20.04.2017

Мечты Парнаса

В Этнографическом музее Петербурга открылась VI архитектурная биеннале. Рассматриваем актуальные для города проекты.

информация:

VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Фотография © Алена Кузнецова, Архи.ру
VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Фотография © Алена Кузнецова, Архи.руоткрыть большое изображение

Архитектурная биеннале проходит в Петербурге уже в шестой раз, как и всегда – в торжественном Мраморном зале Этнографического музея. Особенностью этого года организаторы называют максимальную сосредоточенность на Петербурге: планируется обсудить тренды, новый стиль и вектор развития города, а также проанализировать ошибки. На стендах почти не представлены проекты зарубежных мастеров для Петербурга, также мало работ местных архитекторов для других городов и стран. Участники – члены Объединения архитектурных мастерских, всего тринадцать. Впервые в истории биеннале среди партнеров числится Российская гильдия управляющих и девелоперов.
VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Фотография © Алена Кузнецова, Архи.ру
VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Фотография © Алена Кузнецова, Архи.руоткрыть большое изображение

VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Фотография © Алена Кузнецова, Архи.ру
VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Фотография © Алена Кузнецова, Архи.руоткрыть большое изображение

Выставка проектов архитектурных мастерских сдержанна и довольно компактна. В центре зала – двусторонний стенд «Студии-44», справа и слева от него – комнаты-ячейки с планшетами других мастерских, оформленные примерно одинаково. Бюро «Евгений Герасимов и партнеры» представило только один проект – деловой комплекс «Невская ратуша», зато с макетом. Бюро Intercolomnium дополнило стенды открытками со стилизованными изображениями своих объектов, и через пару часов этих сувениров уже не осталось. Остальные мастерские ограничились традиционной визуализацией с пояснительными текстами.
VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Фотография © Алена Кузнецова, Архи.ру
VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Фотография © Алена Кузнецова, Архи.руоткрыть большое изображение

VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Евгений Подгорнов, руководитель студии  Intercolomnium (слева). Фотография © Алена Кузнецова, Архи.ру
VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Евгений Подгорнов, руководитель студии Intercolomnium (слева). Фотография © Алена Кузнецова, Архи.руоткрыть большое изображение

VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Сергей Орешкин, руководитель бюро «А.Лен» (слева). Фотография © Алена Кузнецова, Архи.ру
VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Сергей Орешкин, руководитель бюро «А.Лен» (слева). Фотография © Алена Кузнецова, Архи.руоткрыть большое изображение

Примерно половина всех выставленных проектов – жилые здания, причем с преобладанием большого масштаба. Удушливое кольцо однообразных новостроек на окраинах – одна из острых проблем города, поэтому хочется верить, что показанные примеры когда-нибудь станут не единичными удачами, а повсеместной реальностью. «Студия-44» показала проницаемый и многоплановый жилой комплекс на улице Типанова, а также ЖК «Огни залива» на проспекте Героев, у которого постоянно меняется рисунок фасадов за счет ламелей, перемещающихся в пределах одной квартиры. Целую россыпь многоквартирных домов для разных городов России представило бюро «А.Лен», которому удается облегчать большие объемы игрой цвета и фактур. Интересной показалась концепция мастерской «Б2» для застройки на территории предприятия «Ручьи», на ней представлены дома с равновысотным силуэтом и монументальными арками, которые по задумке должны вызывать ассоциации с эрозированными скалами.
В центре – ЖК «Огни Залива», «Студия-44». Переснято со стенда, 2017
В центре – ЖК «Огни Залива», «Студия-44». Переснято со стенда, 2017открыть большое изображение

Жилые комплексы по проектам бюро «А.Лен». Переснято со стенда, 2017
Жилые комплексы по проектам бюро «А.Лен». Переснято со стенда, 2017открыть большое изображение

Концепция мастерской «Б2» для застройки на территории предприятия «Ручьи». Переснято со стенда, 2017
Концепция мастерской «Б2» для застройки на территории предприятия «Ручьи». Переснято со стенда, 2017открыть большое изображение

Следующая большая группа – реставрационные проекты. Традиционно для Петербурга реставрация вызывает больше интереса и ажиотажа, чем новая архитектура, которая все равно рассматривается в основном с точки зрения своего влияния на сложившееся окружение. Показательны в этом смысле вопросы, которые аудитория задавала главным архитекторам города во второй день биеннале: общественность до сих пор остро волнует влияние башни Газпрома на небесную линию, судьба Апраксина двора и количество будущих высотных доминант. На выставке архитекторы показывают проекты реставрации и приспособления важнейших памятников города: Большого Гостиного двора, Никольского рынка, Апраксина двора, Этнографического музея. Стоит также упомянуть проекты бюро «Литейная часть-91» для зданий парка «Монрепо» и крепости в Выборге, а еще камерный музей истории балета в бывшем особняке Ю. К. Добберт, который разработала «Студия-44».
Проект реставрации и приспособления объекта культурного наследия «Никольский рынок», бюро «Литейная часть-91». Переснято со стенда, 2017
Проект реставрации и приспособления объекта культурного наследия «Никольский рынок», бюро «Литейная часть-91». Переснято со стенда, 2017открыть большое изображение

Руководитель «Студии-44» Никита Явейн презентует свои проекты. VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Фотография © Алена Кузнецова, Архи.ру
Руководитель «Студии-44» Никита Явейн презентует свои проекты. VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Фотография © Алена Кузнецова, Архи.руоткрыть большое изображение

Казахская национальная академия хореографии, «Студия-44». Переснято со стенда, 2017
Казахская национальная академия хореографии, «Студия-44». Переснято со стенда, 2017открыть большое изображение

Выставка дает возможность сравнить работу архитекторов над одними и теми же участками. Так свои концепции освоения намывных территорий Васильевского острова представили бюро «А.Лен» (в партнерстве с голландским консорциумом KCAP Holding B.V.&Orange), мастерская «Б2» и бюро «Земцов, Кондиайн и Партнеры». Последнее также отмечает свою работу над концепцией преобразования территории «французский ковш» в сером поясе города. С другой пилотной территорией этой зоны, «Волковская», работала «Студии-44».

За тему спортивных сооружений на биеннале отвечает в основном бюро «А.Лен», за храмовую архитектуру – мастерская «Мамошин и парнеры».
Проекты спортивных сооружении бюро «А.Лен». Переснято со стенда, 2017
Проекты спортивных сооружении бюро «А.Лен». Переснято со стенда, 2017открыть большое изображение

Проекты храмовой архитектуры мастерской «Мамошин и партнеры». Переснято со стенда, 2017
Проекты храмовой архитектуры мастерской «Мамошин и партнеры». Переснято со стенда, 2017открыть большое изображение

***


Короткая пресс-конференция на открытии прошла в оптимистичном ключе: звучали слова о состоявшейся петербургской архитектурной школе, правильном пути и весомых успехах, которые становятся все более очевидными с каждой биеннале. Отмечался рост качества в отношении деталей, исторического центра и массовой застройки. Одним из событий второго дня стала дискуссия со всеми ныне живущими главными архитекторами города. На ней пунктирно прошлись по успехам и проблемам города. К успехам спикеры отнесли реализацию проектов КАД и ЗСД, внедрение компьютерной 3д-модели, которая показывает влияние новых построек на небесную линию города, растущую роль градостроительного совета, и из недавнего: ограничение базовой высоты для массовой застройки до 40 метров. Проблемы все те же: жадность застройщиков с «вертикальными амбициями».

Дискуссия с главными архитекторами Санкт-Петербурга. VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Фотография © Алена Кузнецова, Архи.ру
Дискуссия с главными архитекторами Санкт-Петербурга. VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Фотография © Алена Кузнецова, Архи.руоткрыть большое изображение

Дискуссионная программа обещает быть интересной. Каждый день посвящен отдельной теме, обсуждать будут наследие, тренды и ошибки, проблемы новостроек и «серого пояса», связку «власть-архитектор-девелопер», лицензирование архитекторов и авторское право. Запланированы мастер-классы и лекции ведущих архитекторов.

Биеннале сопровождает выставка-ретроспектива архитектуры авангарда. Триста зданий, построенных с 1917 по 1991 годы, разделили на три периода и плотно и красиво укомплектовали на больших стендах, крайне удачно вписавшихся в галерею Мраморного зала. Изначально эти стенды были частью более масштабной выставки, подготовленной к приезду в Петербург Бюро международного союза архитекторов в августе прошлого года. Список авторов выставки внушительный, в их числе Святослав Гайкович, Борис Кириков, Софья Гонобоблева, Владимир Лисовский и многие другие. В будущем экспозицию хотят сделать постоянной, если решится вопрос с помещением. В итоге получился очень сильный фон для современных проектов, который сам выглядит актуально.
VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Фотография © Алена Кузнецова, Архи.ру
VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Фотография © Алена Кузнецова, Архи.руоткрыть большое изображение

VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Фотография © Алена Кузнецова, Архи.ру
VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Фотография © Алена Кузнецова, Архи.руоткрыть большое изображение

Биеннале оставляет впечатление домашнего мероприятия, дружелюбного к горожанам. Нет здесь суперамбициозных проектов, сложносочиненных культурных центров, даже элитное жилье выглядит скромно и достойно. Все близко и понятно простому жителю города, который, правда, и не мечтает увидеть нечто подобное на Парнасе или в Девяткино.
VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Фотография © Алена Кузнецова, Архи.ру
VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Фотография © Алена Кузнецова, Архи.руоткрыть большое изображение

Выставка работает до 24 апреля

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Анатолий Столярчук
  • Карен Сапричян
  • Сергей Чобан
  • Никита Токарев
  • Александр Асадов
  • Наталья Сидорова
  • Юлий Борисов
  • Владимир Ковалёв
  • Иван Кожин
  • Василий Крапивин
  • Игорь Шварцман
  • Александр Попов
  • Наталия Шилова
  • Алексей Гинзбург
  • Юрий Сафронов
  • Андрей Асадов
  • Валерия Преображенская
  • Илья Уткин
  • Юлия Тряскина
  • Тотан Кузембаев
  • Сергей Кузнецов
  • Станислав Белых
  • Михаил Канунников
  • Даниил Лоренц
  • Никита Бирюков
  • Левон Айрапетов
  • Зураб Басария
  • Антон Бондаренко
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Вера Бутко
  • Антон Яр-Скрябин
  • Антон Лукомский
  • Олег Мединский
  • Дмитрий Ликин
  • Олег Карлсон
  • Олег Шапиро
  • Наталия Зайченко
  • Андрей Гнездилов
  • Сергей Орешкин
  • Арсений Леонович
  • Екатерина Грень
  • Валерий Лукомский
  • Сергей Труханов
  • Илья Машков
  • Евгений Герасимов
  • Дмитрий Васильев
  • Рустам Керимов
  • Александр Скокан
  • Сергей Сенкевич
  • Полина Воеводина
  • Владимир Биндеман
  • Екатерина Кузнецова
  • Сергей Скуратов
  • Антон Барклянский
  • Николай Миловидов
  • Павел Андреев
  • Александр Бровкин
  • Антон Надточий
  • Марк Сафронов
  • Александра Кузьмина
  • Никита Явейн
  • Андрей Романов
  • Константин Ходнев
  • Роман Леонидов
  • Иван Рубежанский
  • Всеволод Медведев
  • Владимир Плоткин

Постройки и проекты (новые записи):

  • ЖК «Николаевский»
  • Загородный жилой дом P-House
  • СКК «Арена»
  • Квартал «Преображение»
  • Физкультурно-оздоровительный комплекс в составе ЖК «Лайково»
  • Архитектурная концепция гостиницы Ihouse
  • Архитектурная концепция жилых зданий 18-20G многофункционального комплекса «Красный Октябрь»
  • Многофункциональный жилой и деловой комплекс на месте фабрики «Красный Октябрь»
  • Штаб-квартира музея «Гараж» в парке Горького

Технологии:

07.12.2018

RHEINZINK для реставрации московского модерна

Продукция RHEINZINK была использована при реставрации объекта наследия федерального значения – особняка Анны Кекушевой на Остоженке.
RHEINZINK
07.12.2018

Легальное граффити

Главная особенность ЖК «Граффити», который строится в Санкт-Петербурге с применением материалов ROCKWOOL, – монументальные росписи в 20 этажей, созданные уличными художниками по мотивам «Алисы в стране чудес».
ROCKWOOL
30.11.2018

Дачный параметризм

Бюро «ДА» спроектировало для Нижнего Новгорода малоэтажный дом, вобравший в себя черты нижегородского стиля и дачной романтики.
VELUX (Велюкс)
23.11.2018

130-летняя история

Архитектурные обмеры и моделирование здания венгерского государственного оперного театра.
GRAPHISOFT
другие статьи