Может ли сотрудничество горожан и чиновников быть успешным? История реконструкции бульвара в московском районе Тропарево.
Бульвар в Тропарево до начала «благоустройства»
В конце прошлого мая на IV Московской биеннале архитектуры была представлена концепция реконструкции пешеходной зоны в Тропарево «Обитаемый остров». Этот план был включен куратором Еленой Гонсалес в экспозицию потому, что он практически уникален: над ним совместно работали жители и чиновники.
Территории, охваченные проектом ИГ «Обитаемый остров»
К реконструкции предполагается территория внутри треугольного в плане микрорайона, ограниченного улицей 26 Бакинских комиссаров и двумя проспектами – Ленинским и Вернадского. Она включает в себя широкий бульвар и несколько прилегающих к нему зон. Этот замысел – часть программы создания 10 пешеходных зон в ЗАО, однако власти «не обратили внимания» на то, что зона в Тропарево существовала изначально и что заниматься ею можно только с учетом градостроительного и социального контекста, который они изучить не удосужились.
Важно отметить, что «застроенная среда» здесь вполне заслуживает уважительного к себе отношения. Микрорайон создавался в 1968–1980 как образец советского экспериментального градостроительства; как квинтэссенция типовой застройки модернизма он выступил декорацией для фильма «Ирония судьбы, или с легким паром». Бульвар был задуман коллективом архитекторов под руководством А.Б. Бергельсона как смысловой центр этого жилого массива и действительно стал сосредоточием общественной жизни Тропарева (подробнее об истории микрорайона можно прочесть здесь).
Схема создания логотипа проекта и инициативной группы «Обитаемый остров». Автор дизайна Александр Пищальников
Изначальный вариант проекта, созданный выигравшим конкурс на его разработку ООО «Берендей», не вызвал восторга у местных жителей. Согласно этому плану, сильно сужалась ширина бульвара, привычные тропинки игнорировались, зато появлялись сомнительные декоративные элементы в виде извилистых дорожек, искусственных холмов с гротами и беседки, преграждающих привычный путь к метро «Юго-Западная» и магазинам. Проект совсем не учитывал реалии микрорайона и ни разу не обсуждался с местным населением, поэтому созданная с этой целью инициативная группа жителей «Обитаемый остров» разработала альтернативную концепцию обновления бульвара. В отличие от «берендеевского» варианта, здесь при проектировании были взяты за основу пожелания горожан и особенности использования общественных пространств, сложившиеся за 45 лет существования микрорайона. В состав группы вошли жители района, имеющие нужные для работы над проектом профессиональные навыки – дизайнер Александр Пищальников, инженер-строитель Д.И. Кисурин, который в 1970-е участвовал в проектировании Тропарево-Никулино, а на пенсию ушел с должности начальника Технического управления ГлавАПУ Москвы; консультировали их видные специалисты – Александр Константинов, Илья Заливухин («Яузапроект»), Анна Андреева («Alphabet City»), Анна Адасинская («МОХ»).
Концепция планировки бульвара. Проект инициативной группы «Обитаемый остров»
Получившаяся в результате концепция «Обитаемый остров» (название связано с историей микрорайона: там жил Аркадий Стругацкий) не предусматривает радикальных изменений существующего архитектурно-планировочного решения; ее основная цель – создание комфортной и связной пешеходной сети внутри квартала, которая сейчас прерывается неорганизованной парковкой. Принципиальная позиция жителей – сохранение пропорций, масштаба и очертаний бульвара. Предполагается проложить полосу красного асфальта, утраченную при перекладке проходящих под бульваром теплосетей, восстановив таким образом историческое оформление, по бокам – использовать обычный асфальт и плитку, а вдоль бульвара и вокруг соседствующих с ним детских образовательных учреждений – проложить прогулочную дорожку из гранитного отсева. Предусматривается замена бордюрного камня, увеличение числа скамеек разнообразных конфигураций, установка выставочных стендов, навесов-укрытий от непогоды и обустройство площадки для представлений и кинопоказов.
Концепция планировки «поляны». Проект инициативной группы «Обитаемый остров»
На незастроенной территории – поляне перед магазином «Польская мода», примыкающей к бульвару – будет создан сквер, которого очень ждут жители; находящаяся там детская игровая площадка увеличится в размерах, будут благоустроены пешеходные дорожки. Пространство предполагается оставить максимально открытым визуально, поэтому деревья посадят только по краям участка: они отделят поляну от проезжей части. По словам Александра Пищальникова – главы инициативной группы и основного разработчика концепции, несколько раз жителям удавалось отстоять эту территорию от точечной застройки (тут должны были появиться многоэтажные жилые дома, причем один раз – под видом пристройки к Театру на Юго-западе), и для них очень важно, чтобы это место и в будущем сохранилось в качестве зеленой рекреационной зоны.
Бульвар: современное состояние и вид согласно проекту ИГ «Обитаемый остров»
Проект реконструкции был переработан подрядчиком, ООО «Берендей», в соответствии с новой концепцией и одобрен в феврале этого года Советом районных депутатов и инициативной группой жителей. Затем он отправился на согласование в различные инстанции.
Бульвар: современное состояние и вид согласно проекту ИГ «Обитаемый остров»
Однако реальная возможность горожан повлиять на облик собственного двора с тех пор становится все туманней. В процессе согласования проект изменился до такой степени, что утратил те основные позиции, за которые боролась инициативная группа: ширина значительной части бульвара сокращается с 8 м до 4,5 м, существующие высокие фонари заменяются на несколько десятков низких садовых фонарей «под старину», существующий 150-метровый разрыв в пешеходной зоне остается проезжей частью без тротуара, а территория поляны вообще вычеркнута из проекта.
Бульвар: вид согласно проекту ИГ «Обитаемый остров»
Оказалось, что бульвар входит в зону природного комплекса, поэтому, чтобы выдержать норматив по проценту озеленения, Департамент природопользования и охраны окружающей среды предложил сократить площадь асфальтирования. Оказалось, что для поляны разрабатывается другой проект – нового корпуса гимназии № 1543, о чем заказчик реконструкции бульвара, ГКУ «Дирекция ЖКХиБ ЗАО», узнал только в марте 2014 (хотя этот корпус вполне может быть построен на принадлежащем гимназии участке). Оказалось, что для создания отсутствующего ныне пешеходного пути между тремя школами и торговым центром нужно решать проблемы с землеотводом.
Проект, выполненный ООО «Берендей» на основе концпеции ИГ «Обитаемый остров». Зоны 1 и 2
К слову говоря, странности с «благоустройством» этой тропаревской пешеходной зоны начались еще во время проведения тендеров на проектирование и реализацию: проект будущего победителя тендера на проектирование, ООО «Берендей», был представлен в районном совете депутатов за несколько недель до окончания срока подачи заявок на участие в тендере; тендер на реализацию проекта был размещен на сайте госзакупок за два месяца до завершения работы над проектом и старта его согласования в инстанциях.
Проект, выполненный ООО «Берендей» на основе концпеции ИГ «Обитаемый остров».Зоны 3 и 4
После ряда публикаций в СМИ и встречи ИГ с префектом ЗАО Алексеем Александровым строительные работы были приостановлены. На совещании под председательством зампрефекта ЗАО Юсифа Самедова 30 июня заказчик, подрядчик, чиновники и инициативная группа пришли к «общему знаменателю». Работы должны по возможности учитывать проект, одобренный в феврале: существующая ширина, конфигурация и схема освещения бульвара сохраняется; удобный пешеходный путь длиной около 150 м, продолжающий линию бульвара мимо магазина «Польская мода», создается; выделяется дополнительное финансирование для качественной и полноценной реализации проекта, в т. ч. на замену старых бордюров на бульваре на гранитные; все работы ведутся в тесном контакте с ИГ.
Бульвар летом 2014 года в ходе «благоустройства»
Однако уже в начале июля ситуация стремительно изменилась к худшему: возобновившиеся работы по благоустройству ведутся по нигде не опубликованному проекту, который не видели ни ИГ, ни остальные жители района, в большой спешке, в том числе и в ночное время, при этом могут погибнуть растущие там деревья, так как рядом с ними рабочие, нарушая природоохранное законодательство, роют траншеи для новой системы освещения (см. выше), отвергаемой большинством жителей, хотя по проекту ИГ и согласно договоренностям, достигнутым в префектуре, бульвар должен был сохранить имеющиеся типовые высокие фонари, равномерно освещающие всю его ширину. С просьбой о помощи местные жители обратились к мэру Москвы Сергею Собянину: под открытым письмом поставили свои подписи 862 человека.
Траншеи под новую систему освещения. Фото 19 июля 2014
Последние события заставляют сомневаться в удачном завершении этой истории. Выстроенный ИГ диалог с властями позволял надеяться на то, что мнение горожан все же будет учтено, а все оказавшиеся в процессе реализации необходимыми изменения плана будут обсуждаться с его «потребителями» – местными жителями. Ведь благоустройство – это не подарок: реконструкция с общим бюджетом в 70 млн рублей проводится на деньги налогоплательщиков, на деньги москвичей, на деньги жителей Тропарево-Никулино! Разве это не является самым весомым основанием для того, чтобы учитывать их мнение?
При этом инициативная группа частично выполнила работу чиновников: проанализировала градостроительную ситуацию в районе, провела соцопрос жителей, собрала их пожелания и поддерживала с ними диалог на всем протяжении работы над своим проектом. По сути, это и есть оптимальный сценарий реконструкции общественных пространств, особенно давно сложившихся.
До недавнего времени казалось, что диалог жителей и власти в Тропарево создаст прецедент, который может повернуть лицом к человеку московскую политику градостроительного регулирования. Однако сейчас все вновь покатилось по накатанной: чиновники ведут реконструкцию ради самой реконструкции и освоения средств, а не ради удобства жителей, которым в данном случае сложно предъявить какие-либо претензии: они ясно выразили свое видение этого удобства, были готовы обсуждать все детали и идти на компромисс.
Глеб Витков, руководитель проектов Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ:
«Тропарево-Никулино – необычный для Москвы район, один из немногих, где имеется очень сильное гражданское начало. Там есть значительное число образованных, небезразличных и активных жителей. И, конечно же, это колоссальная ошибка людей во власти – то, что они игнорируют этот факт и пытаются действовать там в рамках сложившихся в Москве стандартных методов управления.
Отдельным досадным фактом в этой истории является проект расширения школы. Конечно же, это замечательная и нужная задача, не думаю, что кто-нибудь имеет что-то против. Однако выбор места без изначального его обсуждения – крайне опасный путь. Безусловно, можно сказать, что раз территория муниципальная – значит городу и решать, что там строить. Можно утешить себя мыслью, что застройка общественного пространства социально полезным объектом – это уже не точечная застройка и поэтому «немножко можно». Но тут же можно привести и контраргументы. То, что территория – городская, не означает монопольного права города свободно ей распоряжаться, не учитывая мнения жителей. Любая застройка без комплексного проекта будет точечной в значении «неосмысленная» и «волюнтаристская». Будет ли абсолютным благом замена «ментального» центрального пространства района, которым является этот сквер, полезным в определенных аспектах объектом? На мой взгляд – нет. Не любое открытое пространство в городе является пустым. Его потенциал всегда многозначен и именно поэтому определять его стоит в диалоге. Уверен, что можно было бы найти оптимальное решение.
Если попытаться проанализировать ситуацию – главная проблема кроется, на мой взгляд, в отсутствии комплексного подхода в планировании благоустройства и, тем более, в развитии города. Действующий генплан является в большей степени стратегическим документом, и его масштаб проработки не позволяет работать предметно с более локальными образованиями. Генплану, собственно, нет дела до жизни локальных сообществ, а процедуры публичных слушаний не достаточно, чтобы выявить специфические проблемы района, сложный, неоднородный состав его жителей, перевести понятие обобщенного жителя в человека с его конкретными потребностями и особенностями восприятия, выявить центры территорий в понимании жителей, а не планировщиков.
В настоящий момент такие методики просто не применяются. Вместо комплексного благоустройства практикуется текущий ремонт, и многие детали или особенности уже благоустроенных территорий теряются под давлением утилитарной логики «хозспособа». Участие жителей не предполагается, а как и зачем это надо делать – никто толком не знает.
Комплексное благоустройство позволило бы определить роли и конкретные требования к каждой конкретной территории, выстроить иерархию пространств. Уже на нулевом этапе работы над проектом надо начинать обсуждение с жителями, включать активистов в рабочие группы, выявлять конфликты интересов, договариваться о компромиссе, определять реальные потребности и на их основе разрабатывать техническое задание для проектировщиков. Именно комплексное благоустройство должно решать стратегические вопросы, которые невозможно решить при проектировании локальных территорий.»
Илья Заливухин, руководитель архитектурно-градостроительной компании «Яузапроект»:
«Развитие территорий внутри советских микрорайонов может поднять их уровень до современных районов. Такие районы вне исторического городского центра сейчас делают в Китае, это многоэтажная застройка с очень продуманным благоустройством внутри микрорайона, и все общественные функции и пространства расположены как раз внутри таких микрорайонов, в отличие от квартальной застройки центральной части города.
Тропарево-Никулино проектировалось именно как такой микрорайон, но нехватка бюджета в 1980-х и трансформации после 1990-х годов сделали свое дело. Не всем очевидно значение внутреннего пространства для такого типа застройки, а ведь это внутреннее пространство и есть самое главное в Тропарево-Никулино. Поэтому было бы необходимо уделить ему такое же внимание, как и проекту парка «Зарядье» – сформировать техзадание, провести конкурс, выбрать лучшее решение.
То есть осуществлять такие проекты можно только при профессиональном подходе. Не должно быть «проходных» проектов: как раз проекты на периферии города намного важнее, чем в центре, не говоря уж о таких шедеврах советского градостроительства, как Тропарево-Никулино!»
Анна Адасинская, архитектурно-ландшафтное бюро МОХ:
«У меня история этого проекта вызывает необыкновенное удивление, которое со временем только усиливается. Когда я впервые увидела победивший в конкурсе проект, я не на шутку удивилась. Но, если подумать, это очень типично: ведь как будет выглядеть благоустройство – мало кто может понять, глядя на план, да и интересует это далеко не всех. А вопрос норм, законов, смет и бюджетов – вот это всех интересует. Поразительно то, что обычно всем нормам соответствуют именно самые нелепые проекты. Немало удивила меня и активность жителей, а также то, что они создали вполне адекватный с профессиональной точки зрения проект и даже добились согласия всех заинтересованных сторон: вот это было приятное удивление. И бесконечно удивила меня текущая ситуация: пришли какие-то люди, начали что-то «строить», подпиливая корни у деревьев и т.д. Кто? Что? Почему? – никто не знает, и остановить их нет никакой возможности.
И все это происходит на фоне борьбы с покраской бордюров в цвета бразильского флага: это же сюжет из ненаписанного романа Франца Кафки. Мне кажется, структуры, отвечающие за благоустройство города, похожи на огромную машину. Старую машину. Никто не знает как она на самом деле работает и почему совершает то или иное действие. Последний человек, который знал, умер и не оставил после себя инструкции. Некоторые части этой конструкции ремонтируются и даже модернизируются, но это мало влияет на машину в целом. А она катится как паровой каток, сминая все на своем пути. Вроде кажется, что задал правильную программу и все будет хорошо, но нет: она вдруг развернется и одним махом разрушит все. Грустно, но факт. Инициативной группе я от всей души желаю удачи и надеюсь, что деревья с подпиленными корнями все же выживут, а «машину» удастся повернуть в нужном направлении.»
Траншеи под новую систему освещения. Фото 19 июля 2014