Анна Медлева: «На Зодчестве я курирую несколько проектов, объединённых манифестом «Инверсия»

О проектах для фестиваля «Зодчество», а также о новом креативном пространстве на Саввинской набережной, которое тоже участвует в фестивале.

mainImg
– Сколько проектов Вы покажете на «Зодчестве» и каких?

– Сначала расскажу о том, каков был изначальный замысел экспозиции и что из этого удалось реализовать. Я работаю на двух площадках фестиваля, но все мои проекты объединены общим манифестом под названием «Инверсия» и созвучны теме фестиваля – «Пространство потом». Первоначально предполагалось освоить большую территорию креативного пространства B.E.R.E.G. DISTRICT, расположенного на Саввинской набережной, в помещениях бывшей фабрики «Московский шёлк». Мы задумали там не совсем привычную для фестиваля, но очень интересную экспозицию, но из-за жёстких дедлайнов покажем лишь её часть.
zooming
Анна Медлева. Фотография © Николай Судаков
zooming
Креативное пространство B.E.R.E.G. DISTRICT. Фотография © Николай Судаков

Один из этих проектов будет показан на территории бывшей фабрики «Московский шёлк» на Саввинской набережной. В настоящий момент команда B.E.R.E.G. DISTRICT занимается развитием собственного инновационного креативного пространства на этой территории. Там будут проходить выставки, экспозиции, мастер- классы и всевозможные образовательные и культурные программы. Проект, о котором идет речь – это персональная выставка фотохудожника Сергея Шестакова, посвященная его поездке в Чернобыль, спустя двадцать пять лет после трагедии. Как раз в тот момент, когда Сергей отправился в путешествие в Чернобыль, произошла еще одна страшная катастрофа, в Японии, на Фукусиме-1. То, что Сергей рассказывает посредством своей фотокамеры, заставляет содрогнуться. Он сам говорит об этом проекте как о напоминании будущим поколениям о том, что мы все должны думать о будущем нашей планеты, беречь её ресурсы, нести ответственность за то, что мы делаем сегодня.

«Все будет хорошо, даже если будет иначе» – гласит надпись, сделанная шариковой ручкой на одной из работ Сергея, и ставшая его собственным манифестом выставки. Это «Остановка №2», Гудым, куда Сергей отправился после Чернобыля. Такого населённого пункта на карте нет, это имя нарицательное, придуманное. Нам, жителям Советского Союза, это место известно как ракетная база «Анадырь-1». Оба эти проекта уже были частью выставки «Поездка в будущее», которую Московский дом фотографии показывал и у себя на площадке, и в Европе. Нашу с Сергеем идею повторить эту выставку, но уже как персональную, в рамках фестиваля Зодчество, поддержала директор Московского Мультимедиа Арт музея Ольга Свиблова, предоставив из хранилища музея уникальные фотографии.
© Сергей Шестаков
© Сергей Шестаков
© Сергей Шестаков

«Не должны стоять пустые города и поселки, не должна разрушаться окружающая нас природа, не должны люди заниматься самоуничтожением!» – вот о чём призывает нас задуматься Сергей своими работами. И то, что мы увидим на его фотографиях – это инверсия. Инверсия пространства и времени. Инверсия жизни, которая из полноценной, насыщенной и осмысленной, превратилась в выживание любой ценой…

Кроме того, c 12 октября по 19 декабря на территории B.E.R.E.G. DISTRICT пройдёт ещё одна выставка французских художников – «XYZT, Абстрактные пейзажи». Выставка проводится в рамках фестиваля «TERRITORIЯ» и продолжает тему соотношения реальности человеческого тела и эфемерного искусства мультимедиа. Она тоже заслуживает внимания. Художники из Франции, работая световыми эффектами, создают новую, иную реальность. И это тоже своего рода инверсия.
XYZT, Абстрактные пейзажи. Выставка на площадке B.E.R.E.G. в рамках фестиваля TERRITORIЯ. Предоставлено Анной Медлевой
XYZT, Абстрактные пейзажи. Выставка на площадке B.E.R.E.G. в рамках фестиваля TERRITORIЯ. Предоставлено Анной Медлевой
XYZT, Абстрактные пейзажи. Выставка на площадке B.E.R.E.G. в рамках фестиваля TERRITORIЯ. Предоставлено Анной Медлевой

Если же говорить об основной площадке фестиваля, Трёхгорной мануфактуре, то здесь я покажу не один проект. Среди моих проектов экспозиция премии «Авангард+», которая стала продолжением или преемницей существовавшей ранее премии «Авангард», последнюю из которых я показала в Милане в 2013 году, а затем, совместно с Бартом Голдхорном, провела её во время «Арх Москвы». Сегодня премия «Авангард+», собравшая вокруг себя весь цвет архитектурного сообщества, прежде всего ориентирована на диалог между инвесторами и архитекторами, и должна стать, в итоге, ответом на девелоперский запрос. Для этого, совместно с «Арх Москвой», мы написали целую программу, которую назвали «Мастерские Арх Москва».

На фестивале будут показаны результаты первого конкурса «КРОСТ в Авангарде», проведённого в рамках программы по заказу компании КРОСТ (см. его страницу на facebook). Это конкурс на разработку уникального модуля из фибробетона, способного преобразоваться в малые архитектурные формы. Во время фестиваля «Зодчество», нам предстоит выбрать победителей этого конкурса и провести награждение. Забегая немного вперед, скажу, что следующий конкурс программы, я намерена анонсировать там же.
Один из проектов конкурса «Авангард+». Модульные изделия из фибробетона для концерна КРОСТ. 2016. Предоставлено Анной Медлевой
Один из проектов конкурса «Авангард+». Модульные изделия из фибробетона для концерна КРОСТ. 2016. Предоставлено Анной Медлевой
Один из проектов конкурса «Авангард+». Модульные изделия из фибробетона для концерна КРОСТ. 2016. Предоставлено Анной Медлевой

Также я покажу первый фильм из серии «Память». Я планирую посвятить её талантливым и одаренным, но уже, к сожалению, покинувшим нас архитекторам. Это будут фильмы – воспоминания, фильмы – память. Об архитекторах, профессионалах, учителях, испытателях, новаторах, людях, которые жили и творили с нами рядом, которых не стало слишком рано. Первую серию я посвятила Кате Мовчан.

Ещё одна из экспозиций, представляемых в рамках фестиваля – специальный проект под эгидой манифеста «Инверсия», будет посвящена недавнему моему прошлому, территории ВДНХ, главным архитектором которой я проработала в 2015-2016 годах. Это ироничный и несколько неожиданный проект, который будет осуществлён совместными усилиями кафедры Дизайна архитектурной среды МАРХИ, студентами Татьяны Шулики и мастерской ТАФ Александра Ермолаева. Мы назвали этот проект «Предчувствие», он также будет показан на Саввинской набережной, на территории B.E.R.E.G. DISTRICT.
Один из экспонатов проекта «Инверсия: ВДНХ», работа Елены Тарутиной

– В чём суть проекта «Предчувствие»? Правильно ли я поняла, что вы покажете студенческие работы, как-то связанные c переосмыслением пространства ВДНХ? Будет ли это похоже на фантазии, выставленные сейчас в павильоне России на венецианской биеннале?

– Конечно же нет. Никакой связи с выставленной на биеннале экспозицией у нас нет. Мало того, наше ощущение этой территории не затрагивает и такие проблемы, как сохранность наследия – об этом и так слишком много полемики, или новую концепцию развития территории ВДНХ, которую ни администрация ВДНХ, ни город пока не спешат обнародовать. Мы говорим совершенно на другом, чувственном и фантазийном языке, пытаясь превратить наши философские, и в чём-то даже детские, ощущения в архитектурную фантазию, не случайно же на этом проекте появился Театр Архитектурной Формы под руководством Александра Ермолаева. Но мне совсем не хочется забегать вперед и раскрывать всей интриги экспозиции, заранее программируя нашего зрителя на какое-то конкретное переживание или восприятие. Каждый увидевший её должен услышать свою музыку, получить свои эмоции и ощущения, свои переживания. Я намерена их собирать.

– В манифесте «Инверсии» Вы говорите о скульптурной композиции, способной «изменить …, сломать привычное пространство». Речь о какой-то конкретной композиции, которая будет участвовать в выставке?

– Эта фраза вырвана из контекста. В манифесте я раскрываю тему инверсии посредством художественного выражения, и скульптуру, среди прочего, рассматриваю как инструмент. В первоначальной задумке экспозиция должна была состоять из работ нескольких именитых скульпторов, в том числе Sergio Selari и Валерия Казаса... Но работа художников высокого полёта требует существенных инвестиций, в отличие от работы студентов МАРХИ, например (смеётся). В условиях экономического кризиса делать серьёзные выставки особенно сложно. Но это не значит, что надо опускать руки. Я, например, уверена, что всё задуманное будет реализовано. Пусть не в рамках фестиваля Зодчество, пусть позже. У команды B.E.R.E.G. DISTRICT очень амбициозные планы в части культурных проектов. И думаю, что постепенно мне удастся реализовать все задуманные для этой площадки проекты.

– Сколько человек участвовали в конкурсе «КРОСТ в авангарде»? Среди конкурсных проектов, которые Вы опубликовали в facebook – в основном городская мебель, предназначенная, по-видимому, для площадок этой компании. Сколько победителей планируется выбрать – иными словами, насколько разнообразной, или, наоборот, типовой станет в итоге среда?

– Изначально в оргкомитет конкурса пришло около ста заявок, и мы рассмотрели все присланные портфолио. Из них порядка тридцати были отобраны для участия в конкурсе. Из этого числа десять – представлены на конкурс и подлежат рассмотрению жюри. Из них жюри должно выбрать три лучшие работы, самую интересную из которых решено реализовать на производственной базе концерна КРОСТ.

В конкурсе речь не шла о городской мебели. По заданию участники должны были придумать универсальный модуль, из которого предложить всевозможные малые архитектурные формы для благоустройства жилых кварталов КРОСТа. В этом сложность и заключается – придумать модуль, который позволяет разнообразные решения. Своего рода игра в конструктор, если хотите. Думаю, что в итоге КРОСТ сможет реализовать все понравившееся ему проекты, не только первую премию, и это позволит ему сделать среду своих кварталов индивидуальной и узнаваемой.

– О проекте B.E.R.E.G. DISTRICT. Когда он начался, кто им занимается, куда выведена фабрика и как давно?

– Компания «Берег Дистрикт» была основана в ноябре 2015 года. На сегодняшний день главным объектом реновации компании является фабрика «Московский шёлк», основанная в начале XIX века на берегу Саввинской набережной, на территории которой создается многофункциональный комплекс B.E.R.E.G. DISTRICT. Пространство строится как отдельный, самостоятельно функционирующий кластер, и не является риелторским проектом. Фабрика в своем изначальном виде не существует уже давно, на её территории сейчас функционирует бизнес-квартал «Московский шёлк».
zooming
Креативное пространство B.E.R.E.G. DISTRICT. Фотография © Николай Судаков

– Чем Вы занимаетесь в этом проекте – Вы его главный архитектор?

– Нет, главный архитектор пространства B.E.R.E.G. DISTRICT – Елена Орельская. Что же касается меня, то я руковожу архитектурным подразделением, чьи задачи – планирование и реализация выставок. Это отдельный вид проектирования, требующий специального опыта, у меня он есть.

– Что уже сделано сейчас? Будут ли сносить здания фабрики, строить что-то новое? Если да, то кто проектировщик?

– Никаких глобальных реконструктивных работ проектом не предусмотрено, тем более в части сноса зданий, это не входит и в планы собственников территории. По крайней мере пока. Есть идеи внутреннего переустройства помещений, развития внутренней инфраструктуры, создания комфортной городской территории, отвечающей нуждам горожан, начиная от потребностей студентов, так как комплекс находится в плотном кольце высших учебных заведений, таких как Второй Медицинский и Всероссийский педагогический университеты, и заканчивая бизнес-элитой с ее потребностями.

– Я видела информацию о проекте B.E.R.E.G. DISTRICT, там говорится об оптимизации жизни в условиях мегаполиса. Что это такое, в чём она выражается конкретно?

– В данном случае речь идёт о том, что на одной территории должны быть сосредоточены все необходимые для человека сервисы, чтобы оптимизировать городскую жизнь в целях экономии времени, самого главного ресурса современности. B.E.R.E.G. DISTRICT включает в себя блоки различной тематики и направленности и позволяет в полной мере удовлетворить интересы современных жителей мегаполиса: гастрономия, образование, развлечения, спорт, здоровый образ жизни, мультимедиа, инновации... Это своеобразный «город в городе».

23 Сентября 2016

Евгений Богомазов: «Уже ведём переговоры»
Ещё один материал вдогонку «Зодчеству»: о перспективах реализации концепций воркшопа школы «Эволюция» и развития городского поселения Шексна, и об отношениях отношениях между главой администрации и главным архитектором района.
Пресса: Проект МГСУ по благоустройству Яузы получил награду...
Проект благоустройства Яузы, разработанный студентами Московского государственного строительного университета (МГСУ) и НПО "Вектор", отмечен "Золотым знаком" на международном архитектурном фестивале "Зодчество", сообщил корреспондент РИА Новости
Эволюция на Зодчестве
Пётр Виноградов – о работе проектов «Продвижение», «Погружение», школе «Эволюция» и о выставке, запланированной для фестиваля «Зодчество».
Евгений Богомазов: «Уже ведём переговоры»
Ещё один материал вдогонку «Зодчеству»: о перспективах реализации концепций воркшопа школы «Эволюция» и развития городского поселения Шексна, и об отношениях отношениях между главой администрации и главным архитектором района.
Входы для Трёхгорки
Публикуем результаты воркшопа, проведенного архитектурным бюро «Рождественка» совместно с «Трёхгорной мануфактурой» на фестивале Зодчество 2016 и посвящённого разработке входных групп будущего кластера.
Поле зрения
Новое здание музея «Куликово поле» на территории Тульской области – далеко не первая «волна» мемориализации места знаменитого сражения. Однако же и самая «ударная», вобравшая в себя силу всех предыдущих. Заставляющая по-новому взглянуть на то, каким вообще может быть военный музей. Рассказываем о здании, получившем «Хрустальный Дедал» 2016 года.
Успех архитектора
Видео-запись и стенограмма дискуссии «Архитектурный бизнес. Стратегии успеха», организованной Архи.ру и СМА на фестивале «Зодчество».
Технологии и материалы
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Сейчас на главной
Деревянный пролет
Компания «Норвекс НЛК» и проектная группа «Поле дизайн» построили пешеходный мост через судоходный канал в коттеджном поселке Ленинградской области. Мост выполнен из гнутой древесины и не имеет опор в воде, благодаря чему органично вписывается в ландшафт береговой линии.
АрхиWOOD-16: со вкусом к жизни
В этом году премия получила рекордное количество заявок: одних только загородных домов в длинном списке было 44. Однако вновь обошлось без яркого гран-при, было учреждено лишь два специальных приза в небольших номинациях. Отмеченные наградами проекты – все до одного, от усадьбы до вышки сотовой связи – говорят о желании отдыха, эскапизма и радости: уехать от большого города, смотреть на воду и деревья, сделать что-то руками и никуда не торопиться.
True-ля-ля в квадрате
Сетевые рестораны обычно – не самая креативная типология. Но ESENINS design studio опровергает эту точку зрения интерьером уже четвертого кафе сети True Cost, в котором архитекторы вновь находят оригинальное прочтение ее дизайн-кода.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников НИУ ВШЭ.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.