Блоги: 8–14 августа

В блогах призывают к «агронизации» российских городов, вспоминают мировых классиков архитектурной фотографии и размышляют о новом конкурсе на музейный комплекс ГЦСИ.

author pht

Автор текста:
Наталья Коряковская

14 Августа 2013
mainImg
«Зеленая архитектура» в России, как и растения, высаженные на наши крыши, приживается с великим трудом. В сообществе RUPA шутят, что деревья у нас хорошо растут только на руинах. Но если без шуток, то урбанисты очень надеются переубедить общественное мнение или, как выразился Александр Водяник, перенаправить протестную энергию в созидательное русло и начать проектировать в духе «город+огород». России, конечно, еще далеко до европейских показателей, где, по словам Виталия Саакова, до четверти валового урожая овощей и прочей зелени производят города своей «зеленой архитектурой». Однако, кое-что в этом направлении происходит: вот, например, Александр Водяник пишет, что есть хороший опыт питерцев, которые «зеленые фасады проектируют из соображения их декоративности зимой»; архитектоника безлистных крон оказалась весьма плодотворной идеей. К тому же «зеленая» крыша – это не обязательно на крыше, добавляет пользователь, в городах есть огромное количество поверхностей над гаражами и коммуникациями, где можно развернуться садовнику. Артём Тараненко пишет про достоинства эксплуатируемых кровель в плане звукоизоляции и экономии на кондиционерах. А Игорь Поповский весьма доволен своим «зеленым» экспериментом на крыше барнаульского офиса Сбербанка несмотря на то, что одно время противники даже хотели забросать ее камнями.

В то время как на RUPA архитекторов зовут на крыши, в Перми, наоборот, под землю: недавно тут прошел круглый стол по использованию подземного пространства. Пермский правозащитник Денис Галицкий, тем временем, не видит веских причин, которые загнали бы горожан под землю: в Перми нет ни острой транспортной проблемы, ни нехватки свободного пространства, считает блоггер. «Цели залезть под землю у инвесторов могут быть самыми непредсказуемыми», – замечает на это perfectmixer, хотя бы перенаправить людские потоки в очередной торговый центр. А isinda_bubuev считает подземное строительство весьма удобным обходным маневром для архитекторов и застройщиков «в эпоху презумпции виновности фасада»: «Так проще, быстрее, эффективнее, дешевле не обременять полезные площади фасадами, дабы не завязнуть на 15-20 лет с «вписанием в среду» и «сохранением ансамблей»».
 
На фоне этих робких шагов архитектурно-строительный рывок Китая последнего десятилетия, о котором пишет блоггер darrius, кажется фантастикой. Но еще более фантастично выглядят новые жилые районы и целые города, построенные лучшими архитектурными бюро и самыми передовыми технологиями «про запас»: в течение лет миллионы квадратных метров новостроек и километров шоссе остаются практически пустынными, а инфраструктурными объектами изредка пользуются только жители соседних старых районов. Впрочем, по словам darrius, китайцы тут не ошиблись: на фоне высоких темпов урбанизации нынешние «города-призраки» благополучно оживут уже через несколько лет. Блоггеры, между тем, остались под сильным впечатлением от увиденного: «Умеют же строить, и стиль есть, и цвета красивые, – пишет, например, maluh1. – Пенсионерам-проектировщикам нашего градостроения вот куда надо свой взор обратить». – «Не то что у нас в Минске: понатыкано мопидовских свечек в каждом дворе, а парковок, парков, детских площадок нет, – добавляет ACEBY, – стихийные ремонты одной левой, и город выглядит не как единый архитектурный комплекс, а как непонятно что». – «Подделывают целые европейские города. Вот это размах!» – замечает l.i.o.n. – «Европейские города-подделки просто великолепны», – соглашается Graffenwalder.

О настоящих шедеврах современной архитектуры, тем временем, пишет блоггер Илья Варламов, посвящая свой пост одному из лучших архитектурных фотографов прошлого века Эзре Столлеру. В эпоху цифры метод Столлера, который, по словам Варламова, вместо постобработки своих фотографий редактировал их в голове, «до нажатия на кнопку», может показаться архаичным. Тем не менее, результат, который он добивался тщательным обследованием и переживанием объекта съемки, даже современная аудитория нашла превосходным.

Архитектор Юрий Аввакумов в своем блоге на Сноб.ру пишет о новом конкурсе на разработку архитектурной концепции музейно-выставочного комплекса ГЦСИ. По мнению архитектора, ожидать достойного решения в пылу спешки и желания построить музей, по выражению министра культуры, «при нашей жизни», не стоит. Не поспособствовал результату и перенос объекта с Бауманской на Ходынку, уверен Аввакумов: упустив возможность разместить центр в пустующем производственном цеху, наподобие Тейт Модерн, Минкультуры теперь изрядно потратится на строительство «здания-скульптуры». И это вдвойне нелепо, считает Аввакумов, поскольку именно по этой причине в свое время «зарубили» проект Миндлина-Хазанова.
zooming
Музейно-выставочный комплекс ГЦСИ на Бауманской улице. Арх. М. Хазанов, М. Миндлин и др.
В блоге архитектора Евгения Асса на Фейсбук в это время рапортуют о том, как идет сооружение деревянных павильонов вернисажа в Парке Музеон. Уже сейчас видно, как сильно гнутые и симпатичные конструкции из лиственницы изменят привычный облик толкучки художников.

На третью волну летней практики по изучению и улучшению столичного благоустройства, тем временем, зовут активисты из «Городских проектов». В планах – пешеходная инфраструктура, московские дворы и подземные переходы. А в Самаре добровольцы продолжают свою миссию по обследованию разрушающихся памятников архитектуры. Как пишет в своем журнале блоггер golema, многие из опасных для мимо идущих пешеходов здания – не рядовые, не «гнилушки», а дома, построенные по проектам известных архитекторов, например, Федора Шехтеля, как бывший особняк Сурошникова.

14 Августа 2013

author pht

Автор текста:

Наталья Коряковская
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.

Сейчас на главной

Двенадцать формул
Два московских учебных заведения показывают в открытых мастерских Баухауза проект, посвященный общественным пространствам. Методы спекулятивного дизайна и «сенсорная урбанистика» помогли поставить правильные вопросы и получить серьезные выводы.
Рем Колхас: взгляд в поля
Что Если Деревню Продолжат Благоустраивать Без Архитекторов? Владимир Белоголовский посетил открытие новой провокационной выставки Рема Колхаса “Countryside, The Future” в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Умер Иона Фридман
Архитектор-теоретик, озвучивший в конце 1950-х идею мобильной, саморазвивающейся силами жителей и изменяемой архитектуры – своего рода пространственной сети, приподнятой над традиционным городом и способной охватить весь мир.
Степан Липгарт: «Гнуть свою линию – это правильно»
Потомок немецких промышленников, «сын Иофана», архитектор – о том, как изучение ордерной архитектуры закаляет волю, и как силами нескольких человек проектировать жилые комплексы в центре Петербурга. А также: Дед Мороз в сталинской высотке, арка в космос, живопись маньеризма и дворцы Парижа – в интервью Степана Липгарта.
Новое время Советской площади
Благоустройство центральной площади Гаврилова Посада, профинансированное из трех источников и призванное помочь городу стать туристическим, выглядит современно и ставит задачи осмысления местной идентичности.
Разобрано по весне
Временный и уже разобранный павильон на площади перед «Зарядьем»: кольцеобразный, с деревянной конструкцией и фасадом из металла и поликарбоната. Внутри был тот самый искусственный снег, березы елки.
Метод обнимания
TreeHugger, небольшой павильон информационного туристического центра бюро MoDusArchitects, вступая в диалог с архитектурным и природным окружением, сам становится новой достопримечательностью предальпийского городка в итальянском Трентино-Альто-Адидже.
Мёд и медь
Архитектор Роман Леонидов спроектировал подмосковный Cool House в райтовском духе, распластав его параллельно земле и подчеркнув горизонтали. Цветовая композиция основана на сопоставлении теплого медового дерева и холодной бирюзовой меди.
Пресса: Почему индустриальное домостроение оставит будущее...
О будущем жилья невозможно говорить, пытаясь обойти стену, в которую оно упирается,— массовое индустриальное домостроение. Если модель массового индустриального домостроения сохранится, то это довольно простое будущее, которое более или менее сводится к настоящему.
СКК: сохранять, крушить, копировать?
Мы поговорили с петербургскими архитекторами о ситуации вокруг обрушенного СКК – здания, купол которого по чистоте формы и инженерного замысла сравнивают с римским Пантеоном, только выполненным в металле. Что, однако, не помогло ему получить статус памятника и защиту от сноса.
Лучи знаний
Школа в Подмосковье, архитектуру которой определяет учебная программа, природное окружение, а также желание использовать только честные материалы.
Кружево из углепластика
Три портала по проекту Асифа Хана для Экспо-2020 в Дубае при высоте в 21 метр сооружены из нитей сверхлегкого углепластика и не требуют дополнительной несущей конструкции.
Арктический вуз
Новое крыло Арктического колледжа на острове Баффинова Земля на севере Канады. Авторы проекта – Teeple Architects из Торонто.
Критическая масса прогресса
20-й по счету летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» спроектируют молодые женщины-архитекторы из ЮАР – бюро Counterspace; их постройка будет посвящена социальным и экологическим темам.
Парки Татарстана, часть I: лучшие городские
Цветущий бульвар вместо парковки, авторские МАФы, экологические решения, равно как и ностальгические фонтаны и площадки для фотосессий новобрачных – в первой части путеводителя по паркам Татарстана, посвященной новым городским пространствам.
Сокольники: ковер из кирпича
Архитекторы бюро Megabudka опубликовали свой проект Сокольнической площади в деталях и с объяснениями всех мотивов. Рассматриваем проект и призываем голосовать за него в «Активном гражданине». Очень хочется, чтобы победила архитектурная версия.
Три январские неудачи Бьярке Ингельса
Основатель BIG подвергся критике из-за деловой встречи с бразильским президентом, известным своими крайне правыми взглядами и отрицанием экологических проблем Амазонии, лишился поста главного архитектора в WeWork и был отстранен от участия в проектировании небоскреба для нью-йоркского ВТЦ.
Кирпичные шестигранники
Башни Hoxton Press по проекту Karakusevic Carson и Дэвида Чипперфильда на границе лондонского Сити – коммерческое жилье, «субсидирующее» реновацию социального жилого массива рядом.
Одновременное развитие экономики и кино
В бывшем здании центрального рынка Монтевидео уругвайское бюро LAPS Arquitectos разместило штаб-квартиру Латиноамериканского банка развития CAF, национальную синематеку, легендарный бар и общественное пространство.
Москва 2050: деревянные высотки и летающий транспорт
Более 40 студентов представили видение Москвы будущего в недавно открывшейся галерее Шухов Лаб и на Биеннале архитектуры и урбанизма в Шэньчжэне. Рассказываем об итогах воркшопа «Москва 2050» и показываем работы участников.
Рестораны вместо лучших реставраторов страны?
Минкульт выдал ЦНРПМ предписание переехать до 1 марта. Не исключено, что после разорительного переезда научной реставрации в стране не останется. Говорим со специалистами, публикуем письмо сотрудников министру культуры.
Глэм-карьер
Благоустройство подмосковного озера от бюро Ai-architects: эко-школа, глэмпинг и всесезонные развлечения.
Красный зиккурат
Многоквартирный дом Cascade Villa в Алмере по проекту бюро CROSS Architecture снаружи – кирпичный, а во внутреннем дворе – обшит деревом.
Арт-депо
Офисное здание на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Артема Никифорова – это тонкая вариация на тему кирпичной промышленной архитектуры XIX и ХХ века с рядом художественных изобретений, хорошим строительным и ремесленным качеством.
Будущее не дремлет
Выставка Европейского культурного центра в ГНИМА это коллекция современных пространств разной степени общественности. Подборка довольно случайная, но интересная, а в последнем зале пугают потопом, античным форумом, зиккуратами и вигвамами.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Розовый слон
В Лос-Анджелесе построен флагманский магазин одежды The Webster по проекту Дэвида Аджайе. Для внешней и внутренней отделки британский архитектор использовал окрашенный бетон.
Архи-события: 3–9 февраля
«Кто хочет стать миллионером» для архитекторов и дизайнеров, новый интенсив в МАРШ и экскурсия с плаванием от «Москвы глазами инженера».
Пресса: Великое переселение
В последнюю неделю января 2020-го в стране активно обсуждают реновацию устаревшего жилья — вернее, возможность запуска подобных программ в российских регионах. В одном из первых своих интервью на посту вице-премьера Марат Хуснуллин отметил, что реновацию можно запустить в городах-миллионниках.
Умер Андрей Меерсон
Признанный мастер советского модернизма, автор «Лебедя» и самого красивого московского дома «на ножках» на Беговой, но и автор неоднозначного стилизаторского Ритц Карлтон на Тверской – тоже.
Неиссякаемый источник
VIP-зоны аэропорта – настоящее раздолье для цвета, пластики, образности и творческой фантазии архитекторов. Рассматриваем четыре бизнес-зала и один VIP-терминал ростовского аэропорта «Платов»: все они так или иначе осмысляют контекст: южное солнце, волны речной воды, восход над степным горизонтом и золото сарматов.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Вертикальные татами
Фасады офисного здания Torre Patria-Hipódromo по проекту Карлоса Ферратера и его бюро OAB в Гвадалахаре на западе Мексики подчинены модульной конструктивной сетке, которая упорядочивает и окружающее пространство нового района.
Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.