Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

10.03.2016

Вестибюли московского метро советского модернизма

Денис Есаков, Денис Ромодин
Объект:
Станция метро «Багратионовская»
Адрес:
Россия, Москва.
Станция метро «Баррикадная»
Адрес:
Россия, Москва.
Станция метро «Ботанический сад»
Адрес:
Россия, Москва.
Станция метро «Ленинский проспект»
Адрес:
Россия, Москва.
Станция метро «Медведково»
Адрес:
Россия, Москва.
Станция метро «Октябрьская»
Адрес:
Россия, Москва.
Станция метро «Студенческая»
Адрес:
Россия, Москва.
Станция метро «Улица 1905 года»
Адрес:
Россия, Москва.
Станция метро «Шаболовская»
Адрес:
Россия, Москва.
Авторский коллектив:
Архитекторы вестибюля: Н.И. Демчинский, Ю.А. Колесникова
Инженеры-конструкторы: Э. Чернякова, Е. Кобзева

Вестибюли станций московского метрополитена 1950-х – 1970-х годов в фотографиях Дениса Есакова с комментарием историка архитектуры Дениса Ромодина.

Денис Ромодин, историк архитектуры:

«Вестибюли московского метро конца 1950 – конца 1970-х годов почему-то часто оказываются вне поля зрения исследователей архитектуры наземных сооружений метрополитена, хотя некоторые из этих вестибюлей – весьма любопытные объекты. Если в середине 1930-х годов в архитектуре московских наземных вестибюлей преобладали интересные и разнообразные формы – от авангардистского портала «Красных ворот» до упрощенной неоклассики «Парк Культуры», то послевоенная архитектура была выдержана в русле монументальной, тяжеловесной эклектики – в отличие от более изящных вестибюлей ленинградского метро середины 1950-х годов. Правда, московские вестибюли имели акцент лишь на главный фасад, т.к. в большинстве случаев должны были быть встроены в более крупные здания. Борьба с архитектурными излишествами в 1955 привела к тому, что все эти сооружения превратились в постройки павильонного типа, но сохранили свою монументальную композицию и некоторые мотивы упрощенной неоклассики. Такие примеры можно видеть у станций метро «Университет», «Спортивная», «Рижская», «Щербаковская» (ныне – «Алексеевская») и «ВДНХ». В тот момент стало понятно, что архитектура этих сооружений должна быть иной – более экономичной и при этом более современной.

Смена архитектурной концепции ярко проявилась в вестибюлях станций метро первой очереди Филевской линии – «Студенческая», «Кутузовская» и «Фили», построенных в 1958–1959. Архитектура вестибюлей уже не развивала монументальные формы 1-й половины 1950-х годов. Проект, разработанный архитекторами Ю .Зенкевичем и Р. Погребным, включал как сборные готовые элементы – железобетонные изделия, металлические балки и шифер – так и монолитный железобетон с панорамным легким остеклением в алюминиевых рамах. Облик этих сооружений частично наследовал советскому авангарду 1920–1930-х годов и европейскому межвоенному функционализму. Интерьеры вестибюлей довольно просты, но изящны – метлахская плитка с узором, кафельная облицовка стен лестниц и весьма элегантная криволинейная отделка стен кассовых залов белым слоистым пластиком с сочетанием розовых или голубых полосок, заключенных в алюминиевый профиль. При этом использовалось мягкое скрытое освещение, которое в вечернее время эффектно подсвечивало весь вестибюль. Интересным было и решение козырьков над дверьми, которые служили осветительными конструкциями для площадки перед входом. Совсем иное, утилитарное решение было выбрано при проектировании второй очереди Филевской линии от станции метро «Багратионовская» до станции «Кунцевская» (архитекторы Ю. Зенкевич и Р. Погребной), а также на станции «Измайловская» (архитекторы И. Таранов и Н. Быкова).

Ярким исключением в весьма скромную «хрущевскую» эпоху московского метро начала 1960-х стали вестибюли станций метро «Октябрьская» и «Ленинский проспект» Калужско-Рижской линии. Станция «Октябрьская», открытая в 1962, была запроектирована еще в начале 1950-х годов. Проект станции был существенно переработан архитекторами А. Стрелковым и Ю. Вдовиным в конце 1950-х. Тогда же пришлось и разработать проект стоящего отдельно вестибюля, т.к. будущую Октябрьскую площадь планировалось полностью реконструировать в духе новой архитектуры с крупномасштабными модернистскими постройками и новопостроенным кинотеатром, рядом с которым и должен был располагаться белоснежный вестибюль станции метро. Авторы мастерски совместили легкий изогнутый козырек, который оказывается внутри вестибюля куполом с точечными встроенными светильниками – с прямоугольными коробчатыми бетонными блоками, в которых скрыли остекление служебных помещений и камеры вентиляции.

Эти же блоки та же группа архитекторов использовала и для вестибюля станции метро «Ленинский проспект», разместив их над широким выносным козырьком со встроенными светильниками в вогнутых полусферах. Простое и изящное решение было эффектным для своего времени, но не нашло дальнейшего применения в архитектуре вестибюлей начала 1960-х. К тому моменту появились очень простые типовые вестибюли из сборных элементов для станций метро мелкого заложения, а многие станции и вовсе имели выходы, встроенные в галереи подземных переходов.

Лишь в начале 1970-х годов при строительстве второй очереди Таганско-Краснопресненской линии появляются три новых вестибюля – «Кузнецкий мост», «Баррикадная» и «Улица 1905 года». Открытый в 1972 вестибюль «Баррикадной» (проект архитекторов А. Стрелкова и В. Поликарповой) выделятся своими брутальными формами, вписанными в склон. Каменная облицовка с барельефом плавно переходит в подпорные стены, а сам вестибюль должен был стать своеобразным каменным гротом в большом сквере, который так и не был реализован до конца.

Совсем иначе был решен построенный в 1972 по проекту архитектора Р. Погребного вестибюль станции «Улица 1905 года». Ему отвели роль доминанты на новой обширной пешеходной площади. Автор вернулся к идее вестибюлей-ротонд 1950-х годов, переосмыслив архитектуру в духе нового времени: широкое остекление эскалаторного зала накрыто массивной граненой «шайбой».

Аналогичное решение применили в 1978 архитекторы Н. Демчинский и Ю. Колесникова, спроектировавшие наземный вестибюль станции «Ботанический сад», который, по замыслу архитекторов, должен был выходить в обширный парк. Именно с этой целью сделали легкое остекление ротонды, призванное обеспечивать визуальную связь с природой, а внутри вестибюля был спроектирован зимний сад.

Совсем иначе решен вестибюль 1978 года постройки для станции метро «Медведково», спроектированный архитектором Н. Алешиной в виде шестиколонного портика с мощным антаблементом. Такое решение было очень близко к ленинградским вестибюлями метро того же времени, которые отличают монументальность и просторность.

В этом духе была решена и архитектура вестибюля станции метро «Шаболовская», выстроенного в 1980 по проекту архитектора Н. Демчинского. Станция была заложена и построена еще в 1962, но из-за сложных геологических условий реализация была приостановлена. Первоначальный вестибюль планировался архитекторами А. Стрелковым и Ю. Вдовиным и напоминал по стилистике вестибюли станций «Ленинский проспект» и «Октябрьская», но в конце 1970-х годов проект оформления станции и архитектурная концепция наземного вестибюля были коренным образом переработаны в сторону монументальности. Согласно новому замыслу, массивное сооружение стало архитектурной доминантой площади перед улицей Шаболовка. В первом проекте присутствовали зенитные фонари в кровле, которые в итоге заменили на полусферы с искусственным освещением.»



«Студенческая»
Архитекторы: Ю.П. Зенкевич, Р.И. Погребной
Инженер-конструктор: М.В. Головинова
1958
 

«Студенческая» © Денис Есаков
«Студенческая» © Денис Есаков
«Студенческая» © Денис Есаков
«Студенческая» © Денис Есаков
«Студенческая» © Денис Есаков
«Студенческая» © Денис Есаков
«Студенческая» © Денис Есаков
«Студенческая» © Денис Есаков
«Студенческая» © Денис Есаков
«Студенческая» © Денис Есаков
«Студенческая» © Денис Есаков
«Студенческая» © Денис Есаков
«Студенческая» © Денис Есаков
«Студенческая» © Денис Есаков
«Студенческая» © Денис Есаков
«Студенческая» © Денис Есаков
«Студенческая» © Денис Есаков
«Студенческая» © Денис Есаков
«Студенческая» © Денис Есаков
«Студенческая» © Денис Есаков





«Багратионовская»
Архитекторы: Р.И. Погребной, В.А. Черемин
Инженер-конструктор: Л.В. Сачкова
1961
 
«Багратионовская» © Денис Есаков
«Багратионовская» © Денис Есаков
«Багратионовская» © Денис Есаков
«Багратионовская» © Денис Есаков
«Багратионовская» © Денис Есаков
«Багратионовская» © Денис Есаков
«Багратионовская» © Денис Есаков
«Багратионовская» © Денис Есаков





«Октябрьская – радиальная»
Архитекторы вестибюля: А.Ф. Стрелков, Н.А. Алешина, Ю.В. Вдовин
Инженеры-конструкторы: Ю.З. Муромцев, Л.В. Сачкова
1962
 
«Октябрьская – радиальная»  © Денис Есаков
«Октябрьская – радиальная» © Денис Есаков
«Октябрьская – радиальная»  © Денис Есаков
«Октябрьская – радиальная» © Денис Есаков
«Октябрьская – радиальная»  © Денис Есаков
«Октябрьская – радиальная» © Денис Есаков
«Октябрьская – радиальная»  © Денис Есаков
«Октябрьская – радиальная» © Денис Есаков
«Октябрьская – радиальная»  © Денис Есаков
«Октябрьская – радиальная» © Денис Есаков





«Ленинский проспект»
Архитекторы: А.Ф. Стрелков, Н.А. Алешина, Ю.В. Вдовин, В.Г. Поликарпов, А.А. Марова
Инженеры-конструкторы: М.В. Головинова, В.А. Шмерлинг
1962
 
«Ленинский проспект» © Денис Есаков
«Ленинский проспект» © Денис Есаков
«Ленинский проспект» © Денис Есаков
«Ленинский проспект» © Денис Есаков
«Ленинский проспект» © Денис Есаков
«Ленинский проспект» © Денис Есаков
«Ленинский проспект» © Денис Есаков
«Ленинский проспект» © Денис Есаков
«Ленинский проспект» © Денис Есаков
«Ленинский проспект» © Денис Есаков





«Баррикадная»
Архитекторы вестибюля: А.Ф.Стрелков, В.Г.Поликарпова
Инженер-конструктор: Е.С.Барский
1972
«Баррикадная» © Денис Есаков
«Баррикадная» © Денис Есаков
«Баррикадная» © Денис Есаков
«Баррикадная» © Денис Есаков
«Баррикадная» © Денис Есаков
«Баррикадная» © Денис Есаков
«Баррикадная» © Денис Есаков
«Баррикадная» © Денис Есаков





«Улица 1905 года»
Архитектор: Р.И. Погребной
Инженер-конструктор: Г.М. Суворов
1972
 
«Улица 1905 года» © Денис Есаков
«Улица 1905 года» © Денис Есаков
«Улица 1905 года» © Денис Есаков
«Улица 1905 года» © Денис Есаков
«Улица 1905 года» © Денис Есаков
«Улица 1905 года» © Денис Есаков
«Улица 1905 года» © Денис Есаков
«Улица 1905 года» © Денис Есаков
«Улица 1905 года» © Денис Есаков
«Улица 1905 года» © Денис Есаков
«Улица 1905 года» © Денис Есаков
«Улица 1905 года» © Денис Есаков





«Ботанический сад»
Архитекторы вестибюля: Н.И. Демчинский, Ю.А. Колесникова
Инженеры-конструкторы: Л.В. Сачкова, Т.Б. Процерова
1978
 
«Ботанический сад» © Денис Есаков
«Ботанический сад» © Денис Есаков
«Ботанический сад» © Денис Есаков
«Ботанический сад» © Денис Есаков
«Ботанический сад» © Денис Есаков
«Ботанический сад» © Денис Есаков
«Ботанический сад» © Денис Есаков
«Ботанический сад» © Денис Есаков





«Медведково»
Архитекторы: Н.А. Алешина, Н.К. Самойлова, В.С. Волович
Инженеры-конструкторы: Т.A. Жарова, О.А. Сергеев, В. Алтунин.
1978
 
«Медведково» © Денис Есаков
«Медведково» © Денис Есаков
«Медведково» © Денис Есаков
«Медведково» © Денис Есаков
«Медведково» © Денис Есаков
«Медведково» © Денис Есаков





«Шаболовская»
Архитекторы вестибюля: Н.И. Демчинский, Ю.А. Колесникова
Инженеры-конструкторы: Э. Чернякова, Е. Кобзева
1980
«Шаболовская» © Денис Есаков
«Шаболовская» © Денис Есаков
«Шаболовская» © Денис Есаков
«Шаболовская» © Денис Есаков