Предчувствие космоса

На днях в соцсетях появилось сообщение Евгения Асса о том, что его бюро отказалось от авторства реализованного проекта экспозиции павильона «Космос». Рассматриваем концепцию, которая, по словам авторов, не реализована.

Автор текста:
Алёна Кузнецова

mainImg

Архитектор:

Евгений Асс

Мастерская:

Архитекторы Асс

Проект:

Центр «Космонавтика и Авиация»
Россия, Москва, ВДНХ, Павильон №32–34 «Космос»

Авторский коллектив:
Архитектурный проект экспозиции – «архитекторы Асс»: Евгений Асс, Григор Айказян, Ольга Аистова, Екатерина Дёмина
Музейная концепция и контент – Наталья Сергиевская, Сергей Рыков, Политехнический Музей Визуализация – «архитекторы асс» совместно с 3dmode

2017
Сообщение от Евгения Асса было вот таким:

***

Разбираемся в проекте-концепции.

В этом году ВДНХ завершит реставрацию около тридцати павильонов. В их числе «Космос/Машиностроение» под номером 32–34, где в ближайшее время откроется центр «Космонавтика и авиация». Противоаварийные работы здесь провели в 2014 году, затем над архитектурным проектом и музейной концепцией работала мастерская «Архитекторы Асс».

Концепцию создавали в тесном сотрудничестве со специалистами из Политехнического музея – Натальей Сергиевской и Сергеем Рыковым, работа заняла почти два года. Направление задали два момента: сложные для музейного показа объекты и охранный статус памятника, который требовал реставрации, но не допускал больших преобразований. В итоге, по словам Евгения Асса, «все инновации в проекте были связаны с балансом между историческим наследием и новой экспозиционной техникой».
Центр «Космонавтика и Авиация». План © Архитекторы Асс
Авторы увидели весь павильон в образе «огромного и странного космического корабля», который вполне мог бы появиться в одном из эпизодов «Звездных войн». Образ «работает» как внешнее пространство – соединение эллинга и купольного зала похоже на стыковку двух космических аппаратов, так и внутреннее – через иллюминаторы центрального «нефа» видно движущееся звездное небо, вдоль стен протянуты светящиеся кабели, а тумбы под экспонаты, сделанные из металлических листов, в проекте похожи на обшивку ракет.
Центр «Космонавтика и Авиация». Здание павильона «Космос» – образ космического корабля © Архитекторы Асс
Интерьер корабля складывается из контрастных сочетаний: светлые экспонаты размещены на темном фоне, сферы рифмуются с прямоугольными формами, а подсветка вместе с горизонтальными линиями на всех уровнях эллинга имитирует движение солнечного света внутри статичной конструкции.



Весь «корабль», согласно концепции, делится на три «отсека».

КБ-1 – «космический бульвар» в нефе эллинга. Это основной маршрут, ось экспозиции. В пол из брекчии встроены надписи, которые ведут посетителя через главные этапы освоения космоса. На этом пути мы видим полноразмерные модели и масштабные макеты самых известных космических аппаратов.


КБ-2 – «конструкторское бюро» в «бельэтаже». Здесь располагаются выставочные разделы, которые способны меняться под нужды экспозиции. В тентовых конструкциях в виде «космической пены» можно устраивать тематические проекционные залы.

КБ-3 – «космодром будущего» в подкупольном пространстве. Здесь располагается интерактивная зона: мечты о космосе, который когда-нибудь станет доступным каждому. В центре – зал виртуальной реальности, центр управления полетами и симуляторы. Также в этой части разбит «космический парк»: зона отдыха с «пенными» пуфами и инсталляция «трава у дома» в исторических цветочницах.
Центр «Космонавтика и Авиация». КБ-1 © Архитекторы Асс
Для архитекторов в этой «космической миссии» были важны все помещения. Гардероб «Архитекторы Асс» составили из отдельных модулей, напоминающих эллиптические галактики, а для навигации их снабдили буквой «Е» и цифрой: как классы и подклассы галактик. Космическое кафе решили в виде «независимой контрастной структуры, «обтекающей» существующие конструкции – колонны, пандус и лестницу», – рассказывает Евгений Асс.
Центр «Космонавтика и Авиация». КБ-3 – подкупольное пространство © Архитекторы Асс
Центр «Космонавтика и Авиация». Гардероб © Архитекторы Асс
Важной частью проекта стал также большой экран-мембрана у главного входа. На него планировалось проецировать изображение спиралевидной галактики, которое видно и снаружи здания. Экран не позволяет пространству сразу раскрыться перед посетителем и тем самым помогает сохранить интригу при входе в павильон.

Центр «Космонавтика и Авиация». Вход © Архитекторы Асс
Центр «Космонавтика и Авиация». Кафе © Архитекторы Асс
*** 

Между тем на этапе реализации авторы приняли решение отстраниться от проекта, так что он остался скорее «бумажным».

Евгений Асс так объясняет ситуацию: «Концепция была утверждена на самых высоких уровнях, но наш готовый рабочий проект был отклонён. Партнеры и заказчики сделали всё для того, чтобы мы ушли из проекта. В рабочей документации, сделанной в итоге неизвестными нам исполнителями на основании нашей концепции, многие из наших проектных идей были искажены до неузнаваемости, а некоторые полностью отвергнуты. Качество же новых архитектурных решений, сделанных без нашего ведома и участия, оказались ниже допустимого для нас профессионального уровня. Поэтому мы пошли на тяжелый шаг – отказались от авторства на реализованную экспозицию и интерьеры и сделали официальное заявление об этом. Мы остаемся авторами концепции, но за конечный результат уже не несем ответственности».

Архитектор:

Евгений Асс

Мастерская:

Архитекторы Асс

Проект:

Центр «Космонавтика и Авиация»
Россия, Москва, ВДНХ, Павильон №32–34 «Космос»

Авторский коллектив:
Архитектурный проект экспозиции – «архитекторы Асс»: Евгений Асс, Григор Айказян, Ольга Аистова, Екатерина Дёмина
Музейная концепция и контент – Наталья Сергиевская, Сергей Рыков, Политехнический Музей Визуализация – «архитекторы асс» совместно с 3dmode

2017

20 Марта 2018

Автор текста:

Алёна Кузнецова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.

Сейчас на главной

Волны в степи
«Платов» – один из первых новых аэропортов России. Он до предела функционален, поскольку учитывает развитие технологий и возможное расширение, но в то же время наделен универсальным образом и наполнен уютными деталями.
Культурная встреча на высоте
В Берлине заложен первый камень 150-метрового небоскреба Alexander Tower на Александерплац: архитекторы – Ortner & Ortner Baukunst, заказчик – российский девелопер «МонАрх».
Сжигая мосты
В конце зимы на Масленице в Никола-Ленивце сожгут мост по проекту архитектурного бюро KATARSIS. Рассказываем об итогах конкурса на лучший арт-объект.
Нагатино: четыре истории
Проект застройки западной части Нагатинского полуострова бюро «Гинзбург Архитектс» начинало разрабатывать четыре раза, послойно накладывая на территорию одну концепцию за другой и формируя уникальный городской кейс. Рассматриваем все четыре, начиная с сотрудничества с Уильямом Олсопом.
За художественную ценность
В Петербурге наградили победителей архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини», девиз которой – «Недвижимость как искусство». Представляем 18 лучших проектов.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Взять под козырек
Архитектор Роман Леонидов, спроектировавший «усадьбу Завидное» в Подмосковье, перенес в область частного дома мотивы общественных сооружений и придал ему футуристический хайтековый акцент.
Отель-древо
В Бретани строится гостиница в форме дерева: на его ветках размещены номера-капсулы из алюминиевых профилей компании BEMO.
Под сенью Папы Римского
Архбюро Мезонпроект построило мастерскую для Зураба Церетели во дворе дома на Пятницкой, напротив церкви Климента Папы Римского. Мягкий экомодернизм соединился с чертами ар деко.
Долг городу
Гостиничный комплекс в Монпелье на юге Франции по проекту бюро Мануэль Готран возвращает городу часть использованного им участка как общественную террасу.
Изящество простоты
Микс из восточной архитектуры и принципов ленинградского градостроительства: как мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» поднимает планку для массового жилья.
Третья жизнь модернизма
Zaha Hadid Architects представили проект реконструкции вестибюля модернистской башни в центре Лондона: это офисное здание 1970-х с 2015 года превращено в дорогое жилье.
Образцовый офис
Штаб-квартира девелопера Amvest в Амстердаме по проекту Firm architects: показательное рабочее пространство, которое должно, помимо прочего, снизить число прогулов.
Кому в Москве жить комфортно
Конференция «Комфортный город»-2019, организованная Москомархитектурой в дизайн-кластере Artplay, сконцентрировалась на психологии. Аудитория даже поучаствовала в социо-психологическом опросе, и результат – неожиданный.
От Сочи до Владивостока
Представляем победителей ежегодного сочинского смотра-конкурса «АрхРазрез». Среди лучших – проекты из Москвы, Иркутска, Владивостока, Смоленска и других городов.
Архитектор в администрации
Говорим с несколькими выпускниками программы Архитекторы.рф, запущенной Институтом «Стрелка» и ДОМом.рф, – а именно с теми из них, кто после обучения устроился на работу в городские органы власти.
BIF: лауреаты 2019
Представляем полный список награжденных и отмеченных проектов национальной премии «Лучший интерьер», которая прошла в рамках Best Interior Festival.
Петербургский коллаж
Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» расширена петербургским контентом. Предлагаем впечатления о ней и архитектурном процессе последних тридцати лет из первых рук – от участников.
Градсовет 20.11.2019
Неожиданные иностранцы проектируют офис для JetBrains, а отечественные архитекторы закрывают вид на краснокирпичный модерн: очередной градсовет Петербурга.
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Путь эмоций
Два молодых архитектора из ОСА о первом самостоятельном проекте для бюро и выработанном творческом подходе.
Стереомир инженера Шухова
До 19 января в Музее архитектуры проходит выставка-ретроспектива наследия выдающегося инженера Владимира Шухова – симбиоз огромной исследовательской работы и красивой художественной метафоры, придуманной «Архитекторами Асс».
Пресса: Григорий Ревзин: «В Москве не осталось исторической...
Партнер КБ Стрелка, архитектурный критик, урбанист Григорий Ревзин рассказал Илье Иванову о хрущевках как эманации социалистического образа города будущего, антисемитизме в позднем СССР и о Москве как глобальном общероссийском айсберге, на который все пытаются взобраться.
Предложение знака
Карен Сапричян предложил для штаб-квартиры РЖД, о планах строительства которой на территории Рижского грузового терминала стало известно весной текущего года, три небоскреба с буквами аббревиатуры компании.
Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Пресса: «Зачем вам эти руины?»: что происходит со старыми советскими...
39 советским кинотеатрам Москвы приходится нелегко: один за другим их закрывают, перепродают, демонтируют. Все они вошли в программу реконструкции, которую осуществляет ADG Group, и скоро будут переделаны в «районные центры». Местные жители и историки архитектуры против. «Афиша Daily» разобралась в ситуации.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.