Награда за воплощение мечты

О приспособленном под филиал ГЦСИ здании Арсенала в нижегородском кремле – отмеченной «Хрустальным Дедалом» на «Зодчестве»-2015 работе Евгения Асса и Александра Епифанова.

author pht

Автор текста:
Марина Игнатушко

mainImg
Архитектор:
Евгений Асс
Мастерская:
Архитекторы Асс
Проект:
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде
Россия, Нижний Новгород, Кремль, корпус 6

Авторский коллектив:
Автор проекта приспособления для современного использования – Евгений Асс
Автор проекта и научный руководитель реставрации – Александр Епифанов
Главный архитектор проекта – Григор Айказян
Генеральный подрядчик – ЗАО «СМУ-77»

2015

Заказчик ФГБУК «Государственный центр современного искусства» (ГЦСИ),
генеральный директор – Михаил Миндлин,
директор Волго-Вятского филиала ГЦСИ – Анна Гор
Главный приз фестиваля «Зодчество» – Российская национальная премия в области архитектуры «Хрустальный Дедал» – в этом году вручена Евгению Ассу. Евгений Викторович – автор концепции и руководитель авторского коллектива, работавшего над реставрацией и приспособлением здания Арсенала в нижегородском кремле под Волго-Вятский филиал ГЦСИ. Это первый в России масштабный объект федерального значения, на котором научная реставрация проведена одновременно с приспособлением здания под современные функции.

Вспомним, что «Дедал» – не первая награда за этот объект. В 2013 архитекторы Александр Епифанов и Евгений Асс получили премию The Art Newspaper Russia за реставрацию нижегородского Арсенала (Евгений Асс тогда дал Архи.ру интервью об этом проекте).
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде. Лето 2015 года. Вторая очередь строительства. Фотография © Дмитрий Степанов
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде. Открытие первой очереди. 2011 год. Фотография © Марина Игнатушко

С 2011 публике была доступна только треть здания – со стороны левого ризалита, а начиная с весны 2015 Арсенал открыт в полном объеме. История же его «приручения» началась еще в конце 90-х. На предпроектные исследования ГЦСИ собирал самых разных специалистов, в том числе – по реставрации памятников и организации современных музейных пространств. Первые семинары проходили в пансионате «Мечта», и уже тогда было ощущение, что энергия искусствоведов, архитекторов, художников, дизайнеров и разных кураторов непременно воплотится в ясную практическую идею. Именно так и произошло. По словам Анны Гор, директора Арсенала, Евгений Асс, как постоянный участник всех этих рабочих собраний, сформулировал концепцию еще до того, как заговорили о проекте, и ему оставалось перейти от эскизов к реальным объемам. А пока готовился проект, ГЦСИ успел провести три летних выставочных сезона в обветшалом здании в кремле.
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде. 2008 год. Вид на стройку. Фотография © Марина Игнатушко
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде. 2008 год. Фотография © Марина Игнатушко

Действительно, Арсенал тогда выглядел неважно. Вообще, здание всплыло из небытия сравнительно недавно, десятилетиями нижегородцы не задумывались о его существовании. Белое строение от Дмитриевской до Пороховой башни хоть и находилось в самом центре, но никого к себе не пускало, принадлежало военному ведомству, стояло за забором. Здание – призрак.
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде. Двор Арсенала с выставкой фотографий на чиллерах. Вторая очередь строительства. Фотография © Надежда Щема

В середине 90-х готовились отмечать столетие Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 года: в Нижнем Новгороде проводился форум «Время жить в России». Тогда и задумались о дополнительных презентационных площадях. Вспомнили про Арсенал, и идея перепрофилирования военного склада в место для искусства нашла поддержку на самом высоком уровне.

И вот в 2015 году в нижегородском кремле проявилось здание, внешне соответствующее тому, что в 1843 было построено по распоряжению императора Николая I: протяженный объем с тремя ризалитами. А началось все намного раньше: Николай I посетил Нижний Новгород еще 9 лет до того. Четвертый Карабинерный полк нижегородского гарнизона получил новые пушки – их хранили в сарае, а холодное и огнестрельное оружие – в подвалах кремлевских башен. Государь велел построить специальное здание, да так, чтобы оно в едином ансамбле с домом военного губернатора, сопутствующими службами и общественным садом стало обрамлением Спасо-Преображенского собора. Николай I распорядился «осмотреть во всей подробности стену крепости с арками», чтобы пристроить к ней новое здание, поэтому Арсенал – это здание-пристенок с арочными окнами, повторяющими абрис кремлевских арок. Стены кремля включены в его конструктивную схему. В основе архитектуры здания – образцы монументальных казарм и складов эпохи классицизма. Автора проекта историки называют лишь предположительно – архитектор А.Л. Леер, а руководителя строительства – точно: председатель строительного комитета об обустройстве Нижнего Новгорода инженер-полковник П.Д. Готман.
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде. 2009 год. Фотография © Марина Игнатушко

Небольшое отличие от XIX века: в обновленном Арсенале ограждения главного входа и входы в подвальный этаж выполнены из стекла. И, конечно, появились пандусы для посетителей с ограниченными возможностями.
zooming
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде. Пространство центрального ризалита. Вторая очередь строительства. 2015 год. Фотография © Владислав Ефимов

А вот внутри здание изменилось значительно. В публичных зонах первого и второго этажей устроена сплошная анфилада, без деления на части, как это было прежде нужно для военного хранилища. Разнообразные пространственные впечатления здесь избавлены от прежней монотонности: интерьеры по ходу меняют параметры в ширину и вверх, естественный свет из окон чередуется с искусственным освещением в замкнутых помещениях. Принципиально новое: двухсветное пространство с остекленными антресолями в центральной части здания, дополнительные конструкции–этажерки для организации рабочих мест сотрудников ГЦСИ, мансардные этажи над боковыми ризалитами (вписавшиеся в исторический силуэт здания), просторный подвальный этаж, грузовые и пассажирские лифты. Все новые части и элементы Арсенала не касаются исторических стен и выделены визуально. А в результате новых обретений площадь здания увеличилась с 4 000 м² до 7 000 м².
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде. Пространство центрального ризалита. Вторая очередь строительства. 2015 год. Фотография © Дмитрий Степанов

Достаточно продолжительный срок работ по Арсеналу связан с «земляными работами». Прежде чем устроить полноценное современное пространство, было необходимо предоставить место для работы археологов: пять сезонов на площади 2100 м² велись раскопки. Уже после этого приступили к усилению оснований, фундаментов Арсенала и кремлевской стены. Новый монолитный железобетонный каркас, воссозданная стропильная система и конструкции деревянных ферм по историческим образцам. В прежнем здании хранилища было только электричество и печки в комнатах караула. Сейчас в Арсенале – современные коммуникации.
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде. Первая очередь строительства. 2015 год. Фотография © Владислав Ефимов

Публика всегда отмечает в Арсенале чугунные плиты на лестничных площадках (это подлинные плиты, утраченные части восполнены образцами), кирпичные стены и своды, элегантные хай-тековские детали в интерьерах, любит длинную – на всю протяженность здания – скамью во дворе. Кстати, двор покрыт брусчаткой, а по центру, вдоль фасада проложены рельсы: по ним катится концертная сцена…
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде. Первая очередь строительства. 2011 год. Фотография © Марина Игнатушко

Ценно, что такое пространство многослойных ассоциаций появилось в большом, но провинциальном городе. При этом придумано и выполнено все в соответствии с передовым мировым опытом.
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде. Вторая очередь строительства. 2015 год. Фотография © Дмитрий Степанов
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде. Расширенное выставочное пространство первого этажа. Вторая очередь строительства. 2015 год. Фотография © Владислав Ефимов
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде. Первый этаж, расширенное выставочное пространство, вход в гардероб. Первая очередь строительства. 2015 год. Фотография © Владислав Ефимов
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде. Кабинет директора. 2009 год. Фотография © Марина Игнатушко
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде. Кабинет директора. 2015 год. Фотография © Марины Игнатушко
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде. Чугунные плиты в лестничном холле. Вторая очередь строительства. 2015 год. Фотография © Елена Вагина
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде. Ситуационный план © Архитекторы Асс
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде. Поперечный разрез © Архитекторы Асс
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде. Поперечный разрез © Архитекторы Асс
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде. Продольный разрез © Архитекторы Асс
zooming
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде. План 1 этажа © Архитекторы Асс
zooming
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде. План 2 этажа © Архитекторы Асс


Архитектор:
Евгений Асс
Мастерская:
Архитекторы Асс
Проект:
Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде
Россия, Нижний Новгород, Кремль, корпус 6

Авторский коллектив:
Автор проекта приспособления для современного использования – Евгений Асс
Автор проекта и научный руководитель реставрации – Александр Епифанов
Главный архитектор проекта – Григор Айказян
Генеральный подрядчик – ЗАО «СМУ-77»

2015

Заказчик ФГБУК «Государственный центр современного искусства» (ГЦСИ),
генеральный директор – Михаил Миндлин,
директор Волго-Вятского филиала ГЦСИ – Анна Гор

19 Октября 2015

author pht

Автор текста:

Марина Игнатушко
Технологии и материалы
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Сейчас на главной
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
На краю ледника
В горах на западе Норвегии, у ледника Юстедал, заработала туристическая база Tungestølen по проекту архитекторов Snøhetta. Ее фасады обшиты деревом, обработанным по средневековому методу – как у ставкирки.
Стекло и камень
В штате Вирджиния началась реконструкция руин дома Фрэнсиса Лайтфута Ли – одного из «подписантов» Декларации независимости США (1776). Чтобы не нарушить аутентичность сооружения, все новые части, включая конструктивные, будут выполнены из стекла.
Лучшее деревянное
Названы лауреаты премии «Дерево в архитектуре 2020». Работа жюри проходила в режиме он-лайн. Представляем все награжденные проекты.
Окна на Влтаву
В ходе реконструкции пражских набережных по проекту бюро Petr Janda / brainwork у них усилилась связь с городом и возникли разнообразные социальные и культурные функции.
Слоистый урбанизм
Реконструкцией бывшего промышленного района ZOHO в Роттердаме заняты планировщики ECHO Urban Design и архитекторы Orange Architects, Moederscheim Moonen, More Architects и Studio Nauta. Там появятся 550 квартир, включая социальное жилье.
Обратный отсчет
Проект мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» для московского Ленинградского проспекта: самое высокое здание в портфолио бюро и развитие традиций сталинской архитектуры.
Дворец спорта в Томске
Проект реконструкции Дворца зрелищ и спорта на окраине Томска предполагает трансформацию крытого катка, реализованного в 1970 году, с сохранением ядра, обстройкой с трех сторон и 8-этажной пластиной гостиницы.
Лучшая страна в мире
В Хельсинки названы 15 лучших построек финских архитекторов – результат очередного смотра-биеннале, который проводят национальные музей архитектуры и ассоциация архитекторов, а также фонд Алвара Аалто.
Допожарный классицизм
По проекту «Гинзбург Архитектс» отреставрирован особняк бригадира А.П. Сытина – редкий памятник московской деревянной архитектуры начала XIX века.
Пресса: «Люди спрашивают, не Марсу ли, богу войны, он посвящен?»
Историк архитектуры Сергей Кавтарадзе объясняет, чем хорош и чем плох храм Минобороны, открытый в Подмосковье. 14 июня в подмосковной Кубинке прошла церемония освящения Главного храма Вооруженных сил России. Настоятелем нового храма стал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Внешний вид храма Минобороны удивил многих — его раскритиковали в соцсетях, за мрачность сравнивая с объектом из игры Warhammer.
Приручение модернизма
Из жесткого образца позднесоветского градостроительства, эспланады между так и оставшимся на бумаге музеем Ленина и Горсоветом, площадь Азатлык в Набережных Челнах благодаря проекту бюро DROM превратилась в привлекательное, многофункциональное и полицентричное общественное пространство.
Идеальный план
Круглый дом теперь есть не только в Матвеевском, но и в Лозанне: общежитие Vortex из бетона и дерева на 1000 студентов с пандусом длиной почти 3 километра по проекту архитекторов Dürig AG и IttenBrechbühl опробовали в этом январе участники III Зимней юношеской Олимпиады.
5 «дистанционных» экскурсий по знаменитым зданиям:...
Экскурсия по «двойному дому» Фриды Кало и Диего Риверы, игра «в современное искусство» от Центра Помпиду, видеотур по монастырю Ле Корбюзье, а также пятиминутные прогулки по проектам Ф.Л. Райта и виртуальный «Лего-дом» от BIG.
Пресса: Урбанистика на карантине. Как строить город после...
В новейшей истории мало периодов, когда такое количество людей одновременно переживали потребность в альтернативе. Сейчас речь идет о тиражировании советского стандарта индустриального жилья на столетие вперед. Если его что и может победить, то именно вирус.
Метро у моря
Две станции метро в новом жилом и офисном районе Копенгагена Норхавн – в северной части порта. Авторы проекта – бюро COBE и архитектурное подразделение Arup.
Можно ли спасти арку?
Поговорили об «Арке Артплея» 1865 года с Ильей Заливухиным, Михаилом Блинкиным и Рустамом Рахматуллиным. Итог – три совершенно разные позиции.
«Тяжелое наследие» и его «нейтрализация»
В городке Браунау-ам-Инн на севере Австрии завершился архитектурный конкурс: дом XVII века, где родился Адольф Гитлер, будет превращен в отделение полиции по проекту Marte.Marte Architekten. Рассказываем о предыстории и обосновании этого проекта и публикуем интервью с партнером бюро Штефаном Марте.
Белый город
В проекте для южного региона России бюро ОСА использует многослойные фасады, играющие на образ курортной архитектуры, и в русле самых современных тенденций перемешивает социальные группы жильцов.
Шоколадные стены
Общественный центр с большим внутренним двором по проекту Taller Mauricio Rocha + Gabriela Carrillo в историческом центре мексиканской Куэрнаваки рассчитан на репетиции любительских оркестров, тренировки футболистов и курсы фотографии.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Часть целого
5 июня были объявлены лауреаты Архитектурной премии Москвы. В числе победителей – проект школы в Троицке на 2100 учеников со своей обсерваторией, IT-полигоном, музеем и оранжереей на крыше.
Пожарный цвет
Пожарная часть в Антверпене по проекту бюро Happel Cornelisse Verhoeven фасадами из красного глазурованного кирпича сразу сообщает прохожему о своей важной функции.
Архитектура как педагогика
Еще одна частная школа, в которой Архиматика реализует концепцию эстетического образования и ищет новую традицию: объединяя скандинавский и советский опыт, обращаясь к предметам искусства и внедряя энергоэффективные технологии.
Фантазия о дикой природе
На кампусе компании Vitra в Вайле-на-Рейне, в знаменитой «коллекции» зданий звездных авторов – пополнение: там создают сад по проекту Пита Аудолфа.
Пресса: Как клип трансформирует город. Григорий Ревзин о городе...
В надежде на будущее обычно присутствует то ли презумпция, что смутность настоящего не может не проясниться, то ли воля к ее прояснению. Будущее всегда стремилось к целостности — пожалуй, мы теперь в первый раз переживаем время, когда это не так.
Пучок травы на камне
Медиа-библиотека по проекту Co-Architectes на острове Реюньон в Индийском океане вдохновлена местными реалиями: базальтом и травой ветиверия.
Что будет с городом после пандемии
Два с половиной месяца изоляции не прошли даром для осмысления устройства современных городов, оказавшихся не подготовленными ко встрече с пандемией. Рассматриваем группы мнений и позиции экспертов, высказанные в прессе, блогах и видеоконференциях.
Музей на железной дороге
Новое здание Кантонального музея изящных искусств по проекту Barozzi Veiga – первый пункт мастерплана этих архитекторов: рядом с вокзалом Лозанны возникает арт-квартал Platform 10.
Курортная история
Про участок в Геленджике, планы развития которого начались в 2005 году и пришли к завершению только сейчас, миновав стадии многоквартирного дома среднего, затем большого размера и наконец воплотившись в таунхаусы со скатными кровлями.
Пресса: «Больше Щусева»
Проект реконструкции Каланчевского путепровода дважды изменен по настоянию градозащитников.
Премия Москвы: итоги 2020
Названы пять проектов-лауреатов Архитектурной премии Москвы. Впервые среди победителей – объект транспортной инфраструктуры и проект, реализуемый в рамках программы реновации.
Метро как источник энергии
В Лондоне заработала первая ТЭЦ, которая использует «потерянное тепло» метрополитена: для отопления жилых домов и начальной школы. Авторы архитектурного проекта – Cullinan Studio.
Городская «обманка»
Новый корпус музея Хельги де Альвеар по проекту Emilio Tuñón Arquitectos в Касересе на западе Испании кажется неприступным, но на самом деле пешеходы могут сократить путь через его сад и террасу.
Рациональное построение
Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.
Норману Фостеру – 85
Мастеру архитектурного хай-тека, любителю лыжных марафонов, а с недавних пор еще и звезде Instagram, британцу Норману Фостеру исполнилось сегодня 85 лет.
Маскировка модерниста
Общественный центр на площади Волкова в Ярославле: из-за деревьев его почти не видно, он хорошо спрятан на виду, но не отступает от принципа строгой современной архитектуры с ноткой ностальгии по «классическому» модернизму.