Предчувствие космоса

На днях в соцсетях появилось сообщение Евгения Асса о том, что его бюро отказалось от авторства реализованного проекта экспозиции павильона «Космос». Рассматриваем концепцию, которая, по словам авторов, не реализована.

author pht

Автор текста:
Алёна Кузнецова

mainImg

Архитектор:

Евгений Асс

Мастерская:

Архитекторы Асс

Проект:

Центр «Космонавтика и Авиация»
Россия, Москва, ВДНХ, Павильон №32–34 «Космос»

Авторский коллектив:
Архитектурный проект экспозиции – «архитекторы Асс»: Евгений Асс, Григор Айказян, Ольга Аистова, Екатерина Дёмина
Музейная концепция и контент – Наталья Сергиевская, Сергей Рыков, Политехнический Музей Визуализация – «архитекторы асс» совместно с 3dmode

2017
Сообщение от Евгения Асса было вот таким:

***

Разбираемся в проекте-концепции.

В этом году ВДНХ завершит реставрацию около тридцати павильонов. В их числе «Космос/Машиностроение» под номером 32–34, где в ближайшее время откроется центр «Космонавтика и авиация». Противоаварийные работы здесь провели в 2014 году, затем над архитектурным проектом и музейной концепцией работала мастерская «Архитекторы Асс».

Концепцию создавали в тесном сотрудничестве со специалистами из Политехнического музея – Натальей Сергиевской и Сергеем Рыковым, работа заняла почти два года. Направление задали два момента: сложные для музейного показа объекты и охранный статус памятника, который требовал реставрации, но не допускал больших преобразований. В итоге, по словам Евгения Асса, «все инновации в проекте были связаны с балансом между историческим наследием и новой экспозиционной техникой».
Центр «Космонавтика и Авиация». План © Архитекторы Асс

Авторы увидели весь павильон в образе «огромного и странного космического корабля», который вполне мог бы появиться в одном из эпизодов «Звездных войн». Образ «работает» как внешнее пространство – соединение эллинга и купольного зала похоже на стыковку двух космических аппаратов, так и внутреннее – через иллюминаторы центрального «нефа» видно движущееся звездное небо, вдоль стен протянуты светящиеся кабели, а тумбы под экспонаты, сделанные из металлических листов, в проекте похожи на обшивку ракет.
Центр «Космонавтика и Авиация». Здание павильона «Космос» – образ космического корабля © Архитекторы Асс

Интерьер корабля складывается из контрастных сочетаний: светлые экспонаты размещены на темном фоне, сферы рифмуются с прямоугольными формами, а подсветка вместе с горизонтальными линиями на всех уровнях эллинга имитирует движение солнечного света внутри статичной конструкции.



Весь «корабль», согласно концепции, делится на три «отсека».

КБ-1 – «космический бульвар» в нефе эллинга. Это основной маршрут, ось экспозиции. В пол из брекчии встроены надписи, которые ведут посетителя через главные этапы освоения космоса. На этом пути мы видим полноразмерные модели и масштабные макеты самых известных космических аппаратов.


КБ-2 – «конструкторское бюро» в «бельэтаже». Здесь располагаются выставочные разделы, которые способны меняться под нужды экспозиции. В тентовых конструкциях в виде «космической пены» можно устраивать тематические проекционные залы.

КБ-3 – «космодром будущего» в подкупольном пространстве. Здесь располагается интерактивная зона: мечты о космосе, который когда-нибудь станет доступным каждому. В центре – зал виртуальной реальности, центр управления полетами и симуляторы. Также в этой части разбит «космический парк»: зона отдыха с «пенными» пуфами и инсталляция «трава у дома» в исторических цветочницах.
Центр «Космонавтика и Авиация». КБ-1 © Архитекторы Асс

Для архитекторов в этой «космической миссии» были важны все помещения. Гардероб «Архитекторы Асс» составили из отдельных модулей, напоминающих эллиптические галактики, а для навигации их снабдили буквой «Е» и цифрой: как классы и подклассы галактик. Космическое кафе решили в виде «независимой контрастной структуры, «обтекающей» существующие конструкции – колонны, пандус и лестницу», – рассказывает Евгений Асс.
Центр «Космонавтика и Авиация». КБ-3 – подкупольное пространство © Архитекторы Асс
Центр «Космонавтика и Авиация». Гардероб © Архитекторы Асс

Важной частью проекта стал также большой экран-мембрана у главного входа. На него планировалось проецировать изображение спиралевидной галактики, которое видно и снаружи здания. Экран не позволяет пространству сразу раскрыться перед посетителем и тем самым помогает сохранить интригу при входе в павильон.


Центр «Космонавтика и Авиация». Вход © Архитекторы Асс
Центр «Космонавтика и Авиация». Кафе © Архитекторы Асс
*** 

Между тем на этапе реализации авторы приняли решение отстраниться от проекта, так что он остался скорее «бумажным».

Евгений Асс так объясняет ситуацию: «Концепция была утверждена на самых высоких уровнях, но наш готовый рабочий проект был отклонён. Партнеры и заказчики сделали всё для того, чтобы мы ушли из проекта. В рабочей документации, сделанной в итоге неизвестными нам исполнителями на основании нашей концепции, многие из наших проектных идей были искажены до неузнаваемости, а некоторые полностью отвергнуты. Качество же новых архитектурных решений, сделанных без нашего ведома и участия, оказались ниже допустимого для нас профессионального уровня. Поэтому мы пошли на тяжелый шаг – отказались от авторства на реализованную экспозицию и интерьеры и сделали официальное заявление об этом. Мы остаемся авторами концепции, но за конечный результат уже не несем ответственности».

Архитектор:

Евгений Асс

Мастерская:

Архитекторы Асс

Проект:

Центр «Космонавтика и Авиация»
Россия, Москва, ВДНХ, Павильон №32–34 «Космос»

Авторский коллектив:
Архитектурный проект экспозиции – «архитекторы Асс»: Евгений Асс, Григор Айказян, Ольга Аистова, Екатерина Дёмина
Музейная концепция и контент – Наталья Сергиевская, Сергей Рыков, Политехнический Музей Визуализация – «архитекторы асс» совместно с 3dmode

2017

20 Марта 2018

author pht

Автор текста:

Алёна Кузнецова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Condair – партнёр архитекторов
Награждать архитекторов деловыми профессиональными поездками мы решили на постоянной основе. Это даст возможность архитекторам совершенствоваться, получать новые знания и посмотреть на мир с позиции людей, создающих качественный воздух в архитектурных пространствах.
Life Challenge 2020: проекты российских архитекторов борются...
Стартовал международный конкурс Baumit на лучшие европейские фасады Life Challenge 2020, в котором принимают участие более 300 работ из 25 стран. Раз в два года профессиональное жюри выбирает самый яркий и неповторимый проект. В этом году за престижную премию будут бороться российские архитекторы. С февраля по апрель также проходит открытое голосование за лучшее оформление здания.
ArchYouth-2020: объявлены победители III сезона
Каждый из победителей детально разобрался в тонкостях остекления своего проекта, правильно рассчитал формулы стеклопакетов, подобрал стёкла и профильные системы.
Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.

Сейчас на главной

Баланс уплотнения
Мастерская Анатолия Столярчука проектирует дом, который вынужденно доминирует над окружающей застройкой, но стремится привести сложившуюся среду к гармонии и развитию.
Сечение «Армады»
Клубный дом в историческом центре Екатеринбурга превращает разновысотность в основу образа: скос его силуэта созвучен скатным кровлям старых зданий, но он же становится ярким и современным пластическим акцентом.
Умер Майкл Соркин
Скончался американский архитектор, урбанист и публицист Майкл Соркин – второй, после Витторио Греготти, крупный архитектурный деятель, ставший жертвой коронавируса.
Александра Черткова: «Для нас принципиально важно...
В преддверии выставки «Город: детали», которая должна была открыться сегодня на ВДНХ, а теперь перенеслась на неопределенный срок, архитектор и партнер бюро «Дружба» Александра Черткова рассказала об основных принципах создания комфортного пространства для детей, ключевых трендах в проектировании детских площадок, а также о том, как москвичи принимают участие в городском развитии.
Очевидные неочевидности на улицах Нью-Йорка
Публикуем 7 главок из новой книги Strelka Press «Код города. 100 наблюдений, которые помогут понять город» Анне Миколайт и Морица Пюркхауэра – собрания замеченных авторами закономерностей, которые пригодятся при проектировании городской среды.
Каменная мозаика
Универмаг Galleria по проекту бюро OMA в южнокорейском Квангё получил «мозаичный» фасад из 12 000 гранитных и 2500 стеклянных треугольников.
Салют Кикоину!
Проект-победитель конкурса Малых городов для Новоуральска прославляет знаменитого физика, а также превращает бульвар на окраине в одно из главных общественных пространств.
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Лестница без конца
Берлинское бюро Barkow Leibinger создало декорации для постановки оперы «Фиделио» Людвига ван Бетховена в венском Театре ан дер Вин. Режиссер – Кристоф Вальц, дважды лауреат «Оскара» за роли в фильмах Квентина Тарантино.
Пресса: Выживет ли урбанистика в России
Урбанистика сегодня в России — синоним воровства. Если человек посадил дерево или построил дом, то понятно зачем. Чтобы стибрить, вот зачем. Отсюда вопрос об урбанизме в России будущего — по крайней мере, если мы исходим из надежды, что дальше должно быть как-то лучше,— решается однозначно: его не будет <...>
Мрамор среди домн
Библиотека Люксембургского университета на территории бывшего сталелитейного завода – это перестроенное мастерской Valentiny Hvp Architects хранилище для руды.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
«Дом бездомных»
Католический приют для социально незащищенных людей в деревне на юго-востоке Польши построен по проекту бюро xystudio с бережным отношением к окружающей среде.
Драгоценное пространство
Evotion design и T+T architects сообщили о завершении интерьера штаб-квартиры Сбербанка на Кутузовском проспекте. В центре атриума здесь парит переговорная-«Диамант», и все похоже на шкатулку с драгоценностями, в том числе высокотехнологичными.
Берег Дона
Проект из числа победителей конкурса Малых городов посвящен благоустройству берега реки Дон в промышленой части городка Данков, небольшого, но экономически успешного.
Реконструкция с чувством
Перед стартом курса МАРШ Re(New), слушатели которого будут работать со зданиями Хлопкопрядильной фабрики, куратор Дарья Минеева рассуждает о смысле и путях реконструкции.
Живописное жилье
В новом нью-йоркском комплексе Denizen Bushwick – 900 квартир, из которых 20% доступных, а высокую плотность смягчает монументальное искусство, озеленение и разнообразная инфраструктура. Авторы проекта – бюро ODA.
Верста на соляных берегах
Пешеходный маршрут с уклоном в туризм и исторические реконструкции, но не без спорта: проект-победитель конкурса Малых городов для Соликамска.
Большая маленькая победа
В небольшой по масштабу школе в Домодедове бюро ASADOV_ мастерски справилось с ограничениями в виде скромного бюджета и жестких лимитов площади, спроектировав светлые классы, гуманные рекреации и даже многосветный атриум с амфитеатром, ставший центром школьной жизни.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
Здание как Интернет
В культурно-общественном центре Forum Groningen по проекту NL Architects на севере Нидерландов можно бродить и находить информацию по всем областям знаний так же свободно, как во Всемирной сети.
Высокая горка
Начинаем публикацию проектов, победивших в конкурсе «Исторические поселения и малые города». Первый присланный – проект для Новохопёрска. Он соединяет две части города, вписан в пешеходные маршруты и эффектно использует ландшафтные красоты.
АБ Крупный план: «Важно, чтобы форма не была случайной,...
Беседа с Сергеем Никешкиным и Андреем Михайловым, партнерами-сооснователями архитектурно-инжиниринговой компании «Крупный план» – о ее структуре и истории развития, принципах, поиске формы и понятии современности.
Коворкинг под вуалью
Бюро Cano Lasso Arquitectos дало фасаду лондонского коворкинга полимерную «вуаль», а интерьер превратило в фантастический ландшафт – в соответствии с идеями заказчика, борющейся со скукой арендаторов компании Second Home.
Искушение традицией
В вилле по проекту Simone Subissati Architects в итальянской области Марке соединены геометрия традиционных сельских домов и идеи радикальной архитектуры 1970-х.
Градсовет 4.03.2020
Как паркинг привел к разговору об энергоэффективности, а памятник Федору Ушакову поднял проблему восстановления собора.
Социо-биология ландшафта
Список новых типологий общественных пространств и объектов вновь пополнился благодаря бюро Wowhaus. На этот раз команда предложила кардинально новый для России подход к созданию места общения людей и животных
Старое и новое на техасском солнце
Промышленный комплекс начала XX века в пригороде столицы Техаса Остина, сохранив свой облик, вместил после реконструкции по проекту бюро Cushing Terrell рестораны, магазины, учреждения сервиса и общественные пространства.
Малые города: 2020/2021
В конце февраля Минстрой объявил 80 победителей конкурса «Малых городов», призовой фонд которого теперь, на третий год проведения, увеличен вдвое, с 5 до 11 млрд рублей. Перечисляем победителей, рассматриваем несколько проектов.
Под взглядом ангелов с небес
Юбилейная выставка «Студии 44» в эрмитажном Генштабе амбициозна, масштабна и разнообразна. Ее задача – показать архитектуру со всех сторон: через кино, макет, чертеж, инсталляцию, и наконец через произведение, саму Анфиладу, которую выставка раскрывает, интенсифицирует и заставляет работать так, как было с самого начала задумано.
Имена многократного использования
Дублинское бюро Grafton стало лауреатом Притцкеровской премии-2020: это лишь последняя из града наград и других знаков признания, который сыпется на основательниц этой мастерской в последние годы.
Проект «в рубчик»
Бюро FTA Group превратило фабрику по производству вельвета в Шанхае в комплекс офисных и сервисных пространств, сохранив историю места – в общем и в деталях.
Новая версия старого города
Дом на Малой Ордынке, 19 идеально вписался в строй улицы и даже как будто выправил ее, задал новый тон – фактуры, блеска, «солнечного» тепла и одновременно сдержанной гармонии всех этих необходимых составляющих архитектуры дорогого современного дома.
Горки Дружбы
Детская площадка дома на Малой Ордынке, 19, подается и авторами, и девелопером как произведение с отдельной ценностью. Она, действительно, насыщена: как функциями, так и пространством, и пластикой.
Гай Имз: «У Альметьевска есть возможность стать аналогом...
Международный куратор конкурса на мастер-план Альметьевска, глава совета по экостроительству, на примерах рассказывает о перспективах конкурса и города, а также о состоянии и возможностях движения по охране среды в России.
Проектируя себя
В марте в МАРШ стартуют два интенсива, которые помогут архитекторам выстроить бизнес-стратегию, а также найти и сформулировать миссию. Подробности от куратора курса.