30.07.2014

Это наш город?

Может ли сотрудничество горожан и чиновников быть успешным? История реконструкции бульвара в московском районе Тропарево.

информация:

Бульвар в Тропарево до начала «благоустройства»
Бульвар в Тропарево до начала «благоустройства»открыть большое изображение

В конце прошлого мая на IV Московской биеннале архитектуры была представлена концепция реконструкции пешеходной зоны в Тропарево «Обитаемый остров». Этот план был включен куратором Еленой Гонсалес в экспозицию потому, что он практически уникален: над ним совместно работали жители и чиновники.
 
Территории, охваченные проектом ИГ «Обитаемый остров»
Территории, охваченные проектом ИГ «Обитаемый остров»открыть большое изображение

К реконструкции предполагается территория внутри треугольного в плане микрорайона, ограниченного улицей 26 Бакинских комиссаров и двумя проспектами – Ленинским и Вернадского. Она включает в себя широкий бульвар и несколько прилегающих к нему зон. Этот замысел – часть программы создания 10 пешеходных зон в ЗАО, однако власти «не обратили внимания» на то, что зона в Тропарево существовала изначально и что заниматься ею можно только с учетом градостроительного и социального контекста, который они изучить не удосужились.

Важно отметить, что «застроенная среда» здесь вполне заслуживает уважительного к себе отношения. Микрорайон создавался в 1968–1980 как образец советского экспериментального градостроительства; как квинтэссенция типовой застройки модернизма он выступил декорацией для фильма «Ирония судьбы, или с легким паром». Бульвар был задуман коллективом архитекторов под руководством А.Б. Бергельсона как смысловой центр этого жилого массива и действительно стал сосредоточием общественной жизни Тропарева (подробнее об истории микрорайона можно прочесть здесь).
 
Схема создания логотипа проекта и инициативной группы «Обитаемый остров». Автор дизайна Александр Пищальников
Схема создания логотипа проекта и инициативной группы «Обитаемый остров». Автор дизайна Александр Пищальниковоткрыть большое изображение

Изначальный вариант проекта, созданный выигравшим конкурс на его разработку ООО «Берендей», не вызвал восторга у местных жителей. Согласно этому плану, сильно сужалась ширина бульвара, привычные тропинки игнорировались, зато появлялись сомнительные декоративные элементы в виде извилистых дорожек, искусственных холмов с гротами и беседки, преграждающих привычный путь к метро «Юго-Западная» и магазинам. Проект совсем не учитывал реалии микрорайона и ни разу не обсуждался с местным населением, поэтому созданная с этой целью инициативная группа жителей «Обитаемый остров» разработала альтернативную концепцию обновления бульвара. В отличие от «берендеевского» варианта, здесь при проектировании были взяты за основу пожелания горожан и особенности использования общественных пространств, сложившиеся за 45 лет существования микрорайона. В состав группы вошли жители района, имеющие нужные для работы над проектом профессиональные навыки – дизайнер Александр Пищальников, инженер-строитель Д.И. Кисурин, который в 1970-е участвовал в проектировании Тропарево-Никулино, а на пенсию ушел с должности начальника Технического управления ГлавАПУ Москвы; консультировали их видные специалисты – Александр Константинов, Илья Заливухин («Яузапроект»), Анна Андреева («Alphabet City»), Анна Адасинская («МОХ»).
 
Концепция планировки бульвара. Проект инициативной группы «Обитаемый остров»
Концепция планировки бульвара. Проект инициативной группы «Обитаемый остров»открыть большое изображение

Получившаяся в результате концепция «Обитаемый остров» (название связано с историей микрорайона: там жил Аркадий Стругацкий) не предусматривает радикальных изменений существующего архитектурно-планировочного решения; ее основная цель – создание комфортной и связной пешеходной сети внутри квартала, которая сейчас прерывается неорганизованной парковкой. Принципиальная позиция жителей – сохранение пропорций, масштаба и очертаний бульвара. Предполагается проложить полосу красного асфальта, утраченную при перекладке проходящих под бульваром теплосетей, восстановив таким образом историческое оформление, по бокам –  использовать обычный асфальт и плитку, а вдоль бульвара и вокруг соседствующих с ним детских образовательных учреждений – проложить прогулочную дорожку из гранитного отсева. Предусматривается замена бордюрного камня, увеличение числа скамеек разнообразных конфигураций, установка выставочных стендов, навесов-укрытий от непогоды и обустройство площадки для представлений и кинопоказов.
 
Концепция планировки «поляны». Проект инициативной группы «Обитаемый остров»
Концепция планировки «поляны». Проект инициативной группы «Обитаемый остров»открыть большое изображение

На незастроенной территории – поляне перед магазином «Польская мода», примыкающей к бульвару –  будет создан сквер, которого очень ждут жители; находящаяся там детская игровая площадка увеличится в размерах, будут благоустроены пешеходные дорожки. Пространство предполагается оставить максимально открытым визуально, поэтому деревья посадят только по краям участка: они отделят поляну от проезжей части. По словам Александра Пищальникова – главы инициативной группы и основного разработчика концепции, несколько раз жителям удавалось отстоять эту территорию от точечной застройки (тут должны были появиться многоэтажные жилые дома, причем один раз – под видом пристройки к Театру на Юго-западе), и для них очень важно, чтобы это место и в будущем сохранилось в качестве зеленой рекреационной зоны.
 
Бульвар: современное состояние и вид согласно проекту ИГ «Обитаемый остров»
Бульвар: современное состояние и вид согласно проекту ИГ «Обитаемый остров»открыть большое изображение

Проект реконструкции был переработан подрядчиком, ООО «Берендей», в соответствии с новой концепцией и одобрен в феврале этого года Советом районных депутатов и инициативной группой жителей. Затем он отправился на согласование в различные инстанции.
 
Бульвар: современное состояние и вид согласно проекту ИГ «Обитаемый остров»
Бульвар: современное состояние и вид согласно проекту ИГ «Обитаемый остров»открыть большое изображение

Однако реальная возможность горожан повлиять на облик собственного двора с тех пор становится все туманней. В процессе согласования проект изменился до такой степени, что утратил те основные позиции, за которые боролась инициативная группа: ширина значительной части бульвара сокращается с 8 м до 4,5 м, существующие высокие фонари заменяются на несколько десятков низких садовых фонарей «под старину», существующий 150-метровый разрыв в пешеходной зоне остается проезжей частью без тротуара, а территория поляны вообще вычеркнута из проекта.
 
Бульвар: вид согласно проекту ИГ «Обитаемый остров»
Бульвар: вид согласно проекту ИГ «Обитаемый остров»открыть большое изображение

Оказалось, что бульвар входит в зону природного комплекса, поэтому, чтобы выдержать норматив по проценту озеленения, Департамент природопользования и охраны окружающей среды предложил сократить площадь асфальтирования. Оказалось, что для поляны разрабатывается другой проект –  нового корпуса гимназии № 1543, о чем заказчик реконструкции бульвара, ГКУ «Дирекция ЖКХиБ ЗАО», узнал только в марте 2014 (хотя этот корпус вполне может быть построен на принадлежащем гимназии участке). Оказалось, что для создания отсутствующего ныне пешеходного пути между тремя школами и торговым центром нужно решать проблемы с землеотводом.
 
Проект, выполненный ООО «Берендей» на основе концпеции ИГ «Обитаемый остров». Зоны 1 и 2
Проект, выполненный ООО «Берендей» на основе концпеции ИГ «Обитаемый остров». Зоны 1 и 2открыть большое изображение

К слову говоря, странности с «благоустройством» этой тропаревской пешеходной зоны начались еще во время проведения тендеров на проектирование и реализацию: проект будущего победителя тендера на проектирование, ООО «Берендей», был представлен в районном совете депутатов за несколько недель до окончания срока подачи заявок на участие в тендере; тендер на реализацию проекта был размещен на сайте госзакупок за два месяца до завершения работы над проектом и старта его согласования в инстанциях.
 
Проект, выполненный ООО «Берендей» на основе концпеции ИГ «Обитаемый остров».Зоны 3 и 4
Проект, выполненный ООО «Берендей» на основе концпеции ИГ «Обитаемый остров».Зоны 3 и 4открыть большое изображение

После ряда публикаций в СМИ и встречи ИГ с префектом ЗАО Алексеем Александровым строительные работы были приостановлены. На совещании под председательством зампрефекта ЗАО Юсифа Самедова 30 июня заказчик, подрядчик, чиновники и инициативная группа пришли к «общему знаменателю». Работы должны по возможности учитывать проект, одобренный в феврале: существующая ширина, конфигурация и схема освещения бульвара сохраняется; удобный пешеходный путь длиной около 150 м, продолжающий линию бульвара мимо магазина «Польская мода», создается; выделяется дополнительное финансирование для качественной и полноценной реализации проекта, в т. ч. на замену старых бордюров на бульваре на гранитные; все работы ведутся в тесном контакте с ИГ.
 
Бульвар летом 2014 года в ходе «благоустройства»
Бульвар летом 2014 года в ходе «благоустройства»открыть большое изображение

Однако уже в начале июля ситуация стремительно изменилась к худшему: возобновившиеся работы по благоустройству ведутся по нигде не опубликованному проекту, который не видели ни ИГ, ни остальные жители района,  в большой спешке, в том числе и в ночное время, при этом могут погибнуть растущие там деревья, так как рядом с ними рабочие, нарушая природоохранное законодательство, роют траншеи для новой системы освещения (см. выше), отвергаемой большинством жителей, хотя по проекту ИГ и согласно договоренностям, достигнутым в префектуре, бульвар должен был сохранить имеющиеся типовые высокие фонари, равномерно освещающие всю его ширину. С просьбой о помощи местные жители обратились к мэру Москвы Сергею Собянину: под открытым письмом поставили свои подписи 862 человека.
 
Траншеи под новую систему освещения. Фото 19 июля 2014
Траншеи под новую систему освещения. Фото 19 июля 2014открыть большое изображение

Последние события заставляют сомневаться в удачном завершении этой истории. Выстроенный ИГ диалог с властями позволял надеяться на то, что мнение горожан все же будет учтено, а все оказавшиеся в процессе реализации необходимыми изменения плана будут обсуждаться с его «потребителями» – местными жителями. Ведь благоустройство – это не подарок: реконструкция с общим бюджетом в 70 млн рублей проводится на деньги налогоплательщиков, на деньги москвичей, на деньги жителей Тропарево-Никулино! Разве это не является самым весомым основанием для того, чтобы учитывать их мнение?

При этом инициативная группа частично выполнила работу чиновников: проанализировала градостроительную ситуацию в районе, провела соцопрос жителей, собрала их пожелания и поддерживала с ними диалог на всем протяжении работы над своим проектом. По сути, это и есть оптимальный сценарий реконструкции общественных пространств, особенно давно сложившихся.

До недавнего времени казалось, что диалог жителей и власти в Тропарево создаст прецедент, который может повернуть лицом к человеку московскую политику градостроительного регулирования. Однако сейчас все вновь покатилось по накатанной: чиновники ведут реконструкцию ради самой реконструкции и освоения средств, а не ради удобства жителей, которым в данном случае сложно предъявить какие-либо претензии: они ясно выразили свое видение этого удобства, были готовы обсуждать все детали и идти на компромисс.


 

Глеб Витков,
руководитель проектов Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ:
«Тропарево-Никулино – необычный для Москвы район, один из немногих, где имеется очень сильное гражданское начало. Там есть значительное число образованных, небезразличных и активных жителей. И, конечно же, это колоссальная ошибка людей во власти – то, что они игнорируют этот факт и пытаются действовать там в рамках сложившихся в Москве стандартных методов управления.

Отдельным досадным фактом в этой истории является проект расширения школы. Конечно же, это замечательная и нужная задача, не думаю, что кто-нибудь имеет что-то против. Однако выбор места без изначального его обсуждения – крайне опасный путь. Безусловно, можно сказать, что раз территория муниципальная – значит городу и решать, что там строить. Можно утешить себя мыслью, что застройка общественного пространства социально полезным объектом  – это уже не точечная застройка и поэтому «немножко можно». Но тут же можно привести и контраргументы. То, что территория – городская, не означает монопольного права города свободно ей распоряжаться, не учитывая мнения жителей. Любая застройка без комплексного проекта будет точечной в значении «неосмысленная» и «волюнтаристская». Будет ли абсолютным благом замена «ментального» центрального пространства района, которым является этот сквер, полезным в определенных аспектах объектом? На мой взгляд – нет. Не любое открытое пространство в городе является пустым. Его потенциал всегда многозначен и именно поэтому определять его стоит в диалоге. Уверен, что можно было бы найти оптимальное решение.

Если попытаться проанализировать ситуацию – главная проблема кроется, на мой взгляд, в отсутствии комплексного подхода в планировании благоустройства и, тем более, в развитии города. Действующий генплан является в большей степени стратегическим документом, и его масштаб проработки не позволяет работать предметно с более локальными образованиями. Генплану, собственно, нет дела до жизни локальных сообществ, а процедуры публичных слушаний не достаточно, чтобы выявить специфические проблемы района, сложный, неоднородный состав его жителей, перевести понятие обобщенного жителя в человека с его конкретными потребностями и особенностями восприятия, выявить центры территорий в понимании жителей, а не планировщиков.

В настоящий момент такие методики просто не применяются. Вместо комплексного благоустройства практикуется текущий ремонт, и многие детали или особенности уже благоустроенных территорий теряются под давлением утилитарной логики «хозспособа». Участие жителей не предполагается, а как и зачем это надо делать – никто толком не знает.

Комплексное благоустройство позволило бы определить роли и конкретные требования к каждой конкретной территории, выстроить иерархию пространств. Уже на нулевом этапе работы над проектом надо начинать обсуждение с жителями, включать активистов в рабочие группы, выявлять конфликты интересов, договариваться о компромиссе, определять реальные потребности и на их основе разрабатывать техническое задание для проектировщиков. Именно комплексное благоустройство должно решать стратегические вопросы, которые невозможно решить при проектировании локальных территорий.»

 

Илья Заливухин,
руководитель архитектурно-градостроительной компании «Яузапроект»:
«Развитие территорий внутри советских микрорайонов может поднять их уровень до современных районов. Такие районы вне исторического городского центра сейчас делают в Китае, это многоэтажная застройка с очень продуманным благоустройством внутри микрорайона, и все общественные функции и пространства расположены как раз внутри таких микрорайонов, в отличие от квартальной застройки центральной части города.

Тропарево-Никулино проектировалось именно как такой микрорайон, но нехватка бюджета в 1980-х и трансформации после 1990-х годов сделали свое дело. Не всем очевидно значение внутреннего пространства для такого типа застройки, а ведь это внутреннее пространство и есть самое главное в Тропарево-Никулино. Поэтому было бы необходимо уделить ему такое же внимание, как и проекту парка «Зарядье» – сформировать техзадание, провести конкурс, выбрать лучшее решение.

То есть осуществлять такие проекты можно только при профессиональном подходе. Не должно быть «проходных» проектов: как раз проекты на периферии города намного важнее, чем в центре, не говоря уж о таких шедеврах советского градостроительства, как Тропарево-Никулино!»

 
 

Анна Адасинская,
архитектурно-ландшафтное бюро МОХ:
«У меня история этого проекта вызывает необыкновенное удивление, которое со временем только усиливается. Когда я впервые увидела победивший в конкурсе проект, я не на шутку удивилась. Но, если подумать, это очень типично: ведь как будет выглядеть благоустройство – мало кто может понять, глядя на план, да и интересует это далеко не всех. А вопрос норм, законов, смет и бюджетов – вот это всех интересует. Поразительно то, что обычно всем нормам соответствуют именно самые нелепые проекты. Немало удивила меня и активность жителей, а также то, что они создали вполне адекватный с профессиональной точки зрения проект и даже добились согласия всех заинтересованных сторон: вот это было приятное удивление. И бесконечно удивила меня текущая ситуация: пришли какие-то люди, начали что-то «строить», подпиливая корни у деревьев и т.д. Кто? Что? Почему? – никто не знает, и остановить их нет никакой возможности.

И все это происходит на фоне борьбы с покраской бордюров в цвета бразильского флага: это же сюжет из ненаписанного романа Франца Кафки. Мне кажется, структуры, отвечающие за благоустройство города, похожи на огромную машину. Старую машину. Никто не знает как она на самом деле работает и почему совершает то или иное действие. Последний человек, который знал, умер и не оставил после себя инструкции. Некоторые части этой конструкции ремонтируются и даже модернизируются, но это мало влияет на машину в целом. А она катится как паровой каток, сминая все на своем пути. Вроде кажется, что задал правильную программу и все будет хорошо, но нет: она вдруг развернется и одним махом разрушит все. Грустно, но факт. Инициативной группе я от всей души желаю удачи и надеюсь, что деревья с подпиленными корнями все же выживут, а «машину» удастся повернуть в нужном направлении.»

Траншеи под новую систему освещения. Фото 19 июля 2014
Траншеи под новую систему освещения. Фото 19 июля 2014открыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Антон Надточий
  • Зураб Басария
  • Никита Бирюков
  • Михаил Канунников
  • Александр Скокан
  • Дмитрий Ликин
  • Тотан Кузембаев
  • Сергей  Орешкин
  • Владимир Плоткин
  • Даниил Лоренц
  • Наталия Шилова
  • Николай Переслегин
  • Сергей Чобан
  • Александра Кузьмина
  • Наталья Сидорова
  • Полина Воеводина
  • Александр Асадов
  • Александр Бровкин
  • Илья Уткин
  • Андрей Асадов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Лукаш Качмарчик
  • Никита Явейн
  • Валерия Преображенская
  • Сергей Скуратов
  • Арсений Леонович
  • Александр Попов
  • Алексей Иванов
  • Екатерина Кузнецова
  • Олег Карлсон
  • Игорь Шварцман
  • Всеволод Медведев
  • Андрей Романов
  • Шимон Матковски
  • Владимир Биндеман
  • Антон Лукомский
  • Роман Леонидов
  • Петр Фонфара
  • Владимир Ковалёв
  • Магда Чихонь
  • Магда Кмита
  • Олег Шапиро
  • Юлия Тряскина
  • Олег Мединский
  • Константин Ходнев
  • Евгений Герасимов
  • Вера Бутко
  • Валерий Лукомский
  • Станислав Белых
  • Сергей Переслегин
  • Георгий Трофимов
  • Анатолий Столярчук
  • Андрей Гнездилов
  • Сергей Кузнецов
  • Павел Андреев
  • Николай Миловидов
  • Дмитрий Васильев
  • Левон Айрапетов
  • Сергей Труханов
  • Алексей Гинзбург
  • Илья Машков
  • Юлий Борисов
  • Екатерина Грень
  • Карен Сапричян
  • Никита Токарев

Постройки и проекты (новые записи):

  • Результаты исследования в рамках проекта «Идеальный город»
  • Многофункциональный комплекс Match point с апартаментами и спортивной волейбольной ареной
  • Апарт-отель в границах промзоны «ЗИЛ»
  • Интерьеры автосервисного комплекса «Авангард»
  • Жилой комплекс «Time»
  • Жилой микрорайон в Пушкине
  • Апартамент-отель в Геленджике
  • ТРЦ «Ривьера»
  • Бизнес-центр «Луков, 2»

Технологии:

07.11.2017

Принтеры HP PageWide XL: скорость решает всё

Линейка принтеров HP PageWide XL – это экономия производственных расходов и фантастическая скорость печати строительных чертежей и рекламных баннеров без потери качества изображения.
Компания HP
25.10.2017

Клинкер в нью-йоркском стиле

Облицованный клинкером Hagemeister жилой комплекс 900 Mahler в Амстердаме призван напоминать о нью-йоркских небоскребах 1920-х годов.
ЗАО «Фирма «КИРИЛЛ»
19.10.2017

Практика использования ARCHICAD при проектировании научно-образовательного комплекса в Австралии

Знаковым зданием для программы ARCHICAD 21 стал новый Центр Чарлза Перкинса при Университете Сиднея.
GRAPHISOFT
другие статьи