В Этнографическом музее Петербурга открылась VI архитектурная биеннале. Рассматриваем актуальные для города проекты.
VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Фотография © Алена Кузнецова, Архи.ру
Архитектурная биеннале проходит в Петербурге уже в шестой раз, как и всегда – в торжественном Мраморном зале Этнографического музея. Особенностью этого года организаторы называют максимальную сосредоточенность на Петербурге: планируется обсудить тренды, новый стиль и вектор развития города, а также проанализировать ошибки. На стендах почти не представлены проекты зарубежных мастеров для Петербурга, также мало работ местных архитекторов для других городов и стран. Участники – члены Объединения архитектурных мастерских, всего тринадцать. Впервые в истории биеннале среди партнеров числится Российская гильдия управляющих и девелоперов.
VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Фотография © Алена Кузнецова, Архи.ру
VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Фотография © Алена Кузнецова, Архи.ру
Выставка проектов архитектурных мастерских сдержанна и довольно компактна. В центре зала – двусторонний стенд «Студии-44», справа и слева от него – комнаты-ячейки с планшетами других мастерских, оформленные примерно одинаково. Бюро «Евгений Герасимов и партнеры» представило только один проект – деловой комплекс «Невская ратуша», зато с макетом. Бюро Intercolomnium дополнило стенды открытками со стилизованными изображениями своих объектов, и через пару часов этих сувениров уже не осталось. Остальные мастерские ограничились традиционной визуализацией с пояснительными текстами.
VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Фотография © Алена Кузнецова, Архи.ру
VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Евгений Подгорнов, руководитель студии Intercolomnium (слева). Фотография © Алена Кузнецова, Архи.ру
VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Сергей Орешкин, руководитель бюро «А.Лен» (слева). Фотография © Алена Кузнецова, Архи.ру
Примерно половина всех выставленных проектов – жилые здания, причем с преобладанием большого масштаба. Удушливое кольцо однообразных новостроек на окраинах – одна из острых проблем города, поэтому хочется верить, что показанные примеры когда-нибудь станут не единичными удачами, а повсеместной реальностью. «Студия-44» показала проницаемый и многоплановый жилой комплекс на улице Типанова, а также ЖК «Огни залива» на проспекте Героев, у которого постоянно меняется рисунок фасадов за счет ламелей, перемещающихся в пределах одной квартиры. Целую россыпь многоквартирных домов для разных городов России представило бюро «А.Лен», которому удается облегчать большие объемы игрой цвета и фактур. Интересной показалась концепция мастерской «Б2» для застройки на территории предприятия «Ручьи», на ней представлены дома с равновысотным силуэтом и монументальными арками, которые по задумке должны вызывать ассоциации с эрозированными скалами.
В центре – ЖК «Огни Залива», «Студия-44». Переснято со стенда, 2017
Жилые комплексы по проектам бюро «А.Лен». Переснято со стенда, 2017
Концепция мастерской «Б2» для застройки на территории предприятия «Ручьи». Переснято со стенда, 2017
Следующая большая группа – реставрационные проекты. Традиционно для Петербурга реставрация вызывает больше интереса и ажиотажа, чем новая архитектура, которая все равно рассматривается в основном с точки зрения своего влияния на сложившееся окружение. Показательны в этом смысле вопросы, которые аудитория задавала главным архитекторам города во второй день биеннале: общественность до сих пор остро волнует влияние башни Газпрома на небесную линию, судьба Апраксина двора и количество будущих высотных доминант. На выставке архитекторы показывают проекты реставрации и приспособления важнейших памятников города: Большого Гостиного двора, Никольского рынка, Апраксина двора, Этнографического музея. Стоит также упомянуть проекты бюро «Литейная часть-91» для зданий парка «Монрепо» и крепости в Выборге, а еще камерный музей истории балета в бывшем особняке Ю. К. Добберт, который разработала «Студия-44».
Проект реставрации и приспособления объекта культурного наследия «Никольский рынок», бюро «Литейная часть-91». Переснято со стенда, 2017
Руководитель «Студии-44» Никита Явейн презентует свои проекты. VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Фотография © Алена Кузнецова, Архи.ру
Казахская национальная академия хореографии, «Студия-44». Переснято со стенда, 2017
Выставка дает возможность сравнить работу архитекторов над одними и теми же участками. Так свои концепции освоения намывных территорий Васильевского острова представили бюро «А.Лен» (в партнерстве с голландским консорциумом KCAP Holding B.V.&Orange), мастерская «Б2» и бюро «Земцов, Кондиайн и Партнеры». Последнее также отмечает свою работу над концепцией преобразования территории «французский ковш» в сером поясе города. С другой пилотной территорией этой зоны, «Волковская», работала «Студии-44».
За тему спортивных сооружений на биеннале отвечает в основном бюро «А.Лен», за храмовую архитектуру – мастерская «Мамошин и парнеры».
Проекты спортивных сооружении бюро «А.Лен». Переснято со стенда, 2017
Проекты храмовой архитектуры мастерской «Мамошин и партнеры». Переснято со стенда, 2017
*** Короткая пресс-конференция на открытии прошла в оптимистичном ключе: звучали слова о состоявшейся петербургской архитектурной школе, правильном пути и весомых успехах, которые становятся все более очевидными с каждой биеннале. Отмечался рост качества в отношении деталей, исторического центра и массовой застройки. Одним из событий второго дня стала дискуссия со всеми ныне живущими главными архитекторами города. На ней пунктирно прошлись по успехам и проблемам города. К успехам спикеры отнесли реализацию проектов КАД и ЗСД, внедрение компьютерной 3д-модели, которая показывает влияние новых построек на небесную линию города, растущую роль градостроительного совета, и из недавнего: ограничение базовой высоты для массовой застройки до 40 метров. Проблемы все те же: жадность застройщиков с «вертикальными амбициями».
Дискуссия с главными архитекторами Санкт-Петербурга. VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Фотография © Алена Кузнецова, Архи.ру
Дискуссионная программа обещает быть интересной. Каждый день посвящен отдельной теме, обсуждать будут наследие, тренды и ошибки, проблемы новостроек и «серого пояса», связку «власть-архитектор-девелопер», лицензирование архитекторов и авторское право. Запланированы мастер-классы и лекции ведущих архитекторов.
Биеннале сопровождает выставка-ретроспектива архитектуры авангарда. Триста зданий, построенных с 1917 по 1991 годы, разделили на три периода и плотно и красиво укомплектовали на больших стендах, крайне удачно вписавшихся в галерею Мраморного зала. Изначально эти стенды были частью более масштабной выставки, подготовленной к приезду в Петербург Бюро международного союза архитекторов в августе прошлого года. Список авторов выставки внушительный, в их числе Святослав Гайкович, Борис Кириков, Софья Гонобоблева, Владимир Лисовский и многие другие. В будущем экспозицию хотят сделать постоянной, если решится вопрос с помещением. В итоге получился очень сильный фон для современных проектов, который сам выглядит актуально.
VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Фотография © Алена Кузнецова, Архи.ру
VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Фотография © Алена Кузнецова, Архи.ру
Биеннале оставляет впечатление домашнего мероприятия, дружелюбного к горожанам. Нет здесь суперамбициозных проектов, сложносочиненных культурных центров, даже элитное жилье выглядит скромно и достойно. Все близко и понятно простому жителю города, который, правда, и не мечтает увидеть нечто подобное на Парнасе или в Девяткино.
VI Петербургская архитектурная биеннале 2017. Фотография © Алена Кузнецова, Архи.ру
Выставка работает до 24 апреля
|