. Но ни одна из них не принята в работу.

«Студия-44» в своей концепции начинает, казалось бы, с малого – это и не концепция даже, а скорее исследование, систематизация всех существующих данных. Но вероятно, детальная проработка с первого шага – именно то, что требуется, чтобы не растеряться перед масштабом задачи, начать что-то делать. Авторов – группу молодых архитекторов-реставраторов под руководством Григория Иванова – консультировал член «Совета ИКОМОС Санкт-Петербурга» кандидат архитектуры Борис Матвеев. Рецензентом на защите концепции был член Совета по сохранению культурного наследия, автор многих книг по истории деревянной архитектуры Михаил Мильчик.

Итак, первая часть – сбор данных. Всего в Петербурге 271 деревянное здание с охранным статусом, почти половина находится в Курортном и Петродворцовом районах, а в центре сохранились буквально единицы. Реставраторы «Студии 44» не только «подняли» документы и архивы, но и доехали до каждого здания, чтобы провести натурные обследования, оценить состояние, сделать актуальные фотографии.
Реставрация и приспособление особняка Ю.К. Добберт под нужды Академии танца Б.Эйфмана
© Студия-44
Текущая категория историко-культурного значения. Концепция сохранения объектов культурного наследия – памятников деревянной архитектуры (ОКН ПДА) на территории Санкт-Петербурга
© Студия-44

В результате у каждого здания появилась карточка, в которой представлена вся доступная на сегодняшний день информация. Такой «паспорт» может стать отправной точкой для дальнейшей работы, поскольку дает объективный и достаточно подробный портрет.

Карточка состоит из семи блоков, первые четыре систематизируют уже накопленные сведения: общие данные, историческая информация – здесь перечислены перестройки здания, а также дается оценка подлинности; современное состояние и раздел с технико-экономическими показателями могут быть интересны инвесторам и девелоперам.

Следующие три пункта уже «авторские»: рекомендации по сохранению, приложение с фотографиями 2018 года и иконографией, а также оценочный лист. Последний особенно важен – это оценка памятника по методике, разработанной «Студией-44». Остановимся на ней подробнее.

Для объективной оценки памятника архитекторы решили вывести два индекса: историко-культурной ценности и современного состояния, каждый складывается из суммы определенных показателей. Так, историко-культурная ценность памятника измеряется его подлинностью, мемориальной, архитектурной и исторической ценностью. Каждому из этих четырех критериев присуждаются баллы по шкале от 0 до 100, значение зависит от ряда факторов. Например, общая оценка «подлинности» осуществляется по четырем аспектам, принятым ЮНЕСКО: подлинность материала, мастерство исполнения, первоначального замысла и окружения. Максимум по каждому из критериев – 25 баллов. Далее баллы каждого критерия умножаются на его «вес». У подлинности в общей оценке 40% «акций», у остальных критериев – по 20%. В индексе современного состояния 40% отданы техническому состоянию, по 20% у характера эксплуатации, инженерного обеспечения и доступности.
Историко-культурная ценность ОКН ПДА. Концепция сохранения объектов культурного наследия – памятников деревянной архитектуры (ОКН ПДА) на территории Санкт-Петербурга
© Студия-44
Современное состояние ОКН ПДА. Концепция сохранения объектов культурного наследия – памятников деревянной архитектуры (ОКН ПДА) на территории Санкт-Петербурга
© Студия-44

Полученные индексы определяют положение памятника в осях координат, где x – историко-культурная ценность, а y – его современное состояние. Каким образом пространственная модель визуализирует положение дел с сохранением памятников деревянной архитектуры, можно увидеть на примере модели для Пушкинского района. На ней выделены четыре группы ПДА. В первой оба показателя (историко-культурная ценность и современное состояние) высокие – у таких памятников все хорошо, им требуется только мониторинг. В третьей группе техническое состояние памятников хорошее, но ценность низкая – здесь также не требуется срочное вмешательство. В четвертой группе оба показателя низкие – целесообразность их восстановления нужно обсуждать. И наконец, вторая группа требует наибольшего внимания, поскольку входящие в нее объекты с достаточно высокой ценностью по своему техническому состоянию приближаются к зоне риска.
Пространственная модель ОКН ПДА Пушкинского района. Концепция сохранения объектов культурного наследия – памятников деревянной архитектуры (ОКН ПДА) на территории Санкт-Петербурга
© Студия-44

Модель помогает определить очередность работ, она подвижна, изменение показателей меняет положение памятника в общей «сетке». В соответствии с этими показателями архитекторы разработали блок рекомендаций для каждого памятника, здесь тоже есть интересные нюансы.

Например, предлагается ввести новый юридический термин: «знаковый объект исторической среды». К таким объектам могут относится утраченные здания, рекомендованные к восстановлению или полученные в результате такого восстановления копии. То есть, по сути, «новоделы». Это поможет разделить подлинное и значимое, но в то же время защитит «новоделы», ценность которых по большей части заключается в создании фона, комплексной среды. Само собой, для восстановления утраченных зданий должен быть жесткий регламент относительно их местоположения, материала, конструкций, внешнего облика и т.д.
Рекомендации по государственной охране ОКН ПДА. Концепция сохранения объектов культурного наследия – памятников деревянной архитектуры (ОКН ПДА) на территории Санкт-Петербурга
© Студия-44
Рекомендации по сохранению ОКН ПДА. Концепция сохранения объектов культурного наследия – памятников деревянной архитектуры (ОКН ПДА) на территории Санкт-Петербурга
© Студия-44
Рекомендации по использованию неэксплуатируемых ОКН ПДА. Концепция сохранения объектов культурного наследия – памятников деревянной архитектуры (ОКН ПДА) на территории Санкт-Петербурга
© Студия-44

По мнению одного из ключевых разработчиков концепции Ильи Сабанцева, есть возможность создать целый музей деревянной архитектуры под открытым небом в Ломоносове, в районе Еленинской улицы. Там числится целых восемь памятников, три из которых утрачены и могут быть воссозданы по имеющимся иконографическим материалам. Также есть информация о двух утраченных домах, которые не имели статуса памятников, но их можно восстановить для «массовки».

Еще одно предложение концепции – усовершенствовать законодательство так, чтобы деревянные памятники можно было восстанавливать за счет частных средств, разработать систему льгот и поощрений.

Работа над концепцией показала, что почти половина памятников никак не используется, четверть – близка к утрате, примерно 55 зданий требуют первоочередного вмешательства.
Текущее состояние ОКН ПДА. Концепция сохранения объектов культурного наследия – памятников деревянной архитектуры (ОКН ПДА) на территории Санкт-Петербурга
© Студия-44

Руководитель «Студии-44» Никита Явейн называет концепцию первой частью большой работы, это скорее исследование и систематизация, первый инструмент для КГИОП, бизнеса, девелоперов. Он подчеркивает, что выработанная методика подходит только для Петербурга, где нет традиционных памятников деревянного зодчества, а самая ранняя постройка – домик Петра I.

Концепция была представлена на Совете по сохранению культурного наследия, где получила высокую оценку экспертов и одобрение врио губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова. Следующий этап – разработка конкретных программ на основе сделанных выводов.

Мастерская:

Студия 44

30 Мая 2019

author pht

Автор текста:

Алёна Кузнецова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.

Сейчас на главной

Марина Игнатушко: «Наш рейтинг – не про абсолютные...
Говорим с куратором, организатором и вдохновителем Нижегородского архитектурного рейтинга – единственной российской архитектурной премии, которой удается сохранять несерьезность; ведь победившее здание съедают в виде торта.
Опалубка для экзоскелета
Жилая башня One Thousand Museum в Майами по проекту Zaha Hadid Architects получила вынесенную на фасад бетонную конструкцию с постоянной опалубкой из стеклофибробетона.
Зеленый холм у Потамака
Пристройка, расширившая Кеннеди-центр в Вашингтоне, почти полностью спрятана в зеленом холме. Она выстраивает задуманную в 1960-е связь центра с рекой и не закрывает никаких видов.
Дом молодежи
Реконструкция Дома молодежи на Фрунзенской, анонсированная год назад, получила АГР Москомархитектуры. Проект предполагает строительство нового здания между МДМ и парком Трубецких.
Двенадцать формул
Два московских учебных заведения показывают в открытых мастерских Баухауза проект, посвященный общественным пространствам. Методы спекулятивного дизайна и «сенсорная урбанистика» помогли поставить правильные вопросы и получить серьезные выводы.
Рем Колхас: взгляд в поля
Что Если Деревню Продолжат Благоустраивать Без Архитекторов? Владимир Белоголовский посетил открытие новой провокационной выставки Рема Колхаса “Countryside, The Future” в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Умер Иона Фридман
Архитектор-теоретик, озвучивший в конце 1950-х идею мобильной, саморазвивающейся силами жителей и изменяемой архитектуры – своего рода пространственной сети, приподнятой над традиционным городом и способной охватить весь мир.
Степан Липгарт: «Гнуть свою линию – это правильно»
Потомок немецких промышленников, «сын Иофана», архитектор – о том, как изучение ордерной архитектуры закаляет волю, и как силами нескольких человек проектировать жилые комплексы в центре Петербурга. А также: Дед Мороз в сталинской высотке, арка в космос, живопись маньеризма и дворцы Парижа – в интервью Степана Липгарта.
Новое время Советской площади
Благоустройство центральной площади Гаврилова Посада, профинансированное из трех источников и призванное помочь городу стать туристическим, выглядит современно и ставит задачи осмысления местной идентичности.
Разобрано по весне
Временный и уже разобранный павильон на площади перед «Зарядьем»: кольцеобразный, с деревянной конструкцией и фасадом из металла и поликарбоната. Внутри был тот самый искусственный снег, березы елки.
Метод обнимания
TreeHugger, небольшой павильон информационного туристического центра бюро MoDusArchitects, вступая в диалог с архитектурным и природным окружением, сам становится новой достопримечательностью предальпийского городка в итальянском Трентино-Альто-Адидже.
Мёд и медь
Архитектор Роман Леонидов спроектировал подмосковный Cool House в райтовском духе, распластав его параллельно земле и подчеркнув горизонтали. Цветовая композиция основана на сопоставлении теплого медового дерева и холодной бирюзовой меди.
Пресса: Почему индустриальное домостроение оставит будущее...
О будущем жилья невозможно говорить, пытаясь обойти стену, в которую оно упирается,— массовое индустриальное домостроение. Если модель массового индустриального домостроения сохранится, то это довольно простое будущее, которое более или менее сводится к настоящему.
СКК: сохранять, крушить, копировать?
Мы поговорили с петербургскими архитекторами о ситуации вокруг обрушенного СКК – здания, купол которого по чистоте формы и инженерного замысла сравнивают с римским Пантеоном, только выполненным в металле. Что, однако, не помогло ему получить статус памятника и защиту от сноса.
Лучи знаний
Школа в Подмосковье, архитектуру которой определяет учебная программа, природное окружение, а также желание использовать только честные материалы.
Кружево из углепластика
Три портала по проекту Асифа Хана для Экспо-2020 в Дубае при высоте в 21 метр сооружены из нитей сверхлегкого углепластика и не требуют дополнительной несущей конструкции.
Арктический вуз
Новое крыло Арктического колледжа на острове Баффинова Земля на севере Канады. Авторы проекта – Teeple Architects из Торонто.
Критическая масса прогресса
20-й по счету летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» спроектируют молодые женщины-архитекторы из ЮАР – бюро Counterspace; их постройка будет посвящена социальным и экологическим темам.
Парки Татарстана, часть I: лучшие городские
Цветущий бульвар вместо парковки, авторские МАФы, экологические решения, равно как и ностальгические фонтаны и площадки для фотосессий новобрачных – в первой части путеводителя по паркам Татарстана, посвященной новым городским пространствам.
Сокольники: ковер из кирпича
Архитекторы бюро Megabudka опубликовали свой проект Сокольнической площади в деталях и с объяснениями всех мотивов. Рассматриваем проект и призываем голосовать за него в «Активном гражданине». Очень хочется, чтобы победила архитектурная версия.
Три январские неудачи Бьярке Ингельса
Основатель BIG подвергся критике из-за деловой встречи с бразильским президентом, известным своими крайне правыми взглядами и отрицанием экологических проблем Амазонии, лишился поста главного архитектора в WeWork и был отстранен от участия в проектировании небоскреба для нью-йоркского ВТЦ.
Кирпичные шестигранники
Башни Hoxton Press по проекту Karakusevic Carson и Дэвида Чипперфильда на границе лондонского Сити – коммерческое жилье, «субсидирующее» реновацию социального жилого массива рядом.
Одновременное развитие экономики и кино
В бывшем здании центрального рынка Монтевидео уругвайское бюро LAPS Arquitectos разместило штаб-квартиру Латиноамериканского банка развития CAF, национальную синематеку, легендарный бар и общественное пространство.
Москва 2050: деревянные высотки и летающий транспорт
Более 40 студентов представили видение Москвы будущего в недавно открывшейся галерее Шухов Лаб и на Биеннале архитектуры и урбанизма в Шэньчжэне. Рассказываем об итогах воркшопа «Москва 2050» и показываем работы участников.
Рестораны вместо лучших реставраторов страны?
Минкульт выдал ЦНРПМ предписание переехать до 1 марта. Не исключено, что после разорительного переезда научной реставрации в стране не останется. Говорим со специалистами, публикуем письмо сотрудников министру культуры.
Глэм-карьер
Благоустройство подмосковного озера от бюро Ai-architects: эко-школа, глэмпинг и всесезонные развлечения.
Красный зиккурат
Многоквартирный дом Cascade Villa в Алмере по проекту бюро CROSS Architecture снаружи – кирпичный, а во внутреннем дворе – обшит деревом.
Арт-депо
Офисное здание на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Артема Никифорова – это тонкая вариация на тему кирпичной промышленной архитектуры XIX и ХХ века с рядом художественных изобретений, хорошим строительным и ремесленным качеством.
Будущее не дремлет
Выставка Европейского культурного центра в ГНИМА это коллекция современных пространств разной степени общественности. Подборка довольно случайная, но интересная, а в последнем зале пугают потопом, античным форумом, зиккуратами и вигвамами.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Розовый слон
В Лос-Анджелесе построен флагманский магазин одежды The Webster по проекту Дэвида Аджайе. Для внешней и внутренней отделки британский архитектор использовал окрашенный бетон.
Архи-события: 3–9 февраля
«Кто хочет стать миллионером» для архитекторов и дизайнеров, новый интенсив в МАРШ и экскурсия с плаванием от «Москвы глазами инженера».
Пресса: Великое переселение
В последнюю неделю января 2020-го в стране активно обсуждают реновацию устаревшего жилья — вернее, возможность запуска подобных программ в российских регионах. В одном из первых своих интервью на посту вице-премьера Марат Хуснуллин отметил, что реновацию можно запустить в городах-миллионниках.
Умер Андрей Меерсон
Признанный мастер советского модернизма, автор «Лебедя» и самого красивого московского дома «на ножках» на Беговой, но и автор неоднозначного стилизаторского Ритц Карлтон на Тверской – тоже.
Неиссякаемый источник
VIP-зоны аэропорта – настоящее раздолье для цвета, пластики, образности и творческой фантазии архитекторов. Рассматриваем четыре бизнес-зала и один VIP-терминал ростовского аэропорта «Платов»: все они так или иначе осмысляют контекст: южное солнце, волны речной воды, восход над степным горизонтом и золото сарматов.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.