19.03.2008

Дом-коммуна Наркомфина на Новинском бульваре станет бутик-отелем

В многосерийной эпопее вокруг печально известного дома-коммуны Наркомфина на Новинском бульваре, похоже, наступил финал: дом сохранят, отреставрируют и разместят в нем бутик-отель. Совместный проект группы компаний «МИАН» – нового собственника дома, и Алексея Гинзбурга, внука знаменитого архитектора-конструктивиста вместе с мастерской ООО «Гинзбург Архитектс» станет первым в Москве коммерческим проектом научной реставрации памятника авангарда

информация:

Макет реставрации
Макет реставрацииоткрыть большое изображение

После многолетней дискуссии вокруг исчезающего на наших глазах конструктивистского шедевра мирового уровня наконец найден компромисс: группа компаний «МИАН» осуществит проект реставрации дома, сохранив за ним статус обитаемого – здание превратится в бутик-отель на 40 апартаментов, зато максимально полно воссоздающий первоначальное решение вплоть до фурнитуры, окраски стен, посуды и прочих мелочей. Благо, как заметил на пресс-конференции доктор искусствоведения Владимир Седов, мы почти стопроцентно знаем, как выглядел дом, поэтому никаких фантазий при реставрации не будет. Привлечь общественность к столь знаменательному событию решили, устроив в Музее архитектуры выставку.

К нынешнему решению о реставрации шли долго и трудно. Для городских властей дом был словно бельмо на глазу – иностранцы к нему косяками ходят, архитекторы экскурсии устраивают, а от него на глазах у экскурсантов куски отваливаются, стыдно показывать. Парадоксально, но для города памятник, по-видимому, долгое время не представлял никакой ценности – вспомнить хотя бы, что на генплане 1935 года его попросту не было. К счастью, смена стилистического курса с авангарда на сталинский классицизм не закончилась для дома трагедией, в свое время про дом Гинзбурга забыли – его даже не перестраивали, он дошел до нас «как был», но и не ремонтировали, поэтому он очень подлинный (сохранились фрагменты штукатурки 80-летней давности), но и очень ветхий. 

С началом реабилитации авангарда в постсоветский период о доме заговорили, но его консервации так и не произошло. Пассивное созерцание картины дальнейшего разрушения памятника отчасти было связано с тем, что до недавнего времени его никак не могли поделить – к зданию примеривались самые разные организации с взаимоисключающими проектами. Абсурдная ситуация, учитывая, что иностранцы уже не первый год бьют в барабаны, поставив по ходатайству московского Института наследия дом Наркомфина в список 100 главных зданий мира, которым грозит уничтожение, на одно из первых мест.

К счастью, «МИАН» появился на горизонте в тот момент, когда дом еще можно было реставрировать – если протянуть еще несколько лет, мы могли бы лишиться памятника окончательно – считает внук Моисея Гинзбурга Алексей, который, что символично, занимается проектом реставрации дома.

Нынешний переход здания в частную собственность не является трагедией, заверил директор МУАРа Давид Саркисян, поскольку «только имея разные формы финансирования и собственности, мы можем сегодня спасать исторические архитектурные объекты». Итальянцы, заметил Саркисян, до сих пор живут на виллах Палладио и в многочисленных палаццо, но никому даже в голову не приходит что-то там перестроить, дабы улучшить свои бытовые условия. Главное, чтобы после реставрации сохранилось ощущение прикосновения к настоящей вещи, подлинной структуре, подчеркнул Владимир Седов, и это в принципе возможно, как показали немцы, восстановив свой Баухауз вплоть до подлинного материала подоконников и дверных ручек.

Лейтмотивом выставки в МУАРе стала остроумно подмеченная параллель между идеалом социалистического расселения, к которому стремился Гинзбург, и образом жизни современного человека. На первый взгляд абсурдно, что механизм соцбыта, который с трудом вводился в 1920-е гг. путем строительства домов-коммун с обобществленным бытовым блоком сегодня добровольно избирается людьми высокого достатка. Это была гениальная догадка, опередившая даже Ле Корбюзье. Пытаясь избегать крайностей насильственного обращения в новый стиль жизни, Моисей Гинзбург ввел в своем доме эти принципы довольно осторожно, оставляя за жильцами право выбора. Тогда, кстати, существовали и более жесткие эксперименты, к которым относятся дома-коммуны Николаева и Кузьмина, о которых Гинзбург писал в книге «Жилище». В тех утопических проектах расписанный по минутам человек просто терял право всякого выбора, вставая по зову радиорубки и засыпая при помощи усыпляющих веществ в своей «ячейке», которая только и оставалась пространством его частной жизни. Вся остальная активность протекла в коллективе, хочешь ни хочешь, а кухни, санузла и прочих бытовых радостей в индивидуальном порядке не было предусмотрено.

Сегодня даже то, что сделал Гинзбург, кажется некоторым людям дикостью в смысле коммунальности быта, хотя его вариант был очень умеренным – недаром проект назывался «домом переходного типа». Во всяком случае, именно специфика быта, заложенная в планировке, являлась одним из главных вопросов при возможной реставрации, ведь достраивать санузлы или кухни – значит утратить аутентичность памятника, а без них – кто же тогда будет здесь жить? Однако приравнивать дом к большой коммуналке все-таки не стоит, в нем, как это ни парадоксально, напротив, были заложены все «капиталистические настроения»: двухуровневые квартиры, пентхаус наркома и зимний сад на крыше. Под эту схему лучше других подошел тип камерной гостиницы, которая, как отметил Алексей Гинзбург, сохраняет жилую функцию здания, т.е. аутентичное его назначение.

Оба корпуса и переход между ними, а также парковая зона в проекте сохраняются. В основном 8-этажном здании, где Гинзбургом были спроектированы квартиры разных типов для разных семей, будут теперь гостиничные номера, ресепшн, холл, гардероб, магазин, лобби-бар. Площадь 4-этажного коммунального корпуса вместит переговорную, бизнес-центр, конференц-зал, фойе, ресторан, и все это естественно камерных масштабов, поскольку эксклюзивный «авангардный аттракцион» рассчитан на совсем не большое количество постояльцев.

Реставрационное обследование дома продолжается до сих пор, для российских реставраторов работа с авангардом в новинку, поэтому помогать будут немцы. «МИАН» собирается потратить на этот проект 60 млн. долларов. Как сказал на пресс-конференции председатель совета директоров «МИАН» Александр Сенаторов, сам факт того, что памятники авангарда могут быть реставрированы, да еще и приносить доход, должен обратить внимание на эту пустующую нишу, на разрушающиеся памятники – а ничего подобного советским домам-коммунам, как заметил Владимир Седов, мы не найдем больше нигде в мире. К 2011 году реставрацию обещают закончить, так что через несколько лет иностранные поклонники авангарда, раньше приходившие сюда смотреть на аварийное здание с пластами отвалившейся штукатурки, смогут здесь пожить и, как говорится, прочувствовать на себе все прелести социалистического быта.

открыть большое изображение
Проект реставрации дома Наркомфин.
Северная сторона.
Автор проекта В.М. Гинзбург, А.В. Гинзбург.
1995-2007 гг. Мастерская архитектора В.М.Гинзбурга.
Проект реставрации дома Наркомфин. Северная сторона. Автор проекта В.М. Гинзбург, А.В. Гинзбург. 1995-2007 гг. Мастерская архитектора В.М.Гинзбурга.открыть большое изображение
Проект реставрации дома Наркомфин.
Вид крыши.
Автор проекта В.М. Гинзбург, А.В. Гинзбург.
1995-2007 гг. Мастерская архитектора В.М.Гинзбурга.
Проект реставрации дома Наркомфин. Вид крыши. Автор проекта В.М. Гинзбург, А.В. Гинзбург. 1995-2007 гг. Мастерская архитектора В.М.Гинзбурга.открыть большое изображение
Дом Наркомфина. Перспектива.
Фотографии с утраченных фиксационных чертежей.
Дом Наркомфина. Перспектива. Фотографии с утраченных фиксационных чертежей.открыть большое изображение
Дом Наркомфина. Процесс стройки (М. Я Гинзбург — по центру). Автор съемки В.Г. Грюнталь (?).Начало 1930-х гг
Дом Наркомфина. Процесс стройки (М. Я Гинзбург — по центру). Автор съемки В.Г. Грюнталь (?).Начало 1930-х гготкрыть большое изображение
М.Я. Гинзбург.
М.Я. Гинзбург.открыть большое изображение
Дом Наркомфина. Фрагмент южного фасада.
1930–1940-е гг.
Дом Наркомфина. Фрагмент южного фасада. 1930–1940-е гг.открыть большое изображение
Дом Наркомфина. Процесс стройки. Автор съемки В.Г. Грюнталь (?). Начало 1930-х гг.
Дом Наркомфина. Процесс стройки. Автор съемки В.Г. Грюнталь (?). Начало 1930-х гг.открыть большое изображение
Дом Наркомфина. Внутренность квартиры — тип «К».
Дом Наркомфина. Внутренность квартиры — тип «К». открыть большое изображение
Дом Наркомфина. Внутренний вид коммунального корпуса. Автор съемки В.Г. Грюнталь. Начало 1930-х гг.
Дом Наркомфина. Внутренний вид коммунального корпуса. Автор съемки В.Г. Грюнталь. Начало 1930-х гг.открыть большое изображение
Дом Наркомфина. Фрагмент интерьера жилой ячейки.
1930-е гг.
Дом Наркомфина. Фрагмент интерьера жилой ячейки. 1930-е гг.открыть большое изображение
Дом Наркомфина. Вид с крыши коммунального корпуса.
Автор съемки В.Г. Грюнталь. Начало 1930-х гг.
Дом Наркомфина. Вид с крыши коммунального корпуса. Автор съемки В.Г. Грюнталь. Начало 1930-х гг.открыть большое изображение
Дом Наркомфина. Боковой (южный) фасад жилого корпуса. Автор съемки М.М. Чураков. 1967 г.
Дом Наркомфина. Боковой (южный) фасад жилого корпуса. Автор съемки М.М. Чураков. 1967 г.открыть большое изображение
Дом Наркомфина. Северная сторона.
Дом Наркомфина. Северная сторона.открыть большое изображение

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Татьяна Зульхарнеева
  • Александр Бровкин
  • Антон Бондаренко
  • Андрей Асадов
  • Анатолий Столярчук
  • Павел Андреев
  • Екатерина Грень
  • Сергей Чобан
  • Георгий Трофимов
  • Андрей Романов
  • Роман Леонидов
  • Даниил Лоренц
  • Карен Сапричян
  • Станислав Белых
  • Юлия Тряскина
  • Валерия Преображенская
  • Шимон Матковски
  • Александр Попов
  • Николай Переслегин
  • Лукаш Качмарчик
  • Антон Барклянский
  • Дмитрий Ликин
  • Сергей Переслегин
  • Никита Явейн
  • Андрей Гнездилов
  • Олег Карлсон
  • Константин Ходнев
  • Полина Воеводина
  • Сергей  Орешкин
  • Евгений Герасимов
  • Магда Чихонь
  • Алексей Курков
  • Владимир Биндеман
  • Магда Кмита
  • Всеволод Медведев
  • Валерий Лукомский
  • Илья Машков
  • Никита Токарев
  • Сергей Кузнецов
  • Александр Скокан
  • Александр Асадов
  • Левон Айрапетов
  • Олег Шапиро
  • Александра Кузьмина
  • Игорь Шварцман
  • Владимир Плоткин
  • Олег Мединский
  • Антон Ладыгин
  • Наталья Сидорова
  • Антон Лукомский
  • Петр Фонфара
  • Арсений Леонович
  • Тотан Кузембаев
  • Антон Яр-Скрябин
  • Юлий Борисов
  • Михаил Канунников
  • Дмитрий Селивохин
  • Наталия Шилова
  • Владимир Ковалёв
  • Сергей Труханов
  • Илья Уткин
  • Зураб Басария
  • Вера Бутко
  • Николай Миловидов
  • Дмитрий Васильев
  • Антон Надточий
  • Сергей Скуратов
  • Никита Бирюков
  • Сергей Сенкевич
  • Алексей Гинзбург
  • Екатерина Кузнецова
  • Иван Кожин

Постройки и проекты (новые записи):

  • Дом для двух художников
  • Кибитка. Проект фестиваля «Архстояние 2017»
  • Административно-деловое здание в Мясницком проезде
  • AYB School в Ереване
  • Развитие территории курорта Paradise waters
  • Концепция развития туристического бренда Дрезны
  • ЖК Wood City
  • Контур-Парк
  • Поселок «Рафинад»

Технологии:

24.05.2018

Бетон: сверхпрочный, сверхводостойкий и «зелёный»

Английские учёные смогли улучшить свойства бетона с помощью графена.
18.05.2018

ALT F50. Ловец света и тепла

Профильная система ALT F50 от Группы компаний «АЛЮТЕХ» предназначена для изготовления светопрозрачных и энергоэффективных конструкций любого типа – от зимнего сада до высотных зданий.
АЛЮТЕХ
16.05.2018

Крепче паутины

Учёные из стокгольмского Королевского технологического института создали очень крепкий биополимер из целлюлозы.
16.05.2018

Минималистичные камни, мрамор и оникс: новые гаммы керамогранита Italon

Компания Italon представила на BATIMAT RUSSIA 2018 две новые коллекции керамогранита. Charme Extra и Genesis имитируют натуральный камень и позволяют создавать небанальные сочетания цветов и фактур.
ЗАО «Керамогранитный Завод»
25.04.2018

Технический портал Extranet от ALUCOBOND® предлагает множество новых удобных функций для проектировщиков

BIM-модели, шейдеры, расчет ветровых нагрузок, альбомы типовых технических решений и многое другое – на обновленном техническом портале Extranet от производителя оригинальных панелей ALUCOBOND®.
ALUCOBOND®
другие статьи