***
Разбираемся в проекте-концепции.
В этом году ВДНХ завершит реставрацию около тридцати павильонов. В их числе «Космос/Машиностроение» под номером 32–34, где в ближайшее время откроется центр «Космонавтика и авиация». Противоаварийные работы здесь провели в 2014 году, затем над архитектурным проектом и музейной концепцией работала мастерская «Архитекторы Асс».
Концепцию создавали в тесном сотрудничестве со специалистами из Политехнического музея – Натальей Сергиевской и Сергеем Рыковым, работа заняла почти два года. Направление задали два момента: сложные для музейного показа объекты и охранный статус памятника, который требовал реставрации, но не допускал больших преобразований. В итоге, по словам Евгения Асса, «все инновации в проекте были связаны с балансом между историческим наследием и новой экспозиционной техникой».
Авторы увидели весь павильон в образе «огромного и странного космического корабля», который вполне мог бы появиться в одном из эпизодов «Звездных войн». Образ «работает» как внешнее пространство – соединение эллинга и купольного зала похоже на стыковку двух космических аппаратов, так и внутреннее – через иллюминаторы центрального «нефа» видно движущееся звездное небо, вдоль стен протянуты светящиеся кабели, а тумбы под экспонаты, сделанные из металлических листов, в проекте похожи на обшивку ракет.
Интерьер корабля складывается из контрастных сочетаний: светлые экспонаты размещены на темном фоне, сферы рифмуются с прямоугольными формами, а подсветка вместе с горизонтальными линиями на всех уровнях эллинга имитирует движение солнечного света внутри статичной конструкции.
Весь «корабль», согласно концепции, делится на три «отсека».
КБ-1 – «космический бульвар» в нефе эллинга. Это основной маршрут, ось экспозиции. В пол из брекчии встроены надписи, которые ведут посетителя через главные этапы освоения космоса. На этом пути мы видим полноразмерные модели и масштабные макеты самых известных космических аппаратов.
КБ-2 – «конструкторское бюро» в «бельэтаже». Здесь располагаются выставочные разделы, которые способны меняться под нужды экспозиции. В тентовых конструкциях в виде «космической пены» можно устраивать тематические проекционные залы.
КБ-3 – «космодром будущего» в подкупольном пространстве. Здесь располагается интерактивная зона: мечты о космосе, который когда-нибудь станет доступным каждому. В центре – зал виртуальной реальности, центр управления полетами и симуляторы. Также в этой части разбит «космический парк»: зона отдыха с «пенными» пуфами и инсталляция «трава у дома» в исторических цветочницах.
Для архитекторов в этой «космической миссии» были важны все помещения. Гардероб «Архитекторы Асс» составили из отдельных модулей, напоминающих эллиптические галактики, а для навигации их снабдили буквой «Е» и цифрой: как классы и подклассы галактик. Космическое кафе решили в виде «независимой контрастной структуры, «обтекающей» существующие конструкции – колонны, пандус и лестницу», – рассказывает Евгений Асс.
Важной частью проекта стал также большой экран-мембрана у главного входа. На него планировалось проецировать изображение спиралевидной галактики, которое видно и снаружи здания. Экран не позволяет пространству сразу раскрыться перед посетителем и тем самым помогает сохранить интригу при входе в павильон.
***
Между тем на этапе реализации авторы приняли решение отстраниться от проекта, так что он остался скорее «бумажным».
Евгений Асс так объясняет ситуацию: «Концепция была утверждена на самых высоких уровнях, но наш готовый рабочий проект был отклонён. Партнеры и заказчики сделали всё для того, чтобы мы ушли из проекта. В рабочей документации, сделанной в итоге неизвестными нам исполнителями на основании нашей концепции, многие из наших проектных идей были искажены до неузнаваемости, а некоторые полностью отвергнуты. Качество же новых архитектурных решений, сделанных без нашего ведома и участия, оказались ниже допустимого для нас профессионального уровня. Поэтому мы пошли на тяжелый шаг – отказались от авторства на реализованную экспозицию и интерьеры и сделали официальное заявление об этом. Мы остаемся авторами концепции, но за конечный результат уже не несем ответственности».