20.04.2017

Мечты Парнаса

В Этнографическом музее Петербурга открылась VI архитектурная биеннале. Рассматриваем актуальные для города проекты.

информация:

VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Фотография © Алена Кузнецова, Архи.ру
VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Фотография © Алена Кузнецова, Архи.руоткрыть большое изображение

Архитектурная биеннале проходит в Петербурге уже в шестой раз, как и всегда – в торжественном Мраморном зале Этнографического музея. Особенностью этого года организаторы называют максимальную сосредоточенность на Петербурге: планируется обсудить тренды, новый стиль и вектор развития города, а также проанализировать ошибки. На стендах почти не представлены проекты зарубежных мастеров для Петербурга, также мало работ местных архитекторов для других городов и стран. Участники – члены Объединения архитектурных мастерских, всего тринадцать. Впервые в истории биеннале среди партнеров числится Российская гильдия управляющих и девелоперов.
VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Фотография © Алена Кузнецова, Архи.ру
VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Фотография © Алена Кузнецова, Архи.руоткрыть большое изображение

VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Фотография © Алена Кузнецова, Архи.ру
VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Фотография © Алена Кузнецова, Архи.руоткрыть большое изображение

Выставка проектов архитектурных мастерских сдержанна и довольно компактна. В центре зала – двусторонний стенд «Студии-44», справа и слева от него – комнаты-ячейки с планшетами других мастерских, оформленные примерно одинаково. Бюро «Евгений Герасимов и партнеры» представило только один проект – деловой комплекс «Невская ратуша», зато с макетом. Бюро Intercolomnium дополнило стенды открытками со стилизованными изображениями своих объектов, и через пару часов этих сувениров уже не осталось. Остальные мастерские ограничились традиционной визуализацией с пояснительными текстами.
VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Фотография © Алена Кузнецова, Архи.ру
VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Фотография © Алена Кузнецова, Архи.руоткрыть большое изображение

VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Евгений Подгорнов, руководитель студии  Intercolomnium (слева). Фотография © Алена Кузнецова, Архи.ру
VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Евгений Подгорнов, руководитель студии Intercolomnium (слева). Фотография © Алена Кузнецова, Архи.руоткрыть большое изображение

VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Сергей Орешкин, руководитель бюро «А.Лен» (слева). Фотография © Алена Кузнецова, Архи.ру
VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Сергей Орешкин, руководитель бюро «А.Лен» (слева). Фотография © Алена Кузнецова, Архи.руоткрыть большое изображение

Примерно половина всех выставленных проектов – жилые здания, причем с преобладанием большого масштаба. Удушливое кольцо однообразных новостроек на окраинах – одна из острых проблем города, поэтому хочется верить, что показанные примеры когда-нибудь станут не единичными удачами, а повсеместной реальностью. «Студия-44» показала проницаемый и многоплановый жилой комплекс на улице Типанова, а также ЖК «Огни залива» на проспекте Героев, у которого постоянно меняется рисунок фасадов за счет ламелей, перемещающихся в пределах одной квартиры. Целую россыпь многоквартирных домов для разных городов России представило бюро «А.Лен», которому удается облегчать большие объемы игрой цвета и фактур. Интересной показалась концепция мастерской «Б2» для застройки на территории предприятия «Ручьи», на ней представлены дома с равновысотным силуэтом и монументальными арками, которые по задумке должны вызывать ассоциации с эрозированными скалами.
В центре – ЖК «Огни Залива», «Студия-44». Переснято со стенда, 2017
В центре – ЖК «Огни Залива», «Студия-44». Переснято со стенда, 2017открыть большое изображение

Жилые комплексы по проектам бюро «А.Лен». Переснято со стенда, 2017
Жилые комплексы по проектам бюро «А.Лен». Переснято со стенда, 2017открыть большое изображение

Концепция мастерской «Б2» для застройки на территории предприятия «Ручьи». Переснято со стенда, 2017
Концепция мастерской «Б2» для застройки на территории предприятия «Ручьи». Переснято со стенда, 2017открыть большое изображение

Следующая большая группа – реставрационные проекты. Традиционно для Петербурга реставрация вызывает больше интереса и ажиотажа, чем новая архитектура, которая все равно рассматривается в основном с точки зрения своего влияния на сложившееся окружение. Показательны в этом смысле вопросы, которые аудитория задавала главным архитекторам города во второй день биеннале: общественность до сих пор остро волнует влияние башни Газпрома на небесную линию, судьба Апраксина двора и количество будущих высотных доминант. На выставке архитекторы показывают проекты реставрации и приспособления важнейших памятников города: Большого Гостиного двора, Никольского рынка, Апраксина двора, Этнографического музея. Стоит также упомянуть проекты бюро «Литейная часть-91» для зданий парка «Монрепо» и крепости в Выборге, а еще камерный музей истории балета в бывшем особняке Ю. К. Добберт, который разработала «Студия-44».
Проект реставрации и приспособления объекта культурного наследия «Никольский рынок», бюро «Литейная часть-91». Переснято со стенда, 2017
Проект реставрации и приспособления объекта культурного наследия «Никольский рынок», бюро «Литейная часть-91». Переснято со стенда, 2017открыть большое изображение

Руководитель «Студии-44» Никита Явейн презентует свои проекты. VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Фотография © Алена Кузнецова, Архи.ру
Руководитель «Студии-44» Никита Явейн презентует свои проекты. VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Фотография © Алена Кузнецова, Архи.руоткрыть большое изображение

Казахская национальная академия хореографии, «Студия-44». Переснято со стенда, 2017
Казахская национальная академия хореографии, «Студия-44». Переснято со стенда, 2017открыть большое изображение

Выставка дает возможность сравнить работу архитекторов над одними и теми же участками. Так свои концепции освоения намывных территорий Васильевского острова представили бюро «А.Лен» (в партнерстве с голландским консорциумом KCAP Holding B.V.&Orange), мастерская «Б2» и бюро «Земцов, Кондиайн и Партнеры». Последнее также отмечает свою работу над концепцией преобразования территории «французский ковш» в сером поясе города. С другой пилотной территорией этой зоны, «Волковская», работала «Студии-44».

За тему спортивных сооружений на биеннале отвечает в основном бюро «А.Лен», за храмовую архитектуру – мастерская «Мамошин и парнеры».
Проекты спортивных сооружении бюро «А.Лен». Переснято со стенда, 2017
Проекты спортивных сооружении бюро «А.Лен». Переснято со стенда, 2017открыть большое изображение

Проекты храмовой архитектуры мастерской «Мамошин и партнеры». Переснято со стенда, 2017
Проекты храмовой архитектуры мастерской «Мамошин и партнеры». Переснято со стенда, 2017открыть большое изображение

***


Короткая пресс-конференция на открытии прошла в оптимистичном ключе: звучали слова о состоявшейся петербургской архитектурной школе, правильном пути и весомых успехах, которые становятся все более очевидными с каждой биеннале. Отмечался рост качества в отношении деталей, исторического центра и массовой застройки. Одним из событий второго дня стала дискуссия со всеми ныне живущими главными архитекторами города. На ней пунктирно прошлись по успехам и проблемам города. К успехам спикеры отнесли реализацию проектов КАД и ЗСД, внедрение компьютерной 3д-модели, которая показывает влияние новых построек на небесную линию города, растущую роль градостроительного совета, и из недавнего: ограничение базовой высоты для массовой застройки до 40 метров. Проблемы все те же: жадность застройщиков с «вертикальными амбициями».

Дискуссия с главными архитекторами Санкт-Петербурга. VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Фотография © Алена Кузнецова, Архи.ру
Дискуссия с главными архитекторами Санкт-Петербурга. VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Фотография © Алена Кузнецова, Архи.руоткрыть большое изображение

Дискуссионная программа обещает быть интересной. Каждый день посвящен отдельной теме, обсуждать будут наследие, тренды и ошибки, проблемы новостроек и «серого пояса», связку «власть-архитектор-девелопер», лицензирование архитекторов и авторское право. Запланированы мастер-классы и лекции ведущих архитекторов.

Биеннале сопровождает выставка-ретроспектива архитектуры авангарда. Триста зданий, построенных с 1917 по 1991 годы, разделили на три периода и плотно и красиво укомплектовали на больших стендах, крайне удачно вписавшихся в галерею Мраморного зала. Изначально эти стенды были частью более масштабной выставки, подготовленной к приезду в Петербург Бюро международного союза архитекторов в августе прошлого года. Список авторов выставки внушительный, в их числе Святослав Гайкович, Борис Кириков, Софья Гонобоблева, Владимир Лисовский и многие другие. В будущем экспозицию хотят сделать постоянной, если решится вопрос с помещением. В итоге получился очень сильный фон для современных проектов, который сам выглядит актуально.
VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Фотография © Алена Кузнецова, Архи.ру
VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Фотография © Алена Кузнецова, Архи.руоткрыть большое изображение

VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Фотография © Алена Кузнецова, Архи.ру
VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Фотография © Алена Кузнецова, Архи.руоткрыть большое изображение

Биеннале оставляет впечатление домашнего мероприятия, дружелюбного к горожанам. Нет здесь суперамбициозных проектов, сложносочиненных культурных центров, даже элитное жилье выглядит скромно и достойно. Все близко и понятно простому жителю города, который, правда, и не мечтает увидеть нечто подобное на Парнасе или в Девяткино.
VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Фотография © Алена Кузнецова, Архи.ру
VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Фотография © Алена Кузнецова, Архи.руоткрыть большое изображение

Выставка работает до 24 апреля

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Наталья Сидорова
  • Роман Леонидов
  • Игорь Шварцман
  • Екатерина Грень
  • Александр Бровкин
  • Александр Асадов
  • Николай Переслегин
  • Николай Миловидов
  • Левон Айрапетов
  • Илья Машков
  • Даниил Лоренц
  • Сергей Труханов
  • Владимир Плоткин
  • Илья Уткин
  • Арсений Леонович
  • Карен Сапричян
  • Всеволод Медведев
  • Олег Шапиро
  • Юлий Борисов
  • Михаил Канунников
  • Наталия Шилова
  • Александра Кузьмина
  • Зураб Басария
  • Антон Лукомский
  • Валерия Преображенская
  • Сергей Кузнецов
  • Андрей Асадов
  • Лукаш Качмарчик
  • Владимир Ковалёв
  • Олег Карлсон
  • Магда Чихонь
  • Георгий Трофимов
  • Антон Надточий
  • Александр Попов
  • Никита Явейн
  • Никита Токарев
  • Дмитрий Васильев
  • Екатерина Кузнецова
  • Магда Кмита
  • Андрей Гнездилов
  • Юрий Виссарионов
  • Александр Скокан
  • Анатолий Столярчук
  • Сергей Переслегин
  • Алексей Гинзбург
  • Алексей Иванов
  • Дмитрий Ликин
  • Петр Фонфара
  • Сергей  Орешкин
  • Юлия Тряскина
  • Валерий Лукомский
  • Никита Бирюков
  • Сергей Чобан
  • Евгений Герасимов
  • Константин Ходнев
  • Вера Бутко
  • Шимон Матковски
  • Тотан Кузембаев
  • Павел Андреев
  • Сергей Скуратов
  • Владимир Биндеман
  • Андрей Романов
  • Полина Воеводина
  • Олег Мединский

Постройки и проекты (новые записи):

  • Арендный поселок «Дарьино-Успенское»
  • ЖК «Олимп»
  • Офисный комплекс «Оптима Плаза»
  • Концепция интерьеров общественных зон бизнес-центра Neo Geo
  • Дом на Волге
  • Жилой комплекс «4 Сезона»
  • UP-квартал «Скандинавский»
  • Кировск-2042. Всесезонный спортивно-туристический центр Северной Европы
  • Жилой комплекс «Форум Сити»

Технологии:

18.08.2017

Театральный занавес из кирпича

Волнообразный фасад, украсивший новый культурный центр в голландском Остерхауте, удалось реализовать благодаря использованию особо тонкого и удлиненного клинкерного кирпича Hagemeister.
ЗАО «Фирма «КИРИЛЛ»
04.08.2017

Экскурсия на завод Wienerberger в Азери


Wienerberger (Винербергер), Компания Славдом
01.08.2017

Стекло невидимого фронта

Компания AGC объявила о запуске производства нового продукта – просветленного стекла Planibel Crystalvision нового поколения на одном из своих заводов в России. Мы разобрались, почему эта новость действительно достойна внимания.
AGC Glass Russia
другие статьи