Архсовет Москвы–27

29 апреля Архсовет рассмотрел два проекта – ЖК «Западный порт» и офисный центр в Спартаковском переулке, но утвердил только один из них.

Автор текста:
Алла Павликова

mainImg
Многофункциональный жилой комплекс «Западный порт»
zooming
Жилой комплекс «Западный порт»
© SPEECH, ADM, ТПО «Резерв»

Проект жилого комплекса был разработан совместно тремя архитектурными бюро – SPEECH, ADM и ТПО «Резерв». Участок предполагаемого строительства расположен на берегу Москвы-реки и включает в себя набережную. В советское время, начиная с 1930-х годов, здесь располагался промышленный Западный порт. Сохранив это название, авторы проекта отдают дань истории места. Рядом находится уникальный памятник архитектуры – храм Покрова в Филях, чуть поодаль – Москва-Сити.

Предваряя доклад авторов проекта, главный архитектор Москвы и председатель Архсовета Сергей Кузнецов рассказал собравшимся о значимости рассматриваемого участка, в связи с чем это проектное предложение и было вынесено на совет. «Территория вблизи Сити рассматривается как один из основных альтернативных центров Москвы, который сможет конкурировать с исторической частью столицы, – пояснил Кузнецов. – Кроме того, располагаясь прямо вдоль набережной, этот комплекс попадает в границы нового и самого масштабного на сегодняшний день и ближайшее будущее проекта развития прибрежных территорий Москвы-реки».
zooming
Жилой комплекс «Западный порт»
© SPEECH, ADM, ТПО «Резерв»

Докладчик из компании SPEECH рассказал членам совета, что в процессе проектирования было сделано множество вариантов планировочных решений. Согласно выбранной в итоге версии, комплекс состоит из пяти жилых квартальных блоков и стоящего отдельно, на периферии участка офисного центра из двух высоких башен. Также в состав проекта включены детский сад, школа и апарт-отель: все это отнесено ближе к офисам. Большую же часть территории занимают жилые дома с общественными первыми этажами, обращенными к набережной. Под всем участком спрятана двухуровневая подземная парковка для жильцов.

Между кварталами устроены подъезды для автомобилей, но внутрь больших квадратных дворов машины въехать не могут. Там предполагается создать разнообразную и насыщенную среду с детскими и игровыми площадками и качественным озеленением. Чтобы автомобильные проезды не разрезали комплекс на отдельные, никак не связанные между собой образования, авторы предложили создать поперечный пешеходный бульвар, пронизывающий застройку насквозь. Для этого через проезды перекинуты мостики, под которыми расположены входы в подземный паркинг.
zooming
Жилой комплекс «Западный порт»
© SPEECH, ADM, ТПО «Резерв»

Фронт застройки, обращенный к воде, в каждом дворе пробит высокой аркой, открывающей жителям вид на реку. Проект благоустройства набережной пока находится в стадии разработки, но уже сейчас архитекторы представили несколько вариантов решения этой важной общественной зоны. Основная мысль – превратить набережную в зеленое пространство с выделенными зонами для спорта и отдыха. Возможно появление здесь пляжа, теннисных кортов, всевозможных арт-объектов и летних кафе. Прорабатывается идея создания наплавных террас, позволяющих жителям спуститься к воде.

Все здания, образующие почти замкнутые квартальные блоки, различаются по высоте. В сторону реки смотрят самые высокие из них, а внутри двора габариты понижаются до шести этажей. Интересно, что дизайн фасадов корпусов разрабатывался тремя мастерскими, разделившими все их между собой практически поровну. При этом команды действовали в рамках единого дизайн-кода. Так, использовались три основных материала и два доминирующих оттенка: серый клинкерный кирпич, терракотовая плитка и натуральный камень. В результате такой работы каждый отдельный фасад должен был получить свое лицо, а комплекс в целом – разнообразие застройки.
zooming
Жилой комплекс «Западный порт»
© SPEECH, ADM, ТПО «Резерв»

Представленный проект вызвал у членов совета смешанные чувства. С одной стороны, качество проработки и высокий уровень архитектуры вызвали уважение, с другой – некоторая отгороженность новой застройки от существующего окружения не могла не насторожить. Первым высказался Ханс Штимманн. По его мнению, такой проект может служить примером и образцом реконструкции прибрежных территории Москвы-реки. Однако архитектор уверен, что в новом проекте должна прослеживаться связь с историей места. Еще одно замечание Штимманна касалось некоторой монотонности застройки: если вглядываться в отдельные фасады, то они кажутся разнообразными, но все вместе выглядит одинаково. Не оценил Ханс Штимманн и решение набережной, которая, по его словам, сейчас больше напоминает прибрежную зону курортного города, например, Майорки, тогда как должна говорить о своей принадлежности мегаполису.

Андрей Гнездилов архитектуру проекта обсуждать не стал, но отметил, что комплекс решен как большой анклав, который никак не взаимодействует с городом: проезды, оставленные для машин, как и внутренние дворы, закрыты для горожан, даже на набережную нельзя попасть беспрепятственно. Поддержал коллегу и Сергей Кузнецов, который отметил, что одной из задач проекта развития Москвы-реки является создание единого и непрерывного пешеходного маршрута по набережным. Поэтому очень важно подумать, как горожане будут передвигаться вдоль реки. Не менее важно, по мнению Кузнецова, создать четкие перпендикулярные связи, которых сейчас вообще нет. Протяженный комплекс перекрывает проход к метро, а главное – к храму Покрова в Филях, что недопустимо.

Михаил Посохин обозначил противоположную позицию. По его мнению, проект реализует все градостроительные задачи, которые не удалось решить в других подобных проектах, в том числе – в Сити, и важнейший его элемент – это обеспечение непосредственного выхода к реке. Попытка создать замкнутые дворы похвальна. Что же касается анклавности комплекса, то это, по убеждению Посохина, скорее плюс, чем минус. «Человеку в современном и агрессивном мегаполисе очень хочется спрятаться внутри тихой и качественной среды», – отметил Посохин, рекомендовав проект поддержать.

Сергей Кузнецов возразил ему: вопрос открытости пространства является постоянным предметом дискуссии архитектора и заказчика. Однако архитектор всегда должен думать о городе в целом, поэтому любая застройка должна быть проницаемой, она должна работать на город, а не против него. Похожее мнение высказал и Александр Кудрявцев. Ему не понравилось, что новое строительство никак не реагирует на окружение, в особенности – на расположенный рядом храм. Эту мысль подхватил и Андрей Гнездилов: «Нужно сделать композицию, ориентированную на церковь и город. Сейчас комплекс обращает внимание только на реку и больше ничего вокруг себя не замечает».

Небольшие замечания коснулись также неудачного расположения детского сада не в центре, а на краю участка, а также отсутствия видимых ориентиров, без которых внутри комплекса очень легко заблудиться. В целом же проект решено было одобрить, рекомендовав авторам в рабочем порядке доработать все обозначенные недочеты.

***

Офисное здание в Спартаковском переулке
Офисное здание в Спартаковском переулке. Первый вариант
© «Громов и Пальцев»

Офисное 11-этажное здание планируется возвести вблизи Русаковской эстакады, между железной дорогой Казанского направления и Третьим транспортным кольцом. Участок располагается в окружении краснокирпичных зданий, которые традиционно возводились вдоль железнодорожных путей и на привокзальных территориях. Непосредственно к границам участка подступают старинные зернохранилища. Их планируется реконструировать и приспособить под новое использование. В такой среде архитекторы решили выстроить здание, реагирующее на стилистику сложившейся застройки.

Совету были представлены два варианта архитектурного решения. Первый, разработанный мастерской «Громов и Пальцев», имитирует промышленное здание позапрошлого века. Авторы используют «говорящие» детали – остекление характерных очертаний и пропорций, муфтированные колонны. Для отделки предлагается применить клинкерный кирпич красного цвета. Этот вариант проекта носит название «Русаковский виадук».
Офисное здание в Спартаковском переулке. Второй вариант
© «Капстройинвест»

Компания «Капстройинвест» предложила другой вариант. Фасады – также из клинкерной плитки – в их версии выглядят более современно. В верхней части добавляется белый цвет, который облегчает объем и несколько скрадывает его высоту, а, кроме того, связывает новое строительство с таким же двухцветным проектом реконструкции зернохранилища. Входная зона, согласно проекту, превращается в зеленую лужайку. Отдельный вход ведет в общественную часть и ресторан. Предусматривается также пешеходная зона и паркинг.

Не дожидаясь реакции своих коллег, Валерий Леонов выразил крайнее удивление представленным проектом: «Данная работа – это сплошное нарушение законодательства. Проект настолько не соответствует нормам, что мне становится страшно, что он может быть реализован». Андрей Гнездилов поддержал коллегу, назвав проект очень плохо сделанным, а архитектуру – странной. «Хотелось бы понять: для чего мы этот проект смотрим? Если только для того, чтобы выбрать наиболее приемлемый вариант решения фасадов, то я охотнее подержу второй. Если же мы рассматриваем проект в целом, то он не выдерживает критики. Нет транспортной схемы, посадка здания нелогична, отсутствуют пожарные проезды, планы этажей совершенно не проработаны. По своей несуразности это проект просто чемпион,» – заключил Гнездилов, объявив, что с такой работой ни за что не удастся пройти экспертизу.

Владимир Плоткин усомнился в целесообразности воссоздания исторической архитектуры предложенными способами – с бетонным каркасом и плиткой вместо кирпича, так как это получается уже не воссоздание, а декорация. В этой связи наиболее приемлемым ему показалось поддержать второй вариант, который, однако, тоже требует существенной доработки. Авторам следует поискать более гармоничную сетку фасадов и подумать над завершением объема, поскольку сильно выступающий карниз выглядит неубедительно. Похожее мнение высказал и Сергей Кузнецов, заметивший относительно первого варианта, что качество проработки деталей в нем работает против архитектуры. Особенно плохо выглядят обрывающиеся на уровне первого этажа пилоны, из-за чего кажется, будто здание повисло в воздухе.

Итогом обсуждения стало решение отправить проект на доработку, рекомендовав развивать второй, более современный вариант.

01 Мая 2015

Автор текста:

Алла Павликова
comments powered by HyperComments
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Архсовет – 57
После одобрения Архсоветом проекта ЖК AQUATORIA на Ленинградском шоссе в градостроительном плане земельного участка возможно произойдут изменения.
Архсовет Москвы – 56
Представленный на Архсовете проект многофункционального комплекса Aquatoria на левом берегу канала имени Москвы оказался недостаточно выразительным и был отправлен на доработку.
Архсовет Москвы – 55
Москва пополнит коллекцию объектов, построенных по проекту звезд архитектуры. МФК на пересечении проспекта Сахарова и Садовой-Спасской одобрен архсоветом.
Архсовет Москвы – 54
Под Павелецкой площадью будет построен трехуровневый подземный торговый центр, а ее саму планируется благоустроить. Архсовет одобрил проект, представленный «Моспроектом-2».
Архсовет Москвы–53
На Звенигородском шоссе будет построен многофункциональный жилой комплекс авторства бюро «Меганом». Архитектурный совет единогласно одобрил проект.
Технологии и материалы
Чувство города
Бизнес-парк «Ростех-Сити» построен на Северо-Западе Москвы. Разновысотная застройка, облицованная затейливой клинкерной плиткой разнообразных миксов Hagemeister, придаёт архитектурному ансамблю гуманный масштаб традиционного города.
Великолепный дизайн каждой детали – Graphisoft выпускает...
Обновления версии отвечают пожеланиям пользователей и обеспечивают значительные улучшения при проектировании, визуализации, создании документации и совместной работе в Archicad, BIMx и BIMcloud, что делает Archicad 25 версией, как никогда прежде ориентированной на пользователя
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Кто самый зеленый
14 небоскребов из разных частей света, которые достраиваются или планируются к реализации: уже не такие высокие, но непременно энергоэффективные и поражающие воображение.
Советы проектировщику: как выбрать плоттер в 2021 году
Совместно с компанией HP, лидером рынка широкоформатной печати, рассматриваем тенденции, новые программные и технические решения и формулируем современные рекомендации архитекторам и проектировщикам, которым требуется выбрать плоттер.
Energy Ice – стекло, прозрачное как лед
Energy Ice – новое мультифункциональное стекло, отличающееся максимальным светопропусканием. Попробуем разобраться, в чем преимущество новинки от компании AGC
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Сейчас на главной
Проект для неопределенного будущего
Образовательный центр для детей с «органическим» садом и огородом в Мехико задуман как экономически самодостаточный и не просто ресурсоэффективный, а почти автономный. Кроме того, его можно разобрать и использовать все материалы повторно. Авторы проекта – бюро VERTEBRAL.
Лицо производства
«Тепличное хозяйство Ботаника» доверила архитекторам ту область, где они, как правило, востребованы наименьшим образом – территорию современного производственного комплекса, где обычно царят утилитарные, нормативные и недорогие решения.
Старые-новые арки
Напечатанный на 3D-принтере бетонный мост Striatus по проекту Zaha Hadid Architects и специалистов Высшей технической школы ETH Zürich благодаря своей традиционной сводчатой конструкции очень устойчив – в прямом и экологическом смысле.
Арт-трансформер
Art Barn, архив, хранилище работ и рисовальная студия британского скульптора Питера Рэндалла-Пейджа в холмах Девона, способен менять форму в зависимости от текущих нужд, а также сам себя обеспечивает электричеством. Автор проекта – Томас Рэндалл-Пейдж.
Тиана Плотникова: «Наша миссия – разработать user-friendly...
Говорим с основательницей стартапа Uflo – программы, помогающей конвертировать числовые данные в геометрию, о том, что побудило придумать проект, о карьере в крупных зарубежных компаниях и о страхах перед цифровыми технологиями
Связь с прошлым и будущим
Нидерландские мастерские Benthem Crouwel и West 8 выиграли конкурс на проект нового вокзала в Брно: этот архитектурный конкурс стал крупнейшим в истории Чехии.
Авторский надзор: мытьем да катаньем
Разговор на АрхПароходе 2021 со Стасом Горшуновым: о том, как ему удается добиваться качественной реализации проектов, какие проблемы приходится решать, когда жертвовать гонораром, а когда идти на компромиссы.
Образ прощания
Объект MAMA самарских архитекторов Дмитрия и Марии Храмовых стал единственным российским победителем конкурса фестиваля ландшафтных объектов SMACH2021, который проводится на северо-востоке Италии в Доломитовых Альпах.
Новое качество Личного
В Никола-Ленивце Калужской области в эти выходные проходит фестиваль Архстояние с темой «Личное». Главной постройкой фестиваля стал дом «Русское идеальное», спроектированный Сергеем Кузнецовым и реализованный компанией КРОСТ в короткие сроки. Рассматриваем дом и новые объекты Архстояния 2021.
«Место для всех»
Победителем международного конкурса на разработку концепции Приморской набережной в Сочи стал консорциум во главе с UNStudio.
Пресса: "Непостижимое решение". ЮНЕСКО отобрало у Ливерпуля...
ЮНЕСКО решило исключить Ливерпуль из своего Списка всемирного наследия, поскольку городские власти ведут активное строительство в районе доков и порта - архитектурного ансамбля, которое агентство ООН считало важнейшим памятником. В Ливерпуле такое решение называют "непостижимым" и надеются на его пересмотр.
Главный манифест конструктивизма
В Strelka Press выпущена основополагающая для отечественного авангарда книга Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» (1924): это совместный издательский проект Института «Стрелка» и Музея «Гараж». Публикуем главу «Конструкция и форма в архитектуре. Конструктивизм».
На берегу очень тихой реки
Проект благоустройства территории ЖК NOW в Нагатинской пойме выходит за рамки своих задач и напоминает скорее современный парк: с видовыми точками, набережной, разнообразными по настроению пространствами и продуманными сценариями «от 0 до 80».
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Стилисты села
Дизайн-код как способ привести небольшое поселение в порядок к юбилею или крупному событию: борьба с визуальным мусором, поиск духа места и унификация городских элементов.
Диалоги об образовании и карьере
Империалистический заказ и равнодушие к форме, необходимость доучить бывших студентов за свои деньги и скука формального обучения – дискуссия об архитектурном образовании на недавнем Архпароходе, как и многие разговоры на эту тему, местами была отмечена грустью, но не безнадежна и по-своему интересна. Публикуем выдержки из разговора, собранные одним из участников, архитектором и преподавателем Евгенией Репиной.
Плавная консоль
У здания банка в окрестностях ливанского города Сура нет привычных ограждений, а еще Domaine Public Architects удалось добавить в проект небольшую площадь.
Туман над Янцзы
В сети обсуждают новую ленд-арт-инсталляцию Григория Орехова Crossroads, «пешеходную зебру» проложенную художником по воде Москвы-реки 7 июля недалеко от Николиной горы. Рассматриваем несколько недавних работ Орехова – от «перекрестка» 2021 года на реке до «перекрестка» 2020 года в зеркалах «Черного куба», созданного в честь Казимира Малевича в Немчиновке.
Неоконюшня
На территории ВДНХ появится новый конноспортивный манеж: его авторы обращаются к традиционной для типологии форме и материалам, трактуя их как современный парковый павильон.
Еще один конструктор
В Мангейме началось строительство жилого комплекса по проекту MVRDV и производителя сборных домов Traumhaus. Он должен дать будущим обитателям максимум разнообразия и кастомизации по доступной цене, что в свою очередь позволит создать там живое сообщество соседей.
Градсовет Петербурга 15.07.2021
Архитекторы предложили обновить торговый центр в петербургском Купчино, вдохновляясь снежными пиками Балканских гор. Эксперты отнеслись к идее прохладно.